Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Этапы проектирования комплексной формы воспитания
Этап
| Характеристика
| 1. Освоение классным руководителем современных подходов, форм и методов воспитания учащихся, теоретических и методических основ педагогического проектирования.
| Изучение научно-методических публикаций о современных идеях воспитания детей, об актуальных для конкретного детского коллектива проблемах воспитания, о сущности комплексной формы воспитания и ее роли в процессе развития учащихся, педагогического опыта ее применения в практике работы с детьми.
| 2. Составление классным руководителем плана совместных действий с учащимися и их родителями по формированию образа комплексной формы.
| Планирование совместной деятельности, направленной на изучение личностных особенностей школьников и проблем, которые их интересуют, на определение воспитательных возможностей и запросов родителей учащихся.
| 3. Включение в процесс формирования образа комплексной формы учащихся и их родителей.
| Для организации совместной деятельности классный руководитель может использовать следующие средства: диагностические игры; форумы идей; коллективные творческие дела; час размышлений и др.
| 4. Составление классным руководителем текста проекта комплексной формы.
| Уточнение и доработка деталей всех составляющих комплексной формы.
| 5. Научно-методическая экспертиза проекта комплексной формы воспитания.
| Экспертиза проекта возможна как со стороны руководителей образовательного учреждения, так и специалистов муниципальных методических служб. Качественную оценку проекта могут дать и опытные коллеги классного руководителя в ходе проведения методических мероприятий (семинаров, конкурсов, презентаций). Экспертами могут также выступить родители школьников.
|
Структура комплексной формы воспитания
Структура проекта комплексной формы воспитания
1) цель и задачи комплексной формы;
2) содержание комплексной формы (ключевая идея комплексной формы, отраженная в названии, и ее педагогическое обоснование, основные направления воспитания, сюжетный замысел совместной и индивидуальной деятельности);
3) способы осуществления комплексной формы (сроки и этапы реализации, алгоритм ключевых воспитательных дел, способы отражения коллективной и индивидуальной деятельности участников);
4) ожидаемые результаты комплексной формы.
| Педагогические условия формирования и реализации проектных представлений о комплексной форме воспитания
- наличие привлекательного для детей сюжетного замысла и способов его воплощения;
- социально ценная и личностно значимая направленность совместной и индивидуальной деятельности;
- учет возрастных особенностей школьников в определении сроков, содержания и способов осуществления комплексной формы;
- выделение этапов в совместной деятельности;
- предоставление учащимся свободы выбора в проявлении своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности классного сообщества;
- существование правил, памяток, инструкций как подсказок-ориентиров для детей, «погруженных» в длительный цикл деятельности;
- обеспечение наглядного отражения процесса и результатов участия детей в комплексной форме.
| Тема 36. «Проектирование учебного занятия» [3]
Цель: развитие умений проектирования учебного занятия.
Планируемые результаты:
Трудовое действие
| Элементы компетенций
| Планирование и проведение учебных занятий
| Знать:
- подходы к проектированию учебной деятельности;
- теоретические основы проектирования учебной деятельности;
- этапы разработки и проектирования учебной деятельности.
Уметь:
- организовать процесс учебной деятельности детей;
- проектировать учебную деятельность;
- находить ценностный аспект учебного занятия и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися;
- спроектировать учебное занятие.
Владеть:
- способами включения учащихся в учебную деятельность.
|
Основные цели российской системы образования:
- формирование у выпускника творческого мышления;
- развитие коммуникабельности, толерантности, готовности к постоянному повышению профессиональной квалификации, а также способности к сознательному и ответственному выбору.
|
Требования к учебному процессув соответствии с ФГОСт:
-компетентностный подход, то есть нацеленность на формирование компетентностей, а не знаний, умений, навыков, как это было ранее, и связанный с ним — деятельностный подход;
-необходимость построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, избранных ими с учетом собственных предпочтений;
-определение обязательных результатов образования — предметных, метапредметных (общеучебных умений и развитие мышления, переносимых на другие предметные области) и личностных, то есть формирование личностных качеств.
| Этапы проектирования учебного занятия
| Этап
| Характеристика
| 1.Планирование системы занятий
Необходимо выделить основные воспитательные цели и цели развития учащихся, планируемые результаты.
| 1. Изучение нормативных документов (ФГОСт, ООП, примерной учебной программы по предмету)
2. Определение образовательных результатов в соответвии с ФГОСт ССО (личностных; метапредметных; предметных).
3. Представление результатов через универсальные учебные действия (УУД — познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные), которые необходимо формировать у учащихся по каждому учебному предмету.
4. Составление тематического планирования.
| 2. Диагностика начальных условий
Диагностика — это «прояснение» всех обстоятельств проведения занятия: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей.
| 1. Для достижения образовательных целей необходимо понять: уровень обученности, как имеющиеся знания и умения учеников соотносятся с характером нового учебного материала, его особенностями; какими умениями и навыками они уже владеют.
2. Осуществление воспитательных целей требует знания: норм и ценностей, сформированных у учащихся; их отношения к изучаемому предмету.
3. Для реализации развивающих целей следует диагностировать: уровень развития познавательных процессов; их готовность к самостоятельной, творческой деятельности; развитие общеучебных умений.
| 3.Этап определения целей и постановки задач занятия
Основа проектирования занятия - определение его замысла, то есть четкое представление, для чего оно будет проводиться, как должно быть построено, что учащиеся должны вынести из него.
| 1.Определение стратегических, тактических и операционных целей.
2. Определение задач урока.
Образовательные цели занятия определяют, какие именно знания, умения (практические, предметные, общенаучные) предполагается сформировать у учеников, что будет конкретно пройдено: факты, события, термины, даты.
Воспитательные цели связаны с эмоциями, чувствами, убеждениями, отношениями учащихся, с развитием их личности.
Развивающие цели урока делятся на две категории:
- развитие мышления (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение);
- развитие умений и навыков, психических процессов, обеспечивающих успешность обучения (речь, память, воображение, чтение, составление плана, конспекта, работа с картой).
| 4.Проектирование структуры занятия
Определить места урока в системе, роль в достижении запланированных результатов.
| 1. Определение основного и вспомогательного учебного материала; типа занятия; методов и приемов обучения; организационных форм работы на занятии.
2. Составление примерного плана.
| Если рассматривать проектирование как цикличный процесс, то далее можно назвать еще несколько этапов
| 5.Подготовка к проведению занятия
А) Составление приложений к занятию.
Б) Подготовка консультантов, учащихся к занятию, собеседование с родителями, приглашенными.
В) Подготовка оборудования, необходимых методических средств для проведения занятия.
| 6. Проведение занятия.
| 7.Анализ занятия и внесение корректив в структуру и планзанятия с учётом результатов проведённой работы.
| Тема 37. «Проектирование основной образовательной программы» [3]
Цель: формирование у студентов умений проектирования основной образовательной программы.
Планируемые результаты:
Трудовые действия
| Элементы компетенций
| Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в селях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
| Знать:
- структуру ООП;
- этапы проектирования различных ООП;
- федеральные государственные стандарты общего образования.
Уметь:
- характеризовать особенности ООП трех ступеней образования;
- осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ.
Владеть:
- способами сопоставительного анализа программ различных типов.
|
Основные понятия темы: основная образовательная программа, проектирование.
Структура основной образовательной программы ООО
в логике требований ФГОС
Этапы разработки основной образовательной программы (ООП)
№
| Этап
| Содержание деятельности
| Ответственные
| Результат
|
| Подготовительный
| Изучение основных положений ФГОС и формирование у членов педагогического коллектива нового понимания образовательной программы:
-задает новый формат жизни участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов и родителей) и новый формат управления школой;
-определенным образом упакованная и оформленная образовательная услуга;
-не является набором отдельных программ, а программа совместных действий участников образовательного процесса, направленных на достижение всеми обучающимися интегрированного результата соответствующей ступени общего образования
| Администрация школы
| Принятие коллективом ФГОС и понимание предназначения и важности ООП. Установка на ее разработку
| Определение формата включенности коллектива, партнеров в процесс разработки основной образовательной программы. Формирование рабочих групп
| Администрация школы
| Выбор примерной основной образовательной программы
| Педагогический коллектив
| Исходные данные для разработки программы
| Изучение социального заказа и анализ возможностей его реализации образовательным учреждением
| Рабочая группа
|
| Целеполагания
| Определение принципов и подходов к формированию основной образовательной программы
| Рабочая группа
| Проект пояснительной записки к программе
| Конкретизация целей и задач основного общего образования
| Рабочая группа
| Определение планируемых результатов реализации ООП
| Рабочая группа
| Проект компонента программы «Планируемые результаты освоения ООП»
| Построение модели оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
| Рабочая группа
| Проект системы оценки достижения планируемых результатов
| Предварительная экспертиза целевого раздела программы
| Педагогический коллектив
| Принятие или направление на доработку целевого раздела программы
|
| Разработки содержательного раздела программы
| Разработка комплексных программ. Например:
-программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования;
-программа воспитания и социализации обучающихся на ступени общего образования;
-программа коррекционной работы.
| Рабочие группы
| Программы
| Предварительная экспертиза программ
| Педагогический коллектив
| Принятие или направление на доработку
| Разработка рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов с учетом требований ФГОС к структуре и содержанию
| Педагоги-предметники
| Рабочие программы по отдельным учебным предметам, курсам
| Предварительная экспертиза рабочих программ
| Методическое объединение педагогов-предметников
| Принятие или направление на доработку
|
| Определение условий реализации программы
| Разработка учебного плана и плана внеурочной деятельности, ориентированных на достижение в совокупности трех групп результатов, зафиксированных в целевом разделе ООП
| Администрация школы и рабочая группа
| Учебный план, план внеурочной деятельности
| Предварительная оценка учебного плана
| Администрация
| Принятие или направление на доработку
| -Изучение и описание имеющихся условий (кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических и информационно-методических);
-выявление и обоснование необходимости их изменений;
-проработка механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;
-разработка сетевого графика по формированию системы условий и контролю за их состоянием
| Администрация и рабочая группа
| Система условий реализации ООП
| Предварительная оценка системы условий
| Администрация
| Принятие или направление на доработку
|
| Экспертизы программы
| Внутренняя экспертиза (на уровне педагогического коллектива)
| Рабочая группа
| Утверждение (или направление на доработку)
| Внешняя экспертиза (на уровне родительской общественности, партнеров).
| Администрация
| Согласование с учредителем
|
| Тема 38. «Проектирование рабочей программы по учебному предмету» [3]
Цель: формирование у студентов умений проектирования рабочей учебной программы.
Планируемые результаты:
Трудовые действия
| Элементы компетенций
| Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
| Знать:
- структуру рабочей программы по учебному предмету;
- этапы проектирования рабочей учебной программы;
- федеральные государственные стандарты общего образования.
Уметь:
- проектировать рабочую учебную программу по профильной дисциплине.
Владеть:
- этапами и способами проектирования рабочей программы по предмету.
|
Основные понятия темы: рабочая программа по учебному предмету, проектирование.
|