Занятие 4 . «Возвращение к себе. Самораскрытие» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 4 . «Возвращение к себе. Самораскрытие»



Цели: содействовать принятию своей индивидуальности, осознанию своих личностных проблем; продолжить развитие позитивного отношения к себе и окружающим.

 

Материалы для построения занятия

Упражнения по теме занятия

Упражнение «Самораскрытие» (Л. Мардер)

Мне хочется, чтобы вы выяснили, насколько каждый из нас чувствует себя защищенным и не боится раскрываться во время нашей работы. Закройте, пожалуйста, глаза и слушайте мои дальнейшие инструкции. Представьте себе шкалу от 1 до 10. «Один» - обозначает, что вы стесняетесь раскрываться, «десять» – можете быть откровенным и искренним. Теперь решите, каким количеством баллов вы оцениваете свою способность к самораскрытию на наших занятиях. Когда определите это для себя, поднимите, не открывая глаз, соответствующее число пальцев. Держите пальцы до тех пор, пока я не попрошу вас открыть глаза. Я сделаю это, когда последний из вас покажет свои баллы. Откройте глаза, посмотрите, сколько пальцев поднимает каждый.

Что мешает раскрыться более широко, что необходимо изменить в ходе занятий?

 

Упражнение «Встреча» (В. Рахматшаева)

Ассоциации. По очереди каждый дайте определение слова «ребенок», приведите ассоциации, возникающие с этим словом.

Многим, что происходит в нашей жизни, мы обязаны нашему детству. Давайте попытаемся с ним ненадолго встретиться. Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут.

Визуализация. Представьте, что сейчас вы находитесь у себя дома. Вы сидите там, где обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.

А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь, спускаетесь по ступенькам и выходите в светлое пространство летнего солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе… Приглядитесь, этот ребенок - вы сами. Посмотрите, как он одет, какое выражение на лице, настроение. Как можно более подробно рассмотрите его.

Задайте ему важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от него ответ. Обнимите его, подарите ему свою любовь и нежность, самые ласковые теплые слова. После этого повернитесь и медленно возвращайтесь обратно сюда и откройте глаза.

Анализ. Опишите образ себя, какой были в детстве и который возник сейчас. Какой вопрос вы задали ребёнку? Какой ответ вы получили? Опишите ваши переживания и впечатления.

 

Упражнение «Внутренний ребенок» (В. Рахматшаева)

Обычно в эмоционально трудной ситуации мы начинаем действовать как ребёнок, который живёт в каждом из нас. А как обычно действуют дети в ситуации, которая им не нравится? Топают ногами, кричат, обзываются, обижаются и плачут, стараются спрятаться или убежать. А мы? Правда, похоже? Это и естественно. Именно «внутренний ребёнок» отвечает за наши чувства. И когда плохо нам, плохо и нашему «внутреннему ребенку».

Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким ребенком 4-5 лет. Внимательно рассмотрите, во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение лица. Теперь подойдите к этому ребенку, угостите его чем-нибудь, приласкайте, возьмите на руки и скажите: «Я тебя очень люблю (ласковое имя), всегда буду беречь и защищать тебя». Посмотрите, как теперь выглядит ваш ребенок, прижмите его к себе. Уменьшите ребенка до размеров горошины и положите в свое сердце. Посмотрите, как он там себя чувствует. А как себя чувствуете вы?

Упражнение «Мое детство»

Задание: Вспомните самое яркое и радостное впечатление детства, а потом - самое грустное и расскажите об этом.

 

Упражнение «Кто Я» (Л. Мардер)

Выпишите, что приходит в голову в ответ на вопрос «Кто Я?» (не менее 15 вариантов). Вычеркните то, без чего можно обойтись, что не является «Я», пока не останется 3-4 высказывания, действительно определяющие вас в данный момент.

 

Упражнение «Звездочка» (Е. Милютина)

Инструкция №1: Для выполнения потребуется 5 листов бумаги, на которых постарайтесь максимально честно ответить на вопросы:

- Материальный полюс: Что я имею (квартиру, мебель, работу и т.д.)? Нарисуйте себя самого - владельца этого.

- Иерархический полюс: Кем я являюсь (мамой, сотрудницей)? Нарисуйте себя в этом качестве.

- Эмоциональный полюс: Что я чувствую (любовь, печаль)? Как я выгляжу с этими эмоциями? Нарисуйте.

- Мотивационный полюс: Что для меня важно? В чем я убежден? Как я выгляжу с этими убеждениями? Нарисуйте.

- Интеллектуальный полюс: Как я думаю? Как я выгляжу с этими мыслями? Нарисуйте.

- Центральный полюс: Посмотрите на все рисунки и оцените, как устроена ваша жизнь сейчас. Нравится ли это вам? Обобщите: кто я, когда я живу так? Нарисуйте этот собирательный образ.

Инструкция №2: Повторить этот процесс в отношении желаемого будущего: что я хочу иметь, кем хочу являться, что чувствовать, добиваться, думать, пока не получится действительно согласованное и желаемое будущее.

Упражнение «Плохо – хорошо»

Задание: Подумайте о проблеме, которая есть в данный период.

Напишите слева десять аспектов проблемы, которые имеют для вас негативные последствия. Справа - десять аспектов, которые несут положительную сторону проблемы.

В каждой, даже самой трудной жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные стороны и за счет этого сохранять самообладание и душевное спокойствие.

 

Упражнение «Главное – второстепенное»

Напишите 10–12 дел, которые в настоящее время наиболее важны, проранжируйте по значимости.

Закройте глаза. Представьте себя в конце жизни. Вы давно на пенсии, не работаете, занимаетесь внуками, домом, хозяйством, гуляете с такими же пожилыми людьми. Вы думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные или самые радостные события. Вообразите, что из того времени вы сейчас смотрите в свое настоящее и оцениваете, что для вас главное и что второстепенное. Подумайте, как много сил и времени вы отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось вам очень важным. Откройте глаза. Сейчас составьте список дел по важности. Сравните списки. Какие дела остались важными, а какие утратили свое значение? Выделите главное дело, цель в своей жизни, и не суетитесь насчет второстепенных.

 

Медитация «Прощание с прошлым»

Представьте, что из космоса опускается чудесный переливающийся золотой свет. Он сверкает и обладает бесподобным запахом свежести и ароматом ваших любимых цветов. Этот золотистый свет окутывает вас спокойствием, любовью и заботой. Дышите спокойно и ровно. Вдыхайте этот золотистый прозрачный свет. Он исцеляет вас, наполняет здоровьем и энергией. Почувствуйте покой во всем теле.

А сейчас вспомните человека, с которым вам меньше всего хотелось бы встретиться, того, кто кажется вам основным врагом или с кем вам очень трудно общаться. Представьте его в виде маленького ребенка, который совершил ошибку, и сам не рад этому. Потом осыпьте этого человека дождем из розовых лепестков и обязательно скажите про себя: «Я прощаю тебя. Все хорошо! Я отпускаю тебя с любовью и миром». Представьте, как этот человек постепенно уходит вдаль, удаляется от вас, уходит из вашей жизни.

Скажите себе: «Я освобождаюсь от груза прошлого. Все прекрасно и спокойно в моей душе. Прошлое ушло навсегда, и только добро и счастье ожидают меня. Только добро и счастье ожидают меня».

Затем представьте, почувствуйте, как поток золотого света из космоса усиливается и усиливается. Он омывает все ваше тело, очищая вашу душу от боли, обид, разочарований. Вы находитесь в этом потоке, как в водопаде. Вы полностью чисты и свежи.

 

Упражнение «Письмо от своего Я» (К. Фопель)

Накануне принятия важного решения, в момент кризиса или одиночества, в ситуации жизненных перемен, - во всех этих случаях предлагаемое упражнение дает прекрасную возможность обратиться к своему внутреннему Я и получить помощь, исцеление и утешение из глубин собственного бессознательного.

Сядьте поудобнее и закройте глаза… Вы находитесь в какой-то долине. Воздух свеж, небо голубое, вокруг вас зеленеет трава, растут цветы. Утренний ветерок ласкает ваше лицо, ваши ноги уверенно стоят на земле. Прислушайтесь на некоторое время к своим ощущениям и внимательно осмотритесь (1 минута).

Вы оглядываетесь вокруг себя и видите невдалеке гору. Когда ваш взгляд останавливается на ее вершине, вы чувствуете, как будто выросли сами… Вы начинаете взбираться на эту гору и замечаете, что это довольно тяжелая работа: ноги устают, приходится глубоко дышать, но при этом вы чувствуете, как все ваше тело наполняется жизненной силой и активностью. Вы ощущаете тепло своей энергии.

Воздух становится прохладнее, звуки постепенно умолкают… Временами вы уже проходите сквозь облака. Вы идете медленно, иногда карабкаетесь по узкой тропинке, цепляясь руками за какие-то выступы (1 минута).

Постепенно вы выбираетесь из зоны облаков. Вы снова видите небо и сочные краски скальных пород. Солнце ярко сияет. Ваше тело кажется более легким. И вот вы на вершине. Вы ощущаете радость оттого, что можете наблюдать прекрасную панораму: вершины соседних гор, долины и разбросанные среди них деревушки. Вы стоите на большом плато в глубоком молчании…

Вдали вы видите кого-то, сначала это совсем маленькая яркая точка. Вы предчувствуете, что это будет какая-то исключительная встреча. Вам встретится мудрый и доброжелательный человек, который выслушает вас и сможет сказать именно то, что вы хотите узнать. Вот вы заметили друг друга и идете друг другу навстречу. Присутствие этого человека наполняет вас радостью и силой. И вот вы уже можете заглянуть ему в глаза, и он дружески улыбается вам. Вы чувствуете, что с ним можно говорить обо всем и на все получить ответ…

Поговорите с этим человеком, в несколько минут вы сможете уложить долгий, очень долгий разговор (3-5 минут).

И вот пришло время прощаться. Если захотите, вы сможете еще не раз встретиться с этим мудрым человеком. Постепенно возвращайтесь назад. Для того, чтобы иметь возможность обдумать все, что вы узнали на вершине, вы можете сделать следующее: представьте себе, что, спустившись с горы и вернувшись сюда, вы находите письмо от этого мудрого человека. У вас есть сейчас полчаса, для того, чтобы написать себе это письмо.

Упражнение «Распускающийся бутон» (К. Фопель)

Наша жизнь представляет собой процесс развития - иногда медленного, иногда прерывистого, иногда внезапного. Во всех изменениях нас сопровождает наше бессознательное, внутреннее Я, более мудрое, чем наше повседневное сознание. Время от времени мы можем обратиться к своему бессознательному, чтобы увидеть, как протекает наша жизнь.

Примите удобную позу и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов… Полностью расслабьтесь… Если вы закроете сейчас глаза, то сможете увидеть все внутренним взором, глазами вашей души…Представьте себе один красивый куст - маленький, хорошо укорененный в земле ствол с отходящими от него веточками и листьями и с бутоном на конце. Бутон пока еще закрыт и укутан зелеными чашелистиками. Постарайтесь ясно и отчетливо увидеть перед собой детали. (1минута)

Представьте себе, как чашелистики медленно открываются, отгибаются назад. И под ними показываются нежные и чувствительные лепестки розового бутона, пока еще закрытые.

Медленно, очень медленно лепестки бутона начинают раскрываться, и в это время вы чувствуете, что глубоко внутри вас также что-то распускается и появляется на свет… И пока вы смотрите на цветок, вы чувствуете, что расцветаете вместе с ним, и по мере того, как разворачиваются его лепестки, раскрываетесь и вы. Вы продолжаете смотреть на розу, на то, как она распускается, и красота ее становится явной (1 минута).

Вы вдыхаете ее аромат и вбираете его в себя, в свою жизнь. Произнесите: «Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой». Вдохните это чувство и перенесите его в район солнечного сплетения.

А сейчас вы можете заглянуть в самую сердцевину цветка, туда, где ее жизнь наиболее таинственна и интенсивна. И пусть оттуда, из самой сердцевины, возникает картина. На ней будет изображено то, что готово прямо сейчас появиться на свет в вашей жизни – наиболее красивое, творческое и исполненное смысла. Изображение может быть символическим или реалистическим. Пусть оно всплывает само, а не подчиняется вашим ожиданиям, планам или желаниям (1 минута).

Посмотрите какое-то время на эту картину и впитайте в себя ее смысл. Она может нести какое-то послание для вас. Послание, состоящее из слов или из ощущений.

Теперь скажите цветку «до свидания», сохраните эту картину в памяти и возвращайтесь назад.

Вопросы: Какое растение, цветок представилось? Расскажи о себе как об этом растении от первого лица. Можешь ли описать свой аромат? Бывает ли, что кто-нибудь восхищается тобой? Чей цветок тебе понравился?

Разминочные упражнения

Упражнение «Большое доброе животное» (Л. Мардер)

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Приближаясь к центру и отходя от него, все вместе, мы создаем имитацию дыхания большого доброго животного. Дышим все в едином ритме.

 

Упражнение «Дрожащее желе» (Л. Мардер)

Представьте, что у вас на ладони находится желе. Почувствуйте, как оно дрожит, сымитируйте рукой это движение. Сядьте на стул. Теперь вы и есть это желе. Ощутите себя им. Подвигайтесь, как оно.

 

Упражнение «Зеркало» (К. Фопель)

Работа в парах. Первый – «ведущий» - делает спонтанные движения, второй – «зеркало» - должен повторить эти движения синхронно. Затем смена ролей в паре.

Упражнение «Репетиция оркестра» (К. Фопель)

Используется запись музыкального фрагмента в исполнении оркестра.

Задание: Вы замечали, как двигается дирижер за своим дирижерским пюпитром? Когда я включу музыку, один из участников встанет и начнет дирижировать воображаемым оркестром. Дирижируйте ладонями, руками, коленями, ногами и всем своим телом, чтобы показать музыкантам, как те должны играть. Остальные изображают музыкантов, играющих на различных инструментах. По завершению своего выступления, в адрес дирижера раздаются бурные аплодисменты, крики «браво». В роли дирижера должен побыть каждый из участников.

 

Занятие 5. «Общение»

Цели: стимулировать осознание своей позиции в общении; познакомить с техникой конструктивного взаимодействия.

 

Материалы для построения занятия

Мини-лекции

«Общение как психологический феномен»

Стороны общения:1) информационная (информационная и самопрезентативная функции); 2) интерактивная (регуляторная и организационная функции); 3) перцептивная (аффективная и эмпатийная функции).

Средства общения:1) вербальные (устная и письменная речь); 2) невербальные (жесты, мимика, пантомимика, голос, тембр, высота); 3) проксемика (пространство, время).

Эффекты, проявляющиеся в общении: эффект первого впечатления, эффект ореола, стереотипизация, упрощение, проекция, этноцентризм, каузальная атрибуция, рефлексия, идентификация.

Коммуникативные умения:

1) описание поведения (сообщение о действиях без приписывания им собственных мотивов поведения, личностных черт);

2) коммуникация чувств (умение ясно сообщать о своем внутреннем состоянии);

3) активное слушание (принятие ответственности за то, что он слышит: путем подтверждения, уточнения, проверки значения и цели);

4) эмпатия – умение вчувствоваться в состояние другого.

Характеристики общения, которые желательно учитывать в работе над собой (В. Леви):

- уверенность в себе, нужное самочувствие в любом положении с любым человеком;

- умение слушать и смотреть, непрерывное тонкое ощущение собеседника;

- творческая вежливость;

- равновесие серьезности с юмором;

- как во всяком искусстве: ничего лишнего, плюс то самое «чуть-чуть»;

- дар привлекать людей, обаяние;

- достоинство;

- естественность, искренность;

- непрерывная инициатива в создании психологической атмосферы;

- чувство меры;

- говорить с каждым на его языке;

- ответственность минус навязчивость;

- умение доверять.

«Анализ коммуникативного акта»

Развитие своей коммуникативной компетентности предполагает осознание структуры коммуникативного акта.

 

Мои мотивы                       Условия                          Мотивы и цели

и цели общения                 общения                        общения другого

     
 


                                                 средства                                      

                                          ------------------                         

                                                 общения

 

кто я?                    предметная область                       кто он?

                                       общения

 

Осознание своих особенностей профессионального общения можно начать с ответов на вопросы относительно конкретной коммуникативной ситуации: Каковы мои мотивы и цели общения? Какие средства общения я использую? Каковы личностные особенности моего партнера по общению? Не являются ли мои мотивы, цели, средства общения стереотипными, т.е. часто повторяющимися в различных ситуациях в деловом общении? Определите свои (а затем - партнера) профессиональные и жизненные цели, установки, способы реагирования в трудной ситуации.

Особенно значимы для эффективного общения такие качества личности: открытость и искренность, социальная адаптированность, способность самостоятельно решать проблемы.

 

«Процесс передачи информации»

В процессе передачи вербальная информация проходит через несколько «фильтров»:

100 % информации - то, что человек задумал сказать;

80 % информации - то, что он сказал («языковой фильтр» говорящего опустил 20% информации);

70 % информации - воспринял слушающий (его «языковой барьер» не пропустил 10% информации);

60 % информации - не понял слушающий (его «языковой фильтр» утратил еще 10 % информации);

24 % информации – запомнил слушающий (36% информации утрачено при запоминании).

Впечатление, получаемое нами от другого человека, только на 7-10% зависит от вербальной коммуникации (слов, которые он произносит). Гораздо большее значение имеет невербальная коммуникация – «язык тела». 50 % информации содержат тембр голоса, интонация, ширина зрачка, пространство, частота дыхания, жесты, поза, осанка, одежда, символы статуса, контакт глазами.

 

«Межличностное пространство»

В психологической науке выделяются следующие коммуникативные дистанции, которые следует учитывать в профессиональном общении: интимная (0 – 0,5 м); межличностная (0,5 – 1,2 м); деловая (1,2 – 3,7 м); публичная (более 3,7 м).

Позиции собеседников в профессиональном общении относительно рабочего стола:

1 позиция. Собеседники располагаются друг против друга через стол. Используется для делового, официального разговора, где подчеркивается «холодность» отношений.

2 позиция. Собеседники располагаются друг против друга через угол стола. Это самое необязывающее для партнеров расположение, где нет необходимости смотреть друг другу в глаза. Используется в общении педагога с родителем, руководителями.

3 позиция. Собеседники располагаются рядом по одну сторону стола. Используется для деятельности педагога, связанной с сотрудничеством и совместным решением профессиональных задач.

Не рекомендуется общаться с человеком, вставая ему за спину или возвышаясь над ним. Это вызывает в большинстве случаев раздражение.

 

«Притча об уважении к другим»

Для успешного общения ключевое значение имеет способность понимать других людей, войти в их положение, предвидеть их чувства и намерения в поведении. Эта способность в психологии называется эмпатией. Человек, обладающий развитой эмпатией, внушает доверие собеседнику в общении, дает чувство безопасности. Педагог, обладающий эмпатией, воспринимает каждого человека в его индивидуальности, с его особой картиной мира и учитывает эту индивидуальность в общении.

Одна птица решила стать праведной. Она открыла священную книгу и прочитала заповедь: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».

«Какая мудрая заповедь! - подумала птица. - С сегодняшнего же дня начну жить по этому принципу».

Она нарвала вкусных и сочных ягод и полетела к своей подружке - лошади.

«Здравствуй, моя дорогая подруга, - приветствовала она лошадь. - Мы так давно не виделись. Я принесла тебе очень вкусные и полезные ягоды. Отведай, пожалуйста». Лошадь съела ягоды и сдохла. Оказалось, что эти ягоды были полезны для птицы, но ядовиты для лошади.

Все дело в том, что заповедь, которая записана в священной книге, верна только в том случае, если вы точно знаете, что нужно и полезно другому. Как показывает опыт, люди мало знают о своих собственных желаниях и потребностях, а уж тем более - о желаниях и потребностях окружающих. Эффективное взаимодействие в профессиональном общении предполагает понимание другого человека: ребенка, коллегу, родителя.

 

«Установки для эффективного общения»

1. Четко представляйте, что вы хотите получить от общения с другим человеком и что вы хотите ему дать.

2. Говорите с человеком о своем на его языке.

3. Уважайте мир другого человека.

4. В общении не существует неудачи. Есть только обратная связь. Вы всегда будете получать лишь те реакции и ответы, которые вызываете. И если реакция, которую вы получили, была не та, которую вы ожидали, то в этом нет никакой ошибки. Просто в следующий раз следует вызывать именно ту реакцию, которая вам нужна.

5. У людей есть все способности для достижения успеха.

6. Будьте внимательны и чутки.

7. Стремитесь создать атмосферу доверия.

8. Проявляйте гибкость. Если вы хотите что-то получить от окружающего мира, то меняйте свое поведение до тех пор, пока у окружающего мира не возникнет спонтанное желание дать вам то, чего вы хотите.

 

«Умение слушать»

Умение слушать особенно важно в общении, когда люди выражают свои истинные чувства и проявляют свое отношение к собеседнику и предмету беседы. Умение слушать предполагает внимание к собеседнику (визуальный контакт, ответная жестикуляция), слушание (молчание, невмешательство, ограничение число вопросов), активное слушание (уточнение, парафраз, отражение чувств, резюмирование), установки одобрения, самоодобрения, эмпатии.

Активное слушание - процесс, когда мы делим с говорящим ответственность за общение. В профессиональном общении педагога эффективно использовать следующие техники активного слушания:

- поддержка (да, угу, повторение в виде эхо);

- уточнение (Что вы хотите этим сказать? Пожалуйста, уточните, в чем состоит проблема?);

- парафраз (переформулировка, пересказ мысли собеседника: Как я понял вас…, По вашему мнению…, Другими словами, вы считаете…);

- отражение чувств (Мне кажется, что вы чувствуете…, Вы несколько расстроены…);

- резюмирование (Если подвести итог тому, что вы сказали..., Вашими основными идеями являются…).

«Общение учителя с детьми»

Учитель с позитивным самовосприятием открыт для усвоения нового опыта, готов перестраивать свои отношения с детьми на основе реальной оценки своих проблем в общении, стереотипов. У него развита потребность в саморазвитии. Второй важной чертой педагога, эффективного в общении, является его уверенность в себе. Уверенный педагог отличается спонтанностью, инициативой, эмпатией в общении. Он не склонен к конфликтам, проявляет эмоциональное тепло во взаимоотношениях с детьми. Уверенность в себе помогает ему справиться со страхом и тревожностью – неизменными спутниками такой ответственной профессии, как учитель.

Ученики должны быть уверены в том, что их не унизят, даже если их мысль расходится с учительской. В условиях эффективного общения учитель способствует развитию у учащихся способности аргументировать свою позицию, проявляет терпимость к противоположной точке зрения, умеет поддержать дискуссию. У него развита эмпатическая способность, он чувствует состояние другого, умеет осмыслить событие на уровне ребенка.

Холодность, формализм в контактах с детьми приводит к их отчуждению и от преподаваемого учителем предмета. Хорошие учителя – это люди эмоционально стабильные, личностно зрелые и социально ответственные, способные проявлять тепло и заинтересованность в общении, адекватные в восприятии.

Упражнения по теме занятия

Дискуссия «Эффективное общение»

Вопросы для обсуждения: Что для вас значит «эффективное общение»? Какого педагога мы можем назвать эффективным в общении, а какого – нет? Считаете ли вы себя эффективным в общении педагогом? В каких сферах общения вы считаете себя наиболее успешными: общение с коллегами, общение с детьми, с родителями, с руководителями? Проанализируй причины, которые кроются в тебе и не позволяют быть искренним и добиваться успеха в общении.

 

Упражнение «Выше - ниже»

Задание: ходите по комнате, изменяя походку, позу, жесты, мимику, в соответствии с теми установками, которые дает ведущий:

- вы красивее других людей,

- вы беднее всех одеты,

- вы начальник,

- вы техслужащая,

- вы самый умный среди всех,

- вы самый богатый человек среди учителей,

- вы случайно попали на прием в один из домов на Рублевке,

- вы коллеги на курсах, все равны.

Упражнение «Мои взаимоотношения»

Вопросы: Вспомните людей, которые вам симпатичны. Что привлекает вас в этих людях? Вспомните людей, с которыми вам неприятно общаться. Что именно вызывает у вас чувство неприязни? Можно ли улучшить взаимоотношения с теми, кто неприятен?

 

Упражнение «Невербальное общение»

 Задание: скажите с различной интонацией в голосе слова «Здравствуй», «Приступим к работе», «До свидания» (убедительно, восторженно, задумчиво, вызывающе, скорбно, нежно, грубо, шутливо, злобно, разочарованно, торжественно).

Вызовите ученика к доске: спокойно, весело, равнодушно, доброжелательно, с юмором, с осуждением, с требованием, с просьбой.

Войдите в класс, как: неопытный учитель в незнакомый класс, уверенный в себе учитель - мастер, глубокий старик, артист балета, солдат.

Улыбнитесь как: победитель, побежденный, подхалим, подчиненный начальству, начальник своему подчиненному, мать младенцу, младенец матери.

 

Упражнение «Пантомима»

Задание паре: раскройте пантомимой, как вы вносите бревно и распиливаете его; вносите ковер и вешаете его на стену; случайно встречаете знакомого в парке на скамейке; утешаете обиженного ребенка; переходите по узкой доске через большую лужу; проходите по качающемуся мостику через пропасть.

Задание группе: раскройте пантомимой зоопарк, встречу однокурсников после долгих лет разлуки.

Задание индивидуальное: раскройте пантомимой, какой вы, каким хотели бы быть?

 

Упражнение «Мимика»

Задание: Посмотрите на лица людей, изображенных на карточках. Определите, какое из чувств каждое из них выражает и изобразите мимикой это чувство.

Примеры выражений лица: нейтральное, уставшее, враждебное, немного злое, очень злое, радостное, притворно радостное, грустное, хмурое, расстроенное, сомневающееся, простодушное, горюющее, испуганное, удивленное, обиженное.

 

Упражнение «Психологическая дистанция»

Упражнение выполняется в парах. Один стоит с закрытыми глазами, другой к нему медленно приближается, стараясь подойти ближе. Первый, считая, что к нему подошли на достаточное расстояние, говорит: «Стоп!», затем открывает глаза и смотрит, как близко он подпустил человека к себе.

Вопросы для обсуждения: Что побудило сказать «Стоп!»? Насколько близко вы позволяете другим подойти к себе? Складываются ли у вас доверительные отношения с коллегами? С детьми? С близкими людьми? Насколько искренни вы с коллегами? С детьми? С близкими людьми? Кто из окружающих вас людей располагает вас к открытому общению? Кто вас понимает и поддерживает? Вы считаете себя открытым или закрытым человеком? Нравится ли вам это?

 

Упражнение «Комплимент»

В общении с другими мы зачастую не считаем нужным говорить о том, какое положительное влияние на нас оказывают другие. Так же трудно нам принять похвалу или поддержку от другого: «Вы хорошо выглядите». - «Ой, да что вы, я так поправилась».

Работа в парах. Первый произносит комплимент. Второй отвечает: «Спасибо, я тоже думаю, что я… (повторяет полностью сказанное первым). Затем подкрепляет сказанное еще одной похвалой в свой адрес: «Но кроме того, я еще хорошо умею… (называет качество, которое он ценит в себе и считает, что оно заслуживает положительных знаков внимания). Потом меняются ролями.

 

Упражнение «Активное слушание»

Задание для пары: Расскажите друг другу по очереди историю и выслушайте друг друга, используя техники активного слушания.

 

Упражнение «План развития коммуникативной компетентности»

Вопросы: За что вас ценят на работе (дети, родители, коллеги, руководство)? Что в вас недооценивают? За что вас критикуют? За что еще вас можно подвергнуть критике? Считаете ли вы, что ваша сфера общения окончательно сформировалась или у вас есть резервы развития? Достаточно ли вы уверены в себе? Умеете ли вы сопереживать проблемам детей? Способны ли вы терпимо воспринимать различные точки зрения, критику в свой адрес? Можете ли вы открыто обсуждать свои личные и профессиональные проблемы? Знаете ли вы, как в действительности ваши ученики воспринимают вас? Можете ли взглянуть на себя их глазами?

Напишите план развития своей коммуникативной компетентности.

Разминочные упражнения

Упражнение «Сидим без стула»

Задание: Двигайтесь в ритме под музыку. Когда музыка прекратится, быстро образуйте пары: один приседает так, чтобы к нему на колени мог сесть другой. Кто не успел образовать пару, выбывает из игры.

 

Упражнение «Ищем наперсток» (К. Фопель)

В комнате кладут наперсток. Участники ходят и ищут его. Тот, кто заметил его, ничего не произнося и не выдавая его местонахождение, садится на свое место. Игра продолжается до тех пор, пока последний игрок не найдет наперсток.

 

Упражнение «Тройка» (К. Фопель)

Участники разбиваются на группы по три человека. Задача участников в группах – «выкинуть», не договариваясь друг с другом, определенное число пальцев, которое загадает ведущий.

 

Упражнение «Выглядим комично»

Задание: Забудем об учительском статусе, о педагогических условностях. Пройдитесь по комнате так, чтобы выглядеть комично и даже безумно. Например: как звонарь Квазимодо, годовалый ребенок, робот, обезьянка, марширующий солдат, граф Дракула, «крутой» новый русский, тряпичная кукла, развязная девочка-подросток, мальчик - отличник, подросток – изгой класса, стриптизер, директор вашей школы, рыночная торговка, беспризорник, королева Великобритании.

Вопрос: Какая из ролей особенно отличается от привычной вам учительской роли, а какая близка ей? Почему?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.159 с.)