Анкета №2. Итоговые заметки учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анкета №2. Итоговые заметки учителя



 

«___»_______200_ г. Классный воспитатель_______________ класс _________

 

1. Какие новые впечатления появились у Вас о классе целом?

2.  Кого из ребят увидели более или менее решительными, общительными, тревожными, и т.п.? На кого следует обратить особое внимание?

3. Что Вы считаете своими педагогическими успехами за этот период? Что удалось лучше всего?

4. Какие педагогические задачи Вы считаете необходимо решить в этом году

5.Ваше настроение, ощущения, чувства от адаптационной недели?    

6. Настроение, ощущения, чувства от адаптационной недели у учащихся?   

 

Приложение 3

Цветограмма

  

Цвет Настроение
Красный Радостное
Желтый Приятное
3еленый Спокойное
Фиолетовый Тревожное
Синий Грустное
Черное Унылое

 

 

Приложение 4

Методика незаконченных предложений

Закончите предложения, начинающиеся со слов:

Мое настроение сегодня….

Для меня сегодня было необычным, неожиданным…

Сегодня мне было сложно…

Меня порадовало сегодня…

Я хотел(а) бы …

Сегодня я понял…

Мне понравилось сегодня …

Я хотел (а) бы изменить …

Пожелать хочу себе…

 

Приложение 5

 

Анкета учащегося

 

1.Как ты считаешь, нужна ли такая адаптационная неделя в начале учебного года, почему?

2.Что было неожиданным для тебя в этот период?

3.Что понравилось в этот период?

4.Что для тебя было сложным в этот период?

5.Что приобрел нового для себя?

6.Что возьмешь с собой в учебно-воспитательный процесс?

 


Приложение 6

Диагностическая карта

Ф.И,О/ критерии

дисциплина

отсутствие конфликтов

агрессивная реакция

усидчивость

высокая общественная активность

хорошие организаторские способности

высокая инициативность

занимает ведущие позиции

авторитет в группе, в классе

любит быть на людях

не боится выступать перед другими

открытый

отзывчивый

ориентируется на собственное мнение

дурно влияет на соучеников

спокойный, уверенный

переоценивает свои силы

честолюбив

вызывает симпатию

                                       

 

Диагностическая карта

 

Ф.И

лидер

исполнитель

зритель

хороший организатор

инициатор

общительность

дисциплинированность

эмоциональность

находчивость

рабороспособность

оптимизм

кругозор/ интеллект./

интересы, увлечения

танцы

рисование

пение

играют на

спорт

пишут стихи

кружки /др. интересы/

баян фоно гитара
                                           

С. А. Головина

РАЗВИВИАЮЩАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

«ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНЫХ СПОСОБОВ РЕАГИРОВАНИЯ НА МНЕНИЕ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

 

Пояснительная записка

 

Основная задача современной школы – способствовать самореализации и формированию компетентности учащихся. На второй ступени обучения необходимо развивать следующие компетентности: информационную, коммуникативную, социальную (как способность действовать с учетом позиции других людей), предметную (как способность действовать с позиции учебного предмета). Старшеклассники должны обладать самостроительной (способность к самопроектированию, самореализации и рефлексии), социальной, поисково-исследовательской и проектировочной компетентностями.

В научной литературе термин «толерантность» определяется как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, но толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности, интересы и готовой их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность», «толерантная/интолерантная личность», важно и развитие эмпатии, доверия, воображения, сочувствия, сопереживания. Формирование у подростков толерантности по отношению к самому себе, к своему мнению является необходимым условием толерантности по отношению к другим. Поэтому необходимо не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание плюс сотрудничество плюс дух партнерства.

Ключевые идеи программы. Теоретико-методологической основой для построения программы выступили: положения гуманистической психологии (А. Маслоу, Ф. Перлз, К. Роджерс, В. Франкл), принципы педагогики и психологии ненасилия  (В.Г. Маралов, А.Б. Орлов, Ю.М. Орлов, В.А. Ситаров).

Ориентация на мнение сверстников – это психологическая особенность подросткового возраста, которая проявляется в том, что ребята не имеют своего мнения и не обладают навыками самостоятельного принятия решений, боятся твердо выразить свое мнение и оказаться «белой вороной», особенно если оно расходится с мнением группы, болезненно воспринимая потерю авторитета в группе. Подростки ориентируются на мнение значимого окружения и по-разному воспринимают и реагируют на него, что можно выразить в виде схемы.

 

                   мнение1 значимых  значимое                          мысли

Событие   мнение2    других     мнение Отношение   (думаю) воспринимаю

                  мнение3                                                                            чувства      

                  мнениеn  незначимых незначимое                 действия 

                                        других         мнение                    (поступки)   реагирую

 

 

Существовуют четыре типа ориентированности подростков на мнение сверстников:

I тип – воспринимаю и реагирую на мнение (болезненно, неадекватно);

II тип – внутренне не воспринимаю, но внешне демонстрирую ответную реакцию на мнение;

III тип – болезненно воспринимаю, не демонстрирую ответную реакцию (либо скрываю ее);

IV тип – адекватно воспринимаю и реагирую на мнение, имею собственное мнение.

Схематично это можно выразить следующим образом:

                              мысли    

Воспринимаю    (думаю)                                                             III тип

                                    

                                 чувства        I, IV типы   

 


Реагирую        действия   

                             (поступки)                                           II тип

 

 

Крайние типы отличаются друг от друга по знаку, если для I типа характерно болезненное восприятие и реагирование на мнение, то подростки IV типа имеют собственную точку зрения и адекватно относятся к мнению других. Второй тип ориентации на мнение возникает в ситуациях, если мнение других не совпадает с ожидаемым мнением. Тогда ввиду действия защитных механизмов (вытеснения, подавления, блокирования, отрицания) и механизмов перцептивной защиты подросток, не осознавая и не обдумывая ситуацию, выдает первую экспрессивную поведенческую реакцию на мнение. Отношение по третьему типу возникает в ситуациях, когда реагирование на мнение отсрочено, а следующая возможность предоставляется через некоторое время, когда ситуация перестает быть значимой, актуальной или когда уже вступили в действие психологические защитные механизмы. Такие подростки относятся к мыслительному типу, воспринимая мнение, обдумывают его, концентрируя внимание на собственных чувствах либо подавляя, либо скрывая ответную реакцию.

Данная программа построена в форме тренинговых занятий, так как работа в тренинговой группе помогает решению межличностных проблем, дает возможность получения обратной связи от детей со сходными проблемами, способствует идентификации себя с другими, для лучшего самопознания и знакомства с новыми эффективными способами поведения.

Цель: формирование у подростков способности толерантного отношения к мнению сверстников.

Задачи:

    1.Выяснить исходный уровень ориентированности подростков на мнение сверстников.

    2.Дать информацию о толерантном поведении, позитивной Я-концепции, толерантной / интолерантной личности.

    3.Формировать у подростков качества толерантной, зрелой, независимой личности; навыки самоанализа, уверенного поведения, самостоятельного принятия решения, позитивного самоотношения.

4. Проверить уровень усвоения информации и закрепления навыков, определить тип ориентированности на мнение сверстников по окончании работы.

На занятиях кроме общих задач решаются и частные: 

- для подростков, болезненно воспринимающих мнение сверстников - научить адекватно воспринимать мнение, работать по снижению болезненных переживаний по поводу того, что о подростках говорят и думают другие;

- для подростков, не воспринимающих мнение сверстников - развивать умения слушать и слышать собеседника, вычленяя позитивный аспект для саморазвития и самопознания; а также развитие эмоциональной сферы;

- для подростков, бурно реагирующих на мнение - научить безопасным способам реагирования и выражения эмоций, освоить адекватные, толерантные стратегии поведения;

- для подростков, скрывающих ответную реакцию на мнение - обучение адекватным способам реагирования на мнение и вариативности поведения в различных ситуациях.

Условия развития оптимальных отношений подростков со значимым окружением и преодоления гипертрофированной ориентации на мнение сверстников:

1) осознание причин гипертрофированной ориентации на мнение сверстников в зависимости от соответствия или не соответствия мнения некоторому идеальному образу, который сложился в сознании подростка и является его сугубо индивидуальным образом принятия других людей;

2)  самопознание, самопринятие подростком особенностей личности; дифференцированная самооценка, осознание принимаемых и не принимаемых качеств, развитие тенденции к самосовершенствованию;

3) преодоление коммуникативных барьеров, психологических защит, стереотипного поведения: умение фиксировать защиты, барьеры и стереотипы, овладение алгоритмами их осознания и приемами вариативного поведения;

4) развитие у подростков умения формулировать собственное мнение в разнообразных ситуациях взаимодействия с окружающими людьми;

5) обучение вариативности принятия чужого мнения на основе принципов альтернативности, осознания противоположностей, предполагающих анализ ситуаций с разных точек зрения и различных стратегий восприятия и реагирования на мнение;

6) развитие рефлексивного анализа и саноанализа у подростков;

7) формирование таких качеств, как выдержка, уверенность в себе, толерантность, способности отстаивать свою точку зрения, умение брать ответственность за свое поведение.

Методика реализации программы

Тренинг может проводиться в форме внеклассных занятий с учащимися старшего подросткового возраста. Число участников 12 – 15 человек.

В режиме тренинга необходимо соблюдать следующие принципы:

- принцип информированности: предоставление информации о целях, задачах, планируемой работе, требованиях участникам;

- принцип конфиденциальности является условием создания атмосферы доверия, самораскрытия и безопасности;

- принцип ненасильственности: участие подростков в упражнениях должно быть добровольным, исходя из желания детей, избегая принуждения;

- принцип активности: участие в обсуждении и проигрывании ситуаций, выполнении различных упражнений;

- принцип сотрудничества: работа в группе основывается на признании ценности личности другого человека, его мнений, интересов;

- принцип положительной обратной связи: обеспечивает поддержку, одобрение окружающих и является средством помощи в преодолении застенчивости, повышении самооценки, снятии напряжения.

Занятия по программе показаны для подростков с гипертрофированной ориентацией на мнение сверстников, с различными типами реагирования и восприятия этого мнения.

Критериями и формами отбора в группу являются результаты психодиагностики, данные наблюдений родителей и педагогов за поведением ребенка, желание работать в группе, мотивация на работу.

Для усиления развивающего эффекта в группу необходимо включить подростков, адекватно реагирующих на мнение сверстников, за исключением девиантных, расторможенных, агрессивных подростков.

Программа рассчитана на 15 занятий продолжительностью 1 час 30 минут 1-2 раза в неделю.

Участники тренинга ведут «Личный дневник участника группы» (см. приложения 1,2).

Этапы реализации программы:

1 этап – ориентировочный (2 занятия). Цель этапа: создать благоприятные условия для работы, ознакомить с основными принципами, принять правила работы группы, провести процедуру знакомства. Установить позитивный эмоциональный контакт (упражнения на снятие напряжения, на сплочение группы).

 2 этап – развивающий (11 занятий). Цель этапа: повышение значимости и ценности себя и другого человека, создание условий для формирования способности толерантного отношения к мнению сверстника.

Работа на втором этапе проводится на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

Компоненты программы Задачи Методы и приемы Психологические механизмы
Когнитивный Формирование знаний о зрелой, толерантной личности; осознание: различных позиций взаимодействия, ответственности за собственный выбор, типов ориентированности на мнение; поиск толерантных способов решения ситуаций Беседы; групповые дискуссии; самодиагностика От представления о гипертрофированной ориентации на мнение к анализу собственного поведения в различных ситуациях взаимодействия. Осознание травмирующих факторов, ситуаций
Эмоциональный Овладение приемами саморегуляции; развитие способности к эмоциональной децентрации; формирование позитивного отношения к себе и другим Беседы; игры; упражнения на релаксацию и визуализацию; проективные методики; психогим-настические упражнения От овладения приемами саморегуляции к развитию способности адекватного восприятия мнения других
Поведенческий Коррекция самооценки и личностных качеств; проигрывание различных вариантов взаимодействия, используя техники уверенного поведения, конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций Игротерапия; сочинение историй; моделирование ситуаций. Через рефлексию, обратную связь, моделирование ситуаций к адекватным, толерантным способам реагирования, к расширению спектра поведенческих паттернов

 

3 этап – закрепляющий (2 занятия). Цель этапа: повышение самопознания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов.

Методы и приемы, используемые на занятиях:

- индивидуальная работа над заданиями, упражнениями, тестами позволяет участнику лучше разобраться в себе, в своих чувствах, в отношениях к окружающим;

- работа в парах позволяет участникам приобрести навыки и умения, связанные с ведением диалога; научиться приемам сближения с партнером по общению, слушать и слышать, поддерживать собеседника;

- работа в группах (3 - 4, 5 – 7 человек) нацелена на формирование навыков эффективного взаимодействия;

- работа всей группой («круг») способствует освоению приемов и способов взаимодействия с большим количеством людей, позволяет получить поддержку и отработать навыки внимательного слушания.

В ходе занятий применяются игры и упражнения на развитие критичности и креативности мышления, эмпатии, положительной самооценки, рефлексии. Большое внимание на занятиях уделяется обратной связи, посредством которой подросток получает информацию о том, как его воспринимают другие участники группы, как они понимают, интерпретируют и реагируют на его поведение, как его поведение воздействует на других, с точки зрения развития умения получать дифференцированную обратную связь и давать обратную связь второго порядка, то есть умение реагировать адекватным и безопасным образом на информацию, содержащуюся в обратной связи. Также необходимо работать по развитию умения формулировать собственное мнение посредством рефлексивного анализа, что способствует совершенствованию самопонимания, помогает подросткам научиться различать собственное поведение, позволяет увидеть значимые аспекты собственной личности и свои реакции на рассогласование образа – Я с восприятием окружающих.

Таким образом, на каждом занятии участники группы (посредством рефлексии и обратной связи) высказывают собственное мнение, учатся принимать мнение других, анализировать их с трех позиций: думаю, чувствую, действую (поступаю). Такие обсуждения способствуют адекватному восприятию основной схемы: событие --- мысли --- чувства --- действия; осознанию того, что одно и то же событие вызывает различные мнения у разных людей в зависимости от значимости ситуации, времени, места, значимости «другого», индивидуальных особенностей личности, а также формированию адекватных, конструктивных, толерантных способов восприятия и реагирования на мнение.

С этой целью на всех этапах включаются упражнения, где подростки, высказывая мнение о других, учатся сравнивать с собственной оценкой, принимать это мнение, адекватно реагировать, вычленяя позитивный аспект для саморазвития (например, упражнения «Зеркало», «Кто Я», «Личные реакции», «Мой портрет в лучах солнца», «Листки за спиной»). Также используются различные задания на ассоциации (например, каким был в детстве; на какое животное, растение, предмет, сказочного персонажа, литературного героя, историческую личность похож) по отношению к себе или другим членам группы с обоснованием своего выбора, что позволяло ребятам не только высказывать свое мнение-ассоциацию, но и учило принимать его от других, а также давало возможность посредством рефлексии отследить свое отношение к мнению (свои мысли, чувства, действия). То есть ребята проговаривают (в группе или на круг) какие мысли и чувства вызывает ассоциация, какая реакция возникает (первичная – эмоциональная либо вторичная - после анализа ситуаций). Для самопознания, самоанализа, самораскрытия, прояснения Я – концепции используются упражнения «Мои достижения», «Моя вселенная», также проективные методики рисуночного типа «Моя марка», «Многоликое Я», «Автопортрет», «Я и мой внутренний мир». В некоторые занятия включены притчи и легенды, что способствует более глубинному восприятию через язык метафоры (притчи «Цыпленок и орел», «Ворона и павлин», легенды «Дерево побед», «Восточная легенда»).

На занятиях подростки учатся размышлять, оценивать нравственную ситуацию по алгоритму:

1) анализ ситуации (значимая, незначимая, психотравмирующая);

2) способы восприятия информации;

3) способы адекватного реагирования с учетом индивидуальных особенностей.

Структура занятий:

1. Ритуал приветствия (2 мин.).

В начале работы тренер предлагает различные варианты ритуала приветствия, а группа выбирает, либо предлагает свой вариант.

2. Разминка (10-15 мин.) – упражнения способствующие активизации участников группы, созданию доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности группы.

3. Основное содержание занятия (40-50 мин.) – мини-лекции, игры, упражнения, задания, нацеленные на понимание и усвоение темы.

4. Рефлексия занятия (10-15 мин.) – получение обратной связи от участников (чувства, впечатления, мнения). При необходимости рефлексию можно проводить и после важного, значимого упражнения: «Что вы сейчас чувствуете? Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой? Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?» Работа непосредственно с чувствами и ощущениями «здесь и теперь» помогает подросткам считаться с особенностями настроения других, развивает умение слышать и слушать. Рефлексия помогает лучше понять себя, свой внутренний мир, свои поступки.

5. Ритуал окончания занятия (2 мин.) – может повторять ритуал приветствия, а может и отличаться от него.

Содержание программы

Тема Цель
I. Знакомство. Основные понятия: толерантность, толерантная личность. 1. Знакомство. Правила работы в группе. 2. Сплочение и контакт. 3. Поддерживаем друг друга. 4. Толерантность. 5. Толерантная личность. Принять групповые правила, создать атмосферу доверия, принятия, защищенности. Познакомить с понятиями: «толерантность», «толерантная личность», определить различия между толерантной и интолерантной личностью.
II. Я и мой внутренний мир (толерантность к себе). 1. Кто я. 2. Юноши и девушки: сходство и различие. 3. Какой Я. Чувство собственного достоинства. 4. Я в своих глазах и в глазах других людей. Создать положительный «Я – образ», повысить самоуважение, самооценку. Принять и понять собственную неповторимость и уникальность.
III. Я и другие. Толерантное взаимодействие. 1.Я и значимые для меня «другие» 2.Я во взаимодействии. 3. Толерантное общение. 4.Уверенное поведение. Научить ценить и уважать, понимать других. Познакомить с техниками уверенного поведения. Обучить конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, принимать ответственность на себя в ситуациях межличностного взаимодействия.
IV. Подведение итогов. Завершение. 1. Жить по собственному выбору (принятие ответственности). 2. Звездная карта моей жизни. Итоговое занятие. Дальнейшее самораскрытие, развитие умения взаимодействия с другими.

 

Требования к квалификации ведущего. Ведущий тренинга должен владеть диагностическими средствами отбора подростков в группу, знать возрастные, социальные, психологические особенности подростков, владеть коммуникативными навыками, навыками групповой работы, уметь организовывать групповой процесс, отслеживать динамику развития группы.

Условия реализации программы. Помещение должно быть свободным и позволять поставить стулья в круг и проводить подвижные упражнения, необходимы 1-2 стола для размещения канцелярских принадлежностей, раздаточных материалов, технических средств. Стены должны быть свободны и удобны для размещения наглядных материалов и продуктов творчества.

Оборудование:  тетрадь участника, ручка, бейджи, ватман, маркеры, фломастеры, бумага (формат А4), скотч, ножницы, скрепки, кнопки, магнитофон, ксерокс, фотоаппарат.

Эффективность программы.

Ожидаемый результат -развитие качеств толерантной личности, способности к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, формирование толерантного поведения при взаимодействии с людьми.

Мониторинг состоит из двух частей: диагностика для отбора в группу и для определения эффективности работы по программе.

Для исследования индивидуально – психологических особенностей ориентации на мнение сверстников используются следующие методики.

1.Тест-опросник мотивации аффиляции представляет собой модификацию теста-опросника мотивации аффиляции (А. Меграбяна) проведенную М.Ш. Магомед-Эминовым.

2. Методика экспресс – диагностика характерологических особенностей личности (Маталина Т.В.).

3. Характерологический опросник (К. Леонград).

4. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

5. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла (HSPQ). 

6. Личностный опросник А. Басса – А. Дарки. 

7. Методика определения типа темперамента.

8. Социометрическая методика.

9. Методика «Несуществующее животное».

10. Авторская методика исследования ориентированности подростков на мнение сверстников. Методика содержит три взаимодополняющих друг друга блока:

- рейтинг значимости мнения социального окружения подростка;

- исследование когнитивного компонента ориентированности на мнение значимого другого (качественный анализ содержательного аспекта ориентации на мнение значимого сверстника и значимого взрослого);

- исследование деятельного компонента ориентации на мнение производилось с помощью количественного анализа соотношения восприятия и реагирования на мнение сверстников; определены четыре типа отношения к мнению сверстника: воспринимаю и болезненно реагирую на мнение; не воспринимаю и реагирую; воспринимаю, но не реагирую; не воспринимаю и не реагирую.

Методики допускают индивидуальную и групповую формы тестирования.

Критерии эффективности работы по программе.

Компоненты Показатели изменений Результат изменений
Когнитивный Осознание доли влияния мнения других и собственного мнения в своей деятельности; осмысление понятий зрелая, толерантная, независимая личность; осознание различных позиций взаимодействия, ответственности за собственный выбор, типов ориентированности на мнение; осознание возможности вариативного поведения (конструктивного, толерантного, адекватного) в ситуациях взаимодействия Знание. Осознание (Я знаю …)
Эмоциональный Способность к саморегуляции эмоциональных состояний и взаимоотношений с другими; способность к эмоциональной децентрации; позитивное принятие субъектов взаимодействия (социального окружения: сверстников, взрослых (родителей, учителей), самого себя Отношение (Я отношусь к себе и другим …)
Поведенческий Коррекция самооценки и личностных качеств; вариативность поведения в стандартных ситуациях взаимодействия; освоение стратегии толерантного поведения. Действую (Я поступаю…)

 

С целью оценки эффективности работы по развитию способности к адекватному восприятию подростками мнения о себе со стороны сверстников и формированию толерантного отношения к мнению нами была разработана анкета, на вопросы которой участники отвечали в конце каждого занятия в личных дневниках участника группы (см. приложение).

Программа «Формирование толерантного отношения подростков к мнению сверстников» была апробирована в 2003-2004 учебном году на учащихся старшего подросткового возраста. На основании обследования нами были выделены испытуемые экспериментальной и контрольной группы. В состав экспериментальной группы вошли подростки, принимавшие участие в тренинге, направленном на формирование адекватного отношения к чужому мнению. В контрольную группу – подростки, с которыми на первых этапах экспериментального исследования проводилась только диагностическая работа.

Нами была проведена повторная диагностика в контрольной и экспериментальной группе, данные приведены в таблице.

№п/п

Типы ориентированности

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1 этап 2 этап 1 этап 2 этап
1. Воспринимаю и реагирую на мнение 32,3 14,6 32,3 31,2
2. Внутренне не воспринимаю, но внешне демонстрирую ответную реакцию 4,2 10,4 4,2 2,1
3. Внутренне воспринимаю, но внешне не реагирую 27,1 16,7 27,1 22,9
4. Не воспринимаю и не реагирую на мнение (имею собственную точку зрения) 36,4 58,3 36,4 45,6

Конспекты занятий

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.086 с.)