Классификация методов воспитания по М.И. Рожкову 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация методов воспитания по М.И. Рожкову



Сущностная сфера Доминирующий метод воспитания Метод самовоспитания
Интеллектуальная Убеждение Самоубеждение
Мотивационаая Стимулирование Мотивация
Эмоциональная Внушение Самовнушение
Волевая Требование Упражнение
Саморегуляции Коррекция Самокоррекция
Предметно-практическая Воспитывающие ситуации Социальные пробы
Экзистенциальная Метод дилемм Рефлексия

Приемы воспитания

Можно выделить три группы приемов воспитания.

Группы приемов воспитания Приемы воспитания Характеристика приемов воспитания
I. Организация деятельности и общения детей в классе. «Эстафета» Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали учащиеся из разных групп.
«Взаимопомощь» Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
«Акцент на лучшее» Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого.
«Ломка стереотипов» Во время беседы педагог стремится, чтобы дети поняли то, что мнение большинства не всегда может быть правильным.
«Истории про себя» Этот прием применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга.
«Общаться по правилам» На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся.
«Мизансцена» Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения задания педагога.
II. Организация диалога «Ролевая маска» Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.
«Прогнозирование развития ситуации» Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация.
«Импровизация на свободную тему» Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.
«Встречные вопросы» Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов.
III. Использование художественной литературы, кинофильмов и т.д. «Сочини конец истории» Детям предлагается придумать свое завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении.
«Любимые книги товарища» Ученику предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят его товарищи по классу.
«Добрые слова» Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям, и произнести их, обращаясь к своим товарищам.
«Творчество на заданную тему» Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).

Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые считают наиболее плодотворными. Прием, который подходит к одному ученику, может быть неприемлем для другого.

 

Выбор методов воспитания
Выбор системы методов воспитания обусловлен закономерными факторами: Выбор конкретного метода зависит от многих факторов:
Цель воспитания Состояния ребенка и коллектива
Уровень зрелости коллектива Особенностей творческого стиля педагога
Возрастные и индивидуальные особенности детей Внешних обстоятельств и др.
Степень их духовно-нравственного развития и др.  

Тема 13. «Формы воспитания» [4]

Цель: освоение способов выбора и конструирования форм воспитательной работы.

Планируемые результаты:

Трудовое действие Элементы компетенции
Реализация современных, в том числе интерактивных форм и методов воспитательной работы, используя их, как на занятии, так и во внеурочной деятельности Знать: - понятие «форма воспитательной работы»; - классификацию форм воспитательной работы; - формы коллективной творческой деятельности; - условия использования форм в педагогической деятельности; - о многообразии форм взаимодействия субъектов образовательного процесса; Уметь: - проектировать формы воспитательной работы; - организовывать различные формы воспитательной работы с участниками образовательного процесса; - решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития учащихся в учебной и внеучебной деятельности. Владеть: - способами конструирования форм воспитательной работы во внеучебной деятельности; - педагогическими приемами, способствующими выстраиванию продуктивного взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Основные понятия темы: форма воспитательной работы, классный час, коллективное творческое дело, мероприятие, дело, игра.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.006 с.)