Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Этапы проектирования программы воспитания и
Похожие статьи вашей тематики
социализации школьников образовательной организации
Тема 40. «Проектирование индивидуальной образовательной деятельности» [3]
Цель: формирование умений проектирования индивидуальной образовательной деятельности (ИОД) учащихся
Планируемые результаты:
Трудовое действие
| Элементы компетенций
| Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка
| Знать:
- характеристики, сущность принципов и этапов индивидуальной образовательной деятельности;
- особенности видов индивидуальной образовательной деятельности.
Уметь:
- разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
- строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
- сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;
- формировать детско-взрослые сообщества.
Владеть:
- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;
- способами выявления педагогических проблем и выстраивания эффективных способов их решения;
- способами активного вовлечения учащихся в деятельность.
|
Основные понятия темы: индивидуализация, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальный план, индивидуальная образовательная программа, индивидуальная траектория, проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащихся.
Внешняя индивидуализация–
это 1) адаптация содержания и форм учебного процесса к индивидуальным особенностям обучающегося; 2) оказание поддержки ребенку с целью развития его индивидуальности.
| Внутренняя индивидуализация –
это направленность обучающегося на реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненной стратегии, осознанное подчинение своих сил поставленной цели.
| Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащихся: механизм, признак индивидуализации образовательного процесса; интегративная функция психолого-педагогического сопровождения школьников в реализации их индивидуальной жизненной траектории; способ взаимодействия всех субъектов образовательного процесса; средство интеграции педагогических и учебно-методических средств школы, учреждений дополнительного образования, профессиональных учебных заведений.
Функции проектирования ИОД учащихся
| исследовательская
| всестороннее исследование образовательного процесса, его условий, динамики образовательной деятельности ребенка и его результатов
| аналитическая
| анализ ИОД ребенка; исходных условий и средств для реализации различных проектов, мониторинг результатов ИОД, ее проектирования
| прогностическая
| предвосхищение результатов конкретных действий, возможных отклонений и способов преодоления вероятных трудностей в реализации проектов ИОД
| нормирующая
| создание нормативных актов, документов (положений, программ) в качестве итогового продукта проектирования ИОД
| конструктивная
| на основе проектирования ИОД получение конкретного образовательного результата, обеспечение достижений ребенка, приобретение новых личностных качеств
|
Виды индивидуальных образовательных программ учащихся
№
| Признак
| Примеры ИОП
|
| По целям
| - по подготовке к будущей профессии;
- по удовлетворению собственного интереса;
- по решению конкретной личной проблемы;
- по формированию конкретного умения или качества;
- по выявлению профессиональных интересов и склонностей;
- по подготовке к конкурсу, олимпиаде
|
| По времени реализации
| - на несколько лет;
- на год;
- на время изучения курса;
-на период освоения конкретной образовательной программы
|
| По месту реализации
| - в образовательном объединении школы или УДО;
- профильные школы;
- семейные клубы;
- детский оздоровительный лагерь;
- культурно-оздоровительные центры;
- общественные организации
|
| По количеству субъектов, участников образовательной программы
| - один ребенок;
- несколько человек в классе;
- детское объединение (вариативная часть индивидуальной программы для каждого)
| Принципы проектирования индивидуальной образовательной деятельности
Принцип
| Характеристика принципа
| Принцип прогнозирования
| Каждый участник образовательного процесса должен предвидеть результаты деятельности, которые выражаются в изменениях ребенка и его отношениях с окружающим миром.
| Принцип саморазвития
| Проекты должны быть гибкими, динамичными, способными по ходу их реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
| Принцип мотивационного обеспечения
| Формирование положительного, заинтересованного отношения участников педагогического процесса к разработке и осуществлению проектов индивидуальной деятельности ученика, его развития.
| Принцип субъектной позиции
| Сам ребенок является активным участником проектировочной деятельности на всех ее этапах, при этом необходимо обеспечить соответствующее психолого-педагогическое сопровождение этой деятельности.
| Принцип взаимодействия участников проектирования
| В создании проекта ребенка, кроме него самого, могут участвовать классный руководитель, учителя, администрация школы, психолог, родители, также специалисты-консультанты, в качестве экспертов, могут привлекаться его одноклассники, друзья и те, чье мнение для ребенка является значимым.
| Принцип технологичности
| Проектирование ИОД учащегося можно представить как алгоритм действий педагогов, ребенка и его родителей, обеспечивающий в своей совокупности решение педагогической задачи.
| Принцип непрерывности и цикличности
| Проектирование деятельности школьника целесообразно осуществлять на протяжении всего периода обучения и воспитания, создавая перспективные проекты (на год, два и более), ближайшие (полугодие, месяц) и текущие (неделя, день, конкретное занятие). Это позволяет определить некоторую цикличность.
| Этапы проектирования индивидуальной образовательной деятельности
1Подготовительная работа педагогического коллектива к проектированию ИОД учащихся
| 2Изучение социально-экономических условий жизни и воспитания учащихся в семьях
| 3Диагностика возможностей, склонностей, интересов, потребностей детей
| 4Анализ материалов диагностики педагогами
| 5Обсуждение материалов диагностики и психолого-педагогического консилиума с ребенком и родителями
| 6Составление проекта программы индивидуальной образовательной деятельности учащегося
| 7Организация работы по составлению индивидуальной образовательной программы ребенка
| 8Уточнение и корректировка первоначального проекта программы
| 9Организация работы по выполнению индивидуальной программы и индивидуальных планов ребенка
| 10Отслеживание результатов выполнения индивидуальных программ и планов
| 11Корректировка проектов развития ребенка
| 12Подведение итогов и анализ выполнения проектов
| Тема 41. «Организация клубной деятельности» [2]
Цель: формирование умений организации клубной деятельности школьников.
Планируемые результаты:
Трудовое действие
| Элементы компетенций
| Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
| Знать:
- подходы к определению цели совместной деятельности;
- теоретические основы клубной деятельности;
- этапы разработки и организации клубной деятельности.
Уметь:
- регулировать процесс организации внеурочной деятельности детей;
- организовать клубную деятельность;
- организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.
Владеть:
- способами включения учащихся во внеурочную деятельность;
- методическими приемами и техниками организации клубной деятельности учащихся.
| Типы клубных объединений
| Клуб в школе
| Секция
| Кружок
| Студия
| Общество
| Функции клубного объединения
-создание условий для выявления, удовлетворения и развития интересов, способностей и склонностей школьников;
-предоставление детям возможности удовлетворить свои потребности в творческой деятельности;
-организация общения учащихся по интересам;
-предоставление им поля деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания;
-организация отдыха детей во внеучебное время;
-реализация гедонистических потребностей детей;
-систематизация внеучебной деятельности школьного коллектива, придание ей большей эмоциональной насыщенности.
| Признаки клубного объединения
– добровольность вхождения в объединение
- общедоступность для любого члена школьного коллектива
– относительная стабильность его состава.
– единство личной значимости целей работы для его участников и общественной направленности их деятельности.
- организация его деятельности как коллективной
- творческий характер деятельности.
| Этапы становления и организационного оформления клубного объединения
| Общие подходы в организации системы клубной работы в образовательном учреждении
| 1. определение содержания и форм его деятельности, исходя из интересов и потребностей детей.
2. определение ближних, средних и дальних перспектив жизни клуба (целеполагание).
3. определение содержания деятельности объединения.
4. решение проблем организации деятельности объединения (разделение труда среди его участников, организация самоуправления в объединении).
5. включение в деятельность объединении ритуалов, символики и атрибутики.
| – создание в школе единого многопрофильного клуба,
– создание клубного совета, который координирует деятельность всех объединений по интересам в школе.
– систематизация работы объединений по интересам через клубные центры.
- развитие клубных объединений узкопрофильной направленности.
- создание временных объединений по интересам
| Пути превращения окружающей клубное объединение среды
в среду воспитывающую
| включение в систему работы коллектива деятельности, связанной с необходимостью обязательного выхода на среду, ее использования (сбор материала для разработки сценария литературно – музыкальной композиции, поисковая деятельность, связанная с созданием школьного музея, фольклорная экспедиция и др.).
| использование ее «людских» ресурсов (взрослые люди, приглашаемые в клуб в качестве гостей или оказывающие ему непосредственную помощь в работе (консультанты, руководители секций или временных советов дел и др.); сверстники детей (учащиеся других школ, ПУ) или старшие друзья (студенты, рабочие, военнослужащие и др.); семья.
| | | | Тема 42. «Программирование внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования» [3]
Цель: формирование умений программирования внеурочной деятельности детей
Планируемые результаты:
Трудовое действие
| Элементы компетенций
| Проектирование и реализация воспитательных программ
| Знать:
- подходы к определению цели совместной деятельности.
- основе проектирования программ дополнительного образования детей;
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Уметь:
- разработать программу внеурочной деятельности детей образовательного объединения.
Владеть:
- способами включения учащихся во внеурочную деятельность.
|
|