Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Л.В. Байбородова, М.И. Рожков,
Л.В. Байбородова, М.И. Рожков,
А.П. Чернявская, И.Г. Харисова
Теория воспитания и
Технологии педагогической деятельности
(в схемах и таблицах)
Ярославль
Рецензенты:
Г.И. Симонова, доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой педагогики Вятского государственного гуманитарного университета;
Т.В. Бурлакова доктор педагогических наук, доцент кафедры математики, физики и методики обучения Шуйского филиала Ивановского государственного университета
| Байбородова, Л.В., Рожков, М.И., Чернявская, А.П., Харисова, И.Г.
Теория воспитания и технологии педагогической деятельности в схемах и конспектах: учебное пособие / под. ред. Л.В. Байбородовой, И.Г. Харисовой – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. – 100 с.
|
В издании собраны теоретические материалы к занятиям по темам модуля «Теория воспитания и технологии педагогической деятельности» курса «Педагогика» для студентов педагогических вузов и колледжей. Рассматриваются основные положения теории воспитания, характеристики технологий педагогической деятельности, принципы регулирования воспитательной работы в детском коллективе, организации индивидуальной образовательной деятельности обучающихся. Предлагаются опорные конспекты, содержащие базовый объем теоретической информации по темам данного курса, словарь основных терминов.
При составлении схем и таблиц опорных конспектов использованы материалы: А. А. Кораблевой (тема 13), В.В. Белкиной (темы 31, 36), Е.Н. Степанова (тема 9), А.В. Золотаревой (тема 41), С.Л. Паладьева (тема 40), Е.Б. Кириченко (тема 19).
В составлении схем и таблиц опорных конспектов приняли участие: В.В.Белкина – темы 37 – 39; К.М. Царькова – темы 3, 4, 13, 27, 42; Л.А. Щелкунова – темы 2, 6, 11, 12, 15; Ю.В. Яковлева – темы 33 – 35, 40, 41.
| УДК 37.013
ББК 74.200
|
| © Коллектив авторов, 2015.
|
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………………………4
I. Теория воспитания
Тема 1 «Технология Портфолио» …………………………………………………………………………..8
Тема 2 «Сущность воспитания, его закономерности и принципы» ……………………………………..10
Тема 3 «Базовые теории и концепции воспитания и развития» …………………………………………12
Тема 4 «Педагогическое взаимодействие»………………………………………………………………...16
Тема 5 «Сущность, структура, содержание внеурочной деятельности» ………………………………..18
Тема 6 «Общая характеристика технологий педагогической деятельности» …………………………..21
Тема 7 «Организация групповой работы»…………………………………………………………………22
Тема 8 «Функции и направления деятельности классного руководителя» …………………………….23
Тема 9 «Коллектив как объект и субъект воспитания» ………………………………………………….24
Тема 10 «Самоуправление в коллективе» ………………………………………………………………...26
Тема 11 «Технология проектирования воспитательной системы класса» ……………………………...29
Тема 12 «Поликультурное и патриотическое воспитание» ……………………………………………...31
Тема 13 «Организация взаимодействия педагогов и семьи» …………………………………………….34
Тема 14 «Методы и приемы воспитания» ………………………………………………………………...36
Тема 15 «Формы воспитания» ……………………………………………………………………………..38
Тема 16 «Проектирование формы воспитательной работы» …………………….………………………40
II. Технологии организации деятельности
Тема 17 «Изучение результатов и эффективности педагогической деятельности» ……………………45
Тема 18 «Оценивание в педагогической деятельности» …………………………………………………47
Тема 19 «Анализ педагогической деятельности» ………………………………………………………...48
Тема 20 «Технологии целеполагания» …………………………………………………………………….50
Тема 21 «Технологии планирования» ……………………………………………………………………..52
Тема 22 «Технология решения педагогической проблемы» ……………………………………………..54
Тема 23 «Технология организации деятельности в коллективе» ……………………………………….56
III. Образовательные технологии
Тема 24 «Технология модульного обучения» ……………………………………………………………59
Тема 25 «Дифференцированное обучение» ………………………………………………………………60
Тема 26 «Поисковые и исследовательские технологии. Проблемное обучение» ……………………...62
Тема 27 «Технология Кейс-стади» ………………………………………………………………………...63
Тема 28 «Проектная деятельность школьников» …………………………………………………………64
Тема 29 «Дискуссия в педагогическом процессе» ……………………………………….……………….67
Тема 30 «Технология игровой деятельности» …………………………………………………………….68
Тема 31 «Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо» ……………………71
Тема 32 «Технология Педагогические мастерские» ……………………………………………………...72
Тема 33 «Технология Образ и мысль» …………………………………………………………………….74
Тема 34 «Технологии интеграции в образовательном процессе» ……………………………………….76
IV. Технологии проектирования образовательного процесса
Тема 35 «Проектирование комплексной формы воспитания» …………………………………………..77
Тема 36 «Проектирование учебного занятия» ……………………………………………………………79
Тема 37 «Проектирование основной образовательной программы» ……………………………………80
Тема 38 «Проектирование рабочей программы по учебному предмету» ……………………...………83
Тема 39 «Проектирование программы воспитания и социализации школьников» ……………………85
Тема 40 «Проектирование индивидуальной образовательной деятельности» …………………………86
Тема 41 «Организация клубной деятельности» …………………………………………………………..89
Тема 42 «Программирование внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования»..90
Тема 43 «Основные направления воспитательной деятельности, их реализация в учреждениях различного типа» ……………………………………………………………………………………………92
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩИХ ЭТАПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА………………………………………………………………………………………………94
СЛОВАРЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ…………………………………………………………...97
Пояснительная записка
Пособие Теория воспитания и технологии педагогической деятельности (в схемах и таблицах) разработано для методического сопровождения процесса изучения раздела учебной дисциплины «Педагогика» «Теория воспитания и технологии педагогической деятельности» студентами направлений подготовки 44.03.01, 44.03.05 Педагогическое образование, 00.00.01 Психолого-педагогическое образование.
Цель пособия: предоставить обучающимся систематизированную информацию, раскрывающую теоретические и практические положения, изучение и освоение которых обеспечивает формирование системы компетенций, необходимых будущему специалисту для реализации обобщенных трудовых функций, обозначенных в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)».
Материалы пособия предназначены для сопровождения процесса формирования у будущих педагогов готовности к реализации обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования»[1] и представленных в таблице соответствующих ей трудовых функций и действий, необходимых умений и знаний.
Трудовая функция
| Трудовые действия
| Необходимые умения
| Знания
| Общепедагогическая функция. Обучение
| Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы (тема 38)
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (темы 37, 38)
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды (тема 37)
Планирование и проведение учебных занятий (тема 25, 26, 27, 31, 36)
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению (тема 19)
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися (тема 1, 17)
Формирования универсальных учебных действий (темы 17, 19, 31, 7)
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей (тема 18)
| Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, … и т.п. (тема 28)
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей (тема 18)
Разрабатывать (осваивать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде (тема 30)
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона (тема 23)
| Основы поликультурного образования (тема 12)
Основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий (темы 3, 6)
Способы оценки результатов обучения (тема 18)
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи (тема 39)
| Воспитательная деятельность
| Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды (тема 4)
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности (темы 6, 14, 15, 16, 27, 29, 34)
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера (темы 2, 3, 20)
Проектирование и реализация воспитательных программ (темы 21, 35, 39, 42)
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.п.) (темы 5, 43)
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) (тема 36)
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления (тема 10)
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации (тема 9)
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни (темы 23, 30, 41)
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде (тема 12)
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка (тема 13)
| Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей (темы 10, 12)
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их (темы 23, 32, 33)
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников (тема 11)
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу (темы 9, 30)
Защищать достоинства и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях (тема 22)
Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися (тема 36)
Сотрудничать с другим педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач (темы 43, 4)
| Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (темы 37, 38)
Основы поликультурного образования (тема 12)
Научное представление о результатах образования, путях из достижения и способах оценки (тема 18)
| Развивающая деятельность
| Оказание адресной помощи обучающимся (тема 22)
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка (тема 40)
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу (тема 32)
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни (темы 26, 33, 42)
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения (тема 39)
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся (тема 14)
| Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья (тема 22)
Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий (тема 3)
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ (тема 37)
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся (тема 5)
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик (тема 21)
Формировать детско-взрослые сообщества (тема 11)
| Педагогические закономерности организации образовательного процесса (тема 2)
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ (тема 11)
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью (тема 16)
| Главные особенности содержания пособия:
- практикоориентированность, изучениекаждой темы готовит студента к выполнению определенного трудового действия и предполагает не только формирование теоретической основы для его реализации, но и ориентацию на развитие практических умений в сфере организации отдельных этапов педагогического процесса;
- субъектно ориентированность и рейтинговость, к каждой теме предлагаются разноуровневые задания для самостоятельной работы, выбирать и выполнять которые студент может в соответствии с определяемыми им индивидуальными целями, выбранным уровнем освоения материала и спроектированными желаемыми результатами;
- преемственность, информация, представленная в пособии является необходимой составляющей освоения дисциплины «Педагогика», его содержание непосредственно связано с курсом «Методика обучения и воспитания», осваиваемые в рамках изучения отдельных тем элементы компетенций и формируемый студентами субъективный опыт решения профессиональных задач, необходимы для успешной работы в период педагогической практики в образовательных учреждениях и дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности.
В целях оптимизации процесса освоения теоретических и практических положения, изучение которых обеспечивает формирование системы компетенций, необходимых будущему педагогу для реализации обобщенных трудовых функций в условиях реального образовательного процесса, информация представлена в пособии в форме опорных конспектов, содержащих указания на освоение наиболее значимых элементов материала. Опорный конспект имеет следующую структуру: цель изучения темы, планируемые результаты (в перечне трудовых действий и элементов компетенций, формируемых в рамках данной темы), основные определения по данной теме, таблицы и схемы, раскрывающие основное содержание темы. Материалы опорного конспекта могут быть использованы в качестве основы для подготовки к лекции, семинару или практическому занятию, в качестве основной литературы, дополняющей положения опорного конспекта, можно использовать следующие издания:
1. Технологии педагогической деятельности. Часть 1. Образовательные технологии: учебное пособие / под общ. ред. А.П.Чернявской, Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2012. – 311 с.
2. Байбородова Л.В., Кириченко Е.Б., Паладьев С.Л., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. − 2 часть. Организация деятельности: учебное пособие / под ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2012. - 316 с.
3. Байбородова Л.В., Куприянова Г.В., Степанов Е.Н., Золотарева А.В., Кораблева А.А. Технологии педагогической деятельности. 3 часть: Проектирование и программирование: учебное пособие / под ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2012. – 303 с.
4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 415с.
Также пособие содержит словарь педагогических терминов, в который включены характеристики базовых понятий, необходимых для освоения материала опорных конспектов. В таблице «Характеристика общих этапов организации деятельности детского объединения» представлен алгоритм действий педагога, который может быть использован для проектирования его деятельности в рамках осуществления процесса формирования и развития детско-взрослого сообщества.
I. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Тема 1. «Технология Портфолио» [1]
Цель: формирование умений по созданию своего портфолио и организации работы обучающихся при составлении ими портфолио.
Планируемые результаты:
Трудовое действие
| Элементы компетенций
| Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
| Знать:
– основные виды портфолио и требования к его составлению;
- структуру портфолио и критерии его оценки в зависимости от вида и цели создания.
Уметь:
- разрабатывать структуру и содержание портфолио;
- разрабатывать критерии для отбора содержания и оценки портфолио;
- выбирать методы работы, ориентируясь на ситуацию в коллективе и цели портфолио.
Владеть:
– способами оценки уровня выполнения отдельных составляющих элементов (заданий, разделов) и портфолио в целом;
- способами консультирования и мотивирования обучающихся при составлении портфолио;
- способами оценки собственной деятельности в процессе работы над составлением портфолио (собственного и обучающихся).
|
Основные понятия темы: портфолио.
В настоящее время во многих странах портфолио (от латинских корней port – «хранилище» и folium – «лист») используется преподавателями высших и средних учебных заведений для: (а) мониторинга и рефлексии уровня своего профессионализма, (б) определения направлений профессионального развития, (в) представления своих возможностей при приеме на работу и лицензировании; учащимися и студентами – (а) для оценки прогресса и успехов по различным предметам или сферам интересов, (б) как возможность продемонстрировать свои возможности и достижения при поступлении на учебу или приеме на работу. Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование со стороны учителей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего профессионального уровня.
Виды портфолио
Вид портфолио
| Цель создания
| Портфолио
документации
| Создать набор документов, необходимых в работе
| Портфолио
презентационное
| Продемонстрировать другим процесс и достижения в своей деятельности по заранее выделенным разделам
| Портфолио оценочное
| Дать возможность себе или (чаще) другим оценить свою деятельность
| Портфолио работ
(рабочее)
| Показать разнообразие и уровень своей деятельности (например, дизайнеры, архитекторы, модели…)
| Портфолио процесса
| Показать процесс и динамику работы по достижению поставленных целей
| Портфолио проблемное, тематическое
| Показать процесс и результат (или динамику) работы по решению поставленных проблем или по конкретной теме
| Выделяют и другие виды портфолио по содержанию:
- портфолио достижений;
- рефлексивный портфолио.
Содержание портфолио может быть связано с работой ученика по конкретной проблеме:
Функции портфолио: д иагностическая, целеполагания, мотивационная, содержательная, развивающая, рейтинговая.
Содержание портфолио будет зависеть от его вида и цели, для достижения которой оно создается. Четкого списка материалов (артефактов), необходимых для включения в портфолио, не существует. Если портфолио создается всеми учащимися, то педагогу совместно с ними необходимо определить и зафиксировать перечень материалов, обязательных для представления в портфолио для получения той или иной оценки. Можно использовать электронные портфолио, разработанные по установленным критериям. При этом приветствуется любая инициатива, расширяющая данный список или предлагающая равноценную замену перечисленным материалам.
Категории материалов (С.Дж. Пейп, М. Чошанов):
Обязательные: промежуточные и итоговые самостоятельные и контрольные работы, обязательная диагностика, …
Поисковые: выполнение проектов, заданий повышенной сложности, решение нестандартных задач, рефераты, сочинения, другие виды творческих работ …
Ситуативные: приложение изученного материала к практическим ситуациям, решение прикладных задач, выполнение лабораторных работ, экспериментов…
Описательные: составление биографий, исторические описания, описания событий, ведение дневника, рефераты,…
Оценка портфолио проводится обучающимися совместно с учителем не реже одного раза в 2 месяца. Для того чтобы в ходе оценки у учащихся развивались навыки самооценки и рефлексии, а также для экономии времени педагога, перед уроком по оценке портфолио каждый обучающийся должен проделать подготовительную работу. В ходе нее ученик еще раз просматривает поставленные цели и задачи и подбирает материал, свидетельствующий о достижении поставленных задач или о работе в данном направлении. Оценка портфолио может проходить:
1. В индивидуальной встрече учителя и ученика.
2. Обучающимися в малых группах.
3. На основе выступлений обучающихся на конференции по портфолио.
Оценку портфолио можно заносить в специальный лист оценки. Мы рекомендует качественную, а не количественную оценку.
Пример листа для оценки портфолио
Я считаю, что
(общая аргументированная оценка)
| Особенно удачным является(перечисление и оценка положительных моментов)
| В то же время я посоветовал (а) бы(перечисление и оценка неудачных или неуспешных с точки зрения учителя моментов)
| Не кажется ли Вам, что(рекомендации)
| Тема 2. «Сущность воспитания, его закономерности и принципы» [4]
Цель: развитие умений организации педагогического процесса на основе закономерностей и принципов процесса воспитания.
Планируемые результаты:
Трудовое действие
| Элементы компетенций
| Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
| Знать:
- особенности воспитания и духовно-нравственного развития личности;
- закономерности и принципы воспитания и духовно-нравственного развития учащихся в учебной и внеучебной деятельности;
- педагогические закономерности организации образовательного процесса.
Уметь:
- проектировать воспитательный процесс соответственно общим и специфическим закономерностям и особенностям процесса воспитания духовно-нравственного развития учащихся в учебной и внеучебной деятельности.
Владеть:
- способами реализации закономерностей и принципов воспитания в учебной и внеучебной деятельности.
|
Основные понятия темы: социализация, развитие, воспитание, закономерности воспитания, принципы воспитания, самовоспитание
Общие признаки воспитания
Динамическое явление, предполагающее определенные количественные и качественные изменения личности.
| Целенаправленность воздействий на личность.
| Гуманистическая направленность.
| Взаимодействие личностей.
|
Воспитательный процесс
Противоречия воспитательного процесса
| Закономерности
| Характеристика принципа
| 1.Между потребностями детей и возможностями их удовлетворения.
2.Между потенциалами ребенка и возможностями их реализации.
3. Между целями, которые ставит перед собой ребенок, и условиями их достижения.
| 1. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность (Рожков, Харламов).
2. Воспитание есть стимулирование активности личности в организуемой деятельности. Наибольших результатов в развитии и формировании личности можно достичь, если воспитуемый проявляет высокую активность, желание принять участие в организуемой деятельности.
3. В процессе воспитания необходимо добиваться единства образования, воспитания и развития.
4. Воспитание предполагает целостность воспитательных влияний (Рожков, Сластенин).
5. Эффективность воспитания зависит от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника, систему его мотивов, эмоций интеллекта (Щукина).
| Принцип природосообразности означает взаимосвязь естественных и социальных процессов. При этом воспитание согласовывается с общими законами развития природы и человека, учитывая его пол и возраст, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.
Принцип культуросообразности – приобщения детей, подростков, юношей и девушек к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом.
Принцип центрацииисходит из признания приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам. Процесс воспитания, институты воспитания при этом подходе рассматриваются как средства развития личности.
Принцип дополнительности образования предполагает реализацию подхода к воспитанию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Он дает возможность рассматривать воспитание как совокупность процессов семейного, религиозного и общественного воспитания.
Принцип гуманистической ориентации требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.
Принцип социальной адекватности ориентирован на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.
Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям.
Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума.
Создание воспитывающей среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудность.
|
Самовоспитание
Название этапа
| Характеристика этапа
| Педагогические условия стимулирования самовоспитания
| 1. Мотива-ционный
| Необходимо рассматривать формирование мотивов самовоспитания как непрерывно реализуемую пед. задачу.
| Эффективность самовоспитания учащихся зависит от следующих условий: от создания ситуаций, способствующих видению учащихся перспектив своего роста и постижения радости успеха на пути к их достижению.
| 2. Програм-мный
| Определение программы самовоспитания, последовательности работы по самообследованию.
| Возможность самореализации в социально-одобряемой деятельности.
| 3. Поисковый
| Попробовать себя в той или иной области, убедиться в правильности своих действий.
| Включение учащихся в разнообразную деятельность.
| 4. Рефлек-сивный
| Происходит оценка своего саморазвития, проектируются новые задачи и пути их достижения.
| Использование разнообразных средств, методов и адекватность реакции на них учащихся.
| Тема 3. «Базовые теории и концепции воспитания и развития» [4]
Цель: формирование представлений об основных подходах и концепциях развития и воспитания.
Планируемые результаты:
Трудовое действие
| Элементы компетенций
| Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
| Знать:
- сущность базовых теорий развития личности, классических и современных концепций воспитания;
- основные подходы к воспитанию, пути и способы реализации;
- основные принципы деятельностного подхода.
Уметь:
- использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий;
- выделять идеи и принципы современных концепций воспитания;
– определять требования к организации воспитательного процесса с учетом современных концепций и подходов к воспитанию.
Владеть:
-способами построения воспитательного процесса на основе современных подходов и концепций.
| Основные понятия темы: теория,подход, концепция.
Теории развития личности
Автор
| Основные положения теории
| Чарлз
Хортон Кули
| В процессе множества взаимодействий людей с окружающим миром они создают свое «зеркальное «я»:1) то, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;2) то, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;3) то, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.
| Джордж
Герберт Мид
| «Я» - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми: 1) имитация;. 2) игровая стадия; 3) стадия коллективных игр.
| Зигмунд Фрейд
| Индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид («Оно2), Эго ("Я") и Суперэго («сверх-Я»). Стадии развития: оральная, анальная, фаллическая, генитальная.
| Жан Пиаже
| На каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека: 1) сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет); 2) предоперациональная стадия (от 2 до 7 лет); 3) стадия конкретных операция (от 7 до 11 лет); стадия формальных операций (от 12 до 15 лет).
| Л.С. Выготский
| Культурно-историческая теория развития личности: источники и детерминанты развития человека лежат в исторически развившейся культуре. Общий генетический закон: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах: сначала — социальном, потом — психологическом.
|
Подходы к воспитанию
Подходы
| Сущность подхода
| Пути и способы реализации
| Системный
| Относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.
| - упорядочивание организации деятельности во времени и в пространстве;
– согласованность взаимодействия всех структур;
– создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе;
– формирование общественного мнения в коллективе;
– развитие сотруднических отношений участников педагогического процесса;
– взаимодействие со средой;
– развитие разновозрастного взаимодействия;
– развитие детского самоуправления;
– развитие взаимопомощи, поддержки, взаимоотношений между участниками педагогического процесса;
– создание ситуаций ответственной зависимости.
| Деятельностный
| Человек проявляется и развивается в деятельности. Деятельность выступает как средство становления и развития субъектности ребенка. В центре стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач.
| – вовлечение детей в интересную, разнообразную, общественно значимую, посильную деятельность;
– совместная выработка целей и задач предстоящей деятельности;
– проектирование, конструирование и создание воспитывающих ситуаций;
– возможность и необходимость осуществления различных видов деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов субъектов деятельности;
– создание условий для развития сфер индивидуальности ребенка.
| Аксиологический
| Человек - высшая цель общества и самоцель общественного развития.
| – организация целеполагания;
– рефлексия пронизывает всю деятельность;
– создание нравственных дилемм;
– формирование надситуативного мышления (философичность воспитания);
– личный пример педагога;
– ценностный диалог;
– погружение в ценностную среду;
– конструирование ценностных ситуаций.
| Культурологический
| Эффективность воспитания зависит от того, на |
| Поделиться:
|
|