Занятие 6. «Позиция в общении. Навыки эффективного общения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 6. «Позиция в общении. Навыки эффективного общения»



Цели: способствовать осмыслению позиции в общении; обучение навыкам эффективного общения.

 

Материалы для построения занятия

Мини-лекции

«Установки в общении»

Каждый из нас - уникален и неповторим, прошел индивидуальный путь развития и воспитания в атмосфере семьи со своими традициями. К 5-6 годам у каждого из нас сформировались базовые психологические установки, которые проявляются в самооценке и в оценке нами других. Считается, что если человек воспринимает себя позитивно, он более успешен в общении. В психологии выделяют четыре вида психологических установок на общение с окружающими:

1. «Я о`кей – ты о`кей» (у меня все хорошо - у тебя все хорошо). Эта установка позволяет конструктивно сотрудничать, ценить себя и других. При данной установке человек способен решить все проблемы. Это стереотип «победителей». Человек легко устанавливает отношения с другими, четко придерживается своей цели.

2. «Я о`кей – ты не о`кей» (у меня все хорошо - у тебя все плохо). Установка характерна для тех, кто не получил достаточно внимания и ласки в детстве, кого часто обижали. Человек с такой установкой перекладывает ответственность за свои трудности на других. У него затруднено конструктивное сотрудничество и ему присущи конфликтные черты характера.

3. «Я не о`кей – ты о`кей» (у меня все плохо - у тебя все хорошо). Эта установка проистекает из мнения, что все выросли в хороших, здоровых семьях, а мне не повезло. Личность испытывает бессилие по сравнению с другими, избегает тесных контактов с окружающими, либо нуждается в симбиотической связи с сильными. Такая установка - источник неврозов и характеризуется заниженной самооценкой, постоянными и безуспешными попытками что-то изменить в своей жизни с помощью другого.

4. «Я не о`кей – ты не о`кей» (у меня все плохо - у тебя все плохо). Эта установка вызывает чувство безнадежности, потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены депрессиям и непредсказуемы. Им свойственен саморазрушительный сценарий жизни, в результате чего они подвержены наркомании, самоубийству, алкоголизму.

Редко кто придерживается одной из установок. Как правило, всегда имеется большая или меньшая доля каждой из них при доминировании какой-то одной установки. Для налаживания эффективного профессионального общения важно осознать, какая у вас доминирующая установка, поверить в то, что ее можно изменить, укрепить свое состояние «я о`кей».

 

«Состояния «Я» в общении»

Когда люди попадают в сложные или неопределенные ситуации, они склонны реагировать каким-то привычным способом, который чаще всего используется в жизни. Транзактный анализ (Э. Берн) выделяет три таких способа реагирования или три различных состояния нашего «Я».

Родительское «Я» - состояние, перенятое в детстве от родителей или тех, кто их замещает. Родитель несет в себе преимущественно приказы, запреты и правила, позицию «должен». Это носитель норм культурной и социальной среды. В этом состоянии часто выполняются автоматические, привычные действия. Существует две стороны родительского «Я»: контролирующая, авторитарная и помогающая, ласковая.

Контролирующий родитель пользуется словами и выражениями типа: «правильно – неправильно», «хорошо – плохо», «никогда – всегда», «разумно – неразумно», «что скажут другие?», «всему есть предел», «почему ты не», «ты должен», «сколько раз я тебе говорил», «я бы на твоем месте», «запомни раз и навсегда». Его физические признаки: нахмуренный лоб, качание головой, указательный жест, руки на бедрах, щелкание языком.

Помогающий родитель пользуется словами и выражениями типа: «бедняжка», «будь осторожен», «успокойся», «не вешай нос», «не бойся», «милый ты мой», «сейчас я тебе помогу», «потерпи». Его физические признаки: ласковый взгляд, поглаживание, поддерживающие жесты.

У многих представителей педагогической профессии развито родительское эго - состояние. Если оно становится преобладающим, то приводит в общении к формированию чувства вины у партнера за свою некомпетентность, к тому, что вся ответственность за успех дела перекладывается на «родителя» (педагога).

Взрослое «Я» - это зрелая, размышляющая часть личности человека. Взрослое «Я» - своеобразный компьютер, собирающий, оценивающий и просчитывающий информацию. Действия взрослого продуманы и логически обоснованы. Взрослое «Я», как правило, задает вопросы, пытаясь понять суть дела: «что, как, почему, кто, сколько, где, когда», «я полагаю, что ты имеешь в виду», «давай вместе подумаем», «давай разберемся», «давай попробуем». Физические признаки: взгляд, направленный на собеседника, открытая поза, понимающие жесты. Взрослый - рациональная часть личности, польза и целесообразность деятельности. Это деловое общение, работа, планирование будущего, решение проблемных ситуаций.

Детское «Я» - это ребенок, эмоциональный, импульсивный. В нем собраны все наши чувства и переживания. У детского «Я» несколько сторон: 1) естественный ребенок - состояние, наиболее близкое к естественному, для него характерны импульсивность, недисциплинированность, требовательность и спонтанность; 2) приспособившийся ребенок - это результат воспитания родителей, та часть «Я», которая делает то, что велено, эта часть «Я» порождает в нас чувство вины, послушание, желание идти на компромиссы.

Выражения, используемые детским «Я»: «Мне нравится», «боюсь», «я хочу», «не хочу», «я буду», «не буду», «подумаешь», «что же мне делать», «я чувствую», «помоги мне», «вы всегда так», «я тоже устал». Внешние признаки: смех, восторг, грызение ногтей и ковыряние в носу, хихиканье, пожимание плечами, надутые губы, дрожание губ, слезы на глазах. Дитя – желания, влечение, эмоции, спонтанная активность, но и страхи, тревога, капризы, злость. Если потребность удовлетворена быстро и эффективно, то Ребенок доволен.

Различие этих трех состояний в себе и в других принципиально важно для коммуникации. Надо уметь почувствовать, кто говорит в вас сейчас: Родитель, Взрослый или Ребенок, и изменить свой способ поведения в зависимости от обстоятельств:

- высвободить внутреннего Ребенка и признать его потребности;

- обучить Взрослого рациональному последовательному мышлению, включающему все «за» и «против»;

- переосмыслить Родителя, чтобы расстаться с устаревшими и мешающими активной жизни правилами и нормами.

 

«Я - высказывание»

«Я - высказывание» - это речевая техника, позволяющая педагогу быть эффективным в общении. Построение «Я – высказывания»:

1. «Когда (если)…» - опишите факт, поведение, которое вас беспокоит;

2. «…я чувствую…» – назовите ваши эмоции;

3. «…потому что…» - объясните, почему это поведение составляет для вас проблему;

4. «…давай подумаем…» - предложите, как это изменить.

 

«Модели поведения в общении»

В разных коммуникативных ситуациях педагог демонстрирует различные модели поведения, реагируя по-разному: то агрессивно, то неуверенно, то уверенно.

Например, вам забыли вернуть книгу, которая вам нужна. Поведение может быть:

- агрессивным: «Черт побери, я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты обещал, что вернешь книгу вовремя»;

- неуверенным: «Я знаю, что надоедаю тебе, но как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть книгу в ближайшее время»;

- уверенным: «Я считаю, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне книгу сегодня. Буду признателен, если ты принесешь ее не позднее пятницы».

Эффективное общение предполагает гибкую смену моделей поведения в зависимости от коммуникативного контекста.

 

«Конфликт»

Конфликт – это столкновение противоположно направленных тенденций в личности человека, в межличностном и межгрупповом общении, сопровождающееся острыми негативными переживаниями.

Цель человека в межличностном конфликте: доказать правоту (Родитель), выместить злость (Дитя), найти решение проблемы (Взрослый).

Разрешение конфликта предполагает следующие шаги, основанные на структуре техники «Я - высказывание»:

- максимально конкретное и объективное описание ситуации, которая вас не устраивает;

- выражение своих мыслей и чувств по поводу ситуации;

- предложение своего варианта решения ситуации;

- указание последствий: положительных в случае успешного разрешения конфликта или отрицательных, если ничего не изменится.

 

«Стратегии поведения в конфликте» (К. Томас)

Соревнование выбирается, если исход конфликта очень важен для конфликтующих, у них есть достаточный авторитет, и их решение они считают наилучшим.

Избегание выбирается, когда исход конфликта не очень важен для человека; когда он можете решить конфликт в свою пользу; когда нужно ослабить напряженность и отложить решение, потому что открытое обсуждение может ухудшить ситуацию.

Приспособление выбирается в тех случаях, когда человека не особенно волнует конфликт; когда он хочет сохранить мир и добрые отношения с другими; когда у него мало шансов победить; когда итог намного важнее для соперника, чем не для него.

Компромисс выбирается, когда соперники имеют одинаковый статус и взаимоисключающие интересы; когда решение нужно получить быстро; когда конфликтующих устраивает временное решение; когда другие подходы были неэффективными и соперники предпочли получить хоть что-то, чем потерять все.

Сотрудничество выбирается, когда решение проблемы важно для обеих сторон; когда есть время для работы над проблемой; когда у конфликтующих тесные отношения; когда обе стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга.

 

«Манипуляция»

Часто люди в общении используют манипуляцию, чтобы достичь собственной цели. Манипуляция плоха тем, что использует лучшие качества человека: доброта, порядочность, вежливость. В профессиональном общении педагог часто сталкивается с манипуляциями со стороны детей, коллег, родителей, да и сам нередко выступает в качестве манипулятора.

Способы манипулирования со стороны родителей: приманки (Вымой посуду - я отпущу тебя погулять); угрозы (Если бросишь кружок - не видать тебе новых сапог); сравнение (Я в твоем возрасте никогда так себя не вел. Все друзья учатся лучше); неискренние обещания (Будь умницей - поедем на Кипр); шантаж (Вот пожалуюсь отцу, он тебе задаст); болезнь (Если ты не перестанешь, у меня будет сердечный приступ); любовь (Ты бы этого не сделал, если бы меня любил).

Способы манипулирования со стороны подростков: плач, нытье, угроза, любовь, сравнение, шантаж, настраивание родителей друг против друга, ложь, умалчивание, подавленное состояние.

 

Упражнения по теме занятия

Тест «Доминирующее состояние Я»

Оцените степень вашего согласия с приведенными ниже высказываниями в баллах от 1 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я – увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека - объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

 

1,4,7,10,13,16,19 - Дитя

2,5,8,11,14,17,20 – Взрослый

3,6,9,12,15,18,21 – Родитель

 

Упражнение «Мои позиции в общении»

Задание: Попытайтесь вжиться в ситуации. Опишите, какой была бы ваша первая искренняя реакция в этой ситуации (жесты, слова).

Ситуация №1. В школу приходит рассерженная мать и начинает скандалить, обвиняя учителя в том, что он предвзято относится к ее сыну.

Ситуация №2. Ты приходишь уставший домой и узнаешь, что твой ребенок пропустил уроки в школе, нагрубил учителю.

Ситуация №3. Около входа в школу тебя закидали снежками ребята. Ты не знаешь, почему они это сделали.

Ситуация №4. В учительской в присутствии других тебе делает замечание коллега, указывая на методические ошибки, допущенные на уроке.

Вопросы: Какое из состояний «Я» чаще проявилось у вас во время анализа ситуаций?

 

Упражнение «Анализ позиций в общении»

Задание: Укажите, какие состояния «Я» порождают следующие высказывания.

1. Учительница, сидя в учительской, слышит от своей коллеги: «Сегодня директор проводит собрание. Видимо, придется задержаться».

- Я бы на месте руководства занималась делом, а не разговорами. (Р)

- Какой повод для проведения собрания? (В)

- Мне очень не нравятся наши собрания, лучше бы съездить всем вместе на природу! (Д)

2. На урок опаздывают дети. Учитель говорит:

- Мне кажется, нам надо вместе подумать, почему вы все время опаздываете на мой урок. (В)

- Я так устала от вас, мне надоели ваши вечные опоздания. (Д)

- Каждый раз, когда у меня урок, вы умудряетесь опаздывать. (Р)

3. К педагогу приходит родительница за советом. Педагог так начинает свой разговор:

- Мне кажется, что вместе мы сможем разобраться в ваших отношениях с сыном. (В)

- Я думаю, что вы должны перестать потакать во всем своему ребенку. Он избалован до предела. (Р)

- Я в таком смятении. У меня ничего не получается, и ваш сын тоже не поддается моему влиянию. (Д)

4. Дверь в классную комнату закрыта, а ключ потеряли. Учитель говорит:

- Сколько раз я говорила, чтобы дежурные заранее готовили ключ к уроку?! (Р)

- Вы всегда так себя ведете - хотите сорвать мне занятие. (Д)

- Я думаю, что нам надо найти запасные ключи и попытаться открыть дверь. (В)

 

Упражнение «Анализ состояний Я в общении»

Задание: Проанализируйте возможные ответы разных состояний Я.

Ситуация № 1. Ученик не согласен с отметкой, поставленной учителем:

- Почему вы не поставили более высокую отметку?

- Где я допустил ошибку?

- Вы всегда мне занижаете отметки.

Учитель:

- Я бы на твоем месте задумалась. Ты не должен так себя вести.

- Давай вместе подумаем, разберемся.

- Я устала от твоих придирок.

Ситуация № 2. Сын (дочь) хочет, чтобы родители отпустили его в многодневный поход:

- Родители обязаны заботиться о благополучии детей. Что скажут обо мне одноклассники?

- Как относишься к тому, что я пойду в поход?

- Я хочу пойти в поход и все равно пойду.

Родители:

- Я запрещаю тебе в походе… Я бы на твоем месте…

- Когда собираетесь пойти, куда, с кем?

- Я не хочу, чтобы ты ходил в поход. Я боюсь за тебя.

Упражнение «Я - высказывание»

Задание: Постройте вашу фразу в форме «Я - высказывания»

Ситуации:

- Ребенок не прибирается в своей комнате.

- Ребенок много времени проводит за компьютером.

- Вы очень устали, а вам надоедают.

- Ученик прогуливает ваши уроки в школе.

- Вам не нравятся друзья супруга.

- Дети громко слушают музыку, и вам это мешает.

- Ребенок поздно вернулся домой.

- Ребенок ходит зимой на улице без шапки.

 

Упражнение «Модели поведения»

Задание: Потренируйтесь в уверенных высказываниях.

Ситуации:

- Дочь просит одолжить ей вашу новую куртку, а вы опасаетесь, что она ее порвет или испачкает.

- Собеседник занимает вас разговором, а вам необходимо уйти.

- Вас останавливают на улице и настойчиво предлагают товар, который вам не нужен.

- Люди, сидящие сзади вас в театре, мешают вам громким разговором.

- Ловите взгляд привлекательного мужчины, знаете, что он интересуется вами. Вы подходите и…

- Вам возвращают из химчистки пальто с большим пятном.

 

Разминочные упражнения

Упражнение «Рукопожатие вслепую»

Два игрока встают, чтобы за спиной было расстояние 2-3 м. Обмениваются рукопожатиями, глядя в глаза, стоят неподвижно. Затем закрывают глаза. По сигналу: «Марш!», разжимают руки, пятятся назад, но руки оставляют в том же положении, что и при рукопожатии. Один говорит: «Иди ко мне!», начинают двигаться к исходной точке, не открывая глаз, пытаются вновь пожать руку партнера.

 

Упражнение «Тюрьма»

Внутренний круг – «арестанты» - сидят на стульях, за спиной у каждого «тюремщик». «Арестанты» должны договориться взглядами о «побеге», быстро поменяться местами, но так, чтобы «тюремщик» не успел задержать его на стуле.

 

Упражнение «Радуга»

Закройте глаза, представьте себе, что вы идете по полю. Чистый свежий воздух, запах полевых трав, пение птиц. И вот вы видите прямо перед собой радугу. Начинайте вдыхать воздух и забираться вверх по радуге. Забравшись на самый верх, съедьте вниз по радуге, как с горки, при этом выдыхая воздух. Повторите несколько раз. Вдох- выдох….

 

Упражнение «Пожелание»

Возьмите листок бумаги. Вверху подпишите свое имя, фамилию. Передайте соседу справа. На полученном от соседа слева листке напишите пожелание его хозяину. Передайте дальше по кругу вправо. Таким образом, на каждом листке каждый участник оставит свое пожелание, и к вам вернется листок, заполненный пожеланиями всех участников группы. Сохраните его на память.

 

Список литературы

 

1. Барлас Т. Р. Популярная психология: От конфликтов к обретению «Я». – М.: Академия, 1997.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ТЦ Сфера, 2001.

3. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. - Спб.: Речь, 2002.

4. Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Тренинг: Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М.: Генезис, 1999.

5. Кривцова С. В. Тренинг: Учитель и проблемы дисциплины. - М.: Генезис, 2000.

6. Мардер Л. Тренинг педагогической осознанности. Рабочая программа формирования у педагогов личностно-ориентированной позиции по отношению к детям // Школьный психолог. 2003.

7. Милютина Е. Психотерапевтичекие рецепты на каждый день – М.: независимая фирма «Класс», 2001.

8. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 1996.

10. Пиз А. Язык телодвижений, как читать мысли других по их жестам. - Н.Новгород: Ай Кью, 1992.

11. Прутченков А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… - М.: Новая школа, 1996.

12. Правдина Н. Я люблю себя. Триумф новой женщины. - Спб.: Изд. дом. «Нева», 2004.

13. Сартан Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

14. Самоукина Н.В первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг. - Дубна: Феникс+, 2002.

15. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. - Ярославль: Академия развития, 2002.

16. Синельников В. В. Возлюби болень свою. - М.: Центрполиграф, 2004.

17. Синельников В. В. Прививка от стресса, или психоэнергетическое айкидо. -М.: Центрполиграф, 2003.

18. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. - М.: Генезис, 2000.

19. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. - М.: Генезис, 2002.

20. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? В 4-х томах. - М.: Генезис, 1998.

21. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. - М.: Генезис, 2001.

 

 

Учебное пособие

 

Программы

психологической поддержки

участников образовательного процесса

 

Сборник программ

 

 

Редактор Л.А. Шубина

 

Компьютерная вёрстка: Т.Л. Тетенькина

 

 

Подписано в печать …

Формат …

Бумага …

Усл. печ. л. …

Тираж экз. 300

Заказ №

 

 

Кировский областной ИПК и ПРО,

г. Киров, ул. Кирпичная, 23/2

 

 

Отпечатано в мини-типографии «Старая Вятка»

г. Киров, ул. Кирпичная, 23/2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.099 с.)