Политические реформы  и партийное строительство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические реформы  и партийное строительство



Республика Молдова (РМ) – светское государство, унитарное образование, в состав которого на правах ограниченной автономии входит Гагаузия (Гагауз-Ери). Согласно действующей Конституции, РМ является нейтральным государством. Граничит с Украиной и Румынией. Государственным языком, согласно Конституции, является молдавский язык (на основе латинской графики), по решению Конституционного суда – румынский язык. В административном отношении разделена на 32 района, 5 муниципиев, 1 автономное территориальное образование (Гагаузия) и административно-территориальные единицы левобережья Днестра. Численность населения, учтённая по итогам Переписи 2014 года, составила 2 913 281 человек. По данным текущей оценки статистики, на 1 января 2015 года численность постоянного населения Республики Молдова составила 3 555 200 чел. (без учёта Приднестровья). Основная часть населения, или 75,8 %, (по данным переписи 2004 года (без учета Приднестровья)) — молдаване, украинцы — 8,4 %, русские — 5,9 %, гагаузы — 4,4 %, румыны — 2,2 %, болгары — 1,9 % и др. Сельское население преобладает.

Республика Молдова с 2000 г. является парламентской республикой с однопалатным Парламентом. В соответствии с принятой в 1994 г. Конституцией, он состоит из 101 депутата, которые избираются на основе прямого, всеобщего и равного голосования. Срок полномочий Парламента - 4 года. Главой законодательной власти является Председатель Парламента, который избирается тайным голосованием большинством голосов депутатов на срок полномочий Парламента.

Главой государства является президент. Первый президент избирался в 1990 г. членами парламента. В 1991 г. в Конституцию была внесена поправка, предусматривавшая прямые выборы президента на пятилетний срок всеми гражданами старше 18 лет. После конституционной реформы 2000 г. президент избирается Парламентом (для избрания необходим 61 голос из 101).

В начале 1990-х гг. в независимой Молдове были заложены основы многопартийности, свободы слова и других гражданских свобод, был инициирован переход к рыночной экономике, ряд политических и социально-экономических реформ. Параметры политического транзита и демократической трансформации навязывались государству извне, следствием чего стали тяжелейшие социально-экономические последствия, а результатом - статус самого бедного государства в Европе, зависимость от внешних факторов, существенное ограничение суверенитета.

В конце 1992 – начале 1993 гг. произошла перегруппировка политических сил, что сопровождалось снижением влияния националистов Народного фронта. Коалиция из депутатов-аграриев и бывших коммунистов - членов фракции независимых депутатов - заняла доминирующую позицию в Парламенте. Таким образом, период после окончания «горячей фазы» приднестровского конфликта (конец 1992 – 1994 гг.) был отмечен фрагментацией национальных и национал-демократических сил в Парламенте. Еще летом 1992 г. они представляли собой монолитную структуру, а к концу 1994 г. в парламенте насчитывалось 4 фракции: НФМ, который поменял название на Христианско-демократический Народный фронт (ХДНФ), Конгресс крестьян и интеллигенции (КИК), Демократическая партия (ДП) и Демократическая партия труда (ДПТ). Единым фронтом в Парламенте выступала Аграрно-демократическая партия Молдовы (АДПМ), имевшая большинство в Парламенте и пользовавшаяся поддержкой президента Снегура. Постепенно АДПМ начала оказывать влияние на основные структуры исполнительной власти, однако в Парламенте АДПМ наталкивалась на жесткую позицию национал-демократических сил. После прекращения участия в работе Парламента 60 депутатов, представлявших Левобережье, находить большинство в 191 голос по важным вопросам АДПМ было все труднее. Национал-демократические силы, в свою очередь, воспринимали Парламент как последний бастион. Им, в частности, удавалось блокировать ратификацию договора СНГ до осени 1993 г. Поэтому АДПМ самостоятельно принимала  принципиальное решение о роспуске Парламента и о проведении досрочных парламентских выборов 27 февраля 1994 г.

Парламентские выборы 1994 года. Первые парламентские выборы после провозглашения в 1991 г. независимости Молдавии состоялись в феврале 1994 г. на основе пропорционального представительства. По их результатам 43,2 % получила Аграрно-демократическая партия Молдовы, 22,0 %— блок Социалистической партии Молдовы (СПМ) и Движения за равноправие «Унитатя – Единство», 9,2 %— Партия демократических сил (в составе «Блока крестьян и интеллигенции»), 7,5 %— Альянс Христианско-демократического народного фронта. Молдавские националистические прорумынские партии потерпели поражение. Председателем парламента был избран Петру Лучински.

Результаты голосования за АДПМ, консолидированной партии молдавской элиты и чиновничества, отражали определенные ожидания и надежды молдавского села. Однако сама АДПМ оказалась не готова возглавить реформистский курс, не имела ни собственной идеологии, ни кадров, способных управлять в совершенно изменившихся условиях, ни концепции развития государства и национальной экономики. Кроме того, в отличие от Гагаузии, в последний момент согласившейся участвовать в голосовании в обмен на обещание предоставить автономию в кратчайшие сроки, Приднестровье в выборах не участвовало (лидеры АДПМ даже не попытались оговорить с руководством Приднестровья формат участия избирателей Левобережья в парламентских выборах 1994 г.). Это углубило политический раскол между берегами Днестра. Тем не менее, в 1994 г. Парламент принимает новую Конституцию. Аграрии предприняли шаги к снижению напряженности в отношениях с Приднестровьем и Гагаузией: стремление к автономии со стороны гагаузов в середине 1994 г. было удовлетворено; в отношениях со сторонниками автономии Приднестровья также был достигнут существенный прогресс.

1995 г. в Молдове был ознаменован студенческими волнениями, организованными ХДНФ. Выступавшие требовали изменить название официального языка Республики Молдова на румынский. Президент Снегур поддержал бастовавших, что вызвало ответную реакцию со стороны антирумынски настроенных лидеров АДПМ. В результате Снегур покинул ряды АДПМ и создал Партию возрождения и согласия Молдовы – (ПВСМ), в которую перешли 10 из 56 депутатов Парламента, представлявших там АДПМ. Таким образом, АДПМ потеряла абсолютное большинство в Парламенте. Снегур оказался в не менее сложном положении. Демонстративный выход из АДПМ поставил его вне наиболее влиятельной на то время аграрной экономической элиты. Кроме этого, он оказался в правой части политического спектра, заключив политический союз с ХДНФ. Пространство для маневра ограничивалось потерей либо поддержки со стороны национал-демократов, либо со стороны «умеренных», резким неприятием со стороны национальных меньшинств. Для немолдавского населения союз Снегура с ХДНФ стал главным аргументом, почему они должны голосовать против действующего президента. Готовясь к предстоящим президентским выборам, Снегур избрал тактику постоянных атак на Парламент и правительство, обвиняя их во всех проблемах страны и угрожая конституционными действиями. Это подтолкнуло к необходимости выступать единым фронтом премьер-министра Андрея Сангели и спикера Парламента Петру Лучински, несмотря на личное соперничество за право быть выдвинутым в кандидаты в президенты от АДПМ. В значительной степени благодаря этому союзу страну удалось довести до президентских выборов без серьезных политических потрясений.

Президентские выборы 1996 г. Накануне президентских выборов 1996 г. в Молдове резко обострилась социально-экономическая ситуация: депрессия в экономике продолжалась, зарплаты и пенсии не выплачивались по полгода, переговорный процесс по приднестровскому урегулированию не давал ощутимых результатов, недовольство некомпетентными действиями правительства правительством нарастало. Одним из наиболее вероятных кандидатов был действующий президент Мирча Снегур, заблаговременно дистанцировавшийся от непопулярного правительства и приобретший в народном сознании образ борца за достойную жизнь своих граждан. Кроме того, Снегуру удалось создать национал-демократический блок из ПВСМ, ХДНФ и ряда мелких партий, он вел переговоры о присоединении к блоку Партии демократических сил (ПДС) во главе с Валериу Матеем, автором Декларации о независимости. Соперник Снегура - спикер Парламента Петру Лучински, которого поддерживало большинство немолдавского электората, работал над продвижением в молдавском электоральном поле. Конкуренцию первым двум кандидатам составляли бывший министр внутренних дел, руководитель возрожденной под новым названием в 1994 г. Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) Владимир Воронин, действующий премьер-министра Андрей Сангели и руководитель Партии демократических сил Валериу Матей. Результаты голосования, закончившиеся провалом Андрея Сангели и Валериу Матея, показали необходимость проведения второго тура президентских выборов (итоги первого тура: Мирча Снегур – 38,75 %, Петр Лучинский – 27,66 %, Владимир Воронин – 10,23 %, Андрей Сангели – 9,47 %, Валериу Матей – 8,90 %). Во втором туре победу одержал Петру Лучински.

Избрание президентом Петру Лучински, поддержанного коалицией из различных не всегда совместимых между собой политических сил, давал шанс молдавской политической элите преодолеть раскол и выработать приемлемый для всех политический сил курс реформ. Однако уже первый год президентства Лучински – 1997 г. - оказался весьма противоречивым. Лучински не пошел по пути инициирования досрочных парламентских выборов и в результате ему пришлось «уживаться» с оппозиционным по отношению к нему Парламентом (спикером стал не политический союзник Лучински Дмитрий Дьяков, а лидер АДПМ Дмитрий Моцпан). Правительство, сформированное из сторонников и лично преданных Лучински людей, не демонстрировало сколько-нибудь заметных успехов, социально-экономическое положение населения продолжало оставаться тяжелым. Задолженности по пенсиям и зарплатам бюджетникам правительству удалось сократить примерно до двух месяцев. При этом их полная ликвидация к выборам, что планировалось как один из главных пропагандистских ресурсов власти, представлялась невыполнимой. В такой ситуации был дан старт очередным парламентским выборам, намеченным на весну 1998 г.

Парламентские выборы 1998 г. В выборах 22 марта приняли участие 9 политических партий, 6 блоков и 60 независимых кандидатов. Однако в Парламент прошли всего 4 партии: Партия коммунистов Республики Молдова – 30,01%, Избирательный блок «Демократическая конвенция Молдовы» - 19,42%, Избирательный блок «За демократическую и процветающую Молдову» – 18,16%, Партия демократических сил – 8,84%. Принципиальное значение для будущего политического развития Молдовы имело два факта: «триумфальное возвращение» коммунистов и уход с политической арены АДПМ и СПМ, которые не попали в Парламент. Кроме того, результаты голосования показали, что выборы 1998 г. оказались весьма дисперсными: победившая партия не получила абсолютное большинство голосов, что обусловило во многом судьбу этого Парламента. Во втором Парламенте создавались и распадались союзы и коалиции, менялись правительства (только в 1999 г. правительство сменилось трижды). Наиболее влиятельным в этот период был правящий Альянс за демократию и реформы (АДР) в состав которой входили: Демократическая конвенция Молдовы, Движение «За демократическую и процветающую Молдову», Партия демократических сил. Однако уже весной 1999 г. в рядах Альянса наметился раскол, сопровождающийся коррупционными скандалами. В декабре 1999 г. АДР потерял большинство в Парламенте. Попытка национал-демократов создать «правое» правительство закончилось неудачей. Новый Парламент как и старый находился в оппозиции президенту. В целом парламентские выборы 1998 г. закрепили уход политических сил, востребованных в начальный период политического транзита в первой половине 1990-х гг., окрашенного в националистические цвета.

Конституционная реформа 2000 г. Конституционный кризис 1999 г. определил формат политических преобразований на ближайшие годы. Причиной кризиса стало выдвижение президентом Петру Лучински инициативы о пересмотре Конституции Республики Молдова с целью расширения полномочий президента. Парламент выступил против этой инициативы, проголосовав за конституционную реформу, обратную по содержанию инициативам главы государства. В результате Парламент Молдовы 5 июля 2000 г. 90 голосами принимает поправку к Конституции, отменяющую всеобщие прямые президентские выборы, превращая президента Петру Лучински в номинальную фигуру. За предложения Конституционной комиссии, созданной Парламентом, проголосовали все фракции, кроме пропрезидентской группы независимых депутатов, которая на тот момент состояла из 9 человек, и решающей роли не играла. Ключевую роль в принятии поправок сыграли коммунисты, хотя изначально они не были склонны поддерживать конституционную реформу. Принципиальное значение имели противоречия между Лучински, Ворониным и Дьяковым. Последнему, в тот момент возглавлявшему Демократическую партию Молдовы (ДПМ) и одновременно являвшемуся спикером Парламента, удалось убедить Воронина в необходимости реформы. Воронин же, считавший, что Лучински, которого ПКРМ поддерживала на выборах в 1990 и 1996 гг., должен был учитывать интересы ПКРМ при формировании очередного правительства, также в целом был настроен против действующего президента. Не последнюю роль сыграл и внешний фактор в лице Российской Федерации, с руководством которого у Лучински постепенно налаживались отношения - это дало повод руководству ПКРМ полагать, что Лучински будет избран на второй президентский срок. Таким образом, согласие Компартии, располагающей большинством в Парламенте, поддержать реформу определило ее судьбу. В итоге президентские полномочия были ограничены, а сам президент должен был избираться законодательным органом, голосами 3/5 депутатов (61 голос). Согласно конституционным поправкам, выборы президента должны были состояться в декабре 2000 г., однако позиция правых сил в Парламенте, прежде всего ХДНП под руководством Юрия Рошки, опасавшихся возможного избрания лидера ПКРМ Владимира Воронина на пост президента (голоса ПКРМ, ДПМ + еще одна фракция), обеспечила прямой срыв президентских выборов.

Парламентские выборы 2001 г. Досрочные парламентские выборы 25 февраля 2001 г. стали следствием неспособности Парламента избрать главу государства в декабре 2000 г. В выборах приняли участие 12 политических партий, 5 блоков и 10 независимых кандидатов. В Парламент прошли следующие партии: Партия коммунистов Республики Молдова – 50,07%; Избирательный блок «Альянс Брагиша» (Социалистическая партия Молдовы, Партия социальной демократии «Furnica», Центристский союз Молдовы, Движение профессионалов «Speranta – Надежда», Общественно-политическое движение «Новая сила») - 13,36; Христианско-демократическая народная партия - 8,24%. Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) воспринималась избирателями как альтернатива правящим партиям, которые ассоциировались с трудностями переходного периода и с неудавшимися экономическими реформами, что принесло ПКРМ абсолютную победу на парламентских выборах. Таким образом, ПКРМ по результатам голосования получила возможность самостоятельно формировать правительство и избрать президента страны. ПКРМ стала первой коммунистической партией в истории, получившей полную политическую власть в государстве посредством демократических выборов. Одновременно из молдавской политики ушли экс-президент Мирча Снегур, спикер Парламента 1998-2001 гг. и вице-спикер Парламента 1994-1998 годов Дмитрий Дьяков, экс-премьер Ион Стурза и сам Петру Лучински (партия первого президента Молдовы – Мирчи Снегура не прошла в парламент, а рейтинг второго – Петру Лучински составляла менее 1 %). Избиратели ждали от коммунистов выполнения предвыборных обещаний, которые касались экономических реформ, статуса русского языка, сближения с Россией и т.д.

Президентские выборы 4 апреля 2001 г. стали первой процедурой избрания главы государства Парламентом после конституционной реформы 2000 г. На президентское кресло претендовали три кандидата: лидер ПКРМ Владимир Воронин, депутат-коммунист Валериан Кристя и действующий премьер-министр и председатель парламентской фракции «Альянс Брагиша» Думитру Брагиш. Выдвижение депутата ПКРМ Валериана Кристя было интерпретировано наблюдателями как попытка коммунистов подстраховаться в случае, если бы Владимир Воронин оказался единственным зарегистрированным кандидатом. Кандидатура Валериана Кристя позволяла соблюсти требования Закона об избрании главы государства, согласно которому для признания результатов президентских выборов в них должны принимать участие по крайней мере два кандидата. 4 апреля 2001 года парламент Республики Молдова избрал лидера ПКРМ голосами 71 депутата. За Валериана Кристя отдали голоса 3 депутата, за Думитру Брагиша — 15. Фракция ХДНП отказалась участвовать в голосовании, поскольку не поддерживала ни одного из трех кандидатов.

Первые годы руководства коммунистов демонстрировали стремление выполнить предвыборное обещание о сближении с Россией. Однако, по мере пребывания ПКРМ у власти, в их деятельности стал все явнее проступать вектор на европейскую интеграцию и сближение с США, Евросоюзом, НАТО и ГУАМ. Так, в ноябре 2003 г. Владимир Воронин под давлением США и ЕС отказался подписать парафированный им накануне план всеобъемлющего урегулирования приднестровского конфликта, известного как «Меморандум Козака», разработанный и предложенный Россией по его просьбе. После демарша Воронина молдавско-российские отношения заметно охладели, что выразилось в «винном эмбарго» со стороны Москвы, нанесшем значительный ущерб молдавской экономике. Уже в 2003-2004 гг. Воронин инициировал план действий по интеграции РМ в ЕС. В целом политика ПКРМ в указанный период выглядела крайне непоследовательной.

Парламентские выборы 2005 г. В Республике Молдова на 2005 г. было зарегистрировано 27 политических партий и движений. В выборах 6 марта приняли участие 9 политических партий, 2 избирательных блока и 12 независимых кандидатов. В Парламент прошли: Партия коммунистов Республики Молдова – 45,98%; Избирательный блок «Демократическая Молдова» - 28,53%; Христианско-демократическая народная партия – 9,07%. Выборы прошли на фоне «цветных революций» в Грузии, Румынии и Украине. Все политические партии, включая ПКРМ, в качестве основного политического приоритета на выборах выдвигали лозунг европейской интеграции. Интригой выборов стал тот факт, что ПКРМ открыто поддержали лидеры «оранжевых революций» (Михаил Саакашвили и Виктор Ющенко), а под конец избирательной кампании — и Президент Румынии Траян Бэсеску. Наблюдатели полагали, что основную оппозиционную силу страны — Блок «Демократическая Молдова» (БДМ) на выборах поддерживали российские политические круги.

Президентские выборы 2005 г. Потеряв по сравнению с предыдущим созывом 15 мандатов, ПКРМ лишилась возможности самостоятельно избрать главу государства. В этой ситуации переизбрание лидера ПКРМ Владимира Воронина на пост президента становилось возможным только с помощью объединения в коалицию с какими-то элементами парламентской оппозиции, состоящей из Блока «Демократическая Молдова» (БДМ) Христианско-демократической народной партии (ХДНП). Выход Демократической партии Молдовы (ДПМ) из состава БДМ (состоявшего из Альянса «Наша Молдова» (АНМ) — 23 депутата, Демократической партии Молдовы — 8 депутатов и Социал-либеральной партии (СЛП) — 3 депутата) и регистрация собственной парламентской фракции изменили конфигурацию политических сил в законодательном органе. ДПМ объявила, что будет участвовать в избрании президента, желая избежать тем самым досрочных парламентских выборов. Представители оппозиции не выдвинули ни одного собственного кандидата, поэтому обе кандидатуры, зарегистрированные специальной комиссией по избранию главы государства (основной кандидат — Владимир Воронин и формальный — Георге Дука) были предложены группами депутатов ПКРМ, чтобы соответствовать требованиям Конституционного суда. Сюрпризом президентских выборов 4 апреля 2005 года стало участие — помимо 56 депутатов фракции ПКРМ и 8 ДПМ — 11 депутатов ХДНП и 3 парламентариев СЛП. Депутаты АНМ не участвовали в голосовании. В итоге Владимир Воронин был переизбран на пост главы государства голосами 75 депутатов из 78, участвовавших в голосовании.

Второй срок пребывания ПКРМ у власти не стал более последовательным с политической точки зрения. Не продвинулся Кишинев и в приднестровском вопросе. Во многом успех коммунистов на выборах объяснялся отсутствием реальной альтернативы в политическом поле Молдовы, а также ностальгией населения по советскому прошлому. Тем не менее, к очередным парламентским выборам ПКРМ демонстрировала существенный запас прочности.

Парламентские выборы 2009 г. В выборах приняли участие 12 политических партий и 5 независимых кандидатов. В результате парламентских выборов 5 апреля 2009 г., четыре партии преодолели избирательный барьер: Партия коммунистов Республики Молдова - 49.48% голосов, Либеральная партия Молдовы - 13.13%, Либерал-демократическая партия Молдовы - 12.43%, Альянс «Наша Молдова» - 9.77%. Остальные 13 конкурентов на выборах суммарно набрали 15.19% голосов избирателей - эти голоса были пропорционально распределены между четырьмя партиями-победительницами. Коммунисты, располагавшие абсолютным большинством в Парламенте, получили возможность формировать правительство. Однако им не хватило одного парламентского мандата для избрания президента.

Обнародованные 6 апреля предварительные результаты выборов спровоцировали спонтанные акции протеста. Манифестанты — преимущественно молодежь — обвиняли правящую партию в фальсификации выборов. Лидеры оппозиции выступили с заявлением о подложности результатов выборов и призвали к проведению перевыборов. Организованный в знак протеста оппозиционный митинг в Кишинёве перерос в 7 апреля в массовые беспорядки, в результате которых были ранены более 300 человек и серьёзно повреждено здание парламента Молдавии и президентской администрации. Журналисты назвали события 6-7 апреля «бесцветной революцией».

События 6-7 апреля сделали политический конфликт между ПКРМ и оппозиционными парламентскими партиями еще более напряженным. В результате парламентская оппозиция блокировала избрание главы государства, и ни один из кандидатов на пост Президента от ПКРМ (основной кандидат — Зинаида Гречаная и формальные кандидаты — Андрей Негруцэ и Станислав Гроппа), не смог получить необходимый 61 голос депутатов. В этой ситуации, согласно положениям Конституции Республики Молдова, Парламент был распущен и на 29 июля 2009 г. были назначены досрочные парламентские выборы.

В избирательной кампании приняли участие 8 политических партий. События 6-7 сентября и демонстративный выход из ПКРМ Мариана Лупу, бывшего председателя Парламента (2005–2009 гг.), и его присоединение к Демократической партии Молдовы, — все это обусловило миграцию избирателей и привело к изменению конфигурации политических сил накануне досрочных парламентских выборов. По результатам досрочных выборов в Парламент прошли пять партий: Партия коммунистов Республики Молдова - 44.64% голосов, Либерал-демократическая партия Молдовы – 16,57%, Либеральная партия Молдовы – 14,68%, Демократическая партия Молдовы – 12,54%, Альянс «Наша Молдова» - 7,35%.

Получив всего 48 мандатов, ПКРМ потеряла абсолютное парламентское большинство, а вместе с ним и власть. Остальные партии, получившие доступ в законодательный орган, приняли решение создать коалицию против ПКРМ и образовали Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ). Партия коммунистов ответила на это уходом в оппозицию и блокированием процедуры избрания президента, отказавшись голосовать за единственного кандидата от правящего альянса, председателя ДПМ Мариана Лупу. Так события весны и лета 2009 г. предопределили затяжной политический кризис в Молдове. В послевыборный период вплоть до марта 2012 г. Парламент так и не смог избрать президента.

Три основные партии, образовавшие Альянс за европейскую интеграцию - Либерал-демократическая партия Молдовы, Либеральная партия Молдовы, Демократическая партия – ставят целью Альянса вступление в Евросоюз через интеграцию с Румынией (ПКРМ видела своей главной задачей сохранение молдавской государственности и самостоятельную интеграцию в ЕС). В целом риторика партий, входящих в Альянс, носит антироссийский характер.

Парламентские выборы 2010 г. Исполняющим обязанности президента был назначен лидер Либеральной партии Молдовы Михай Гимпу (сентябрь 2009-декабрь 2010 гг.). После того, как Парламенту очередной раз не удалось избрать президента, Конституционный суд принял решение, что роспуск законодательного органа в этих условиях оправдан. В связи с этим действующий глава государства распустил Парламент и назначил досрочные парламентские выборы на 28 ноября 2010 г. По итогам выборов в парламент прошли следующие партии: Партия коммунистов Республики Молдова – 39,34% голосов, Либерал-демократическая партия Молдовы – 29,42%, Демократическая партия Молдовы – 12,07%, Либеральная партия Молдовы – 9,96%. Конфигурация, сложившаяся в новом Парламенте, тем не менее, снова не позволила избрать президента. Исполняющим обязанности президента стал лидер Либерал-демократической партии Влад Филат (два дня в декабре 2010 г.), а затем - лидер Демократической партии Молдовы Мариан Лупу (декабрь 2010-март 2012 гг.). Лишь в марте 2012 г. Парламент, наконец, избрал президента – беспартийного Николая Тимофти. Он стал компромиссной фигурой и его избрание стало возможным благодаря выходу из фракции Партии коммунистов нескольких депутатов во главе с Игорем Додоном и созданием группы социалистов, отдавших свои голоса Альянсу за европейскую интеграцию. 

Парламентские выборы 2014 г. В выборах участвовали 19 партий, один блок и четыре независимых кандидата. Сюрпризом выборной компании стало активное участие Партии социалистов Республики Молдова под руководством Игоря Додона. По итогам выборов в Парламент прошли: Партия социалистов Республики Молдова – 20,51, Либерал-демократическая партия Молдовы – 20,16%, Партия коммунистов Республики Молдова – 21,86% голосов, Демократическая партия Молдовы – 15,80%, Либеральная партия Молдовы – 9,67%. Таким образом в новом Парламенте Партия социалистов представлена самой многочисленной фракцией — 25 депутатов. Практически сразу после выборов председатель ПСРМ Игорь Додон заявил, что Партия социалистов не намерена становиться «частью олигархической и евроунионистской власти» и уходит в оппозицию. Партия Додона, которую поддерживал немолдавский электорат и часть традиционного электората Компартии в предвыборный период и после кампании активно взаимодействовала с российскими партийными структурами.

Политический раскол, наметившийся к концу 2000-х гг., в первой половине 2010-х гг. приобрел характер жесткого противостояния внутри молдавского общества. И если на рубеже 2000-2010-х гг. оно проявлялось в борьбе унионистского и централистского курсов, то ближе к середине 2010-х гг. акцент в противостоянии сменился на противоборство элитных групп, с одной стороны ориентирующихся на Румынию и Европейский союз, а с другой – на Россию и Евразийский экономический союз.

        Кризис парламентской республики

Очередной кризис парламентской республики в Молдове начался с победой главы Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ) Игоря Додона во втором туре прямых президентских выборов в Молдове 13 ноября 2016 года. Молдавские и российские средства массовой информации позиционировали И. Додона как «пророссийского кандидата». Сторонники сближения с Россией и противники курса на евроинтеграцию Молдовы видели в фигуре нового президента реальную возможность денонсации Соглашения об ассоциации с ЕС и усиление российского влияния в стране и в регионе в целом. В России политический класс приветствовал нового президента Молдовы, официально заявившего о проведении курса на сближение с Российской Федерацией. Москва стремилась опереться на политическую силу в лице ПСРМ, чтобы не допустить ревизии нейтрального статуса Молдовы (нейтралитет Молдовы зафиксирован в Конституции РМ). Ранее такую возможность Москва связывала с результатами прошедшего в феврале 2014 года в Гагаузии референдума, который не был признан официальным Кишиневом. При достаточно высокой явке в 70,42%, за вступление в Таможенный союз высказались 98,5% (против – 1,5%), интеграцию в Евросоюз поддержали лишь 2,6% (против – 97,4%), за отложенный статус Гагаузии проголосовали 98,0% (против – 2,0%).

28-29 ноября 2016 года состоялось первое после четырехлетнего перерыва заседание российско-молдавской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, посвященное последствиям подписания Молдовой Соглашения об ассоциации с ЕС. Ранее Россия и СНГ ввели временный запрет на ввоз молдавской продукции, по 19 позициям были введены пошлины, что привело к падению цен на сельхозпродукцию в Молдове и сокращение обрабатываемых земельных угодий. Рост безработицы и т.д. (на Приднестровье и Гагаузию данные ограничения не распространялись).

Однако результаты ноябрьских президентский выборов 2016 года спровоцировали обострение внутриполитической ситуации в Молдове, выражавшееся в системном противостоянии президента и его команды с национальными Парламентом и Правительством. Долгое время открытым оставался вопрос легитимности прямых президентских выборов (Молдова – с 2000 г. является парламентской республикой, президент избирался парламентом), проведение которых не было одобрено национальным Парламентом (решение по прямым выборам выносилось Конституционным судом Молдовы и он же признал результаты выборов и утвердил нового главу Республики), и прозрачности выборного процесса (правительство не предоставило необходимое количество избирательных участков, например, в России: вместо положенных 159 участков, было открыто лишь 8). Противостояние Игоря Додона, позиционировавшего себя как пророссийского кандидата, и Майи Санду, его соперницы на президентских выборах, олицетворявшей прозападный, точнее, проамериканский вектор, и представлявшей унионистские круги, характеризовалось как решение вопроса о сохранении независимости, суверенитета и нейтралитета Молдовы.

В качестве первоочередных задач И. Додон в своей предвыборной программе обозначил налаживание отношений с Россией, возврат похищенного из молдавских банков миллиарда долларов, ликвидацию унионистских организаций, отмену Соглашения об ассоциации с ЕС через всенародный референдум. Однако серьезной преградой к реализации обещанного являлся ограниченный объем полномочий президента в парламентской республике, особенно в условиях жесткого противостояния с Парламентом, где большинство составляют представители прозападных партий, и сформированным этим Парламентом Правительством. Противостояние между Парламентом, Правительством и президентом каждые 2-3 месяца проходили весьма острые фазы. После реализации очередного шага президентской команды к сближению с Россией, Парламент и Правительство инициировали действия, направленные на ухудшения российско-молдавских отношений (высылка из Молдовы сотрудников Российской дипмиссии, отзыв Посла Молдовы в России Д. Брагиша, декларация Парламента РМ о выводе ВС РФ из Приднестровья, решение Конституционного суда о признании территории Приднестровья оккупированной ВС РФ, объявление российского вице премьера Д. Рогозина «персоной нон грата» в Молдове, заявка в ГА ООН о выводе ОГРВП и т.д). Так, в ходе второго визита в Москву 17 марта 2017 года (первый визит состоялся в январе 2017 года) Игорь Додон извинился за «политический демарш» Правительства и Парламента Молдовы. Под «демаршем» он имел ввиду направленную в МИД РФ 9 марта Правительством РМ ноту, а также рекомендации Правительства госслужащим Молдовы не посещать Россию, отзыв молдавского посла из России. Таким образом, Президенту Молдовы пришлось оправдываться за последствия внутреннего политического противостояния в Молдове.

Однако, на фоне ухудшающейся экономической ситуации (в основном вследствие реализации положений Соглашения об ассоциации с ЕС), Игорь Додон уделял большое внимание расширению электоральной базы ПСРМ к следующим парламентским выборам (должны состояться в 2018 году). Победа на парламентских выборах и формирование парламентского большинства позволила бы И. Додону и ПСРМ сформировать лояльное Правительство и таким образом вывести Молдову из состояния системного внутриполитического кризиса. Кроме того, в условиях парламентской республики без лояльных Парламента и Правительства президент не сможет реализовать ни одно из своих предвыборных обещаний. Одним из вариантов решения этой проблемы И. Додон видел в проведении досрочных парламентских выборов уже в 2017 году, увеличении количества избирательных участков в России к парламентским выборам, проведении референдума о доверии президенту и о расширении его полномочий. Однако ни одну из этих инициатив невозможно было реализовать без содействия Парламента и Правительства. Не исключались также попытки объявления импичмента президенту (для этого потребовались бы инициатива Парламента и поддержка населением (не менее 52%) на референдуме), однако уровень популярность И.Додона и ПСРМ в 2017 году делали этот сценарий крайне маловероятным. Практически единственным фактором, который потенциально мог сблизить Президента с Парламентом и Правительством, мог стать существенный рост объема средств от молдавского экспорта в случае открытия российских рынков. На этом и сосредоточила усилия президентская команда.

В качестве взаимных встречных шагов России и Молдовы, положивших начало новому этапу в двусторонних отношениях, отмечается следующее. Игорь Додон в качестве главы государства первый визит совершил в Москву и назвал Крым «де-факто российским». Россия в свою очередь «амнистировала» 250 тыс. молдавских трудовых мигрантов. (Речь шла о трудовых мигрантах из Молдовы, примерно 700 тыс. которых трудились в России. Из этого числа примерно 250 тыс. человек находились в России на нелегальном положении, т.к. фактически являлись нарушителями визового режима. В 2014-2017 гг. они не могли выехать в Молдову, т.к. опасались стать не въездными в Россию (17,5 тыс. человек уже к тому моменту получили запрет на въезд на территорию РФ).) В январе 2017 года во время первого визита Игоря Додона в Москву этот вопрос обсуждался на высшем уровне, было принято решение об амнистии для нарушивших визовый режим, которую можно было реализовать через обращение в органы УФМС РФ до 20 марта 2017 г. (для не въездных 17,5 тыс. человек наложенные на них ограничения также снимались). На встрече 17 марта с Игорем Додоном Владимир Путин заявил о продлении сроков амнистии. Для И.одона вопрос трудовых мигрантов имел очень большое значение, его решение могло стать большим политическим бонусом и для него лично, и для ПСРМ в контексте приближающихся парламентских выборов. 250 тыс человек - это значимое количество для 4-х миллионного населения Молдовы (1 млн из которых трудятся за пределами республики) - потенциально это 250 тыс. голосов в пользу Партии социалистов на выборах. Кроме того, на мартовской встрече было объявлено о допуске пяти молдавских винодельческих компаний, в том числе такого крупного производителя как «Криково», на российский рынок.

Между тем, ключевой особенностью внутриполитической ситуации в Молдове является существенная разнице интересов простого населения Молдовы и прозападных правящих элит, в подавляющем большинстве располагающих румынским гражданством (запрет на обладание двойным гражданством для чиновников действовал непродолжительное время во второй половине 2000-х гг., когда страной руководила Партия коммунистов Республики Молдова, 5 из 6 судей Конституционного Суда Молдовы располагают румынским гражданством). Бывший и.о. президента страны Михай Гимпу по поводу двой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.047 с.)