| Компоненты воспитательной системы класса
|
| |
воспитательная, содействующая нравственному становлению личности школьника
| индивидно-групповой
представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса. Он состоит из нескольких элементов: классного руководителя; учащихся класса; родителей учащихся; педагогов и других взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива
| диагностико-результативный.
включающий в себя следующие элементы:
критерии эффективности воспитательной системы;
методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
| образовательная,направленная на формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира
| |
защитная, связанная с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды
| |
интегрирующая и корректирующая, заключающаяся в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок, как в классе, так и вне его
| компенсирующая, предполагающая создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение
| |
ценностно-ориентационный
представляет собой совокупность следующих элементов:
ключевая идея замысла системы;
цель и задачи воспитания;
перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
| |
функционально-деятельностный
главный системообразующий фактор, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы складывается из таких элементов, как:
-системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
-основные функции воспитательной системы;
-педагогическое обеспечение жизнедеятельности классного сообщества и самоуправления в нем.
| пространственно-временной
эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся;
связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
этапы развития воспитательной системы.
| |
| Функции воспитательной системы класса
|
| |
| | | четвертый этап - завершение функционирования или коренное обновление системы
| характерны две тенденции: первая - постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива (оставить "добрый след"); вторая - искать новые идеи, формы и способы обновления жизнедеятельности в классе
| |
| | третий этап - стабильное функционирование системы
| активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за другом лозунги: "Делай как лучшие из нас!" и "Делай как большинство из нас!". Воспитательная система начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность ("лицо") классного коллектива. Жизнь классного сообщества строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива
| |
| второй этап - становление системы
| особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства "мы", апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций классного коллектива. Призыв классного руководителя (родителя или другого авторитетного взрослого): "Делай как я!" становится в этот период основным девизом жизнедеятельности классного коллектива
| |
первый этап - проектирование системы
| преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив жизнедеятельности классного коллектива. Такая деятельность в этот период является главным системообразующим фактором
| |
Этапы развития воспитательной системы класса
| |
Этапы деятельности по проектированию воспитательной системы класса
| |
актуализация знаний классного руководителя об использовании системного подхода в воспитательной деятельности, о проектировании и построении системы воспитания учащихся в классе
| |
| составление плана работы по организации проектирования воспитательной системы класса
| |
| изучение классного коллектива и его членов, результатов предшествующей воспитательной работы с ними
| В ходе диагностико-аналитической деятельности важно решить три задачи: изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива; определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений; выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности
| |
| | формирование классным руководителем образа класса и процесса воспитания в нем
| Образ класса - это совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщества. Он состоит из нескольких частей. Основными составляющими образа класса являются: образ учащегося класса; образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и отношений; представление о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общности
| |
| | организация совместной деятельности детей и взрослых по проектированию образа класса
| |
| составление концепции воспитательной системы класса и программы ее построения
| Этот документ является итогом совместной проектной деятельности детей и взрослых. Концепция воспитательной системы класса может состоять из таких разделов, как: краткая психолого-педагогическая характеристика класса; цель и задачи воспитательной системы класса; перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества; механизм функционирования и построения воспитательной системы класса;
- критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса
| |
| научно-методическая и управленческая экспертиза разработанного концептуального замысла
| |
| | | | | | | | | | | | | | | | |