Занятие 13. «Уверенное поведение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 13. «Уверенное поведение»



Цель: проанализировать и сравнить понятия «уверенность», «неуверенность», «агрессивность»; отработать приемы уверенного поведения, содействовать развитию чувства уверенности в себе.

Материалы: бумага, ветка дерева, разноцветная тесьма.

 

Ход занятия

Упражнение1. «Приветствие»

Участники здороваются с помощью рукопожатия: как начальник, как подчиненный, как друг. Анализируют наиболее комфортную позицию для себя.

Упражнении 2. «Уверенность – неуверенность – агрессивность»

Группа делится на команды по четыре человека. Каждая из команд получает карточку с описанием ситуации и с заданием разыграть сценку 3 раза, демонстрируя то агрессивное, то неуверенное, то уверенное поведение. Ситуации: незаслуженно поставили двойку; хочешь посмотреть телевизор, а друзья зовут гулять; не принимают в игру; хочешь познакомиться со сверстниками. Остальные участники во время демонстрации угадывают использованную модель поведения, стараясь осмыслить принципиальные различия поведения в разных моделях.

Вопросы для обсуждения: Что чувствовали в разных поведенческих моделях? Чем отличаются данные поведенческие модели? Какие модели поведения свойственны толерантной и интолерантной личности?

Затем ведущий предлагает заполнить таблицу.

Уверенное поведение Неуверенное поведение Агрессивное поведение
     

При анализе модели поведения используются следующие критерии: поза, мимика, улыбка (добрая, насмешливая, циничная, открытая, вежливая, холодная, радостная), взгляд (прямой, доброжелательный, пристальный, напряженный, спокойный), жесты, походка, манера говорить, позиция, речь, тон (сверху, снизу, на равных).

Упражнени4. «Уверенная речь – сила языка» [5].

Участники пишут по три фразы, начинающиеся со слов «Я должен…», «Я не могу…», «Я боюсь...».

Вопросы для обсуждения: Какое чувство возникало при произнесении этих фраз? Как менялись ваши жесты, мимика, поза? Какая модель поведения выбиралась вами при произнесении (уверенное, неуверенное, агрессивное поведение)?

Ведущий: Слова «я должен», «я не могу», «мне надо», «я боюсь, что» отрицают способность человека быть ответственным за свою жизнь, делают его неуверенным. Поэтому необходимо исключить слова, которые способствуют сохранению чувства вины по отношению к прошлому опыту и страха по отношению к будущему. Избегайте частого употребления слов и выражений: «Я должен», «Я не могу», «Мне надо», «Боюсь, что», «Невозможно», «Не могу», «Пытаться», «Ограничения», «Если только», «Да, но», «Трудно», «Обязан», «Сомнения».

Закройте глаза. Представьте, что вы в классной комнате. Перед вами большая доска. На ней написаны слова, употребление которых следует избегать. Сотрите слова по очереди с доски. Откройте глаза.

5. «Как отстаивать свое мнение» [7].

Ведущий: Мы уже говорили, что толерантная личность - уверенная в себе, имеет свое мнение и умеет отстаивать свою точку зрения. Я расскажу вам о способах отстаивать свою позицию.

1 способ.  «Заигранная пластинка». Повторяйте свое требование снова и снова, не повышая голоса, без гнева и раздражения. При этом можно заменять слова на близкие по значению, не меняющего общего смысла.

2 способ. «Игра в туман».

Предполагает демонстрацию согласия с правдой. Подходит в случае, если вы сейчас не готовы серьезно обсуждать вопрос или разговор идет не с близким человеком. Если вы готовы в будущем обсудить проблему, лучше сначала сказать об этом: «Сейчас я не готов об этом говорить. Давайте обсудим это вечером (завтра…)». Ключевым выражением может быть: «Возможно, это так».

- Ты не хочешь вместе с друзьями выпить пива?

- Да, действительно, я не хочу пива (согласие с правдой).

- Если ты не будешь пить пиво, ты не можешь быть современной.

- Возможно, это так. Я не буду выглядеть современной, если не буду пить пиво.

3 способ. «Негативные расспросы».

Негативные расспросы – неплохой способ ответа на неоправданную критику. Ключевое выражение: «Что плохого в том, что …?»

- Это ужасно – читать только детективы!

- Что плохого в том, что я читаю детективы.

Упражнение 6. «Планета Уверенность»

  Участники коллективно сочиняют рассказ о людях, которые живут на планете «Уверенность». При этом каждый добавляет по кругу по одному предложению к общему тексту.

Упражнение 7. «Мое поведение» [7].

В группах по три человека двое разыгрывают ситуацию, третий - супервизор. Ситуации связаны с негативным жизненным опытом участников данной группы, когда они не могли отстоять свою позицию. Поэтому участники в обсуждении выбирают сами материал для ролевой игры. Им необходимо выстроить поведение толерантной личности, апробировать речевые способы отстаивания своего мнения.

Ситуации в помощь участникам группы:

«В школьной столовой. Ты опаздываешь на урок. Очередь маленькая, но к впереди стоящему подходят и подходят одноклассники, и он пропускает их вперед. Твои действия?».

«Мама не отпускает в поход, а туда идет мальчик, который тебе нравится. Что ты скажешь маме».

«Твой друг взял у тебя учебник. Завтра зачет и учебник необходим для подготовки. Ты просишь друга вернуть учебник. Он отвечает, что сейчас быстренько подготовится и принесет. Проходит час – друга нет. Твои действия?».

«Твой собеседник словоохотлив и никак не закончит разговор, не дает слово вставить, а ты спешишь».

Можно разыграть одну ситуацию для всей группы в разных вариантах.

«Вы собрались на спектакль. У входа в театр вдруг выясняется, что … Варианты: а) он пришел даже раньше вас, но при входе обнаруживается, что забыл билеты; б) он не только опоздал, но и забыл билеты; в) вы опоздали, а тут выясняется, что он забыл билеты».

«Вы идёте на свидание в кафе-мороженое. Варианты: а) девочка не очень уверена в себе, а молодой человек – любимец всех девчонок; б) девочка – красавица, заводила и лидер в классе, а мальчик – робкий и стеснительный».

Вопросы для обсуждения: Какие способы разрешения ситуации использовали? Ваши чувства при демонстрации? Конструктивен ли найденный выход?

Упражнение 8. «Рефлексия»

Вопросы для обсуждения: Как вы хотели бы изменить свою модель поведения на более уверенную? Что вы можете сделать уже сегодня и в общении с кем именно?

Ритуал прощания «Дерево побед»

Ведущий: Есть такая легенда. Люди считали, что исполнение желаний можно получить от деревьев. И они разыскивали такие волшебные деревья, но оказалось, что таких деревьев нет. И тогда люди решили наделить обыкновенные деревья волшебными свойствами. Загадав желание, они привязывали тряпочку на дерево. Но так как желания могут быть и хорошими, и плохими, оказывается, деревья от желаний гибнут. Поэтому лучше на дерево вешать не желания, а успехи и победы. Мудрецы говорили: «И дерево сие человек сам делает и питает его успехами и достижениями своими».

Участники привязывают ленточки на дерево и озвучивают свою победу, успех, ситуацию, когда демонстрировали уверенное поведение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.009 с.)