Занятие 1. «Стереотипы педагогической деятельности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 1. «Стереотипы педагогической деятельности»



Цели: создать благоприятные условия для работы группы; способствовать самораскрытию членов группы; стимулировать потребность в самоанализе профессиональных установок, мотивацию к саморазвитию.

 

Материалы для построения занятия

 

Мини-лекции

«Принципы работы группы»

Искренность в общении. Группа – это то место, где вы можете рассказать о том, что вас действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким- либо причинам не обсуждали.

Обязательное участие в работе группы в течение всего времени. Ваши мысли и чувства очень значимы для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений.

Конфиденциальность обсуждаемых проблем. Все, что говорится здесь, должно остаться между нами. Это – одно из этических оснований нашей работы.

Право каждого члена группы сказать «стоп» - прекратить обсуждение его проблем. Если вы чувствуете, что еще не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, воспользуйтесь этим принципом.

Персонификация высказываний. Каждый участник говорит за себя, от своего имени. Не стоит допускать высказывания типа «все так думают», «большинство так считает». Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «я думаю..», «я чувствую..», «мне кажется».

Безоценочное принятие. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.

Общение между всеми участниками и с ведущим – на «ты». Это трудно, но этот принцип создает особую обстановку в группе. Если тяжело, не торопите себя, это может произойти позже.

Санкция за опоздание (песни, стихи, танцы и другое - на выбор группы).

 

«Цели плохого поведения» (С.В. Кривцова)

Характеристики плохого поведения

Цели плохого поведения

Привлечение внимания Власть Месть Избегание неудачи
Социальные причины Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного поведения в окружении ребенка. Рост насилия в обществе Слишком высокие требования родителей и учителей
Сущность поведения Получать особое внимание «ты мне ничего не сделаешь» Вредить в ответ на обиду «не буду пробовать, все равно не получиться»
Сильные стороны поведения Потребность в контакте с учителем Смелость, сопротивление влияниям Способность защищать себя от боли и обид нет
Реакция учителя: эмоции Раздражение, негодование Гнев, негодование, может быть страх Обида, боль. Опустошение, в дополнение к негодованию и страху Профессиональная беспомощность
Реакция учителя: импульс Сделать замечание Прекратить выходку с помощью физического действия Немедленно ответить силой или уйти из ситуации Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста
Реакция ученика Временно прекращает Прекращает выходку, когда сам решит Прекращает выходку когда сам решит Попадает в зависимость от учителя, продолжает ничего не делать
Способы предотвращения Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами, оказывать внимание за хорошее поведение Уходить от конфронтации, отдавать часть своих организационных функций Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на установку «Я могу»

Мы можем помочь ученикам общаться с нами приемлемым способом, если наше позитивное отношение к ним будет включать: принятие, внимание, признание (уважение), одобрение, теплые чувства. Избежать нарушения поведения можно лишь одним способом - формируя высокое самоуважение учеников, которое содержит три составляющие: интеллектуальная состоятельность (ощущать свою компетентность в учебной деятельности – «могу решать задачи»); коммуникативная состоятельность (строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками); личная состоятельность (вносить свой особый вклад в жизнь класса).

Мы портим ученика, когда: 1) видим, что он нарушает поведение, и не реагируем подходящим образом; 2) делаем за него слишком много того, что он сам мог бы сделать для себя; 3) «вытаскиваем» его из неприятной ситуации, в которой он оказался по собственному выбору.

 

Упражнения по теме занятия

Упражнение «Стереотипы в педагогической профессии» (Р.В. Овчарова)

Притча. В зоопарк привезли медведя. Однако к моменту его прибытия предназначенная для него большая клетка с бассейном оказалась не готова, и зверя пришлось поместить в маленькую тесную клетку - всего шесть шагов в длину. За три недели, проведенные в тесной клетке, медведь привык передвигаться лишь на эти шесть шагов. Прошло время. Медведя переместили в новую большую клетку, но он продолжал двигаться в привычном замкнутом пространстве: шесть шагов туда и шесть шагов обратно.

Дискуссия: Что мешает медведю выйти из клетки? Выйти за рамки, продвинутые вперед? А есть ли стереотипы в нашей учительской профессии? Какие привычные и правильные с виду устои в нашей работе вызывают ваше сомнение или несогласие? Какие школьные правила мешают вам творчески работать, проявить свои возможности в полную силу?

В конце дискуссии классифицируем перечисленные стереотипы в представлениях педагогов об их профессиональной деятельности:

- Стереотипы, связанные с содержанием образования (Чему учить? Только готовым программным знаниям? Самопознанию и саморазвитию личности?).

- Стереотипы, связанные с методикой воспитания и обучения (Как учить? Какими средствами и способами? С помощью книг и слова или через другие источники познания?).

- Стереотипы, связанные с назначением и местом учителя в педагогическом процессе (Кто учитель – Бог, идол или путник, идущий к своей творческой цели?).

- Стереотипы, связанные с взаимоотношениями учителя с участниками педагогического процесса (Общение в атмосфере борьбы с недостатками? Это исправление ошибок в тетрадях и поведении? Атмосфера покоя, равновесия, положительного внимания к себе и остальным?).

 

Упражнение «Мифы»

Причинами стереотипов в педагогической профессии являются мифы: «Миф о Великом Учителе», «Миф о Цели Образования», «Миф о Чтении - Лучшем учении», «Миф о Вечном Бое».

Группа разбивается на четыре подгруппы. Задание: разработать опровержение одного из мифов, выдвинуть перспективную педагогическую идею, способную вывести учителя из клетки стереотипов на тропинку творческого роста, подготовить выступающего по теме разоблачения мифа.

Полученные идеи могут лечь в основу занятий по развитию профессионального мастерства. Ориентировочная формула идей:

«Миф о Цели Образования» – идея саморазвития личности, идея овладения личностью способами познания и удовлетворения своих потребностей;

«Миф о Чтении - Лучшем Учении» - идея учения в деятельности;

«Миф о Великом Учителе» - идея учителя – спутника, учителя - творческой личности;

«Миф о Вечном Бое» - идея покоя и равновесия, доброжелательного сотрудничества и диалога.

 

Упражнение «Идеальный учитель» (Л. Мардер)

В микрогруппах составляются списки качеств идеального педагога. Ведущий записывает эти качества на доске, группируя по блокам: профессионализм, коммуникативные способности, личностные особенности. Проводится связь со структурой программы занятий.

Вывод: Профессиональный рост протекает в трех сферах: деятельность, общение, личность. Профессиональная компетентность педагога – это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении, воспитании и развитии. Мы начали нашу работу с деятельностного компонента.

Упражнение «Уровень профессиональной компетентности учителя»

Ведущий называет полярные позиции, участники оценивают себя по 10- балльной шкале (1балл – низкая степень развития, 10 баллов- высокая).

I. Педагогическая деятельность учителя.

Ставит развивающие и воспитательные задачи наряду с обучающими Оценка от 1 до 10 баллов Ставит и реализует главным образом обучающие задачи
Владеет вариативной методикой, т.е. выбором одного методического решения из возможных Оценка от 1 до 10 баллов Использует однообразные методические решения в обучении
Стремится и умеет анализировать свой опыт Оценка от 1 до 10 баллов Уходит от самоанализа под разными предлогами

II. Педагогическое общение учителя

Специально планирует коммуникативные задачи Оценка от 1 до 10 баллов Задачи общения в ходе урока не планирует, полагаясь на стихийно возникающие ситуации
Создает в классе обстановку доверия, психологической безопасности, дети открыты для общения и развития Оценка от 1 до 10 баллов В общении использует жестокие методы, исходит из непререкаемого авторитета учителя, дети напряжены
Исходит из ценности личности каждого ученика, уважает их достоинство, ориентирован на поддержку Оценка от 1 до 10 баллов Ученики воспринимаются как объект, средство, помеха. Не дифференцирует своего общения, ориентирован на формальные оценки

III.Личность учителя.

Имеет устойчивую профессионально-педагогическую направленность Оценка от 1 до 10 баллов Считает, что ненадолго задержится в учительской профессии
Имеет позитивную «Я-концепцию», спокоен и уверен Оценка от 1 до 10 баллов Очень неуверен в себе, тревожен, мнителен
Работает творчески, применяет оригинальные приемы Оценка от 1 до 10 баллов Работает главным образом по типовым методическим разработкам

IV.Обученность и обучаемость школьников.

Ставит задачи формирования у школьников умения учиться, поощряет их активные учебные действия и самоконтроль, опирается на изучение учащихся Оценка от 1 до 10 баллов Задачи развития, умения учиться у учащихся не ставит, дает знания в готовом виде, организуя только репродуктивную деятельность учащихся
Развивает у учеников самостоятельность и инициативу Оценка от 1 до 10 баллов Самостоятельность и инициативность учеников не поощряет
Стремится наметить для отдельных детей индивидуальные программы Оценка от 1 до 10 баллов Индивидуальный и дифференцированный подход минимален

V.Психологический аспект педагогической деятельности

Может поставить себя на место ученика, взглянуть на проблему его глазами Оценка от 1 до 10 баллов Не может поставить себя на место ученика, неспособен увидеть происходящее глазами ученика
Откровенно и искренне выражает свои мысли и чувства в общении с учениками Оценка от 1 до 10 баллов Держится за роль учителя, ориентирован на формально- деловые отношения и поддержание своего авторитета
Динамичен и гибок в общении, легко замечает и разрешат проблемы Оценка от 1 до 10 баллов Не гибок, не замечает возникающих конфликтов, не способен к их конструктивному разрешению

Уровни профессиональной компетентности:

15-45 – недопустимый уровень

46-75 – критический уровень

76-120 – средний уровень

121- 135 – высокий уровень

136- 150 – уровень мастерства

Вопросы для обсуждения: Какие чувства возникли? Где и в чем есть резервы для развития?

Упражнение «Анализ целей плохого поведения школьников»

Задание: Вспомните и поделитесь друг с другом трудной ситуацией, возникшей на уроке или вне его. Выберите две из них. Разберем каждую по схеме.

1. Трудная ситуация.

2. Чувства взрослого в ситуации.

3. Чувства ребенка в ситуации.

4. Способы решения.

5. Эффективность способов решения проблемы (эффективны те, которые учитывают чувства ребенка, которые ориентированы на поиск причины, а не загнать ее внутрь)

6. Мотивы поступка.

7. Цели поведения.

По итогам работы заполняется таблица «Цели плохого поведения» (см. мини-лекцию).

Упражнение «Проблемы развития» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева)                       

Часть 1. Притча Идриса Шаха «Рассказ о песках»

Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла, наконец, песков пустыни. Подобно тому как она преодолевала все преграды, река попыталась было одолеть и эту. Но вскоре убедилась, что при продвижении в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше. И хотя не было никакого сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:

- Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток!

Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.

- Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.

- Но как это может произойти?

- Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя.

Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь в конце концов никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова?

- Ветер, - продолжал песок, - именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.

- Но как я могу проверить это?

- Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдут многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река.

- Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня?

- Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, - ответил песок, - твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной.

Какой-то неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно припомнила она то состояние, когда она, или какая-то ее часть, уже находилась в объятиях ветра. И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А поскольку у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно.

- Да, теперь я узнала истинную сущность, - размышляла река.

Река узнавала, а пески шептали:

- Мы знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас, песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.

Вот почему говорят, что путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке.

Часть 2. Вопросы для размышления и обсуждения: Что мешало реке сразу принять дружелюбные объятия ветра и перелететь пустыню? Благодаря чему она все же приняла решение перелететь пустыню? Чему может нас научить эта притча?

Часть 3. Интерпретация притчи.

Для нас важны следующие идеи притчи:

- источники и способы преодоления безысходности и «тупикового» состояния;

- сопротивление изменениям;

- доверие тому, кто может помочь.

Бывают ситуации, когда решение проблемы невозможно известными и даже надежными способами. И это вызывает отчаяние. Однако не бывает такого, чтобы проблема не имела решения. Вопрос только в том, насколько готов человек принять решение проблемы.

Иногда решение воспринимается человеком как катастрофа, потеря самого себя или что-либо ценного и важного. Однако вопрос стоит «ребром»: либо довериться судьбе и доброму совету, либо погибнуть. Гибель является иногда более предпочтительным решением, чем конструктивные действия. Не так ли мыслит человек, отрицая свою проблему, отказываясь от помощи или не выполняя рекомендаций?

Что вызывает сопротивление изменениям? Обратимся к притче:

- Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.

- Но как это может произойти?

- Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя.

Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова? Страх потерять свою индивидуальность, страх испытать чье-либо воздействие, или страх что-либо изменить к лучшему является источником сопротивления. Так или иначе, но результат сопротивления предрешен.

- Если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдут многие годы.

- Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня?

- Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же.

Желание стабильности и определенности, пусть даже в неблагоприятном состоянии, тормозит положительные изменения. Но притча ясно показывает, что стабильности все равно не будет. Жизнь не может стоять не месте. Изменения будут происходить, но их направление зависит от воли человека.

Еще один важный для нас урок заключается в поддержке лучшей стороны человека. Эту часть себя он, быть может, знает недостаточно или вовсе не подозревает о ее существовании.

- Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной.

Притча нацеливает нас на изучение лучшей части себя. С другой стороны, она указывает на некоторую неизменную сущность внутри нас - нашу душу. Обогащение души новым созидательным опытом является важной задачей человеческой жизни. Стоит ли препятствовать этому процессу? Река доверилась ветру и получила новую жизнь. Мы можем сделать то же.

Часть 4. Практическое задание к притче

Задание: Возьмите цветные карандаши и бумагу. Нарисуйте жизнь реки тогда, когда ветер опустил ее у горной вершины, и она превратилась в горный поток. Обсудим рисунки, оценим конструктивные изменения в жизни реки и проведем параллель со своей жизнью.

 

Разминочные упражнения

Упражнение «Смысл моего имени»

Напишите на визитке имя, которым будут называть тебя в группе (свое или вымышленное), придумайте перевод своего имени с «неизвестного» языка.

Упражнение «Ладони и колени» (Л. Мардер)

В кругу положите ладони на колени соседей: правую – на левое колено, соседа слева, левую – на правое колено соседа справа. По очереди ладони делают хлопки по колену. Затем усложним: два хлопка будут обозначать движение в обратную сторону. Теперь придется следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков.

 

Упражнение «Поменяйтесь местами»

Стульев в кругу на один меньше, чем участников. Цель водящего - занять свободный стул. По его команде игроки меняются местами: «Поменяйтесь местами те, кто в брюках» (у кого светлые волосы, кто носит очки, есть в одежде белый цвет, умеет играть на каком-либо музыкальным инструменте и т.д). Кто не успел занять место, становится водящим игры.

 

Упражнение «Внутренний луч» (Н. В. Самоукина)

Сядьте удобней. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук, теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются глаза», ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками. Пропустите этот теплый внутренний луч несколько раз, моделируя движение сверху вниз. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.078 с.)