Сущностная сфера
| Доминирующий метод воспитания
| Метод самовоспитания
|
Интеллектуальная
| Убеждение
| Самоубеждение
|
Мотивационаая
| Стимулирование
| Мотивация
|
Эмоциональная
| Внушение
| Самовнушение
|
Волевая
| Требование
| Упражнение
|
Саморегуляции
| Коррекция
| Самокоррекция
|
Предметно-практическая
| Воспитывающие ситуации
| Социальные пробы
|
Экзистенциальная
| Метод дилемм
| Рефлексия
|
Приемы воспитания
Можно выделить три группы приемов воспитания.
Группы приемов воспитания
| Приемы воспитания
| Характеристика приемов воспитания
|
I. Организация деятельности и общения детей в классе.
| «Эстафета»
| Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали учащиеся из разных групп.
|
«Взаимопомощь»
| Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
|
«Акцент на лучшее»
| Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого.
|
«Ломка стереотипов»
| Во время беседы педагог стремится, чтобы дети поняли то, что мнение большинства не всегда может быть правильным.
|
«Истории про себя»
| Этот прием применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга.
|
«Общаться по правилам»
| На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся.
|
«Мизансцена»
| Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения задания педагога.
|
II. Организация диалога
| «Ролевая маска»
| Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.
|
«Прогнозирование развития ситуации»
| Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация.
|
«Импровизация на свободную тему»
| Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.
|
«Встречные вопросы»
| Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов.
|
III. Использование художественной литературы, кинофильмов и т.д.
| «Сочини конец истории»
| Детям предлагается придумать свое завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении.
|
«Любимые книги товарища»
| Ученику предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят его товарищи по классу.
|
«Добрые слова»
| Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям, и произнести их, обращаясь к своим товарищам.
|
«Творчество на заданную тему»
| Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).
|
Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые считают наиболее плодотворными. Прием, который подходит к одному ученику, может быть неприемлем для другого.
Выбор методов воспитания
|
Выбор системы методов воспитания обусловлен закономерными факторами:
| Выбор конкретного метода зависит от многих факторов:
|
Цель воспитания
| Состояния ребенка и коллектива
|
Уровень зрелости коллектива
| Особенностей творческого стиля педагога
|
Возрастные и индивидуальные особенности детей
| Внешних обстоятельств и др.
|
Степень их духовно-нравственного развития и др.
|
|
Тема 13. «Формы воспитания» [4]
Цель: освоение способов выбора и конструирования форм воспитательной работы.
Планируемые результаты:
Трудовое действие
| Элементы компетенции
|
Реализация современных, в том числе интерактивных форм и методов воспитательной работы, используя их, как на занятии, так и во внеурочной деятельности
| Знать:
- понятие «форма воспитательной работы»;
- классификацию форм воспитательной работы;
- формы коллективной творческой деятельности;
- условия использования форм в педагогической деятельности;
- о многообразии форм взаимодействия субъектов образовательного процесса;
Уметь:
- проектировать формы воспитательной работы;
- организовывать различные формы воспитательной работы с участниками образовательного процесса;
- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития учащихся в учебной и внеучебной деятельности.
Владеть:
- способами конструирования форм воспитательной работы во внеучебной деятельности;
- педагогическими приемами, способствующими выстраиванию продуктивного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
|
Основные понятия темы: форма воспитательной работы, классный час, коллективное творческое дело, мероприятие, дело, игра.