Этапы проектирования комплексной формы воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы проектирования комплексной формы воспитания



Этап Характеристика
1. Освоение классным руководителем современных подходов, форм и методов воспитания учащихся, теоретических и методических основ педагогического проектирования. Изучение научно-методических публикаций о современных идеях воспитания детей, об актуальных для конкретного детского коллектива проблемах воспитания, о сущности комплексной формы воспитания и ее роли в процессе развития учащихся, педагогического опыта ее применения в практике работы с детьми.
2. Составление классным руководителем плана совместных действий с учащимися и их родителями по формированию образа комплексной формы. Планирование совместной деятельности, направленной на изучение личностных особенностей школьников и проблем, которые их интересуют, на определение воспитательных возможностей и запросов родителей учащихся.  
3. Включение в процесс формирования образа комплексной формы учащихся и их родителей. Для организации совместной деятельности классный руководитель может использовать следующие средства: диагностические игры; форумы идей; коллективные творческие дела; час размышлений и др.
4. Составление классным руководителем текста проекта комплексной формы. Уточнение и доработка деталей всех составляющих комплексной формы.
5. Научно-методическая экспертиза проекта комплексной формы воспитания. Экспертиза проекта возможна как со стороны руководителей образовательного учреждения, так и специалистов муниципальных методических служб. Качественную оценку проекта могут дать и опытные коллеги классного руководителя в ходе проведения методических мероприятий (семинаров, конкурсов, презентаций). Экспертами могут также выступить родители школьников.

 


Структура комплексной формы воспитания

Структура проекта комплексной формы воспитания 1) цель и задачи комплексной формы; 2) содержание комплексной формы (ключевая идея комплексной формы, отраженная в названии, и ее педагогическое обоснование, основные направления воспитания, сюжетный замысел совместной и индивидуальной деятельности); 3) способы осуществления комплексной формы (сроки и этапы реализации, алгоритм ключевых воспитательных дел, способы отражения коллективной и индивидуальной деятельности участников); 4) ожидаемые результаты комплексной формы.
Педагогические условия формирования и реализации проектных представлений о комплексной форме воспитания - наличие привлекательного для детей сюжетного замысла и способов его воплощения; - социально ценная и личностно значимая направленность совместной и индивидуальной деятельности; - учет возрастных особенностей школьников в определении сроков, содержания и способов осуществления комплексной формы; - выделение этапов в совместной деятельности; - предоставление учащимся свободы выбора в проявлении своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности классного сообщества; - существование правил, памяток, инструкций как подсказок-ориентиров для детей, «погруженных» в длительный цикл деятельности; - обеспечение наглядного отражения процесса и результатов участия детей в комплексной форме.

Тема 36. «Проектирование учебного занятия» [3]

Цель: развитие умений проектирования учебного занятия.

Планируемые результаты:

Трудовое действие Элементы компетенций
Планирование и проведение учебных занятий Знать: - подходы к проектированию учебной деятельности; - теоретические основы проектирования учебной деятельности; - этапы разработки и проектирования учебной деятельности. Уметь: - организовать процесс учебной деятельности детей; - проектировать учебную деятельность; - находить ценностный аспект учебного занятия и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися; - спроектировать учебное занятие. Владеть: - способами включения учащихся в учебную деятельность.

 

Основные цели российской системы образования: - формирование у выпускника творческого мышления; - развитие коммуникабельности, толерантности, готовности к постоянному повышению профессиональной квалификации, а также способности к сознательному и ответственному выбору.

 

Требования к учебному процессув соответствии с ФГОСт: -компетентностный подход, то есть нацеленность на формирование компетентностей, а не знаний, умений, навыков, как это было ранее, и связанный с ним — деятельностный подход; -необходимость построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, избранных ими с учетом собственных предпочтений; -определение обязательных результатов образования — предметных, метапредметных (общеучебных умений и развитие мышления, переносимых на другие предметные области) и личностных, то есть формирование личностных качеств.
Этапы проектирования учебного занятия
Этап Характеристика
1.Планирование системы занятий Необходимо выделить основные воспитательные цели и цели развития учащихся, планируемые результаты. 1. Изучение нормативных документов (ФГОСт, ООП, примерной учебной программы по предмету) 2. Определение образовательных результатов в соответвии с ФГОСт ССО (личностных; метапредметных; предметных). 3. Представление результатов через универсальные учебные действия (УУД — познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные), которые необходимо формировать у учащихся по каждому учебному предмету. 4. Составление тематического планирования.
2. Диагностика начальных условий Диагностика — это «прояснение» всех обстоятельств проведения занятия: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей.   1. Для достижения образовательных целей необходимо понять: уровень обученности, как имеющиеся знания и умения учеников соотносятся с характером нового учебного материала, его особенностями; какими умениями и навыками они уже владеют. 2. Осуществление воспитательных целей требует знания: норм и ценностей, сформированных у учащихся; их отношения к изучаемому предмету. 3. Для реализации развивающих целей следует диагностировать: уровень развития познавательных процессов; их готовность к самостоятельной, творческой деятельности; развитие общеучебных умений.
3.Этап определения целей и постановки задач занятия Основа проектирования занятия - определение его замысла, то есть четкое представление, для чего оно будет проводиться, как должно быть построено, что учащиеся должны вынести из него. 1.Определение стратегических, тактических и операционных целей. 2. Определение задач урока. Образовательные цели занятия определяют, какие именно знания, умения (практические, предметные, общенаучные) предполагается сформировать у учеников, что будет конкретно пройдено: факты, события, термины, даты. Воспитательные цели связаны с эмоциями, чувствами, убеждениями, отношениями учащихся, с развитием их личности. Развивающие цели урока делятся на две категории: - развитие мышления (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение); - развитие умений и навыков, психических процессов, обеспечивающих успешность обучения (речь, память, воображение, чтение, составление плана, конспекта, работа с картой).
4.Проектирование структуры занятия Определить места урока в системе, роль в достижении запланированных результатов. 1. Определение основного и вспомогательного учебного материала; типа занятия; методов и приемов обучения; организационных форм работы на занятии. 2. Составление примерного плана.  
Если рассматривать проектирование как цикличный процесс, то далее можно назвать еще несколько этапов
5.Подготовка к проведению занятия А) Составление приложений к занятию. Б) Подготовка консультантов, учащихся к занятию, собеседование с родителями, приглашенными. В) Подготовка оборудования, необходимых методических средств для проведения занятия.
6. Проведение занятия.
7.Анализ занятия и внесение корректив в структуру и планзанятия с учётом результатов проведённой работы.

Тема 37. «Проектирование основной образовательной программы» [3]

Цель: формирование у студентов умений проектирования основной образовательной программы.

Планируемые результаты:

Трудовые действия Элементы компетенций
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в селях создания безопасной и комфортной образовательной среды; Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Знать: - структуру ООП; - этапы проектирования различных ООП; - федеральные государственные стандарты общего образования. Уметь: - характеризовать особенности ООП трех ступеней образования; - осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ. Владеть: - способами сопоставительного анализа программ различных типов.

Основные понятия темы: основная образовательная программа, проектирование.


Структура основной образовательной программы ООО

в логике требований ФГОС

Этапы разработки основной образовательной программы (ООП)

Этап Содержание деятельности Ответственные Результат
  Подготовительный Изучение основных положений ФГОС и формирование у членов педагогического коллектива нового понимания образовательной программы: -задает новый формат жизни участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов и родителей) и новый формат управления школой; -определенным образом упакованная и оформленная образовательная услуга; -не является набором отдельных программ, а программа совместных действий участников образовательного процесса, направленных на достижение всеми обучающимися интегрированного результата соответствующей ступени общего образования Администрация школы Принятие коллективом ФГОС и понимание предназначения и важности ООП. Установка на ее разработку
Определение формата включенности коллектива, партнеров в процесс разработки основной образовательной программы. Формирование рабочих групп Администрация школы
Выбор примерной основной образовательной программы Педагогический коллектив Исходные данные для разработки программы
Изучение социального заказа и анализ возможностей его реализации образовательным учреждением Рабочая группа
  Целеполагания Определение принципов и подходов к формированию основной образовательной программы Рабочая группа Проект пояснительной записки к программе
Конкретизация целей и задач основного общего образования Рабочая группа
Определение планируемых результатов реализации ООП Рабочая группа Проект компонента программы «Планируемые результаты освоения ООП»
Построение модели оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы Рабочая группа Проект системы оценки достижения планируемых результатов
Предварительная экспертиза целевого раздела программы Педагогический коллектив Принятие или направление на доработку целевого раздела программы
  Разработки содержательного раздела программы Разработка комплексных программ. Например: -программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования; -программа воспитания и социализации обучающихся на ступени общего образования; -программа коррекционной работы. Рабочие группы Программы
Предварительная экспертиза программ Педагогический коллектив Принятие или направление на доработку
Разработка рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов с учетом требований ФГОС к структуре и содержанию Педагоги-предметники Рабочие программы по отдельным учебным предметам, курсам
Предварительная экспертиза рабочих программ Методическое объединение педагогов-предметников Принятие или направление на доработку
  Определение условий реализации программы Разработка учебного плана и плана внеурочной деятельности, ориентированных на достижение в совокупности трех групп результатов, зафиксированных в целевом разделе ООП Администрация школы и рабочая группа Учебный план, план внеурочной деятельности
Предварительная оценка учебного плана Администрация Принятие или направление на доработку
-Изучение и описание имеющихся условий (кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических и информационно-методических); -выявление и обоснование необходимости их изменений; -проработка механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий; -разработка сетевого графика по формированию системы условий и контролю за их состоянием Администрация и рабочая группа Система условий реализации ООП
Предварительная оценка системы условий Администрация Принятие или направление на доработку
  Экспертизы программы Внутренняя экспертиза (на уровне педагогического коллектива) Рабочая группа Утверждение (или направление на доработку)
Внешняя экспертиза (на уровне родительской общественности, партнеров). Администрация
Согласование с учредителем  

Тема 38. «Проектирование рабочей программы по учебному предмету» [3]

Цель: формирование у студентов умений проектирования рабочей учебной программы.

Планируемые результаты:

Трудовые действия Элементы компетенций
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Знать: - структуру рабочей программы по учебному предмету; - этапы проектирования рабочей учебной программы; - федеральные государственные стандарты общего образования. Уметь: - проектировать рабочую учебную программу по профильной дисциплине. Владеть: - этапами и способами проектирования рабочей программы по предмету.

 

Основные понятия темы: рабочая программа по учебному предмету, проектирование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.013 с.)