Этап
| Задача этапа
| Действия на этапе
| Средства и способы организации
|
диагностика
| изучение состояние образовательного процесса в детском коллективе
| - определение цели и задач проведения диагностики;
- конкретизация направлений изучения обучающихся и коллектива;
- определение критериев и показателей оценки состояния воспитательного процесса;
- подбор комплекса методик для замера показателей;
- составление плана изучения состояния, определение сроков и ответственных;
- реализация плана изучения состояния воспитательного процесса в коллективе;
- систематизация результатов диагностики по направлениям изучения состояния воспитательного процесса в коллективе
| -диагностические методики для изучения характеристик коллектива: ценности, психологическая атмосфера, структура, тип взаимодействия, система ценностей, лидерский потенциал, уровень развития;
- диагностические методики для изучения членов коллектива: интересы, потребности, преобладающие мотивы включения в деятельность, ценностные ориентации, направленность, уровень социализированности, творческие и организаторские способности, коммуникативные умения и навыки;
- диагностические ситуации: ситуация выбора, акт добровольцев;
- диагностические игры: Киностудия, День рождения;
- анкеты для изучения социального заказа родителей;
- анкеты для изучения заказа обучающихся на организацию деятельности коллектива;
- диагностические методики для изучения использовавшихся в работе коллектива педагогических средств
|
анализ
| анализ состояния образовательного процесса в детском коллективе
| - синтез 1: обобщение информации о состоянии образовательного процесса в детском коллективе;
- анализ: структурирование информации по реализации задач и направлений работы детского коллектива: определение позитивных и проблемных моментов состояния образовательного процесса в коллективе; установление причинно-следственных связей между отдельными характеристиками состояния воспитательного процесса;
- синтез 2: выделение перспектив совершенствования воспитательного процесса в детском коллективе, выявление неиспользованных ранее резервов в организации его деятельности, определение предпочтительных для обучающихся форм и видов деятельности коллектива
| - описание состояния воспитательного процесса в детском коллективе по направлениям: характеристика обучающихся, характеристика коллектива, характеристика отношений между участниками образовательной деятельности, характеристика интересов и потребностей детей, характеристика социального заказа родителей, характеристика условий работы детского коллектива;
- ранжирование педагогических средств по степени эффективности;
- организация коллективного обсуждения состояния дел в коллективе с участием обучающихся и родителей;
- обсуждение с активом детей и родителей проблемных вопросов: какие проблемы существуют в коллективе, что необходимо изменить в его деятельности, какие формы проведения занятий наиболее интересны и востребованы, что нужно сделать для того, чтобы жизнь коллектива стала насыщенней и интересней, каковы перспективы развития коллектива;
- составление кластера, структурирующего перспективы развития детского коллектива и проблемы, которые необходимо решить
|
целеполагание
| разработка системы целей и задач работы детского коллектива
| - обоснование и выдвижение цели (целей) деятельности детского коллектива;
- определение путей ее (их) достижения (воспитательных и организационно-педагогических задач);
- проектирование результата деятельности детского коллектива
| - композиция индивидуальных целей и задач обучающихся;
- декомпозиция общих целей и задач объединения;
- представление системы целей и задач в схемах и таблицах;
- организация коллективного целеполагания с участием обучающихся и родителей;
- определение перечня изменений, которые должны произойти в коллективе;
- обсуждение в активом детей и родителей проблемных вопросов: какие проблемы необходимо решить в первую очередь, в каком направлении будет развиваться наш коллектив, какие качества необходимо развивать у обучающихся, какие изменения должны произойти в коллективе и отношениях участников образовательной деятельности, каким будет наш коллектив в конце учебного года
|
планирование
| разработка плана деятельности детского коллектива
| - определение предмета планирования;
- определение временного периода планирования;
- структурирование предмета планирования;
- подбор средств (форм, методов, приемов, технологий) реализации поставленных целей и задач деятельности коллектива;
- распределение событий во времени;
- распределение ответственности за реализацию отдельных направлений и форм работы;
- оформление плана работы детского коллектива
| - разработка структуры плана (схема, таблица)
- конкретизация основных направлений работы детского коллектива;
- составление возможного перечня форм, методов, приемов и технологий работы детского коллектива;
- организация коллективного планирования с участием детей и родителей;
- обсуждение с активом проблемных вопросов: каковы основные направления деятельности нашего коллектива, с кем мы можем установить контакт и организовать совместные дела, в каких делах образовательной организации мы можем принять участие, кому и в чем может оказать помощь наш коллектив;
- ситуация выбора обучающимися совместных дел, в которых они хотели бы стать организаторами;
- наглядное представление результатов планирования
|
организации деятельности по реализации плана
| создание условий для совместной деятельности членов детского коллектива по реализации составленного плана работы
| - формирование инициативных, творческих и проблемных групп из числа обучающихся для организации запланированных совместных дел;
- организация целеполагания, планирования и анализа обозначенных в плане дел и видов совместной деятельности;
- стимулирование индивидуальной организаторской деятельности обучающихся по организации совместных дел;
- осуществление взаимодействия с субъектами ближайшего социального окружения, привлечение их к работе с обучающимися;
- осуществление контроля и коррекции выполнения плана работы детского коллектива;
- стимулирование работы актива оказание ему помощи в реализации запланированных дел
| - коллективная творческая деятельность;
- организация проектной деятельности обучающихся;
- консультации и рабочие встречи с активом, советом дела;
- проведение промежуточного подведения итогов выполнения плана работы детского коллектива;
- установление обратной связи с участниками образовательной деятельности;
- оценка эффективности проводимых дел («цветограмма», «недописанный тезис», мини-анкета);
- рефлексия по итогам проводимых занятий и дел;
- сборы актива по корректировке и уточнению плана работы;
- деятельность творческих и проблемных групп
|
диагностика*
| изучение результатов организации деятельности детского коллектива
| - уточнение цели и задач деятельности коллектива, проведения диагностики;
- уточнение направлений изучения результатов деятельности коллектива;
- конкретизация критериев и показателей оценки результатов деятельности коллектива;
- отбор методик для замера показателей результативности
- составление плана изучения результатов, определение сроков и ответственных;
- реализация плана изучения результатов деятельности коллектива;
- систематизация результатов диагностики по направлениям изучения результатов деятельности в коллективе;
- определение степени соответствия запланированного и реально достигнутого результата
| -диагностические методики, позволяющие определить изменения, произошедшие в обучающихся, в коллективе, отношениях между участниками образовательной деятельности;
- анкеты для изучения удовлетворенности обучающихся и родителей деятельностью детского коллектива;
- диагностические методики для изучения эффективности использовавшихся в работе коллектива педагогических средств
|
анализ*
| анализ результатов деятельности детского коллектива
| - синтез 1: обобщение информации о результатах деятельности детского коллектива, степени достижения поставленных целей и задач;
- анализ: структурирование информации по реализации поставленных целей и задач и отдельных направлений работы детского коллектива; определение позитивных и проблемных моментов организованной в коллективе деятельности; установление причинно-следственных связей между использованными педагогическими средствами и полученными результатами;
- синтез 2: выделение перспектив совершенствования образовательного процесса в детском коллективе, выявление неиспользованных ранее резервов в организации его деятельности, определение эффективных форм и видов деятельности коллектива
| - описание изменений произошедших с детским коллективом и обучающимися;
- определение степени достижения поставленных цели и задач, уровня реализации плана;
- описание эффективных педагогических средств;
- коллективный анализ по итогам проведенной работы;
- подготовка обоснования для постановки целей на следующем этапе работы детского коллектива
|
* данные этапы в организации деятельности детского коллектива реализуются на нескольких уровнях:
- на этапе организации (на уровне изучения и анализа текущих и промежуточных результатов деятельности коллектива)
- по окончании определенного периода деятельности детского коллектива (на уровне изучения и анализа итоговых результатов).
Также следует понимать, что этапы целеполагания, планирования и организации реализуются также педагогом в процессе работы с коллективом при подготовке и проведении отдельных совместных дел.