Культурная жизнь современного Азербайджана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурная жизнь современного Азербайджана



В ее развитии большую роль играют вновь возникшие структуры. Так, созданный в нулевые годы (2004г.) Фонд Гейдара Алиева уделяет самое пристальное внимание развитию образования в республике, целому ряду культурно-массовых мероприятий (музеи, выставки, конкурсы, фестивали и др.). В 2008 году в Азербайджане был создан международный центр мугама. В 2005-2013 годах проведены четыре конкурса мугама на телевидении. Для дальнейшего развития отечественной культуры и искусства на национальном телевидении в 2011г. открыт канал «Культура». Наглядны достижения в области градостроения и архитектуры. К числу уникальных сооружений следует отнести архитектурные комплексы ставшие символом современного Баку – архитектурный ансамбль «Огненные башни» и Культурный центр им. Гейдара Алиева, здание в котором в 2012 году проходил конкурс «Евровидение» и комплекс спортивных сооружений и олимпийской деревни для первых в мире Европейских игр 2015 года.

В 2009г. в Баку был открыт Музей современного искусства, в котором представлены произведения изобразительного искусства современного Азербайджана. Одним из признанных в мире видов декоративно-прикладного искусства Азербайджана остается азербайджанский ковер. Основные центры ковроделия в современном Азербайджане – Куба, Гянджа, Шемаха, Шехи, Баку и др., где действует ковроткаческое производство и развиваются старинные искусства. В ноябре 2010 года Традиционное искусство ковроделия в Азербайджане внесено в список ЮНЕСКО по культурному наследию человечества.   

Внешняя политика.

 Надо отметить, что в первой половине 1990-х годов все внешнеполитические шаги Азербайджана диктовались в первую очередь необходимостью решения Карабахской проблемы. Вопрос принадлежности Карабаха и сейчас является основным камнем преткновения между Азербайджаном и Арменией – ни одна из сторон не готова идти на уступки. Хотя де-факто Карабах и прилегающие к нему районы Азербайджана не подчиняются Баку, де-юре Азербайджан продолжает считать этот регион своей территорией. С середины 1990-х годов Азербайджан последовательно проводил многовекторную внешнюю политику. С одной стороны, основным проводником российских интересов в Закавказье считалась Армения, на территории которой располагались российские военные базы. С другой – Россия и Азербайджан выступали конкурентами на рынке углеводородов. В этой ситуации Баку участвовал в различных проектах транспортных коридоров, идущих в обход России, стремясь снизить свою зависимость от северного соседа. Азербайджан стал одним из участников блока ГУУАМ, основной идеей которого была «Интеграция без России». Однако в 2000-х годах политика Баку становится более взвешенной, а российско-азербайджанские взаимоотношения ощутимо крепнут. Наряду с другими транспортными проектами, обсуждается интермодальный коридор «Север-Юг», предусматривающий строительство через Азербайджан железнодорожной магистрали, соединяющей Россию и Иран.

Азербайджан – важный стратегический партнер России. Москва и Баку проводят согласованную внешнюю политику, чему в немалой степени способствуют доверительные отношения между руководителями обоих государств. Развитие такого взаимодействия способствует укреплению стабильности и безопасности на Южном Кавказе и в Каспийском регионе. Поддерживаются постоянные контакты по парламентской линии, на уровне руководителей ключевых ведомств, работает Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. В Азербайджане действует более 600 компаний с российским капиталом. Среди крупных российских производителей и компаний - "Газпром", ЛУКОЙЛ, КАМАЗ и Банк ВТБ.

Азербайджан поддерживает межрегиональные связи с большинством субъектов Российской Федерации. С 2008 года работает Бакинский филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. С сентября 2015 года - Бакинский филиал Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова.

Действует Азербайджанский Государственный Русский Драматический Театр имени Самеда Вургуна, Бакинско-Азербайджанская епархия РПЦ, храмы которой открыты для прихожан не только в Баку (Кафедральный Собор св.Жен-Мироносиц, Собор Рождества Богородицы, Храм Архангела Михаила, Часовня в честь св. князя Александра Невского), но и в Гяндже (Храм Александра Невского), Хачмасе (Храм св.Николая Чудотворца), в Сумгаите (приход преп.Серафима Саровского). К слову сказать, в Азербайджане открыты не только православные церкви, но и синагоги, католические и протестантские храмы.

Интересно, что среди трех стран Южного Кавказа русский язык занимает привилегированное положение именно в Азербайджане, где русскоязычное население чувствует себя наиболее комфортно. Сегодня в Азербайджане проживает около 150 тыс. русских. Залогом сохранения и развития русского языка в республике стала активная государственная политика. В Азербайджане действует 327 смешанных государственных общеобразовательных школ, преподавание в которых осуществляется как на русском, так и азербайджанском языках, а также 16 государственных школ, образовательный процесс в которых ведется исключительно на русском языке. Аналогичная ситуация наблюдается в Азербайджане и в сфере высшего образования. Государство оплачивает получение высшего образования на русском языке более чем 17 тысячам студентов по всей республике. Русские в Азербайджане – второе по величине этническое меньшинство. Но влияние русского языка и российской культуры существенно шире, чем удельный вес русских в Азербайджане. Здесь широко распространено обучение на русском языке от детского сада и средней школы до высших учебных заведений.

Постоянно растет международный авторитет Азербайджана. Страна – активный член большинства международных организаций – ООН и ее специализированных учреждений (ЮНЕСКО, МОТ, ФАО и др.) ОБСЕ, Совета Европы, региональных межгосударственных структур – СНГ, ОДЭК – ГУАМ, ОЧЭС, ТЮРКСОЙ, СВ МДА и др. В октябре 2011 г. республика была избрана на 2012 – 2013 гг. в качестве непостоянного члена Совета Безопасности. В мае 2011г. Азербайджан, имевший статус наблюдателя стал полномочным членом Организации Движения Неприсоединения. Это произошло на Бали, Индонезия, на XV юбилейной конференции ДН.

В последнее десятилетие Азербайджан стал местом проведения целого ряда самых важных международных мероприятий научного, культурного, спортивного характера. Среди них – первые европейские спортивные игры 2015 года, Европейский конкурс «Евровидение» 2012г., Всемирный Форум по Межкультурному Диалогу (проводимый в Баку раз в два года, начиная с 2011г.), Международный Гуманитарный Форум (проводимый ежегодно начиная с 2010 г.).

В настоящее время Азербайджан является президентской республикой. Президент страны избирается на 5 лет. Одноплатный парламент страны – Меджлис – насчитывает 125 депутатов, избираемых по мажоритарной системе на 5 лет. Всего в стране насчитывается около 30 политических партий и движений, но господствующую позицию занимает партия «Новый Азербайджан». Административно страна делится на 66 районов, 11 городов республиканского подчинения и Нахичеванскую автономную республику. Устойчивый экономический рост способствовал и социальному развитию страны. Азербайджан – единственная страна Закавказья, сохранившая положительный темп роста населения. На 2013г. населения страны составляло 9,4 млн. чел. (на 1989г. – 7 млн.). В стране достаточно низкие показатели безработицы: в 2010г. официальный уровень безработицы составлял 0,8% экономически активного населения (или 5,6% по методологии МОТ). Большинство населения (более 90%) составляют этнические азербайджанцы. Основной конфессией страны является ислам шиитской ветви. В стране действуют приходы Русской православной церкви, Грузинской православной церкви, Католической церкви, три еврейские общины (горские евреи, ашкенази и грузинские евреи) молоканские и старообрядческие общины. С глубокой древности на Апшероне сохранялся и культ огнепоклонников. Об этом свидетельствует Атешгях – древний храм огнепоклонников в 30 км. от центра столицы Азербайджана. Атешгях или Дом огня известен уникальным феноменом- горящими выходами природного газа на территории храмового комплекса. 

Азербайджан – преимущественно урбанизированная страна, в городах проживает свыше половины населения. Определённую проблему представляют собой межрайонные диспропорции. Так, на район Баку приходится около 75% всего производства товаров в стране. Денежная единица – манат, состоящий из 100 гяпиков.

Азербайджанские диаспоры.

Важным фактором способствующим укреплению отношений Азербайджана с другими государствами выступают диаспоральные структуры.

Азербайджанское население проживает практически во всех регионах России, при этом наиболее крупными по официальным оценкам, являются азербайджанские общины в Дагестане, Москве, Саратовской области, Красноярском и Ставропольском краях. В РФ действует несколько организаций азербайджанской диаспоры, таких как Всероссийский Азербайджанский конгресс, АМОР и др. Азербайджанцы в России составляют 2 млн. чел. и оцениваются как одна из самых больших диаспор в РФ.

Самая большая община этнических азербайджанцев проживает в Северном Иране. Его столицей является город Тебриз, с которым связано множество страниц истории азербайджанского народа. Одна из крупнейших общин азербайджанцев, что определила также история этого народа, проживает в Турции. Значительны азербайджанские общины на Ближнем Востоке– в Ираке, Сирии, а также во многих странах постсоветского пространства – Украине, Грузии, Узбекистане, Туркменистане, Казахстане, Киргизии и др. Достаточно большие азербайджанские общины (по несколько сот или десятков тысяч человек) проживают в США, Канаде, Франции, Германии.

 

 

М.н.с. Роева Е.Б.

Республика Армения.

 

Армения - одна из республик Южного Кавказа. Расположена на севере географического региона Передняя Азия и северо-востоке Армянского нагорья. Выхода к морю не имеет. Граничит с Азербайджаном и непризнанной Республикой Арцах на востоке. На юго-западе с Нахичеванской АР, входящей в состав Азербайджана. С Ираном на юге, с Турцией на западе и с Грузией на севере.

Население Армении, по данным на 2014 год, составляет 3 017 100 человек, территория — 29 743 км². Занимает 136 место в мире по численности населения и 138 по территории.

Столица — Ереван, основанный в 8 в. до н.э. В нем, по данным Национальной статистической службы, проживают 1,068 млн. Второе место по численности населения занимает город Гюмри (с 1924 по 1992 Ленинакан) — 146 тыс. человек, третье место Ванадзор (с 1935 по 1992 Кировакан) с населением 104 тыс. человек. Государственный язык — армянский.

Подавляющее большинство населения Армении – христиане. Армяне приняли христианство в 301 году благодаря деятельности Григория I Просветителя (арм. Григор Лусаворич (ок. 252 — 326), впоследствии был причислен к лику святых). Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии. В настоящее время в стране насчитывается 180–220 тыс. армян-католиков, которые населяют в основном северные районы Армении.

Среди курдов довольно значительную общину образуют езиды, религиозные верования которых включают элементы зороастризма, ислама и анимизма. Езиды населяют, прежде всего, сельские районы в горах Арагаца, к северо-западу от Еревана (примерная численность общины 30–40 тыс.)

В период существования Советского Союза ислам в Армении был распространен в основном среди азербайджанцев и курдов, однако в результате карабахского конфликта большинство мусульман покинули страну. Наиболее крупная мусульманская община, включающая курдов, иранцев и выходцев из стран Ближнего Востока, в настоящее время сохранилась только в Ереване.

Армения имеет богатую древнюю историю. В различных районах Армянкого нагорья были обнаружены следы обитания древнего человека: в Арзни, Нурнусе и других местах были обнаружены стоянки с каменными орудиями, а в Разданском ущелье, Лусакерте и др. были найдены пещеры-жилища. Одной из ранних культур эпохи неолита, обнаруженных в Центральном Закавказье является Шулавери-Шомутепинская культура, которая датируется VI—IV тыс. до н. э. Другими ранними культурами является Кура-Аракская (IV—II тыс. до н. э.) и Триалетская (2200—1500 гг. до н. э.) культуры.

В районе Шенгавита на территории современного Еревана было обнаружено поселение начала бронзового века, датирующееся V—III тысячелетиями до нашей эры. Согласно данным археологических раскопок, жители Армянского нагорья ещё в глубокой древности овладели многими ремёслами - уже в V—IV тысячелетии до н. э. они умели плавить медь, а во II тысячелетии до н. э. — железо.

Одной из самых занимательных находок, сделанных при раскопках на территории Армении (пещера Арени), является самая древняя обувь возраст которой более 5500 лет. Находка датируется периодом энеолита (3600—3500 гг. до н. э). Это мягкие туфли с заострёнными концами — чарохи.

На территории Республики Армения были обнаружены остатки многочисленных каменных сооружений: дольменов, менгиров, кромлехов и стены циклопических сооружений. Большое количество мегалитических сооружений было обнаружено около горы Арагац, в долинах вокруг современных городов Ошакан, Парпи, Агтц и Сисиан.

Первые протормянские племена (урарты, хурриты, лувийцы и др.), населяющие Армянское нагорье упоминаются уже на рубеже IV - III тысячелетий до н.э. Существует две основные теории этногенеза армянского народа. В самой Армении наибольшее распространение имеет автохтонная версия этногенеза армянского народа, которая в основном базируется на различных «хайасских» гипотезах, согласно которым этнические армяне населяли Армянское нагорье со значительно более раннего периода, впоследствии, исследовав большой массив археологического материала из крепостей урартского времени, стало ясно, что появление армян — индоевропейцев по языку — на территории Урарту вместо неиндоевропейских урартийцев должно быть каким-то образом объяснено, и в качестве основной версии была принята гипотеза о переселении части фригийцев на восток, на Армянское нагорье, сразу после распада Урарту на рубеже VII—VI веков до н. э. Самые ранние сведения об Армянском нагорье сохранились в древнейших шумерских и аккадских письменных памятниках, так в месопотамских текстах, относящихся к 28-27 векам до н.э. упоминается страна Аратта. А в клинописных хеттских записях (15-13 веков до н.э.) упоминается страна «Хайаса». В основе названия страны лежит самоназвание армян «хай». В хеттском языке топонимы образовывались с добавлением суффикса -а(са), т.е. Хайаса - дословно страна хаев или современный Хайастан (Армения).

Самым крупным государством на территории Армянского нагорья было Ванское царство (Урарту). Существование Урарту как союза племён документально подтверждено с XIII, как государства — с IX века до н. э. Урарту прекратило существование в VI веке до н. э. В первой четверти 1 тысячелетия до н. э. Урарту занимало главенствующее положение среди государств Передней Азии. В 859 году до нашей эры, правитель Ванского княжества Арам, провозгласил себя единоличным царем во всей Араратской стране (именно под этим названием Урарту упоминается в Ветхом Завете и само слово «Урарту»-это искаженная ассирийская форма слова «Арарат»).

На территории современной, а также Западной Армении (современная Турция) в ходе археологических раскопок под руководством Б.Б. Пиотровского было найден огромное количество памятников, относящихся к периоду Ванского царства. В частности, были раскопаны крепости Ван, Эребуни, Тейшебаини. Были получены сведения о быте и религиозной системе племен, населявших Ванское царство.

В VI в. до н. э. территория Восточной Армении (Армянского нагорья и бывших территорий Урарту) была поглощена Мидией, которая перенесла свои границы за Аракс. в знаменитой Бехистунской надписи (трёхъязычный (древнеперсидский, эламский и аккадский) клинописный текст на скале Бехистун (Бисутун), юго-западнее Экбатан между Керманшахом и Хамаданом в Иране), высеченной по приказу царя Дария I, правившего в 522-486 гг. до н.э. впервые встречаются название страны «Арминиа» и народа «армина», которые были сатрапией Ахеменидской державы.. Сведения об армянах и Армении есть также у древнегреческих авторов V века до н. э. — Геродота и Ксенофонта. Последний в своем сочинении «Анабасис» описал отступление греков через Армению к Чёрному морю в 401—400 годах до н. э. Говоря об Армении, Ксенофонт называет «страну обширную и богатую, которой правил Оронт».

Под властью Персии Армения оставалась до тех пор, пока Александр Македонский (предположительно 20/23 июля или 6/10 октября 356 — 10 июня 323 гг. до н. э.) не присоединил к своему государству всю державу Ахеменидов. После его смерти (323 год до н. э.) здесь возникло самостоятельное армянское царство, просуществовавшее более двухсот лет — до 115 года до н. э., когда Митридат VI Евпатор (132 до н. э. — 63 до н. э.) присоединил его к Понтийскому царству.

Другая армянская область, Софена, занимавшая юго-западную часть Армянского нагорья, входила в состав государства Селевкидов. Софена стала первой армянской областью где появляется денежное обращение и начинает чеканиться местная монета.

Ещё одна армянская область, была расположена в окрестностях озера Ван, то есть занимала основную территорию древнего государства Урарту. Также как и в Софене, здесь правили местные наследственные властители, но по своему общественному развитию область сильно отставала от Софены, и власть Селевкидов была здесь сравнительно прочнее. На северо-восток от этой области, в долине реки Аракс, находилось Араратское царство со столицей в городе Армавир, возникшее в конце IV века до н. э. Араратское царство, первоначально признав власть Александра, стало самостоятельным в 316 году до н. э. во время войны диадохов. Царство было ликвидировано селевкидским царём Антиохом III Великим (241 — 187 до н. э.) примерно в 200 году до н. э. Однако после поражения Антиоха от римлян поставленные им местные правители (возможно из старого царского рода) Арташес I (дата рождения неизвестна — умер около 160 до н. э.) и Зарех в 190 году до н. э. провозгласили себя царями. В результате возникли три армянских царств, получивших названия: Великая Армения (к востоку от Евфрата до Араратской долины включительно, во главе с Арташесом), Малая Армения (к западу от Евфрата, где правил Митридат, родственник и союзник Антиоха) и Софена (по-армянски Цопк, в районе нынешнего Диярбакыра, там правил Зарех).

В 163/162 году до н. э., к юго-западу от Великой Армении, было основано ещё одно армянское царство, Коммагена, где правила одна из ветвей династии Ервандидов, бывших царей Армении. Коммагенское царство просуществовало до 72 года н. э. после чего было присоединено к Римской империи.

С III—II веков до н. э. центр политической и культурной жизни армянского народа постепенно переместился в пределы Араратской долины. Династия Арташесидов царствовала в Великой Армении почти два столетия. Столицей царства при Арташесе I становится Арташат (Артаксата), город, основанный Арташесом в 176 году до н. э. в месте, где ему посоветовал карфагенский полководец Ганнибал (короткое время живший в Армении), на реке Аракс. Арташат оставался столицей страны до 164 года н. э. Наиболее известный представитель династии Арташесидов — Тигран II Великий (95—55 до н. э.). В юности он был заложником у парфян, одержавших победу над армянами. Однако, воцарившись, он сам разгромил парфян. И принял титул «царя царей». Вслед за этим, Тигран заключил военный и матримониальный союз с понтийским царём Митридатом Евпатором, женившись на его дочери Клеопатре. При Тигране II Армения превратилась в крупнейшую державу. Армянский властитель отстроил новую столицу Тигранакерт.

На пике своих военно-политических успехов Тигран сталкивается с римлянами под предводительством сначала Лукулла, а затем Помпея и к 63 году до н. э. теряет почти все свои завоевания.

После смерти Тиграна в 55 году до н. э. в Великой Армении воцарился его сын Артавазд II (55—34 гг. до н. э.), придерживавшийся в основном нейтральной политики. После поражения римлян в битве с парфянами при Каррах в 53 до н. э. Артавазду удалось даже расширить пределы Армении на западе, вновь присоединяя Софену и Малую Армению. В 36—34 гг. до н. э. римский полководец Марк Антоний, после первых поражений, под предлогом переговоров сумел заманить армянского царя в свой лагерь, а позже арестовал и казнил его.

В 30 году до н. э., не без помощи союзной Парфии, армянским царём становится сын Артавазда Арташес II (30—20 гг. до н. э.). Вскоре после вступления на престол, войска Арташеса II перебили римские гарнизоны, оставленные Антонием в Армении. Однако уже после его смерти армянское государство династии Арташесидов начало идти к упадку. Династия Арташесидов пресеклась на рубеже I века до н. э.—I века н. э. со смертью царицы Эрато. С этого времени начинается примерно шестидесятилетний период противоборства Рима и Парфии за господство в Армении.

До середины I века нашей эры Арменией правили римские и парфянские ставленники из династии Аршакидов. В 62 году, потерпев поражении при Рандее, Рим вынужден был признать парфянского ставленника в Армении – Трдата. С этого момента Армения превращается в буферное государство между Римом и Парфией, под управлением армянской ветви династии Аршакидов. Персидский шах Шапур I из династии Сасанидов полностью подчинил себе Армению. Однако противостояние с Римом на этом не закончилось.

В 287 году с помощью римлян на престол вступает Трдат III (250-е - 330 г.). В конце того же века, в 298 году, по Нисибисскому миру Рим и Персия признали независимость Армении, уточнялись также границы Армении с Римом и Персией. При Трдате III в 301 году Армении утверждается христианство в качестве государственной и единственной религии. Первостепенную роль в принятии христианства сыграл св. Григорий Просветитель, ставший первым Католикосом Армянской Церкви (302—326).

При царе Аршаке II разгорелось мощное противостояние между центральной властью и нахарарами (крупные землевладельцы). Внутренние распри сильно подорвали обороноспособность Армении, которая в 360-х годах вела ожесточенную борьбу против Персии. Отправившись ко двору Сасанидов искать мира, Аршак II и главнокомандующий Васак Мамиконян попали в ловушку – последнего казнили, а царь был пленен.

Армянское царство оказалось в чрезвычайно затруднительном положении: Аршак имел сына Папа (353—374), но тот был ещё очень мал, а царица Парандзем не пользовалась достаточным авторитетом, в стране наступило безвластие. Пользуясь этим, персы разрушили до основания все крупные армянские города: Арташат, Вагаршапат, Ервандашат, Нахчаван, Заришат, Ван и Тигранакерт, перебили в них всех взрослых мужчин, а детей и женщин угнали в Иран.

С помощью Рима 16-летний Пап в 369 году смог отвоевать армянский престол и изгнать персов с территории Армении.

Борьба Рима и Персии за главенство в Армении привела к разделу страны в 387 году (первый раздел Армении). Западная часть отошла к Риму, восточная – Ирану. Первоначально персы предоставили Армении значительную автономию. Ключевые государственные должности оставались в руках армян. «Великим судьей» в стране был армянский католикос (глава христианской церкви), сборщиками налогов были армяне. Страна переживала культурный подъём, связанный с деятельностью Месропа Маштоца (около 361/362 — 17 февраля 440) и его учеников. Персы, однако, не без оснований считали, что христианская религия ориентирует армян в сторону Рима.

В 438 году персидским царем стал Йездигерд II, который, укрепив международное положение своей империи, задался целью и внутреннего единства. Армяне были лишены ряда привилегий и от них требовали отказаться от своей религии в пользу зороастризма. Эти требования спровоцировали восстания в Армении, началась война между войсками повстанцев и сасанидской армией. Решающим эпизодом войны стала Аварайрская битва (26 мая 451 года), в ходе которой погиб вождь повстанцев Вардан Мамиконян. Несмотря на это, зороастризм так и не был утвержден, а в 484 году по Нварсакский договору Армения вновь получила полунезависимый статус с полной религиозной свободой.

По ряду причин яблоком раздора между Византийской империей и Персидским царством становится Армения. Административная реформа Юстиниана I 535—538 годов значительно отразилась также на положении в Армении. В его рамках были выпущены ряд указов нацеленных, например, на уменьшение роли армянской аристократии. Фактически с конца VI века Армения стала вассальным от Византии государством.

Арабский халифат разгромил в 630-е годы династию Сасанидов, а в 645 году армии Халифата атаковали Армению, большая часть которой перешла под власть халифов. В течение VIII—IX веков армяне ни раз восставали против арабского ига. Впоследствии тысячи армян были вынуждены эмигрировать в Византию, где армянское население играло важную роль. Множество византийских императоров, полководцев, патриархов, представителей купечества, чиновничества и деятелей культуры были этническими армянами.

С последней четверти VIII века в Аббасидском халифате начались процессы, которые позднее привели к его распаду. Ослабление халифата заставило перейти к более гибкой политике в отношении Армении. Уже в 806 году армянский князь Ашот Мсакер был назначен халифом правителем Армении. В 862 году князем князей Армении был признан его внук Ашота Багратуни, которого в 875 году армянская знать выдвинула в качестве претендента на армянский престол. Династия Багратидов привела Армению к культурному, политическому и экономическому подъёму. Укреплению армянского государства и центральной власти мешала феодальная раздробленность. Так, внутренне ослабленная Армения уже с X-го столетия стала лёгкой мишенью для Византии.

Однако в 1071 году византийская армия была разгромлена войсками турок-сельджуков в битве при Манцикерте, и только несколько армянских политических образований сохранили свою независимость главным образом ценою признания вассалитета.

Около 1080 года Киликия, в горах которой с давних пор укрывалось от персов и турок множество армян, были освобождены Рубеном I (1025—1095), тоже бежавшего в горы от византийского ига. Так, примерно с этого времени и до 1375 года армянская государственность перемещается на юг в Киликию. Неудачный Третий крестовый поход до конца XIII века сделал Киликийскую Армению единственным значимым на Ближнем Востоке христианским государством. Такие мировые силы, как Византия, Священная Римская империя, папство и даже монголы соперничали за влияние над Киликией. Независимость киликийского армянского государства продлилась до 1375 года, когда египетские мамлюки, пытавшиеся завоевать эту территорию с конца XIII века, во главе с султаном Ша-баном, воспользовавшись нестабильной ситуацией в Киликии, завоевали её. Последний король Левон V, из династии Лузиньян, освободившись из египетского плена, уехал в Европу, где находился при дворах иберийских, французских и английских монархов и скончался в 1393 году в Париже.

С 1386 года Армения подвергается разрушительным походам Тамерлана. Армянские земли отнимались у местного населения и заселялись пришлыми кочевниками. В течение XV века части территорий Армении входили в состав государств, созданных пришлыми тюркскими кочевыми племенами. Армянское население было уведено в плен, а также массово эмигрировало в Грузию, Крым и т. д. Позднее Восточная Армения стала частью государства Сефевидов. Западная Армения вошла в состав Османской империи.

После этого две части Армении развивались обособленно и имели разные судьбы.

Восточная Армения

Несмотря на войны, вторжения и переселения, армяне, вполне вероятно, вплоть до XVII века, всё ещё составляли большинство населения Восточной Армении. В 1604 году шах Аббас I Великий ((27 января 1571 года — 19 января 1629 года) применил тактику выжженной земли против османов в Араратской долине. Из Восточной (Закавказской) Армении были выселены свыше 250 тыс. армян.

Постоянно повторяющиеся военные походы, опустошение страны и пленение населения заставили армянских политических и духовных деятелей искать выход из создавшегося положения. Так начинает зарождаться армянское национально-освободительное движение. Единственным выходом из сложившейся ситуации первые деятели национально-освободительного движения видели восстановление независимости Армении. При этом вопросы: как и какими силами это сделать - оставались открытыми. Осознав невозможность возвращения Армении независимости только силами армян, руководители движения начали искать поддержки на стороне, в частности в Европе и России.

Одним из выдающихся деятелей армянского освободительного движения был Исраэл Ори. В 1677 году он стал членом делегации из семи человек, отправленной католикосом Акопом IV в поисках зарубежной помощи для освобождения армян из-под иноземного гнёта. После смерти католикоса план поиска зарубежной помощи был отброшен, но Ори решил выполнить миссию самостоятельно, и посетил Венецию, Париж и Вену. Он вступил в армию Людовика XIV и вошёл в контакт с высшими политическими кругами Франции, постоянно поднимая вопрос об освобождении армян, но встретил холодное безразличие. В 1700 году Ори встретился с императором Священной римской империи Леопольдом I, который сказал ему, что для успеха такого плана ключевую роль играет поддержка России. Не добившись результатов в Германии и Австрии, в 1701 году Ори отправился в Москву. Здесь он встретился с Петром I, который пообещал оказать Армении помощь. Ори предложил России следующий план: для освобождения Грузии и Армении нужно послать в Закавказье 25-тысячную русскую армию из 15 тысяч казаков и 10 тысяч пехоты. Казаки должны пройти через Дарьяльское ущелье, а пехота отплыть через Каспийское море из Астрахани. На месте русские войска должны будут получить поддержку вооружённых сил грузин и армян. Было решено, что нужно послать специальную миссию в Персию во главе с Ори, которая бы узнала умонастроения местных жителей, собрала бы информацию о дорогах и крепостях и т. д. В 1707 году, после всех необходимых приготовлений, Ори в ранге полковника русской армии с большим отрядом выступил в путь. В Шемахе он повстречался с местными лидерами грузин и армян, поддержав их ориентацию на Россию. В 1709 году он прибыл в Исфахан, где вновь вёл переговоры с политическими лидерами. Возвращаясь в Россию из Персии, в 1711 году Ори неожиданно умер в Астрахани.

Новый подъем армянского национально-освободительного движения наблюдается во второй половине XVIII столетия. Так, уже в 1773 году Шаамир Шаамирян в труде «Западня честолюбия» изложил республиканские принципы будущего независимого армянского государства. Значимыми деятелями национально-освободительной борьбы эпохи являлись Иосиф Эмин и Мовсес Баграмян, выдвинувшие планы воссоздания армянского государства.

С начала XIX века территории исторической Восточной Армении постепенно присоединяются к Российской империи. 5 октября 1827 года, в ходе русско-персидской войны 1826—1828 годов, Эривань была взята графом Паскевичем. Туркманчайский мирный договор отдавал эти территории России и устанавливал в течение года право свободного переселения мусульман в Персию, а христиан — в Россию. В 1828 была образована Армянская область. Впоследствии в 1849 году Армянская область была преобразована в Эриваньскую губернию. По итогам Русско-турецкой войны 1877—1878 под контроль Российской империи перешла другая часть исторической (Западной Армении) — Карс и его окрестности, из которых была организована Карская область.

Западная Армения

Османская империя, частью которой являлась Западная Армения, управлялась в соответствии с исламскими законами. Такие «неверные», как христиане и евреи должны были платить дополнительные налоги. Армяне, проживающие в Константинополе, пользовались поддержкой султана, в отличие от тех, кто проживал на территории исторической Армении. Они подвергались гнету со стороны местных паша и бейев и вынуждены были платить дополнительно налоги.

Положение в 3ападной Армении резко ухудшилось в XIX веке. Армяне, как и остальные христианские народы, населяющие Османскую империю, подвергались сильнейшим гонениям, были лишены всяких прав на защиту жизни и имущества.

Однако армянским Национальным собранием Константинополя 24 мая 1860 г. была принята Национальная конституция под названием «Положение об армянской нации» («Низамнамеи миллети эрманиан»). Она была утверждена Высокой Портой 17 марта 1863 года. Этим османское правительство стремилось повысить престиж Османской империи в Европе, что отвечало обязательствам, взятым Османской империей согласно Парижскому договору 1856 года. Так, армянский вопрос впервые был поставлен на повестку дня международных отношений. Тем не менее, условия жизни в Турецкой Армении при султане Абдул-Гамиде II (22 сентября 1842 — 10 февраля 1918 г.) ухудшались на глазах. 

Национально-освободительное движение балканских народов оказали сильное влияние на национальное движение армян в Османской империи и на развитие национально-освободительной идеологии. Армянское национальное движение было представлено тремя армянскими партиями: Социал-демократической партией Гнчакян, Арменакан и Армянской революционной федерацией Дашнакцутюн. Последняя была крупнейшей и самой влиятельной силой.

В 1895 году Абдул-Гамид принялся за осуществление своего варианта «окончательного решения армянской проблемы». Были сформированы особые вооружённые отряды, названные «гамидие», целью которых было массовое преследование армянского населения в Сасуне, Эрзруме, Трабзоне, Ване, Харпуте, Стамбуле и Мараше. Армянские революционеры ответили захватом Оттоманского банка в Стамбуле и обращением за помощью к европейским державам. Это стало поводом к погромам, во время которых погибло около 300000 армян, а ещё 80000 бежали в другие страны.

В 1908 году в Турции произошла революция, возглавляемая «Комитетом единения и прогресса», или младотурками. Комитет провозгласил конец деспотического правления Абдул-Гамида II и начало нового курса в отношении национальных меньшинств империи. Армяне поддержали движение младотурок и приняли участие в формировании нового правительства, надеясь на улучшение своего положение. Однако, начало Первой мировой войны показало, что надежды армянского населения были тщетны.

В ночь с 24 на 25 апреля 1915 года в Константинополе и других городах со значительным армянским населением по официальным данным было арестовано 2345 человек, а в столице Османской империи - задержано около 700 представителей армянской интеллигенции. Все они стали первыми жертвами Геноцида армянского населения в Османской империи. Турецкие власти, а также историки, политические и общественные деятели, однако, утверждают, что смерти были результатом гражданской войны, сочетавшиеся с болезнью и голодом, с жертвами с обеих сторон. Точное число жертв трудно подсчитать. Из множества источников известно, что только в лагерях погибло более миллиона человек, не считая армян, которые были умерщвлены иными способами. Общее число погибших оценивается в полтора миллиона человек. Сотни тысяч армян вынуждены были спасаться от преследования и искать новую страну проживания.

С началом развала Османской и Российской империй вновь появилась надежда на создание сильного армянского государства на территории исторической Армении.

В сентябре 1917 года на съезде в Тифлисе был избран Армянский национальный совет. После Октябрьской революции 1917 года в Тифлисе был создан Закавказский комиссариат. 5 (18) декабря 1917 года между российскими и турецкими войсками было заключено так называемое Эрзинджанское перемирие. Это привело к массовому отходу русских войск из Западной (Турецкой) Армении на территорию России. К началу 1918 года турецким силам фактически противостояли лишь несколько тысяч кавказских (в основном армянских) добровольцев под командой двухсот офицеров.

В а



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.058 с.)