Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А.П. Чернявская, И.Г. ХарисоваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Теория воспитания и Технологии педагогической деятельности (в схемах и таблицах)
Ярославль
Рецензенты: Г.И. Симонова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики Вятского государственного гуманитарного университета; Т.В. Бурлакова доктор педагогических наук, доцент кафедры математики, физики и методики обучения Шуйского филиала Ивановского государственного университета
В издании собраны теоретические материалы к занятиям по темам модуля «Теория воспитания и технологии педагогической деятельности» курса «Педагогика» для студентов педагогических вузов и колледжей. Рассматриваются основные положения теории воспитания, характеристики технологий педагогической деятельности, принципы регулирования воспитательной работы в детском коллективе, организации индивидуальной образовательной деятельности обучающихся. Предлагаются опорные конспекты, содержащие базовый объем теоретической информации по темам данного курса, словарь основных терминов.
При составлении схем и таблиц опорных конспектов использованы материалы: А. А. Кораблевой (тема 13), В.В. Белкиной (темы 31, 36), Е.Н. Степанова (тема 9), А.В. Золотаревой (тема 41), С.Л. Паладьева (тема 40), Е.Б. Кириченко (тема 19).
В составлении схем и таблиц опорных конспектов приняли участие: В.В.Белкина – темы 37 – 39; К.М. Царькова – темы 3, 4, 13, 27, 42; Л.А. Щелкунова – темы 2, 6, 11, 12, 15; Ю.В. Яковлева – темы 33 – 35, 40, 41.
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка……………………………………………………………………………4 I. Теория воспитания Тема 1 «Технология Портфолио» …………………………………………………………………………..8 Тема 2 «Сущность воспитания, его закономерности и принципы» ……………………………………..10 Тема 3 «Базовые теории и концепции воспитания и развития» …………………………………………12 Тема 4 «Педагогическое взаимодействие»………………………………………………………………...16 Тема 5 «Сущность, структура, содержание внеурочной деятельности» ………………………………..18 Тема 6 «Общая характеристика технологий педагогической деятельности» …………………………..21 Тема 7 «Организация групповой работы»…………………………………………………………………22 Тема 8 «Функции и направления деятельности классного руководителя» …………………………….23 Тема 9 «Коллектив как объект и субъект воспитания» ………………………………………………….24 Тема 10 «Самоуправление в коллективе» ………………………………………………………………...26 Тема 11 «Технология проектирования воспитательной системы класса» ……………………………...29 Тема 12 «Поликультурное и патриотическое воспитание» ……………………………………………...31 Тема 13 «Организация взаимодействия педагогов и семьи» …………………………………………….34 Тема 14 «Методы и приемы воспитания» ………………………………………………………………...36 Тема 15 «Формы воспитания» ……………………………………………………………………………..38 Тема 16 «Проектирование формы воспитательной работы» …………………….………………………40 II. Технологии организации деятельности Тема 17 «Изучение результатов и эффективности педагогической деятельности» ……………………45 Тема 18 «Оценивание в педагогической деятельности» …………………………………………………47 Тема 19 «Анализ педагогической деятельности» ………………………………………………………...48 Тема 20 «Технологии целеполагания» …………………………………………………………………….50 Тема 21 «Технологии планирования» ……………………………………………………………………..52 Тема 22 «Технология решения педагогической проблемы» ……………………………………………..54 Тема 23 «Технология организации деятельности в коллективе» ……………………………………….56 III. Образовательные технологии Тема 24 «Технология модульного обучения» ……………………………………………………………59 Тема 25 «Дифференцированное обучение» ………………………………………………………………60 Тема 26 «Поисковые и исследовательские технологии. Проблемное обучение» ……………………...62 Тема 27 «Технология Кейс-стади» ………………………………………………………………………...63 Тема 28 «Проектная деятельность школьников» …………………………………………………………64 Тема 29 «Дискуссия в педагогическом процессе» ……………………………………….……………….67 Тема 30 «Технология игровой деятельности» …………………………………………………………….68 Тема 31 «Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо» ……………………71 Тема 32 «Технология Педагогические мастерские» ……………………………………………………...72 Тема 33 «Технология Образ и мысль» …………………………………………………………………….74 Тема 34 «Технологии интеграции в образовательном процессе» ……………………………………….76 IV. Технологии проектирования образовательного процесса Тема 35 «Проектирование комплексной формы воспитания» …………………………………………..77 Тема 36 «Проектирование учебного занятия» ……………………………………………………………79 Тема 37 «Проектирование основной образовательной программы» ……………………………………80 Тема 38 «Проектирование рабочей программы по учебному предмету» ……………………...………83 Тема 39 «Проектирование программы воспитания и социализации школьников» ……………………85 Тема 40 «Проектирование индивидуальной образовательной деятельности» …………………………86 Тема 41 «Организация клубной деятельности» …………………………………………………………..89 Тема 42 «Программирование внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования»..90 Тема 43 «Основные направления воспитательной деятельности, их реализация в учреждениях различного типа» ……………………………………………………………………………………………92 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩИХ ЭТАПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА………………………………………………………………………………………………94 СЛОВАРЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ…………………………………………………………...97
Пояснительная записка Пособие Теория воспитания и технологии педагогической деятельности (в схемах и таблицах) разработано для методического сопровождения процесса изучения раздела учебной дисциплины «Педагогика» «Теория воспитания и технологии педагогической деятельности» студентами направлений подготовки 44.03.01, 44.03.05 Педагогическое образование, 00.00.01 Психолого-педагогическое образование. Цель пособия: предоставить обучающимся систематизированную информацию, раскрывающую теоретические и практические положения, изучение и освоение которых обеспечивает формирование системы компетенций, необходимых будущему специалисту для реализации обобщенных трудовых функций, обозначенных в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Материалы пособия предназначены для сопровождения процесса формирования у будущих педагогов готовности к реализации обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования»[1] и представленных в таблице соответствующих ей трудовых функций и действий, необходимых умений и знаний.
Главные особенности содержания пособия: - практикоориентированность, изучениекаждой темы готовит студента к выполнению определенного трудового действия и предполагает не только формирование теоретической основы для его реализации, но и ориентацию на развитие практических умений в сфере организации отдельных этапов педагогического процесса; - субъектно ориентированность и рейтинговость, к каждой теме предлагаются разноуровневые задания для самостоятельной работы, выбирать и выполнять которые студент может в соответствии с определяемыми им индивидуальными целями, выбранным уровнем освоения материала и спроектированными желаемыми результатами; - преемственность, информация, представленная в пособии является необходимой составляющей освоения дисциплины «Педагогика», его содержание непосредственно связано с курсом «Методика обучения и воспитания», осваиваемые в рамках изучения отдельных тем элементы компетенций и формируемый студентами субъективный опыт решения профессиональных задач, необходимы для успешной работы в период педагогической практики в образовательных учреждениях и дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности. В целях оптимизации процесса освоения теоретических и практических положения, изучение которых обеспечивает формирование системы компетенций, необходимых будущему педагогу для реализации обобщенных трудовых функций в условиях реального образовательного процесса, информация представлена в пособии в форме опорных конспектов, содержащих указания на освоение наиболее значимых элементов материала. Опорный конспект имеет следующую структуру: цель изучения темы, планируемые результаты (в перечне трудовых действий и элементов компетенций, формируемых в рамках данной темы), основные определения по данной теме, таблицы и схемы, раскрывающие основное содержание темы. Материалы опорного конспекта могут быть использованы в качестве основы для подготовки к лекции, семинару или практическому занятию, в качестве основной литературы, дополняющей положения опорного конспекта, можно использовать следующие издания: 1. Технологии педагогической деятельности. Часть 1. Образовательные технологии: учебное пособие / под общ. ред. А.П.Чернявской, Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2012. – 311 с. 2. Байбородова Л.В., Кириченко Е.Б., Паладьев С.Л., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. − 2 часть. Организация деятельности: учебное пособие / под ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2012. - 316 с. 3. Байбородова Л.В., Куприянова Г.В., Степанов Е.Н., Золотарева А.В., Кораблева А.А. Технологии педагогической деятельности. 3 часть: Проектирование и программирование: учебное пособие / под ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2012. – 303 с. 4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 415с. Также пособие содержит словарь педагогических терминов, в который включены характеристики базовых понятий, необходимых для освоения материала опорных конспектов. В таблице «Характеристика общих этапов организации деятельности детского объединения» представлен алгоритм действий педагога, который может быть использован для проектирования его деятельности в рамках осуществления процесса формирования и развития детско-взрослого сообщества. I. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Тема 1. «Технология Портфолио» [1] Цель: формирование умений по созданию своего портфолио и организации работы обучающихся при составлении ими портфолио. Планируемые результаты:
Основные понятия темы: портфолио.
В настоящее время во многих странах портфолио (от латинских корней port – «хранилище» и folium – «лист») используется преподавателями высших и средних учебных заведений для: (а) мониторинга и рефлексии уровня своего профессионализма, (б) определения направлений профессионального развития, (в) представления своих возможностей при приеме на работу и лицензировании; учащимися и студентами – (а) для оценки прогресса и успехов по различным предметам или сферам интересов, (б) как возможность продемонстрировать свои возможности и достижения при поступлении на учебу или приеме на работу. Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование со стороны учителей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего профессионального уровня. Виды портфолио
Выделяют и другие виды портфолио по содержанию: - портфолио достижений; - рефлексивный портфолио. Содержание портфолио может быть связано с работой ученика по конкретной проблеме: Функции портфолио: д иагностическая, целеполагания, мотивационная, содержательная, развивающая, рейтинговая. Содержание портфолио будет зависеть от его вида и цели, для достижения которой оно создается. Четкого списка материалов (артефактов), необходимых для включения в портфолио, не существует. Если портфолио создается всеми учащимися, то педагогу совместно с ними необходимо определить и зафиксировать перечень материалов, обязательных для представления в портфолио для получения той или иной оценки. Можно использовать электронные портфолио, разработанные по установленным критериям. При этом приветствуется любая инициатива, расширяющая данный список или предлагающая равноценную замену перечисленным материалам. Категории материалов (С.Дж. Пейп, М. Чошанов): Обязательные: промежуточные и итоговые самостоятельные и контрольные работы, обязательная диагностика, … Поисковые: выполнение проектов, заданий повышенной сложности, решение нестандартных задач, рефераты, сочинения, другие виды творческих работ … Ситуативные: приложение изученного материала к практическим ситуациям, решение прикладных задач, выполнение лабораторных работ, экспериментов… Описательные: составление биографий, исторические описания, описания событий, ведение дневника, рефераты,… Оценка портфолио проводится обучающимися совместно с учителем не реже одного раза в 2 месяца. Для того чтобы в ходе оценки у учащихся развивались навыки самооценки и рефлексии, а также для экономии времени педагога, перед уроком по оценке портфолио каждый обучающийся должен проделать подготовительную работу. В ходе нее ученик еще раз просматривает поставленные цели и задачи и подбирает материал, свидетельствующий о достижении поставленных задач или о работе в данном направлении. Оценка портфолио может проходить: 1. В индивидуальной встрече учителя и ученика. 2. Обучающимися в малых группах. 3. На основе выступлений обучающихся на конференции по портфолио. Оценку портфолио можно заносить в специальный лист оценки. Мы рекомендует качественную, а не количественную оценку. Пример листа для оценки портфолио
Тема 2. «Сущность воспитания, его закономерности и принципы» [4] Цель: развитие умений организации педагогического процесса на основе закономерностей и принципов процесса воспитания. Планируемые результаты:
Основные понятия темы: социализация, развитие, воспитание, закономерности воспитания, принципы воспитания, самовоспитание
Общие признаки воспитания
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1074; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.71.21 (0.013 с.) |