Карта сопровождения развития ребенка 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карта сопровождения развития ребенка



Фамилия___________________________________________

Имя_________________________Отчество________________________

Дата рождения «______» _______г. Возраст __________(на момент заполнения)

 

Адрес_________________________________________Телефон___________

Родители: Мать_____________________________________________________

Возраст_____________Образование_____________________________________    

Место работы______________________________________________________

Отец________________________________________________________________

Возраст______________Образование_____________________________________

Место работы_______________________________________________________

Анамнез: Б еременность_________________________________________________________Роды_________________________________________________________________

Вес_____ Рост______ Начал сидеть______, ходить________  , говорить первые слова

Наследственные заболевания________________________________________

Перенесенные заболевания____________________________________________

Семья:

Состав семьи: полная, формально полная, неполная.

Семейный микроклимат: гармоничный, проблемный (конфликтный, антипедагогический, асоциальный, аморальный).

Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый

Стрессовые факторы__________________________________________________

Реакция на них______________________________________________________

Развитие ребенка в дошкольном возрасте

ДОУ № ______ «________________» возраст на начало посещения_________

Здоровье ребенка_______________группа______________________________

Адаптация в детском саду___________________________________________

Кризис 3 лет______________________________________________________

Уровень актуального развития на момент окончания детского сада

Личностная сфера

Мотивационная готовность___________________________________________

Самооценка_________________________соц.статус______________________

Эмоционально-чувственное развитие___________________________________

Тревожность_______________________________________________________

Темперамент_________________________уровень агрессивности__________

Интеллектуальная сфера

Работоспособность__________________________________________________

Восприятие_________________________________________________________

Внимание__________________________________________________________

Мышление_________________________________________________________

Общая осведомленность______________________________________________

Познавательная активность___________________________________________

Речь_______________________________________________________________

Творческие способности______________________________________________

Зрительно-моторная координация______________________________________

Мелкая моторика____________________________________________________

Ведущая рука_______________________________________________________

Рекомендации:_____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог ДОУ__________________/____________________/

 

 

Приложение 2 

 

Консультация для родителей

«Тип личности ребенка и его готовность к школе»

Цель: подготовка родителей к новой социальной роли «родители ученика».

Задачи:

-дать родителям понятие об индивидуально-типологических свойствах личности;

-определить влияние черт темперамента на готовность ребенка к школе.

Раздаточный материал: схема «типы личности», анкета оценки темперамента ребенка Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко.

 

Ход занятия

Выступление психолога.

Психолог подробно характеризует каждый тип темперамента, рассказывает, как дети того или иного темперамента адаптируются к школьной жизни. На что необходимо обратить внимание родителям будущих первоклассников. Рекомендации для своего ребенка родители записывают сами в схему, конспектируя выступление психолога.

Типы личности

 

 


Вторая часть собрания посвящена диагностике типа темперамента. Каждый родитель самостоятельно определяет тип темперамента своего ребенка, пользуясь анкетой.

Итоговая часть: просмотр мультимедийной презентации «Скоро в школу».

 

 

Приложение 3

Психологический КВН

«Дети и родители глазами друг друга»

Цель: определить у родителей способность к децентрации, развить у них педагогическую рефлексию.

Ход занятия

1 этап. Деление на команды. Три человека направляются в жюри: воспитатели и логопед.

2 этап. Состязания.

Психолог:В семье почти всегда живёт несколько поколений, например, родители и дети. Вот здесь и начинаются проблемы, связанные с пониманием друг друга. Родители озабочены воспитанием ребенка, а ребенок – тем, чтобы его понимали. Сколько неприятностей, раздражения и даже горя возникает в семье, если нет взаимопонимания между родителями и детьми. Я предлагаю задуматься сегодня над этим.

1 конкурс

Дети разыгрывают ситуацию «Антон и бабушка, или о том, как не поладили Пряник и Апельсин» (В.Леви «Искусство быть другим»).

Анализ ситуации

Каждая команда анализирует ситуацию, отвечает на вопросы: почему внук сопротивляется и не ест апельсин? Как бы вы повели себя в подобной ситуации?

Обсуждение. Жюри оценивает высказывания, присуждает один балл команде, чье решение было верным.

2 конкурс. Игра «Сто к одному»

Ведущий: Сейчас мы с вами определим наличие у себя способности к децентрации. Дети дошкольного возраста хорошо понимают причины своего и близких людей эмоционального состояния, знают, как проявляется та или иная эмоция.

Закончите приведенные ниже предложения так, как на ваш взгляд, их бы закончили дети.

1. Мне бывает очень радостно, когда…

2. Мне бывает страшно, когда…

3. Я сержусь, когда…

Команды по очереди продолжают высказывания детей. Жюри сравнивает высказывания с ответами детей, которые были опрошены до собрания. За каждое совпадение присуждается один балл.

3 конкурс «Дети и родители глазами друг друга»

Ведущий. Перед вами два круга. Я предлагаю вам ответить на два вопроса и ответы внести в круг с соответствующим номером.

Родители: 1.Каким вы видите детей?

             2. Какие вы родители?

Дети: 1. Какие вы дети?

     2.Какие они, ваши родители?

Сравниваем ответы родителей и детей, если есть совпадения, присваиваем по одному баллу за каждое совпадение.

4 конкурс «Отгадалки»

Дети объясняют значения слова, а взрослые отгадывают, какое слово задумано (Ответы детей зачитывает ведущий). За каждый правильный ответ по одному баллу.

3 этап. Рефлексия родительского собрания.

Родители отвечают на вопрос: Что полезного для себя вы сегодня узнали?

Ведущий. Я думаю, что наша встреча сегодня с вами не прошла даром. Может быть, она послужит началом взаимопонимания между вами и вашим ребенком. И заставит вас взглянуть на своего малыша совсем другими глазами – глазами своего ребенка.

 

 

Приложение 4

Консультация для педагогов

«Готовность к школе»

Цель: определить наиболее важные психологические характеристики ребенка, поступающего в первый класс.                                                                                                                                                 

 

Ход занятия

Участники делятся на три группы.

«Разминка»

Предложите нестандартные ответы на загадку «Не лает, не кусает, а в дом не пускает».

1 этап. Ведущий ставит проблему психологической готовности к школе (мини-лекция).

- Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный первоклассник?» 

На выполнение задания дается 3 минуты, участники записывают качества на листах и сдают их экспертам. Которые анализируют и обобщают результаты.

- Чем, на ваш взгляд, отличается первоклассник от дошкольника?

Просмотр мультимедийной презентации «Скоро в школу»

На доске плакат с компонентами психологической готовности:

- Интеллектуальная

- Волевая

- Мотивационная

- Коммуникативная

- Развитие мелкой моторики руки.

Участникам раздаются карточки с педагогическими ситуациями и вопросами. Время на подготовку - 3 минуты.

После каждой ситуации ведущий раскрывает особенности одного из компонентов психологической готовности к школе. Зачитывается портрет «идеального первоклассника», составляется памятка для воспитателей и родителей будущих первоклассников.

Второй этап.

Ведущий: Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе связано с низким уровнем развития произвольного поведения, неумением поддерживать внимание, осуществлять элементарный самоконтроль. Поэтому родителей необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью и контролировать действия. Давайте поэтому поиграем с вами в те игры, которые необходимы детям в старшем дошкольном возрасте.

Игры на развитие познавательной активности ребенка:

1. Игра «Плохо-хорошо»

2. Игра «Аукцион»

3. Игра «Что я загадал?».

 

Игры на развитие воли:

1. Игра «Да» и «нет» не говори».

 

Игры на развитие памяти:

1. «Самый зоркий»

2. «Кого не стало».

 

Игры на развитие внимания:

1. «Какая команда быстрее соберет пазлы»

2. «Путаница».

 

Другие игры на общее развитие:

1. «Потерянные вещи»

2. «Слово заблудилось»

 

Ведущий. Таким образом, рассмотренные игры и задания игрового характера позволяют в увлекательной форме развивать у детей ценные для предстоящего школьного обучения качества: внимание, самоконтроль, наблюдательность, сообразительность, настойчивость. В результате систематического участия детей в играх закладываются основы готовности к школе.

 

С. А. Коробова

 

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ «УЛЫБНИСЬ, МАЛЫШ!»

Пояснительная записка

 

Для маленького ребенка каждая новая ситуация – событие необычайной важности. Вследствие неполной информации, недостаточного жизненного опыта, невозможности критически осмыслить происходящее ребенок может испытывать дискомфорт при поступлении в дошкольное учреждение. Приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. В раннем возрасте это особенно сложная задача.

На эти перемены в жизни дети отвечают, как говорил И.П. Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Такими эмоциональными и поведенческими проявлениями характеризуется адаптационный период у детей раннего возраста.

Под адаптацией в науке понимается «процесс активного приспособления индивида к условиям окружающей среды, а также результат этого процесса, т.е. способность изменить свое поведение в зависимости от новых условий» [4; 5].

Дети, поступающие в детское дошкольное учреждение, проходят период адаптации к новым социальным условиям и в то же время переживают возрастной кризис 3-х лет. Кризис 3-х лет – это переход от раннего детства к дошкольному возрасту (Л.С. Выготский). Он относительно кратковременен: приблизительно от 2,5 до 3,5 лет, и как и другие возрастные кризисы, представляет собой изменение сложившихся отношений между ребенком и взрослым, с одной стороны, и возрастающими физическими и психическими возможностями, с другой.

Однако, несмотря на сложность кризисного периода в развитии ребёнка, именно этот возраст сенситивен для привыкания к детскому учреждению. Существует обоснованное мнение, что «в ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3-м годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. В среднем лишь к 3-м годам у ребенка появляется желание расстаться с матерью и стать более независимым» [2; 4]. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение в этом возрасте происходит резкая смена микросоциума, к которому ему необходимо адаптироваться.

Успешность адаптации зависит от целенаправленной системы работы педагогического коллектива, построенной на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к новым условиям воспитания. «К сожалению, персонал дошкольных учреждений не придает, как правило, значение организации общения, поэтому оно часто протекает стихийно. Педагоги учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться». [1; 21]. Программа «Улыбнись, малыш» разработана как методическая основа деятельности психолога, а также воспитателей ясельных групп в данном направлении.

Цель программы: создать систему игровых психолого-педагогических воздействий на детей для быстрой и безболезненной адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Задачи:

1. Развитие потребности ребенка в общении с окружающими взрослыми и детьми.

2. Организация психолого-педагогической поддержки воспитанников в период адаптации, позволяющей им не только приспособиться к новой обстановке, но и всесторонне развиваться в различных сферах общения и деятельности.

3. Эффективное решение проблем, возникающих у детей в общении и развитии в период адаптации.

Логика построения программы. Первый раздел программы«Какие хорошие взрослые» реализуется индивидуально (один на один с ребенком).

Первые игровые действия малышей организуют без участия сверстников, т.к. к общению с ними ребёнок еще не готов. Он не умеет уступать, поделиться чем-то, боится большого окружения ребят, поэтому на предложения взрослого: «Пойди поиграй с ребятками», - реагирует отрицательно. Контакт со взрослым помогает детям привыкнуть к новой обстановке общения со сверстниками.

Педагог развивает и закрепляет потребность и желание ребенка говорить, для этого постепенно стимулирует обращения ребенка к взрослым, поддерживает каждое инициативное обращение.

Речь педагога должна быть четкой, интонационно выразительной, негромкой, грамматически правильной, используются соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и т.д. Постепенно эмоциональное общение переходит в ситуативно-действенное: педагог показывает действия, предлагает упражняться в них, организует совместные действия с ребенком, дает ему поручения и т.д.

Второй раздел программы «Как интересно вокруг». Дети с первых лет жизни проявляют интерес ко всему, что их окружает. Им хочется «рассмотреть заинтересовавший их предмет, пощупать его, попробовать на вкус. Иногда взрослые считают такое поведение ребенка озорством, ограничивают его действия» [5; 36].

На этом этапе взрослые помогают ребенку в познании окружающего мира, разъясняют, что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо. После того как ребенок будет знать, что и как надо делать в детском учреждении, он быстрее и активнее включится в коллектив сверстников.

С целью организации взаимодействия ребенка с другими детьми реализуется третий раздел программы «Ребята, давайте жить дружно!» Специально подобранные игры и упражнения содействуют успешному общению ребенка на первых этапах вхождения в группу сверстников.

Полученные в ходе реализации программы навыки необходимо переносить в повседневную жизнь детей. В этом поможет тесная связь психолога с другими работниками группы. Перед началом игр-занятий психологу необходимо провести беседы, консультации, т.е. познакомить заинтересованных людей с программой работы в адаптационный период.

Методика реализации программы. Игры-занятия проводятся с каждым вновь поступившим в группу ребенком в возрасте 3-3,5 года. Работа проходит обязательно в том помещении, где находятся остальные дети. Начинается общение со слов «Нам хорошо вместе» (прижать ребенка). 

Такие встречи психолога с ребенком проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность игр-занятий 10-15 минут.

Если первые встречи проводятся индивидуально, то на последующих этапах дети объединяются в подгруппы по 2-3 человека (по желанию детей) для совместного участия в играх и упражнениях.

Показателями успешной адаптации ребенка к детскому учреждению можно считать: спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние, активные действия при ознакомлении с окружающим, умение войти в контакт со взрослыми и сверстниками, отсутствие постоянных высказываний, связанных с воспоминаниями о близких. При наличии таких показателей нет необходимости использовать весь цикл игр-занятий.

Плач при уходе близких, отказ от деятельности, негативное отношение к воспитателю и детям, высказывания «хочу домой», ожидание прихода близких – показатели того, что привыкание ребенка будет длительным и болезненным. В этом случае проводится весь цикл игр-занятий при активном участии воспитателя группы.                

Ожидаемый результат:

- ребенок охотно идет к педагогу,

- успокаивается от общения с педагогом,

- обращается за помощью,

- знает расположение и назначение оборудования в комнатах,

- легко следует режиму,

- сохраняет хорошее настроение,

- охотно играет с детьми,

- спокойно относится к тому, что ему не первому оказывают помощь,

- спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.

 

                                  Тематическое планирование

 

Разделы Количество игр - занятий
1 Какие хорошие взрослые.                       5 занятий
2 Как интересно вокруг.                               5 занятий
3 Ребята, давайте жить дружно! 5 занятий

 

Эффективность программы. В процессе реализации программы для анализа результатов использовалась психодиагностическая «Карта наблюдений» (Приложение 1), которая помогает выявить «тревогоформирующие факторы» [4; 7] в период адаптации.

При этом педагог-психолог решает диагностические задачи: 1) выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка, 2) оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и через месяц посещений дошкольного образовательного учреждения.

Диагностика проводится дважды:

1. Первичная диагностика (в период поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение).

2. Контрольная (повторная) диагностика через месяц посещения детского учреждения.

При первичной диагностике воспитателям предлагается заполнить «Карту наблюдений» для оценивания психоэмоционального состояния детей в начале периода адаптации.

Основные критерии оценки уровня адаптации ребёнка по методике «Карта наблюдения»: характеристика сна, аппетита, самостоятельности в игре, контакта со взрослыми и т.д. Обработка результатов проводится суммированием и определением среднего балла. При этом предлагается следующая градация уровней адаптации [4; 12]:

1. Легкая адаптация, если у ребенка в большинстве случаев присутствуют признаки успешной адаптации и средний балл по «карте наблюдений» составляет 2,6 – 3 балла.

2. Средняя адаптация, если у ребенка присутствуют признаки успешной адаптации, но в большинстве случаев отмечены неустойчивые признаки адаптации и средний балл по «Карте наблюдений» составляет 2 - 2,5 балла.

3. Трудная адаптация, если у ребенка на фоне неустойчивых признаков отмечаются и признаки дезадаптивного поведения. Средний балл по «Карте наблюдений» составляет 1,6 – 2 балла.

Затем проводятся занятия по программе «Улыбнись, малыш!», которые носят психопрофилактический, а в отдельных случаях коррекционный характер. Занятия с детьми сопровождаются психологическим просвещением педагогов по проблемам адаптации и методам работы воспитателя в этот период.

После проведения контрольной диагностикисравниваются результаты по «Картам наблюдений» в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми учреждения.

При внедрении программы «Улыбнись, малыш» в практику работы в течение 3-х лет наблюдается качественное изменение адаптации детей к условиям детского учреждения. Отмечается рост количества детей с уровнем «легкой адаптации». Количество воспитанников с уровнем «трудной адаптации» не выявляется (Приложение 2).

 

Конспекты занятий

 

№ п/п Содержание игр-занятий Оборудова-ние
1

Раздел 1. «Какие хорошие взрослые»

Цели: 1) Расположить ребёнка к себе. 2) Снять напряжение (страх) перед незнакомым взрослым. 3) Стимулировать вербальную, двигательную активность ребёнка во     взаимодействии со взрослым.

Приёмы: тактильный контакт, выражение принятия вербальными средствами, индивидуально направленное внимание, совместные игровые действия, демонстрация сходства ребёнка со взрослым.

1.1  «Обведу карандашом руку твою и тебе подарю». 1. «Я нарисую тебя». Скажите ребенку, что собираетесь нарисовать его самого. Легко проведите пальцем по лицу ребенка. Прикасаясь к бровям, губам, глазам и т.д., обязательно называйте их. Проделав это, начинайте рисовать портрет ребенка, повторяя все названия: «Я рисую твои глазки» и попросите дотронуться до глаз. 2. «Что я нарисовала». На спине ребенка пальцем «рисуется» какая-нибудь фигура, начиная с простейших линий, кругов.   Бумага, карандаш
1.2   1. «Повстречались и разбежались». Взять ребенка за руку, прохаживаясь с ним по комнате, говорить: «Когда я по улице шла не спеша, Шла не спеша, шла не спеша, Я чудного встретила там малыша» (указать на ребенка). Повернувшись лицом к ребенку, взять за обе руки и кружиться: «Мы повстречались и разбежались, И разбежались, и разбежались. Мы повстречались и разбежались» (назвать малыша, обнять). 2. «Вперед и назад» Сядьте на пол, раздвинув ноги, лицом к ребенку. Возьмите малыша за руки и наклоняйтесь вперед, в то время как ребенок будет отклоняться назад. «Плывет, плывет кораблик, Кораблик золотой. Везет, везет подарки, Подарки нам с тобой» (перевод С.Маршака) 3. «Пошепчемся». Скажите ребенку обычным голосом: «Я люблю тебя» - и повторите эту фразу шепотом. Спросите малыша, может ли он сказать шепотом (попрактикуйтесь). Спросите шепотом: «Как говорит корова? Утка? И т.д.» Если ребенок отвечает обычным голосом, повторите шепотом. Можно спеть песенку шепотом.  
1.3 1. «Привет, ножки» (8, с.87) «Здравствуйте, ножки, топающие по дорожке». (топните ногой по полу) «Здравствуйте, колени, сгибающиеся без лени» (согните колени) «Здравствуйте, ручки, сжимающиеся в кулачки» (сожмите и разожмите кулаки) «Здравствуйте, плечи, для ручек - место встречи» (сделайте круговое движение плечами) «Здравствуй, шея моя, длинная, как змея» (вытяните шею как можно больше) «Здравствуй, голова» (подвигайте головой вперед и назад) Играть пора! (попрыгать, порезвиться) 2. «Дотронься до носика» Попросите малыша дотронуться до своего носа, потом подбородка, глаз, колен, волос, ушей, локотков. «Дотронься до носика, подбородок потри. Игру начинаем – на меня посмотри. Потрогай-ка глазки, коленки найди Игру продолжаем – на меня посмотри. Коснись-ка волосиков, ушек коснись Потрогай-ка губки и мне улыбнись. Теперь же попробуй ты локти найти И их обязательно сильно согни. Игра завершилась – на меня посмотри». 3. «Дуем» (6, с.41) Посадите ребенка к себе на колени, покажите ему, как нежно дуть губами. Подуть на его руку и попросить его подуть на вашу руку. «Я подую словно ветер, Но не тот, что круглый год Из-за моря, из-за леса Тучи черные несет (подуйте). Я подую очень нежно, Чтобы ты услышать мог, Что тебе на ушко шепчет Теплый летний ветерок» (шепотом произнести имя ребенка).  
1.4 1. «Я и ты» Станьте перед зеркалом, малыш сможет увидеть в нем свои части тела, в то время как вы будете дотрагиваться до них. «Голова одна видна, шея – одна тоже, Нос один и рот один, на твои похожи.. Есть два глаза у меня и два уха тоже, Две руки и две ноги, на твои похожи. Два мизинца на руках, на ногах два тоже, Средних два и два больших, на твои похожи». 2. «Забавная перчатка» Нарисуйте фломастером людей или животных на пальцах перчаток и дайте им имена. Наденьте перчатку на руку и представьте всех действующих лиц ребенку (это корова – «Му-му» и т.д.). Попросить малыша поговорить так, как говорит корова и т.д. 3. «Наряжаемся» Сложите украшения, обувь, наряды в коробку. Вынимать вещи из коробки и надевайте ребенку шарф на плечи, шляпу на голову и т.д., разговаривая разными голосами. Пусть ребенок сам наденет что-нибудь из коробки. Он может надеть наизнанку, перепутать верх-низ. Не обращайте внимания, поощряйте его и хвалите (пусть почувствует ценность своего решения). Зеркало, перчатка с изображениями на кончиках пальцев, коробка с одеждой, нарядами и украшениями.
1.5 1. «Сапожник» [6.с. 63] Скажите, что вы сапожник и собираетесь починить обувь ребенка. Взять обувь в руки и говорить: «Тук-тук-тук», имитируя движения. Затем скажите: «Все готово, можешь надеть». Попросите малыша починить вашу обувь. «У нас в переулке сапожник живет, Детишкам ботинки он чинит и шьет. Тук-тук,тук-тук,тук-тук (произнося эти слова, стучать по обуви ребенка). С утра до ночи он чинит ботинки, Чтоб были, как новые, после починки Тук-тук,тук-тук,тук-тук» ( снова стучать по обуви). 2. «5 маленьких пальчиков» [3, с. 17] Поднимите свою руку, поочередно пошевелите каждым пальцем и скажите: «Что могу я сделать с 5 маленькими пальчиками (повторите 3 раза)? Что я сейчас с ними сделаю?» (Пусть малыш повторяет движения и слова с Вами). «Я могу трясти моими 5-ю маленькими пальчиками (повторите 3 раза). Я могу трясти ими весь день». Можно предложить другие действия (шевелить, махать, похлопать, вращать, нажимать и т.д.) 3. «Забава с телефоном» Два игрушечных телефона для себя и для ребенка, ответы ребенка - односложные, в конце разговора: «До свидания». Обувь, детский молоточек, телефоны
2


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.005 с.)