География, население, диаспоры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

География, население, диаспоры.



Украина – государство, расположенное на юго-западе Восточноевропейской равнины. На юге Украина омывается Черным и Азовским морями, на западе естественной границей страны являются Карпатские горы. Государственная территория составляет 576 604 км². Украина имеет сухопутную границу с Россией, Белоруссией, Польшей, Словакией, Венгрией, Молдавией и Румынией и морскую – с Турцией. 

Согласно Конституции, Украина – светское унитарное государство, президентско-парламентская республика. Государственный язык – украинский.

Столица Украины – Киев. К числу крупнейших украинских городов относятся Харьков, Одесса, Днепропетровск (Днепр), Донецк, Запорожье, Львов. Территориально-политическая структура страны состоит из 24 областей и отдельной административно-территориальной единицы - города Киева.

По данным Государственной службы статистики Украины, по состоянию на 1 февраля 2017 г., общая численность населения Украины составила 42 558 328 чел. Согласно последней переписи населения (2001), численность титульного этноса - украинцев – составляла 77,82%. Самым крупным национальным меньшинством были русские (17,3%). Кроме того, в Украине проживают белорусы, молдаване, болгары, венгры, румыны, поляки и др.

Абсолютное большинство населения исповедует христианство. Доминирует православие, однако, на территории страны также представлены римско-католическая, протестантская и поместная католическая церковь греческого обряда. Ислам распространен мало.

 Украинская диаспора является одной из самых многочисленных в мире (5,9 млн чел. по состоянию на 1 января 2015 г.). Она начала формироваться по крайней мере в XVII-XVIII в., и в настоящее время украинские общины сложились во многих странах мира, а наиболее крупные находятся в России, Канаде, США, Молдове, Казахстане, Австралии, Италии.

Мировую украинскую диаспору обычно делят на две части: западную (страны Центральной и Западной Европы, Северной и Латинской Америки) и восточную (страны постсоветского зарубежья). Очевидно, что эта классификация устарела, поскольку новые украинские диаспоральные общины сложились также в странах Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Украинская диаспора обладает развитой инфраструктурой как на мировом, так и на страновом уровне. Международной координационной организацией, которая осуществляет общее управление организациями общин, является Світовий Конґрес Українців (СКУ) (англ. Ukrainian World Congress). Представители общественных организаций диаспоры входят в УВКР (Українська всесвітня координаційна рада), которая и представляет украинцев диаспоры. Высшим органом УВКР является Всемирный форум украинцев (Всесвітній форум українців).

 

Украинские земли с древнейших времен до начала XX в.

Украинские древности. Освоение земель современной Украины началось в эпоху раннего палеолита, то есть более 900-800 тыс. лет назад, и было довольно интенсивным. К концу палеолитического периода ареал распространения стоянок Homo sapiens простирался от Донбасса до Карпат.

Благоприятные изменения климата и таяние европейского ледникового щита, которые происходили примерно 13 тыс. лет назад, активизировали

освоение географического пространства Украины. Мезолитические племена оставили стоянки и могильники в Среднем Поднепровье, в бассейне Северского Донца, в степях Северного Причерноморья и Приазовья, на севере современной Украины. Находки, относящиеся к наиболее типичной для этой эпохи культуре «степного мезолита», свидетельствуют о распространении здесь воспроизводящих форм хозяйства - земледелия и скотоводства.

В период неолита (8-3 тыс. назад) на украинских землях появились кочевые индоевропейские племена – киммерийцы (ок. VIII—VII вв. до н.э.), а затем скифы, которые создали в Северном Причерноморье первое централизованное государственное образование. Тогда же, началось в Северном Причерноморье, появились первые греческие колонии.

В начале  I тыс. н.э. после недолгого существования королевства готов и державы гуннов (III-V вв. н.э.) все Левобережье Днепра вошло в состав Хазарского каганата. Остальные украинские земли находились во владении славянских племен, которые стали основателями Древнерусского государства.

 

Киевская Русь (IX – начало XII в.). В отечественной науке Древнерусское государство считается прародиной трех восточнославянских этносов – русских, украинцев и белорусов. Однако существует и другая точка зрения, известная как «раннесредневековая концепция происхождения украинцев». Она была сформулирована Н.И. Костомаровым, В.Б. Антоновичем, М.П. Драгомановым и М.С. Грушевским в XIX – начале ХХ вв.. Согласно ей, прямыми предками украинцев были сперва неолитические племена Восточной Европы, эволюционировавшие в невров, потом – в антов, русов и, наконец, в украинцев. «Средневековая концепция» популярна в современной украинской и отчасти западной историографии.

Культура Киевской Руси была той исторической почвой, на которой позже выросла и культура украинская. Почва эта была чрезвычайно богата – в ней восточнославянский субстрат смешался с южнославянскими и византийскими традициями, элементами культуры народов Степи и средневековых государств Центральной и Западной Европы.

Ключевым событием в истории культуры Руси является появление кириллической письменности (вторая половина IX в.). Ее преимущество перед докириллической письменностью славян заключалось в том, что она была хорошо адаптирована к особенностям разговорного языка, легко понималась и усваивалась. Об этом свидетельствует грамотность широких слоев населения Киевской Руси.

Научно-просветительскими центрами Руси были монастыри и церкви. При монастырях создавались школы, в их стенах трудились летописцы, переводчики, философы, мастера книжного дела. Именно в монастырях появились первые рукописные книги Древней Руси - «Остромирово Евангелие» (1056-1057 гг.), Галицкое Евангелие (1144 г.), Добрилово Евангелие (1164 г.), Христинопольский Апостол (XII в.).

Среди монастырей следует выделить Печерский монастырь, основанный в 1051 г. и уже к началу XII в. ставший центром иконописи, храмового зодчества, летописного и агиографического творчества.

Важнейшим источником знания о Древнерусском государстве является его архитектура, особенно архитектура церковная. В этот период были наиболее распространены крестово-купольные храмы, однако, их стилистика менялась от княжества к княжеству, что отчетливо демонстрируют дошедшие до нас памятники X – XII вв. – церкви Десятинная или Успения Пресвятой Богородицы (X в.) и Софийский собор (1030-1040-е гг.) в Киеве,

Спасо-Преображенский собор (XI в.), Пятницкая церковь (XI-XIII вв.) и Елецкий Успенский монастырь (рубеж XI-XII вв.) на Черниговщине и др.

Выделяются памятники архитектуры и иконописи западных земель Киевской Руси – Галичины, Холмщины, Волыни, которые выступали в качестве особой контактной зоны двух цивилизаций – западноевропейской, католической и восточноевропейской, православной. Об этом свидетельствуют Успенский собор в Галиче (ок. 1157 г.) и Свято-Васильевский собор (конец XII в.) во Владимире-Волынском и др.

Различия между школами заметны и в иконописи. Несмотря на повсеместное преобладание единых киево-византийских канонов, для икон западных княжеств характерна более выраженные экспрессия и динамика, большая контрастность палитры (иконы Холмской Богоматери XII в.; иконы Покрова Пресвятой Богородицы, кон. ХІІ - нач. ХІІІ вв. и т.д.).

Оборонная архитектура на украинских землях более единообразна и представлена в основном двухэтажными воротами – брамами. В Киеве это были Лядские, Западные (позже Львовские) и Золотые ворота, в Переяславе – Княжеские, Епископские и Кузнецкие, в Новгороде Северском – Черниговские и Курские и т.д.

Период удельной раздробленности. Галицко-Волынская Русь (XIII – первая половина XIV вв.). Единое Древнерусское государство распалось после смерти Мстислава Великого в 1132 г. На территории современной Украины возникло 5 самостоятельных княжеств: Киевское, Чернигово-Северское, Переяславское, Владимиро-Волынское и Галицкое. Находились они на границе со степью, под постоянной угрозой вторжения кочевников, населявших низовья Волги, Дона и Днепра, и особенно трудным было положение Киева. Уже в XII в. он начал терять свое значение в качестве политического, экономического, культурного центра восточнославянской общности. Часть населения южнорусских княжеств потянулась на север, в более спокойную Ростово-Суздальскую землю.

На этом фоне происходило возвышение западнорусских земель, в особенности Галицко-Волынской Руси, временем расцвета которого считается княжение Даниила Галицкого (1245-1264 гг.). Однако после смерти князя положение Галицко-Волынской Руси начало ухудшаться. Борьба наследников за престол и политические игры бояр, притязания Венгрии, Литвы и Польши на земли княжества и, наконец, агрессивное соседство Золотой Орды – все это привело к упадку Галицко-Волынской Руси и ее разделу между соседними государствами.

 

Культура Галицко-Волынской Руси (XIII – первая половина XIV вв.). Беспокойная эпоха феодальной раздробленности отразилась в «каменных летописях» - памятниках градостроительства и архитектуры времен Даниила Романовича Галицкого и его наследников. Основав Львов и Холм, Даниил Романович активно укреплял старые города и строил крепости (Хотинская крепость, каменный Острожский замок и т.д.).

Нарастало и своеобразие местной иконописи, в которой появились народные орнаментальные мотивы (Богоматерь Одигитрия из Покровской церкви Луцка, рубеж XIII-XIV вв.), усилилась реалистичность (Дорогобужская Одигитрия, Волынь, последняя треть XIII в.).

Продолжалось местное летописание, отличительной чертой которого было участие мирян в создании летописей. Например, основной источник по истории Галицко-Волынской Руси – Галицко-Волынская летопись (XIII в.) была написана, судя по всему, дружинниками.

Польско-литовский период в истории украинских земель (вторая половина XIV - XVII вв.). В 40-е гг. XIV в. был запущен процесс раздела галицко-волынских, а затем и других земель, ранее входивших в состав Киевской Руси. К этому времени Закарпатье уже находилось под властью Венгерского королевства (в XVI в. оно будет разделено между Австрией и Трансильванией). К 1360-м гг. литовские князья подчинили себе Подолию, Киевщину, Переяславщину, часть Чернигово-Северщины. Земли между Днестром и Прутом, отошли к Молдавскому княжеству.

На первых порах после раздела в наиболее благоприятном положении оказались земли, вошедшие в состав литовского государства. Онако по мере ослабления Великого княжества Литовского и его сближения с Польшей, которое началось с заключения в 1385 г. Кревской унии и завершилось в 1569 г. унией Люблинской,  ситуация начала быстро меняться к худшему. Инкорпорация Литвы в польский политический организм подразумевала дискриминацию некатолического населения Литвы. Поэтому, когда в конце XV в. Москва предъявила права на порубежные земли Великого княжества Литовского, выяснилось, что это приветствуют многие князья украинских и белорусских земель. Это в полной мере подтвердили события русско-литовской войны, в результате которой к русскому государству была присоединена Чернигово-Северщина.

Одновременно усиливалось недовольство крестьянства и горожан, участились восстания и побеги из западно-украинских земель на восточные и юго-восточные земли. С этим недовольством и брожением было отчасти связано появление запорожского казачества.

Колоссальный размах протестное движение  на украинских землях приобрело в XVI в., когда они оказались зажатыми между агрессивным Крымским ханством и не менее агрессивной Польшей, поглотившей в результате заключения Люблинской унии 1569 г. Литву. Венцом цепи восстаний стала освободительная война Богдана Хмельницкого (1648  - 1654 гг.).

Оказавшись в крайне тяжелом положении и остро нуждаясь в надежном союзнике, гетман Хмельницкий добился вхождения Украины в состав Российского государства. Данное решение было принято на знаменитой Переяславской раде, состоявшейся 8 января 1654 г. В марте того же года состоялось юридическое оформление перехода украинских земель, принадлежащих Войску Запорожскому, «под государеву высокую руку». Россия признала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, а кроме того, подтвердила сословные права украинского дворянства. Численность реестровых войск возрастала до 60 тыс. чел. Налоги должны были поступать в царскую казну, но Украина получала внешнеполитическую свободу при условии не устанавливать дипломатические отношения ни с Польшей, ни с Турцией.

Речь Посполитая не признала объединения Украины с Россией, что стало причиной русско-польской войны 1654-1667 гг., закончившейся Андрусовским перемирием. Согласно его условиям, украинские земли были разделены на Левобережье, отошедшее к России, и Правобережье, остававшееся польским. Кроме того, России на 2 года передавался Киев (по истечении этого срока он не был возвращен Польше), а Запорожье перешло под украинско-польский контроль.

Почти одновременно, в 1657 г. на землях Войска Запорожского началась гражданская война или Руина (1657-1687 гг.), в ходе которой украинский гетманат раскололся на две части – Левобережный и Правобережный. Война продолжалась до 1676 г. и закончилась поражением гетмана Правобережья Петра Дорошенко, после чего центром политического, экономического и культурного развития восточных украинских земель окончательно стало украинское Левобережье.

Культура Украины польско-литовского периода (вторая половина XIV – XVII вв.). Культурное наследие украинских земель XIV-XVII вв. отражает всю сложность их политического положения.Например, характерная особенность украинской архитектуры польско-литовского периода – распространение оборонительных сооружений. Это не только деревянные и каменные замки и крепости, как, например, Любартов замок в Луцке (1350-е – 1430-е гг.) или крепость в Летичеве (сер. XVI в.), но и памятники церковно-оборонного зодчества, сочетающие сакральные и фортификационные функции. Таковы Богоявленская церковь Острожского замка (XV в.), Свято-Троицкая церковь в с. Зимне (сер. XV в.), церковь Успения Пресвятой Богородицы и крепостные стены с башнями в Зимненском монастыре (вторая половина XV в.), храм Святителя Николая Мирликийского в Милецком монастыре (XVI в.) и т.д.

В XVII в. на восточноукраинских землях начинает развиваться новый художественный стиль – украинское или казацкое барокко, для которого характерен синтез синтез западного базиликального храма и храма русско-украинского, пятисрубного, с одним, пятью или девятью куполами (Троицкая церковь в Чернигове, 1679; Покровский собор Харькова, 1689; Спиасо-Преображенский собор в Изюме, 1682; церковь на Ближних пещерах в Киево-Печерской лавре, 1700 и др.). В стиле казацкого барокко были перестроены и многие древнерусские храмы.

На западных украинских землях в барочной архитектуре более заметно европейское влияние, традиции итальянской, австрийской, польской школ (львовский костел Петра и Павла ордена иезуитов, 1610-1630).

Иконопись продолжала развиваться в основном в рамках канонов византийской иконографии. Но самобытность киевской, волынской и львовской школ нарастала. Так, львовские мастера раньше других начали использовать светотень и прямую перспективу (Георгий Победоносец из с. Станыля, конец XIV в.; «Оплакивание Христа» и «Страсти Христовы» из с. Трушевичи, XV в.; Богоматерь Одигитрия из с. Красова, ХVI в. и др.).

С начала XVII вв. можно говорить о зарождении восточноукраинской портретной живописи, представленной «ктиторскими портретами» - игумена В. Красовского (Чорнобрывця) в Троицкой церкви Кирилловского монастыря (начало XVII в.), П. Могилы в церкви Спаса на Берестове (1642 г.) в Киеве и др. 

Западноукраинская барочная живопись представлена работами Николая Петрахновича-Мораховского (ок. 1600 - после 1666) из Львова, Ивана Рутковича (ок. 1650 - начало XVIII в.) из Жолквы и Иова Кондзелевича (1667(1667-1740) из Луцка, которые писали и иконы, и портреты.

Продолжались книгописчие традиции, развивались книжная миниатюра и графика. Виднейшими памятниками этого искусства являются Луцкое Евангелие (XIV в.) и Пересопницкое Евангелие (1561). Однако наиболее ярко книжная миниатюра данного периода представлена в Киевской Псалтыри (1397 г.).

В XVI в. на украинские земли приходит книгопечатание. В 1574 г. во Львове московский печатник Иван Федоров издал учебник «Букварь». Большое значение для развития печатного дела и гравюрного искусства имело также создание печатного двора Киево-Печерской лавры (1615 г.).

Книжное дело было тесно связано с развитием церковной и светской литературы. Самыми известными произведениями начала польско-литовского периода можно считать Киевскую Псалтирь (1397 г.) и сборник житий святый «Четьи-минеи» (1489 г.). Впоследствии большое распространение получила религиозно-дидактическая литература, представленная работами Петра Могилы, Лазаря Барановича, Иоанникия Галятовского и др.

Особое место в украинском литературно-историческом творчестве занимали казацкие летописи - сочинения второй половины XVII - начала XVIII вв., посвященные казацким войнам и написанные их участниками - Самовидцем, Самуилом Величко, Григорием Грабянкой. Также большое значение имело устное народное творчество эпического характера и в первую очередь казацкие думы, основным сюжетом которых была борьба с Крымом, Турцией и Польшей («Плач невольника», «Побег братьев из Азова», «Корсунская победа», «Богдан Хмельницкий и Василий Молдавский» и др.).

В эпоху позднего Средневековья на украинских землях существовали католические, латинские (городские), греко-католические (униатские), протестантские и братские православные школы, а также школы казацкие сечевые, сотенные и полковые.

В 1632 г. киевский митрополит Петр Могила объединил Киево- Братскую школу и школу Киево-Печерской лавры, и впоследствии это объединенное учебное заведение получило название Киево-Могилянской коллегии (с 1658 г – академии). Она оставалась одним из наиболее значимых просветительских и научных центров восточно-славянских народов. С ней связаны имена Ивана Максимовича, Мелентия Смотрицкого, Феофана Прокоповича, Григория Сковороды, Михаила Ломоносова и многих других.

В Киево-Могилянской академии происходило становление украинской музыкально-хоровой школы. Из Польши сюда пришло трехголосное кантовое пение, которое приобрело характерные черты украинской народной мелодики. Мощный толчок к развитию многоголосого партесного пения был дан сочинениями композитора и педагога Николая Дилецкого (1630-1690 гг.).

 

Украинские земли в XVIII -начале XX вв. К началу 1690-х гг. жизнь на Левобережной Украине начала стабилизироваться. При гетмане Иване Самойловиче (1672-1687 гг.) Гетманщина окончательно оформилась как автономия, находящаяся под российским протекторатом, сложились условия для ее активного экономического, военно-политического, культурного развития. Активно шла колонизация приграничных северо-восточных и юго-западных районов современных Украины и России – Слобожанщины.

Особое положение занимала Запорожская Сечь. Несмотря на то, что в 1686 г. Польша, а в 1700 г. Турция признали Запорожье российским владением, фактически Сечь оставалась независимой от Москвы, не подчинялась Гетманщине и соперничала с ней. 

Однако и гетманы, и кошевые атаманы Сечи по-прежнему претендовали на объединение всех украинских земель, включая далекие западные территории, остававшиеся под властью Польши. Именно эти претензии обусловили попытку Ивана Мазепы отложиться от Москвы, объединившись в 1708 г. с Речью Посполитой и шведским королем Карлом XII. Неудачный маневр Мазепы оказался фатальным: после него Петр I свел к минимуму украинскую автономию и поставил Гетманщину под жесткий контроль центральной власти.и

При преемниках Петра курс на инкорпорацию Левобережья в состав Российской империи в целом сохранялся, хотя менялась степень его жесткости. После кратковременной либерализации украинской политики при Екатерине I и Петре II, в правление Анны Иоанновны место гетмана заняло Правление гетманского уряда, в который вошли представители старшины и российские высшие военные чины. Последним и принадлежала реальная власть на Левобережье.

При Елизавете Петровне произошла частичная реставрация порядков, существовавших на Левобережье до 1708-1709 гг. Была восстановлена власть гетмана, российские представители отозваны из органов управления Гетманщиной. Однако когда на съездах старшины зашла речь о восстановлении прав и свобод Гетманщины в полном объеме и старшина подала Екатерине II прошение о превращении выборной власти гетмана во власть наследственную, это вызвало резкую реакцию Петербурга. 10 ноября 1764 г. институт гетманата был упразднен, старые органы власти Левобережья инкорпорированы в Малороссийскую коллегию.

Десятилетие спустя прекратила существование Запорожская Сечь, которая после заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Турцией (1774 г.) и создания Днепровской крепостной линии (1776 г.) утратила значение буфера между Россией и Крымским ханством. В августе 1775 г. Екатерина II издала манифест о ликвидации Запорожской Сечи, земли которой были разделены на Новороссийскую и Азовскую губернии (позже здесь было создано Екатеринославское наместничество). Из запорожцев было создано Бужское казацкое войско или Войско верных черноморских казаков, которым в конце XVIII в. разрешили переселиться на Кубань.

Наконец, в 1782 г. исчезла и Гетманщина. На ее землях были образованы Киевское, Черниговское и Новгород-Северское наместничества. В 1785 г. Жалованная грамота Екатерины II дворянству стерла различия между российским дворянством и украинской шляхтой, сделав для последней службу империи делом выгодным и социально привлекательным.

Земли Западной Украины оставались в составе Речи Посполитой, которая в начале XVIII в. вступила в полосу длительного государственно-политического кризиса, принявшего к 1760-м гг. необратимый характер. В противостояние между королем Станиславом Августом Понятовским и Барской конфедерацией шляхты и магнатов оказалось вовлечено и население Правобережной Украины, что стало причиной невиданного по размаху и жестокости восстания – Колиивщины (май-июль 1768 г.).

Колиивщина дала Петербургу повод вмешаться в польские дела: восстание было подавлено российскими войсками, а затем, в 1772 г. под предлогом спасения Речи Посполитой от анархии, Россия приняла участие в первом разделе ее земель. По условиям раздела, в пользу России были отторгнуты «санитарные зоны» Русьского и Белзского воеводств, частично воеводства Волынское и Подольское.

В 1793 г. последовал второй раздел, а в 1795 – третий, в результате которых Киевщина, Волынь, Подолье, Берестейщина и Холмщина отошли к России. Галиция, Буковина и Закарпатье стали австрийскими.

После административных реформ украинские земли в составе России образовали Харьковскую, Черниговскую, Полтавскую, Киевскую, Подольскую, Волынскую, Екатеринославскую, Херсонскую и Таврическую губернии. Кроме того, после русско-турецкой войны 1806-1812 гг. Россия получила земли в междуречье Прута и Днестра, на которых была образована Бессарабская область. Западноукраинские и польские земли в составе Австрии были выделены в Королевство Галиции и Лодомерии. В 1849 г. статус коронного края получила Буковина. Что касается Закарпатья, оно входило в состав Пожонского наместничества. С 1867 г. управление этими землями было передано в ведение венгерских властей. Такое положение сохранялось вплоть до 1917 г.

е

е Культура Украины в XVIII -начале ХХ вв. Стабилизация экономических и политических процессов на украинских землях, способствовала быстрому развитию украинской культуры. Вместе с тем, включение Украины в состав Российской и Австрийской империй привело к доминированию в украинском искусстве общеимперских тенденций. Ярче всего это проявилось в архитектуре, скульптуре и живописи.

Синтез русских, европейских и национальных традиций характерен для архитектуры украинских земель XVIII в., входивших в состав России. Об этом свидетельствуют работы И.П. Зарудного, С.Д. Ковнира, И.Г. Григоровича-Барского. Во второй половине века здесь утверждается елизаветинское барокко. В этом стиле работал Бартоломео Растрелли, построивший в Киеве Мариинский дворец (1752) и Андреевскую церковь (1754).

В западноукраинской архитектуре преобладало влияние барочных традиций Центральной и Западной Европы, что доказывает, например, творчество Бернарда Меритина (львовский костел Св. Юра, 1744-1762).

Русская и венская барочная школы определяли ключевые тенденции развития украинской скульптуры, однако, в ней дольше, чем в архитектуре, сохранялась национальная самобытность. Особенно это характерно для львовской школы (работы Я. Оброцкого, П. Белостоцкого, О. Стефанского и особенно И. Пинзеля).

О владении барочными европейскими и национальными приемами говорит творчество И.А. Равича и особенно С.З. Шалматова, который участвовал в скульптурном оформлении иконостасов Ахтырского, Мгарского, Лохвицкого, Полтавского монастырей, а также Покровской церкви в Ромнах на Сумщине.

В XVIII в. значительных высот достигло искусство гравюры. Граверов готовили в Киево-Могилянской академии, в типографиях Киево-Печерской и Почаевской лавр и в ряде коллегий. Известны имена выдающихся граверов эпохи барокко – И.Д. Мигура, Н. Зубрицкий, Г.К. Левицкий.

Уроженцами Украины были признанные мастера исторической и портретной живописи Д.Г. Левицкий, А.П. Лосенко и В.Л. Боровиковский, закончившие Петербургскую академию художеств и работавшие в академическом имперском стиле.

В XVIII в. продолжалось становление украинской светской литературы. Это произведения Феофана Прокоповича, Георгия Щербацкого и др. которые положили начало светской драматургии. Уникально творчество Григория Сковороды (1722-1794), соединившего традиции украинских вагантов и религиозной литературы.

Значительный шаг вперед сделали в XVIII в. украинское образование и наука. В российской части Украины, помимо церковно-приходских и сечевых школ, появились народные училища. На западноукраинских землях национальные школы находились в менее благоприятных условиях, поскольку они быстро вытеснялись польскими светскими и религиозными учебными заведениями, а также униатскими братскими школами.

В рамках братских школ и Киево-Могилянской академии в XVIII в. продолжалось развитие украинского театра и национальной музыкальной культуры. Здесь в 1705 г. состоялась первая постановка исторической пьесы Феофана Прокоповича «Владимир».

В 1730 г. по инициативе гетмана Д.П. Апостола была создана Глуховская певческая школа, с деятельностью которой связаны имена великих украинских музыкантов – А.Л. Веделя, Д.С. Бортнянского и М.С. Березовского. 

В конце XVIII в. на смену барокко приходит классицизм. На этот период приходится строительный бум на украинских землях, изменивший облик Киева, Полтавы, Харькова, Одессы. Первое здание Одесского оперного театра (арх. Ж.-Ф. Тома де Томон, 1810), Потемкинская лестница (1837-1841) и Воронцовский дворец в Одессе (1826-1828) (арх. Ф. Боффо), Киевский университет (1838-1842) (арх. В.И. Беретти), ротондальная церковь Св. Николая на Аскольдовой могиле (1809) в Киеве (арх. А.И. Меленский), Александровская колокольня в Харькове (арх. Е.А. Васильев и А.А. Тон, 1821-начало 1840-х гг.) – все это наиболее известные памятники эпохи классицизма.

Новый облик приобрел Львов. В классическом стиле здесь были перестроены барочные здания костела и монастыря ордена кармелиток (арх. П. Нобиле, 1827). В этой же стилистике выдержаны дворец Дедушицких (арх. В. Равский-ст., конец XVIII-1830 г.), современное здание городской ратуши (арх. Ю. Маркль, Ф. Трешер, А. Вондрашек, 1827-1835) и др.

Во второй половине XIX в. архитектурный стиль российской Украины утрачивает свое единство, становится более пестрым. Например, в стиле венского необарокко выдержано новое здание Одесского оперного театра (арх. Г. Гельмер и Ф. Фельмер, 1884-1887), в стиле ренессанса – Киевский оперный театр (арх. В. Шретер, 1898-1901), в византийском стиле – Владимирский собор в Киеве (арх. И. Штром, П. Спарро, А. Беретти и Р. Бернгардт, 1862-1895).

Расцветает эклектика и во Львове. В конце XIX в. здесь появились здания в смешанном стиле, построенные по проектам архитектора Ивана Левицкого (дом акционерного общества «Днестр», современное здание отеля «Жорж» и др.). В неороманском стиле была выдержана городская пожарная станция (арх. Ю. Хохбергер и И. Брунек, 1900-1901). В стиле французского барокко в 1893-1894 гг. И. Левицкий и Я. Кудельский перестроили дворец Семенских.

На рубеже XIX-XX вв. начинается эпоха модерна. Наиболее яркие работы в стиле модерн были выполнены архитекторами киевской и харьковской школ. В стиле киевского модерна выдержаны здания Национального театра им. Ивана Франка (1898) и Гиппо-Паласа или цирка Крутикова (1903) (арх. Э.П. Брандтман), и Бессарабский рынок (арх. Г. Гай). Примерами харьковской архитектурной школы модерна, могут служить здания Волжско-Камского банка (арх. А.Н. Бекетов, 1907), цирка «Миссури» (арх. Б.Н. Корниенко, 1908-1910), магазина Жирардовской мануфактуры (арх. В.Н. Покровский, 1912).

Львовская архитектурная школа развивалась под прямым воздействием Вены, о чем свидетельствует стилистика зданий начала ХХ в. - филармонии (арх. В. Садловский, 1907), Торговой палаты (арх. О. Сосновский и А. Захаревич, 1912) и др.

Скульптура на украинских землях развивалась синхронно с архитектурой, быстро утрачивая национальную специфику. Работы И.П. Мартоса, В.И. Демут-Малиновского, П.К. Клодта, К.А. Тона, М.О. Микешина в российской части Украины являются в равной степени русским и украинским культурным наследием, как и работы династии Шимзеров или П. Витвера относятся равно и к австрийскому, и к украинскому культурному полю. И лишь к концу XIX - началу ХХ вв. в украинской скульптуре настают реалистические тенденции, которые стимулируют обращение скульпторов к национальной истории, национальным художественныом собенностям. Это прекрасно иллюстрируют работы П.П. Забелло и М.Е. Гаврилко.

Не отставала от скульптуры и живопись, которая в первой половине XIX в. испытала сильное влияние романтизма, а во второй – стилистики русских передвижников. Это подтверждается работами А.Н. Мокрицкого, Т.Г. Шевченко, К.К. Костанди, Г.А. Ладыженского, П.Д. Мартыновича, А.Г. Сластиона и др. Немало способствовало стремительному развитию национальной живописи появление художественных школ - Одесской (1865), Харьковской (1869) и Киевской (1875).

Оригинально наследие галицийской художественной школы, представленной работами Л. Долинского, Ю. Коссака, Т. Яхимовича, Р. Гадзевича, К. Устияновича и др.

XIX столетие стало настоящим «золотым веком» украинской литературы. В первую очередь это касается украинских земель в составе России. Благодаря произведениям И.П. Котляревского, Г.Ф. Квитки-Основьяненко, П.П. Гулака-Артемовского, Е.П. Гребенки, М.С. Шашкевича, Т.Г. Шевченко, С.В. Руданского, И.С. Нечуй-Левицкого, М.М. Коцюбинского, Панаса Мирного, Марко Вовчок, и Леси Украинки стало очевидным существование украинского литературного языка, становление украинского национального самосознания и, вместе с тем, тесная связь культуры украинской и русской.

Рука об руку с литературой шло развитие украинского театра. В первой четверти XIX в. в Киеве, Одессе, Полтаве и Харькове были созданы первые постоянные театры, в репертуаре которых появились пьесы Квитки-Основьяненко и Котляревского. Но настоящий расцвет национального театра пришелся на вторую половину XIX в. и связан с деятельностью М.П. Старицкого, М.Л. Кропивницкого, М.К. Заньковецкой, актерско-режиссерской династии Тобилевичей.

Настоящий прорыв произошел в XIX в. в восточноукраинской светской музыке, у истоков которой стоял И.М. Витковский (1777 - ок. 1844). Появились первые симфонические и камерно-инструментальные произведения Андрея Галенковского (1815 -?) и братьев Лизогубов – Ильи (1787-1867) и Александра (1790-1839). В 1862 г. была поставлена первая украинская опера «Запорожец за Дунаем П. Гулака-Артемовского (1813-1873). Неоценимый вклад в развитие украинской музыкальной школы внес и Николай Лысенко (1842-1912) – выдающийся композитор, пианист, дирижер и педагог.

На Львовщине работали будущий автор гимна Украины композитор Михаил Вербицкий и автор украинских опер-мелодрам Порфирий Бажанский. С западноукраинскими землями были связаны жизнь, и творчество литераторов Ивана Франко, Марка Черемшины, Юрия Федьковича, Ольги Кобылянской.

Быстро развивались в XIX в. и научно-образовательные институты. В российской части Украины появились лицеи в Одессе (1817) и Нежине (1832), университеты в Харькове (1817), в Киеве (1834) и в Одессе (1865), затем Харьковский технологический (1885), Киевский политехнический (1898) институты, Екатеринославское высшее горное училище (1899).

Первый университет на западноукраинских землях - Львовский – открылся еще в 1661 г. В 1875 г. открылся Черновицкий университет, в 1805 г. – Кременецкий лицей, в 1816 г. - Львовский политехнический институт, в 1881 – Львовская ветеринарная школа. В 1873 г. появилось Литературное общество им. Т. Шевченко (с 1892 г. - Научное общество им. Т. Шевченко).

В XIX в. в рамках российского научного сообщества произошло зарождение украинского сообщества ученых, представленного именами М.А. Максимовича, Т.Ф. Осиповского, М.В. Остроградского, Н.И. Костомарова, Н.А. Маркевича, А. Я. Ефименко, Д. И. Багалея, Д. И. Яворницкого, М.С. Грушевского, П.Г. Житецкого, А.А. Потебни и др. Кроме того, в разное время были связаны с Россией и судьбы ученых-выходцев с западноукраинских земель М.А. Балудянского (Балугьянского), П.Д. Лодия, В.Г. Кукольника, Ю.А. Гуца-Венелина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.052 с.)