стадия
| название
| содержание
|
| Предварительная работа
| Определение педагогом места предстоящего коллективного творческого дела (КТД) в воспитательной работе, планируемой на новый период: формулировка взрослым для КТД воспитательных задач и выяснение различных вариантов реализации дела для предложения на выбор детям; продумывание способов проведения своих замыслов через детей; планирование педагогических побуждающих воздействий, определение возможностей активизации деятельности каждого участника
|
| Коллективное планирование
| В равноправном диалоге с детьми на сборе-старте поиск ответов на вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Что лучше сделать? С кем вместе? Для кого? Когда? Выбор совета дела (руководящего органа); управление и корректировка взрослыми деятельности воспитанников.
|
| Коллективная подготовка дела
| Уточнение, конкретизация советом дела плана подготовки и проведения КТД; организация его выполнения, возбуждение и поощрение инициативы каждого участника; управление и корректировка взрослыми деятельности воспитанников.
|
| Проведение КТД, подведение итогов подготовки
| Осуществление конкретизированного плана, составленного советом дела, с учетом того, что наработано группами; регулировка педагогом настроения детей, определение ориентиров, помощь в сглаживании неудачи.
|
| Коллективное подведение итогов КТД на общем сборе
| Обсуждение положительных и отрицательных сторон подготовки и проведения КТД; совместное с советом дела побуждение педагогом каждого к участию в размышлении об опыте в оценке КТД.
|
| Ближайшее последействие КТД
| Совместное высказывание предложений, обмен впечатлениями, переживаниями о том, чему научились; составление программы последовательных действий по воплощению высказанных предложений; определение новых КТД.
|
1.
| Определение темы классного часа, формулировку его цели, исходя из задач воспитательной работы с коллективом.
|
2.
| Тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач, исходя из требований к содержанию классного часа.
|
3.
| Составление плана подготовки и проведения классного часа.
|
4.
| Подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, для откровенного, непринужденного разговора.
|
5.
| Определение целесообразности участия на классном часе учащихся и их родителей, друзей, старших и младших товарищей, работников школы, специалистов по теме классного часа.
|
6.
| Определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения воспитательного часа.
|
7.
| Выявление возможности по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности детей.
|
Признаки проектирования форм
|
преобразование в сфере взаимоотношений субъектов воспитания и в сферах личности воспитанника
|
временное ограничение действия проекта
|
наличие критериев преобразования и процедуры мониторинга результатов
|
описание проекта как средства достижения цели
|
ориентация на сущностную характеристику конкретной формы
|
Этапы проектирования формы воспитательной работы
|
Этап
| Содержание
| Результат
|
Подготовительная работа педагога к проектированию формы воспитательной работы
| -определение проблемы;
- выбор возможных видов деятельности;
- изучение материала по проблеме;
-определение возможных вариантов проведения мероприятия;
- разъяснительно-мотивирующая работа с педагогическим коллективом
| формулировка проблемы, смыслообразующей деятельности, осмысление субъектами готовности к проектированию, представления и знания об объекте и возможностях его преобразования
|
Изучение объекта преобразования и условий организации формы воспитания
| - анализ субъектов воспитания;
- анализ требований среды;
- анализ воспитательной системы ОУ;
- анализ ситуации в классе;
- анализ предполагаемых форм воспитательной работы
| обобщенные данные по каждому из направлений изучения
|
Коллективное проектирование формы воспитательной работы (педагог совместно с воспитанниками)
| -постановка проблемы, личностное осмысление;
- диагностирование;
-обсуждение материалов предварительной диагностики;
-определение цели и осмысление значимости формы работы;
-обсуждение возможных вариантов проведения;
-определение содержания и приемов работы, необходимых ресурсов;
- составление плана подготовки и проведения формы, распределение ролей
| первоначальный проект формы воспитательной работы, план подготовки и проведения, мотивация субъектов на проведение формы, наличие инициативной организаторской группы
|
Корректирующее педагогическое проектирование формы воспитательной работы
| обобщение идей детей и педагога в один общий проект
| итоговый проект и план формы воспитательной работы
|
Аналитико-диагностическое сопровождение
| определение параметров результативности проекта, методов и форм анализа и диагностики результативности участие в выделении критериев и показателей эффективности
| критерии и показатели эффективности, схема диагностики и пакет диагностических материалов
|
Реализация проекта
| мотивирование участников на активное включение в проведение, актуализация ценностно-смысловых ориентаций, включение всех воспитанников в реализацию смыслообразующей деятельности
| организованная деятельность по преобразованию объекта, развитие компетенций воспитанников в соответствии с целью формы воспитания
|
Аналитико-результативный этап
| изучение результатов и эффективности формы воспитательной работы, проведение экспертизы результатов другими педагогами, родителями воспитанников, организация коллективного анализа
| отслеживание результатов проведенной формы воспитательной работы, степени ее эффективности
|
Факторы, влияющие на процесс проектирования формы воспитательной работы
|
время подготовки формы воспитательной работы (предусматривающие предварительную работу, без включения учащихся в предварительную подготовку)
|
время проведения формы (кратковременное, продолжительное)
|
субъект организации (организатор-взрослый, деятельность организуется на основе сотрудничества, инициатива принадлежит детям)
|
степень сложности (традиционное, требующее полной разработки сценария)
|
взаимодействие с другими учреждениями, коллективами («открытое» и «закрытое»)
|