История Узбекистана в эпоху древности и средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История Узбекистана в эпоху древности и средневековья



Узбекистан в прошлом известен под названием Туран, Туркестан, Мавераннахр. Хронологически история становления государственности Узбекистана насчитывает более трех тысячелетий. Определяющую роль в этом процессе сыграли такие города как - Самарканд, Бухара, Ташкент, Мерв, Хорезм, Ургенч и Хива, ставшие культурными и научными центрами древнего и средневекового мира.

Узбекистан как цитадель среднеазиатской цивилизаци в период древности и средневековья пережил политический и культурный расцвет и упадок. Именно о расцвете и упадке одного из красивейших государств Средней Азии, в культуре которой присутствует синтез Запада и Востока, пойдет речь в данном разделе.

В 334 году до н.э. двадцатидвухлетний Александр Македонский предпринял поход в Азию. Завоевав Малую Азию, Сирию, Египет, Финикию в 329 - 328 гг. до н.э. Александр совершает поход на территории Средней Азии – в Бактрию и Согдиану. Хорезму удается сохранить независимость. Не все земли Средней Азии покорно подчинялись армии Македонского. Огнем и мечом прошлись войска  Македонского по непокорным землям. Стремясь закрепиться на захваченных территориях, Александр строил города и оборонительные крепости. Например, одному из городов он дал свое имя - Александрия Эсхата (Худжанд - Таджикистан) - самый дальний форпост Александра Македонского на северо - востоке Азии. Понимая, что среднеазиатским народом нельзя управлять лишь при помощи силы, по приказу Александра Македонского были восстановлены некоторые им же разрушенные города. При строительстве городов мастера стали использовать греческий стиль. Многие греческие ремесленники, торговцы, актеры, скульпторы переселились в Среднюю Азию. Вместе с ними в этот регион проникла и высокая греческая культура. В результате происходит синтез местной и греческой культур и развивается новое направление в культуре - эллинизм.

С конца I века до н.э. и до середины IV века н.э. территория современного Узбекистана находилась под властью созданного кочевниками Кушанского царства, контролировавшего торговые пути из Китая в Европу и на Ближний Восток.

Кушанская империя была государством с развитой политической системой. Верховная власть в государстве принадлежала царю. Территория государства делилась на сатрапии. Правители сатрапии во внутренней политике были независимыми. Основными производственными силами империи являлись свободные землепашцы, ремесленники и торговцы. Кушанская империя имела высокоразвитую культуру. Во времена правления Канишки была создана кушанская (бактрийская) письменность. Она состояла из 22 букв. Кушанская письменность до нас дошла в чеканных монетах того времени. О высокой степени развития искусства Кушанского царства свидетельствуют раскопки на территории Старого Термеза, который расположен в пяти километрах к северо-западу от современного города Термез. Площадь Старого Термеза составляет более 500 гектаров, город был построен в IV–III вв. до н.э. В античных источниках он упоминается под именами «Тармит», «Тармита». В период Кушанского царства город превратился в один из экономических и политических центров Северной Бактрии. На территории Старого Термеза найдены и изучены крупные буддийские монастыри Фаезтепа и Каратепа.

К середине IV века ослабленное Кушанское государство было уничтожено кочевыми племенами хионитов. Хиониты – это кочевые племена, населявшие территории Семиречья и Восточного Туркестана. Территории Кушанского государства, которые находились между Сырдарьей и Амударьей, были включены в состав Государства хионитов.

В середине V века н.э. на территории Средней Азии возникло государство Эфталитов. Государство эфталитов помимо земель Средней Азии входили и земли Восточного Ирана, Северной Индии и Восточного Туркестана, то есть большая часть современной Центральной Азии.

  В эпоху эфталитов широкое развитие на территории Средней Азии получила архитектура и живопись. Новым веянием в архитектуре стали постройки замков-курганов на высокой платформе. Замки обычно строились двухэтажные, с прямым, куполообразным или аркообразным потолком. С V века при строительстве дворцов и замков применялась глина, кирпич-сырец и жженый кирпич. Стены зданий украшалась мозаикой, рельефом (барельеф и горельеф), скульптурой, резьбой по дереву и лепкой. Образцы изобразительного искусства периода эфталитов сохранились и изучены в замке Балаликтепа, во дворце Варахша, в окрестностях Бухары, в Актепе, Жунарике, Пайкенте и в Ташкентской долине. В V–VI вв. широкое распространение получили изготовление скульптур богинь. Образцы скульптур Самарканда, Бухары, Тохаристана отличались методами обработки, изображением лица, одежды и другими особенностями.

  Территория Государства эфталитов была огромная, и этносы, населявшие ее, отличались языком, обычаями и религиозными взглядами. В Согдиане широкое распространение получило огнепоклонство. В Тохаристане и Восточном Туркестане преобладали буддисты. Среди населения были последователи манизма, маздакизма, христианства и иудаизма. Зороастрийцы составляли большинство населения. В Средней Азии они почитали такие местные божества, как Нахид, Митра и Сиявуш. Религиозные обряды проводились в храмах (домах огня). В них строились специальные помещения (аташкала), где постоянно горел огонь. В храмах вместе с религиозными обрядами выполнялись и жертвоприношения. Огнепоклонники Бухары в праздник Навруз выполняли жертвоприношения в честь Сиявуша.

  Быстрыми темпами росло количество городов. Например, в Зарафшанской долине за короткий срок из маленьких поселений выросли такие известные в древности торгово-ремесленные центры, как города Ривдад, Кушания, Хариман, Аркуд, Рамитан, Варахша, Пайкенд и др. По некоторым источникам, Пайканд являлся столицей Государства эфталитов (в китайских источниках он упоминается под названием Би, позже арабы его назвали Мадинат-ут-тужжар). Ремесленники этого города производили сталь высокого качества. Широкое развитие получило стеклоделие, в больших количествах производилось цветное стекло.

Эфталиты поддерживали активные торговые отношения с Ираном, Византией, Индией и Китаем. Во внешней политике широкое распространение получили сасанидские серебренные деньги. Во внутренней торговле были в обращении мелкие медные монеты чеканки правителей Бухары, Пайкенда, Варданы, Самарканда и Хорезма.

  Поддерживали и развивалось при эфталитах и народное образование. В источниках подчеркивается, что до пятилетнего возраста ребенок воспитывался в семье. После достижения пяти лет мальчиков учили письму и арифметике, а по достижению совершеннолетия они могли уехать в соседние страны для обучения ремеслу и торговле.

В V–VI вв. на территории Средней Азии использовались самаркандская, хорезмская и эфталитская виды письменности. Эфталитская письменность была создана на основе бактрийского языка. Алфавит состоял из 25 букв, а письмо составлялось слева направо. Образцы такого письма найдены в Зангтепа, Каратепа, из развалин Афрасиаба и Кафиркала.

Государство эфталитов в Центральной Азии просуществовало более одного века. В 555 г. войска Тюркского каганата, разгромив эфталитов, завоевали земли, расположенные от среднего течения Сырдарьи (в северной части Ташкентской долины) до Аральского моря.

 С приходом кочевников обогатились обычаи и праздники местного населения. В праздник Навруз организовывались массовые гулянья и спортивные состязания, представления артистов. Люди в праздничных нарядах ходили в гости к родственникам, танцевали и пели песни. Звучали различные музыкальные инструменты – струнные и духовые. В этот период Самарканд славился мастерами игры на нае, Ташкент - танцорами и танцовщицами. Особенно популярными были знаменитый танец юношей из Чача «Чоч ракси», и «Доира ракси», которые исполняли под удары бубна.

Совершенствовалась и письменность. Вместе с арамейским, согдийским и хорезмийским письмом широко, применялись тюркские письмена. Послания, документы и другие надписи часто писали на коже, дереве, кости, керамике и очень редко на бумаге, так как бумага очень дорого стоила. Некоторые надписи выполнялись на стенах царских дворцов и храмов. Ценнейшими первоисточниками, на основе которых изучается общественно-политическая жизнь согдийцев являются согдийские документы, обнаруженные в близи города Турфан Восточного Туркестана и настенные надписи древнего Афрасиаба в Самарканде.

В этот период используется также древнеруническая письменность (куктурк), заимствованная из двух письменностей и состаявшая из 38 - 40 букв. Надписи куктурк найдены и изучены в Самарканде, Фергане и долине Зеревшана.

В начале VIII в. Средняя Азия стала сферой интересов Арабского халифата. В середине VIII в. халифату удалось завоевать Среднюю Азию.

В результате завоевания халифатом многие земледельческие оазисы были разорены, города и поселения были сожжены и разграблены. Население было обложено налогами. У местных жителей было отобрано огромное колличество золота и серебра. Разрушены молитвенные дома и храмы зороастрийцев, буддистов, христиан.

В целях укрепления своей власти арабы начали насаждать среди местного населения ислам. Все кто принимал ислам освобождался от налогов. Постепенно ислам стал проникать во все сферы жизни местного населения. Арабсктй язык был объявлен государственным. А сагдийская и хорезмская письменность вышла из обихода.

  В конце VIII - начале IX вв. из-за политического кризиса в Арабском халифате все труднее стало держать в повиновении покоренные народы. Частые восстания населения в Средней Азии, привели к ослаблению центральной власти и появлению самостоятельных государств. На территории Средней Азии в IX - XII вв. были образованы такие государства, как государства Саманидов, Карахидов, Газневидов и Хорезмшахов, в которых огромное развитие получили наука и культура. В среднеазиатском регионе в политической, социальной, духовной сферах происходит подъем. Многие ученые с мировым именем работающие в то время в академиях Багдада, Дамаска, Каира, Куфы были выходцами из Средней Азии. В это время Хорезм особенно в период правления династии Маъмунидов достигает наивысшего своего расцвета. Местом творения великих ученых - энциклопедистов стала Академия маъмуна. В 1997 г. был отпразднован 2500 летний юбилей городов Бухары и Хивы. По указу Президента Республики Узбекистан была восстановлена Академия маъмуна в Хорезме.

  Большой вклад в развитие средневековой науки внесли такие ученые как: Аль-Хорезми (780-850 гг.) - автор 20 научных трудов. Наибольшей известностью пользуется его труд «Аль-джабр вал-мукобала», который дал название разделу в математике - алгебра (аль-джабр), Ахмад але-Фергони (797 - 865 гг.) ему удалось вычислить и предсказать солнечное затмение 812 г. В период пребывания Фергони в Египте им был изобретен водоизмерительный прибор для измерения воды Нила (на основе правила сообщающихся сосудов), который хранится и сегодня. В настоящее время известны восемь трудов аль - Фергани, среди них «Движение небесных тел и общая астрология». Этот трактат был переведен на латинский язык и в течениие многих веков был основой развития науки астрономии не только на мусульманском Востоке, но и в странах Европы. В годы независимости уникальное научное наследие Ахмада аль-Фергани вернулось к своему народу. В октябре 1998 г. широко отмечался его 1200 - летний юбилей. В Фергане заложили парк и соорудили памятник этому великому ученому.

  Абу Али ибн Сино (980–1037 гг.) родился в селении Афшана близ Бухары. Его отец был просвещенным человеком родом из Балха. С юных лет с помощью отца Ибн Сино изучил Коран, философию, арифметику. Его научные воззрения развивались в двух направлениях: в области медицины и в области философии. Уже в 17 лет он сформировался как ученый, получил известность как талантливый врач. Ибн Сино оставил огромное наследие. Известно свыше 450 научных трудов, принадлежащих перу великого ученого-энциклопедиста. Однако, до нас дошло лишь 242 произведения. Среди научных трудов ученого, посвященных вопросам медицины, основным, конечно же, является «Канон врачебной науки» («Китоб ал-Конун фи-т-тиб»). Ибн Сино разделил «Канон врачебной науки» на пять книг. Свидетельством мирового значения этого трактата является то, что до конца XVIII в. «Канон врачебной науки был обязательным учебным пособием в медицинских учебных заведениях Европы. На Востоке Ибн Сино называли Шайх ур Раис, на Западе – Авиценна.

  Таким образом, после освобождения Средней Азии от арабского господства и образования независимых государств в культурной жизни этого региона началась Эпоха Возрождения.

  В XIII в. население Средней Азии подверглось нашествию татаро- монгольских войск Чингисхана, что привело к падению социально- экономического и культурного уровня Средней Азии. В правление Тимура (Темирлана) во второй половине XIV в. Средняя Азия пережила новый расцвет.

По мнению Г. Вамбери (венгерский востоковед), «особенное значение Тимура в истории Средней Азии состоит в том что его правление положило начало новой династии и новому периоду среднеазиатской культуры, который может быть назван тюркским по преимуществу. Прежние правители: Газневиды, Сельджукиды и Хорезмшахи, хотя по происхождению были тюрками, однако исповедовали иранскую культуру. Тимур стремился обеспечить первенство тюрков в собственной стране. При дворе был установлен официальным языком тюркский.

  С именем Тимура связана мощь и подъем в мусульманской архитектуре.

Новый Самарканд (столица тимуридского государства) был обнесен мощной крепостной стеной, которая имела шесть ворот. В цитадели города была построена резиденция Тимура - дворцы Коксарай и Бустансарай. В Самарканде строятся мечети, дворцы, мавзолеи. В этот период были сооружены такие уникальные памятники, как соборная мечеть Масжиди Джами, известная в наше время как Биби-Хагным, комплекс мавзолев Шахи - Зинда. 

Вокруг Самарканда возникли новые поселения, которым Тимур давал название знаменитых городов Востока Димишк (Дамаск), Кохира (Каир), Багдад, Султания и Шираз.

Развитие получило и ремесленное производство. В крупных городах – Самарканде, Бухаре, Ташкенте, Карши и др. образовались целые магалы по производству золотошвейных, медночеканных изделий, кольчуг, стекла, обуви, ножей и др.

Прогресс ни одного общества невозможен без развития науки и просвещения. Тимур, как человек имеющий большие способности к истории, медицине, математике, архитектуре и другим наукам, хорошо это понимал. По его инициативе строились медресе и выдавались степендии студентам.

По свидетельству Ибн Арабшаха, Тимур собрал в Самарканде лучших представителей науки, культуры и искусства со всего мира. В своей работе «Амир Тимур тарихи» он перечисляет имена свыше 50 ученых различных направлений науки, в том числе по праву, географии, истории, философии, логике, архитектуре, музыке и т.д.

В духе подъема просвещения, науки, архитектуры и торговли  Средняя Азия развивался весь период правления Тимура и тимуридов. Однако борьба за власть между тимуридами после смерти Тимура привело в начале XV в. к распаду тимуридского государства.

  В дальнейшем Средняя Азии не испытывала такого социально- экономического и культурного подъема. В XV в. среднеазиатский регион был завоеван выходцами из степи узбекскими Шейбанидами (собственно они и дали название «узбек»). Следует отметить, что Шейбаниды не были варварами, которые уничтожали все и вся на своем пути. В период правления Шейбанидов относительно стабильно развивались сельское хозяйство, ремесло, торговля и культурная жизнь. По имеющимся сведениям, только в Самарканде ремесленное производство насчитывало 61 направление.

  Расширился город Бухара. Построены ряд медресе, караван-сараи, торговые ряды и многие другие объекты. Ханство установило и развивало торговые и дипломатические отношения с Индией, Турцией, Россией и иными государствами. Многие Шейбаниды не только покровительствовали науке, литературе, искусству, но и сами занимались творческой деятельностью. Мухаммад Шайбанихан писал прекрасные стихи, Убайдуллахан не только писал стихи, но и являлся знатоком музыки. Правители были инициаторами различных конкурсов и фестивалей, создания музыкальных коллективов и ансамблей.

Однако, борьба за власть как между различными политическими силами, так и внутри династии привело к распаду государства Шейбанидов. 

И так, вне всяких сомнений узбекская культура периода древности и средневековья является одной из самых древних культур, а такие города как Бухара, Самарканд, Хорезм, стали центром средоточения высокой культуры. Достоянием не только Средней Азии, а также всего мира стали Аль- Хорезми, Ахмад аль-Фергани, Абу Али ибн Сино, которые оставили след не только в восточной науке и культуре, но и в европейской. Однако, хочется подчеркнуть, что узбекская культура неразрывно связана с культурой этнически близких таджиков, киргизов, туркменов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.018 с.)