Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Характеристика типов целеполагания
Свободное
| Интегрированное
| Жёсткое
| Поиск общих целей в процессе совместного интеллектуального общения взрослых и детей
| Определение целей руководителями, педагогами
| Определение целей руководителями, педагогами
| Учёт достигнутых результатов
| Учёт планируемых результатов
| Учёт планируемых результатов
| Ориентация на личные потребности
| Ориентация на мотивы долга и учёт личных интересов
| Ориентация на мотивы долга
| Коллективная разработка плана действий по реализации цели
| Коллективная разработка действий по реализации цели
| Программа действий задаётся руководителями, педагогами
|
Задача: цель + условие + действие; конкретизация цели, частное выражение цели
| Жизненно-практические задачи
| Организовать возможность интересно и полезно проводить свободное время, досуг учащихся
| Воспитательные задачи
| Развить потребность в культурном проведении свободного времени, творческие способности, умения общаться
| Организационно-педагогические задачи
| Изучить интересы и потребности детей; сформировать группы по интересам и с учётом этого построить планирование и организацию внеучебной работы; выявить возможности родителей в организации свободного времени детей и привлечь их к внеучебной воспитательной работе и т.д.
| Этапы целеполагания:
1) диагностика педагогического процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;
2) моделирование организаторами, педагогами воспитательных и образовательных целей и задач, возможных результатов;
3) организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей;
4) уточнение педагогами воспитательных целей и задач, внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учётом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.
Участие детей в целеполагании учебного процесса:
Вид целеполагания
| Способы участия:
| Перспективное (изучение предмета в учебном году)
| Знакомство с учебником, обсуждение знакомых и незнакомых тем.
Рассказ старших учащихся об изучении предмета, его важности. отдел
Приглашение специалистов, родителей, деятельность которых связана с изучением предмета
Предоставление возможностей а)выбрать тему, где есть желание выступить, написать реферат, выполнить проект; б)пригласить специалиста; в)организовать внеурочную деятельность и т.д..
| Тематическое
| Совместная постановка целей и задач при изучении темы по предмету.
Определение учащимися вопросов, которые их особенно интересуют.
Определение каждым объема и формы изучения темы (подготовка сообщения, выполнение проекта, индивидуальное задание и др)
| Поурочное
| Подготовка к занятию: оформление кабинета, выполнение предварительного домашнего задания, исследования, просмотр телепередачи и др.
В начале учебного занятия: представление детьми результатов домашней работы и обсуждение проблемы для дальнейшего поиска, формулировка вариантов темы занятия; постановка проблемного вопроса, вызывающего интерес у детей; решение конкретной практической задачи и поиск сферы ее действия в жизни; сообщение противоречивых сведений об изученном явлении и постановка проблемы; рассказ о каком-либо загадочном явлении, совместная формулировка на этой основе проблемы, которую надо решить; прочтение фрагмента из книги и формулировка темы, проблемы занятия; просмотр фрагмента видеозаписи с целью определения проблемы для обсуждения.
В конце учебного занятия: коллективный анализ занятия и обсуждение дальнейшей работы, анализ, рефлексия, определение самим учеником домашнего задания
| Текущее, в ходе занятия
| Вопросы: Для чего мы будем выполнять эту работу? Где нам пригодятся эти знания, правило? Какие наши дальнейшие действия и почему? И др.
| Тема 21. «Технологии планирования» [2]
Цель: овладение технологией проектной деятельности и формирование способности использовать ее в учебной и внеучебной деятельности.
Планируемые результаты:
Трудовое действие
| Элементы компетенций
| Проектирование и реализация воспитательных программ
| Знать:
-назначение, функции плана и планирования, требования и источники планирования.
Уметь:
-проводить свои замыслы через детей и родителей;
-реализовывать требования к планированию воспитательной работы.
Владеть:
-технологией организации планирования в первичном коллективе;
-способами коллективного планирования.
|
Основные понятия темы: план, планирование, функции плана, этапы планирования.
План -это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. План – результат планирования.
| Функции плана: направляющую, определяющую, прогнозирующую, координирующую, контрольную, организаторскую, воспроизводящую
| Назначение планирования:
| Требования к плану и планированию:
| упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.
| -целенаправленность;
- принцип индивидуальности;
-коллективность и партнёрство;
-обеспечение связи педагогического процесса с жизнью; общества, практической деятельностью детей)
-комплексность;
- вариативность; - преемственность;
-конкретность; -целесообразность и обоснованность;
-реальность и разумная насыщенность планируемой работы.
| Общий ход
планирования:
| 1)составление педагогами проекта плана (его контуров)
| 2) коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей)
| 3) внесение педагогом корректив
в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное
| При планировании необходимо учитывать:
| -федеральные и региональные документы требования ФГОС к результатам образовательной деятельности; - результаты педагогической деятельности и выводы, полученные в ходе анализа;
-воспитательные, образовательные и организационно-педагогические задачи организации, коллектива;
-материалы, советы и рекомендации педагогической в методической литературы;
-передовой опыт страны, города, школы; - возможности родителей, общественности;
-воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений; - традиционные праздники учебного года;
- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
- традиции школы; - дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
- предложения педагогов, учащихся, родителей.
| | | | | | Способы проведения педагогами своих замыслов, идей в процессе планирования:
а) предварительная разъяснительная и подготовительная работа с лидерами, авторитетными в коллективе учащимися, с которыми проговариваются возможные варианты идей и замыслов;
б) выступление перед участниками планирования учащегося или взрослого, который был участником или очевидцем важной для коллектива идеи, формы работы;
в) организация посещения, встречи с коллективом, где апробирована, реализуется необходимая и педагогически целесообразная идея;
г) создание проблемной ситуации, которая выводит детей, родителей на нужное решение, необходимую для коллектива идею;
д) выбор варианта, идеи, формы, средства из нескольких предложенных и обоснованных педагогом;
е) включение (внедрение) педагога в работу творческих поисковых групп «на равных»;
ж) конкурс на лучшее предложение в план, создание «банка идей», когда педагог может внести и свою идею как рядовой участник поиска;
з) обобщение и интеграция педагогом идей, высказанных детьми, родителями, когда педагог ненавязчиво включает и свою идею в обобщенный вариант;
и) подсказывающие, проблемные вопросы в ходе обсуждения плана;
к) проведение «акта добровольцев» по организации какого-либо дела, после чего добровольцы становятся проводниками идей в коллективе;
л) чтение и обсуждение литературы, которая может подсказать нужную идею, замысел;
м) анализ дела, в ходе которого при соответствующих акцентах и специально поставленных вопросах учащиеся и родители выходят на нужную идею.
|
Планирование воспитательной работы в первичном коллективе
Э т а п ы
| Сроки
| 1.Коллективный анализ воспитательной деятельности класса с привлечением родителей, всех учащихся и определение задач на следующий год
| апрель, май
| 2. Составление анализа воспитательной работы классным руководителем и формулировка задач воспитания
| начало июня
| 3. Составление предварительного варианта плана воспитательной работы с учетом воспитательных и организационно-педагогических задач
| июнь
| 4.Коллективное планирование воспитательной работы в ученическом иродительском коллективе, организованное классным руководителем:
-знакомство учащихся с событиями в стране в очередном году, опытом и формами участия детей в различных делах, обзор событий школьной жизни;
-поиск полезных дел творческими группами (на пользу другим людям, школе и др.
-конкурс на лучшее предложение по результатам «разведки полезных дел»
-анкетирование, опрос детей, родителей;
-игра «интерес»;
-составление проекта плана и обсуждение на совместном сборе детей и родителей
| начало сентября
| 5.Составление плана классного руководителя, конкретизация его предварительного варианта, внесение коррективов с учетом материалов коллективного планирования, плана ученического коллектива
| конец сентября
| Тема 22. «Технология решения педагогической проблемы» [2]
Цель: формирование умений решать педагогические проблемы.
Планируемые результаты:
Трудовое действие
| Элементы компетенций
| Оказание адресной помощи обучающимся
| Знать:
- понятия «педагогическая проблема», «педагогическая ситуация», «педагогическая задача», педагогический диагноз;
- виды педагогических задач;
- подходы к решению педагогических проблем.
Уметь:
- определять педагогическую проблему, устанавливать причины, определять педагогический диагноз;
- ставить педагогическую задачу;
- определять наиболее оптимальные пути решения задачи;
- анализировать решение проблемы;
- защищать достоинства и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
Владеть:
- технологией решения педагогической проблемы;
- педагогически целесообразными методами и приемами решения педагогической проблемы;
- профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
|
Основные понятия темы: п едагогическая проблема, педагогическая задача, педагогическая ситуация
|