Алгоритм организации коллективной деятельности детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм организации коллективной деятельности детей



1. Формирование положительной мотивации на участие в деятельности    
создание проблемных ситуаций; подбор индукторов, наталкивающих детей на проблему; пример; совместное определение проблемы взрослыми и детьми; рассказ об опыте участия в подобной работе самого педагога или других коллективов; показ образцов чужой деятельности на фото или видео; «просьба о помощи»; экскурсия; перспектива; творческое задание; ситуация выбора; акт добровольцев; соревнование; последействие    
   
Результат 1 этапа: формирование личных и коллективных мотивов участия в деятельности; развитие мотивационной сферы и умения принимать самостоятельные решения        
2. Определение целей деятельности
  «дерево целей»; опорная схема; постановка и обсуждение проблемных вопросов: «Для чего мы будем это делать?», «Что нам даст участие в решении этой проблемы?», «Чему мы сможемнаучиться, какой опыт приобрести, работая сообща?»
    Результат 2 этапа: формирование коллективных и индивидуальных целей деятельности; развитие умений целеполагания
3. Проектирование ожидаемого результата деятельности
   
выделение результатов в материальном (произведенное изделие, убранная территория и т.п.) и виртуальном (удовлетворение от выполненной работы, приобретенное умение, общественное признание, благодарность окружающих, забота о других и самом себе) планах; характеристика материальных объектов и их качественных показателей; обсуждение изменений, которые произойдут в отношениях друг с другом, и реакции окружающих, если работа будет выполнена качественно и в срок; оформление материального результата в виде рисунка, эскиза, перечня характеристик, нормативной модели, образца изделия и т.п.; фиксация виртуального результата вербально или графически («радуга результатов», «5 смогу», опорная схема)  
     
Результат 3 этапа: формирование личных и коллективных результатов деятельности; развитие умения самостоятельно определять желаемые результаты    
4. Определение содержания деятельности
  обсуждение вопроса «Что нужно сделать, чтобы добиться цели и получить запланированный результат?», «звездочка обумывания»; «проблемное поле», «кластер», «денотантный граф», разработка проекта и защита идей, «банк идей», коллективное (групповое, индивидуальное) планирование
     
    Результат 4 этапа: определение направлений деятельности для достижения цели; формирование умений отбирать направления деятельности по реализации личных и коллективных целей и достижению спроектированного результата
5. Определение способов деятельности и средств, необходимых для выполнения запланированных работ
   
обсуждение вопроса «Как и с помощью чего можно реализовать спланированные направления достижения цели?», обсуждение возможных способов деятельности, составление порядка выполнения задания, совместная разработка и использование инструкций и технологических карт  
Результат 5 этапа: составление перечня средств и способов реализации направлений реализации цели; формирование умения самостоятельно планировать технологическую составляющую процесса достижения ожидаемого результата    
6. Проектирование и регулирование системы отношений в процессе деятельности
  определение путей взаимодействия детей, выделение ответственных за каждый участок работы, обозначение консультантов, к которым можно обратиться за помощью; фиксация системы отношений в графической форме, с указанием основных позиций, занимаемых участниками деятельности, и вариантов взаимодействия между ними; составление вместе с детьми правил взаимодействия друг с другом в процессе работы; разработка «Коллективного договора», предполагающего совместное определение основных прав и обязанностей сторон, участвующих в совместной деятельности
     
    Результат 6 этапа: определение правил совместной деятельности, выстраивание системы взаимодействия участников в процессе реализации поставленных целей; развитие умений определять свою роль в системе межличностных отношений и координировать свои действия с действиями других участников деятельности
7. Анализ результатов деятельности
«недописанный тезис», обсуждение вопросов: «Чему я научился?», «Что нового узнал?», «Кому смог помочь?», «Где можно использовать полученный опыт?», «Что еще полезного можно сделать для школы, класса?», «Что нового и интересного можно узнать еще?», «Над какими проблемами следует работать в дальнейшем?»; опорные схемы, деловая игра    
   
Результат 7 этапа: подведение итогов деятельности, определение положительных и проблемных моментов, проектирование дальнейших направлений реализации и совершенствования приобретенного опыта; формирование аналитических и рефлексивных умений
                                             

 


III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Тема 24. «Технология модульного обучения» [1]

Цель: формирование умений по разработке модулей в образовательной деятельности.

Планируемые результаты:

Трудовое действие Элементы компетенций
Планирование и проведение учебных занятий Знать: – основные характеристики модуля в рамках учебной дисциплины; - требования к разработке и реализации модуля. Уметь: - подбирать содержание учебной дисциплины для модуля; - разрабатывать технологическую карту модуля; – подбирать технологии реализации модуля. Владеть – способами организации работы класса (учебной группы0 в процессе реализации модуля; - способами помощи обучающимся при прохождении модуля; - средствами и способами контроля деятельности обучающихся при прохождении модуля.

Основные понятия темы: модуль, модульная программа, конструирование модуля.

 

Сущность данной технологии заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем. Именно модуль может быть индивидуализированной программой обучения.

Каким образом конструируется модуль?

 
 

 

 


Примерное соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%. Рекомендуется разделять учебную дисциплину примерно на 10-12 (но не менее 5-6) модулей, исходя из того, что модуль, его оптимальный объем логически соответствует завершенному разделу учебной дисциплины, на изучение которого отводится, как правило, от 10-12 до 18-20 часов.

Основным средством модульной технологии, кроме модуля как части программного материала учебной дисциплины, является сформированная на основе модулей модульная программа.


Тема 25. «Дифференцированное обучение» [1]

Цель: формирование умений организации дифференцированного обучения в классе (учебной группе).

Планируемые результаты:

Трудовое действие Элементы компетенций
Планирование и проведение учебных занятий Знать: – основные принципы дифференцированного обучения, - основания для дифференциации в детских коллективах и учебных классах; - модели и виды дифференциации. Уметь: - осуществлять диагностику для формирования разноуровневых групп; - формировать группы для дифференцированного обучения; - составлять (подбирать) задания разного уровня сложности; Владеть – способами оценивания работы обучающихся при разноуровневом обучении; - способами стимулирования деятельности обучающихся при разноуровневом (дифференцированном) обучении; - способами сопровождения ребенка в условиях дифференцированного обучения.

Основные понятия темы: дифференциация, основания для дифференциации, модели дифференциации, разноуровневые задания, уровень сложности задания.

 

Индивидуализация и дифференциация – одни из ведущих принципов современного образования. На их основе можно учесть особенности мышления, сферу интересов, уровень познавательного интереса, уровень развития ребенка и др.

Основаниями для дифференциации могут быть возраст обучающихся, пол, интересы, способности и др.

Внутренняя дифференциация Внешняядифференциация
Подход, при котором учащиеся не выделяются в особые группы (классы), а учитель, зная особенности учащихся, дает им задания разного уровня сложности. Происходит разделение учащихся на группы по определенным критериям, реализуется в организации профильных классов, классов с углубленным изучением предметов, факультативов, специализированных и профильных гимназий и лицеев.

В соответствии с видами существуют различные модели дифференциации: потоков, гибкого состава классов, разнородных классов.

Уровневая дифференциация.

В соответствии с ФГОС общего образования выделяется три уровня подготовки:

Базовый уровень Повышенный уровень Углубленный уровень
Знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся. Он определяет нижнюю границу полноценного и качественного школьного образования; возможность ограничиться этим уровнем обеспечивает достаточные пределы усвоения содержания школьной программы. Отражает умение применять в знакомой ситуации алгоритмы, характеризуется самостоятельным применением имеющейся информации на основе ранее усвоенного алгоритма, а также включает такие действия как анализ, систематизация, обобщение, объяснение. Выражается в умении применять знания в незнакомой ситуации, выбирать вариант решения, наиболее подходящий для ситуации, оценивать, доказывать, моделировать, прогнозировать, проектировать, в ходе которых «создается» новая информация.

В настоящее время кроме трех уровней сложности все чаще применяется шестиуровневая таксономия учебных целей, которая была разработана в 50-е годы ХХ века известным американским педагогом Б. Блумом. Она отличается более высокой технологичностью в применении, в ней легче составлять задания каждого уровня.

Таксономия учебных целей (по Б. Блуму)

Уровень Характеристика уровня Глаголы, определяющие деятельность учащихся[4]
Знание Запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до теорий. Общая черта – припоминание соответствующих сведений. Перечислить, запомнить, назвать, показать, закончить, повторить, воспроизвести…
Понимание Умение интерпретировать, объяснить или перевести материал из одной формы в другую (из словесной в математическую или графическую), предположение о дальнейшем ходе события или явления, предсказание последствий, результатов. Обсудить, определить, рассказать, спросить, сформулировать…
Применение Умение использовать материал в конкретных условиях или новых ситуациях. Применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий в новых теоретических или конкретных практических ситуациях. Применить, вычислить, изменить, выбрать, классифицировать, завершить, продемонстрировать, обнаружить, инсценировать, задействовать, исследовать, провести эксперимент, проиллюстрировать, интерпретировать, оперировать, потренировать, спланировать, показать, сделать набросок, решить, использовать…
Анализ Умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Требуется осознание не только содержания материала, но и его внутреннего строения. Проанализировать, вычислить, категоризировать, классифицировать, сравнить, связать, противопоставить, обсудить, дифференцировать, различать, разделить, исследовать, экспериментировать, объяснить, вывести, упорядочить, усомниться, соотнести, выбрать, разделить, проверить…
Синтез Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Примером может служить план действий, схемы, совокупность обобщенных связей, соединение знаний из различных областей для того, чтобы решить проблему или выработать план ее решения. Сгруппировать, собрать, скомбинировать, составить, создать, разработать, сформулировать, обобщить, объединить, придумать, модифицировать, организовать, спланировать, подготовить, предложить, перегруппировать, переписать, установить, заменить, доопределить…
Оценка Умение оценивать значение того или иного материала (научных данных, исследовательского материала, литературного произведения) для конкретной цели, оценить логику построения материала, соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности. Суждения должны основываться на четких критериях – внутренних (структурных, логических) или внешних (соответствие намеченной цели). Критерии либо определяются учащимся, либо задаются ему извне. Доказать, выбрать, сравнить, сделать вывод, убедить, аргументировать, решить, обосновать, объяснить, измерить, предсказать, проранжировать, порекомендовать, выделить, суммировать, поддержать, проверить, оценить, консультировать, провести экспертизу, рецензировать, исследовать, вывести…

Тема 26. «Поисковые и исследовательские технологии. Проблемное обучение» [1]

Цель: формирование умений использования поисковых и исследовательских технологий в педагогической деятельности.

Планируемые результаты:

Трудовое действие Элементы компетенций
Планирование и проведение учебных занятий Знать: – основные характеристики поискового и исследовательского подходов в образовании; - психологические принципы поискового и исследовательского обучения; - алгоритм проблемного обучения. Уметь: - разработать и провести урок в технологии проблемного обучения; - поддерживать и стимулировать работу обучающихся при проведении урока проблемного обучения; Владеть – способами оценки деятельности обучающихся при организации проблемного обучения; - способами формулирования и представления проблемы; - способами оценки собственной деятельности при организации проблемного обучения.

Основные понятия темы: поиск, исследование, проблемное обучение, алгоритм, проблема, оценка деятельности.

 

Исследовательский подход основан на самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся, моделировании или повторении процесса реального научного поиска и открытия. Он реализуется в исследовательском и проблемно-ориентированном обучении, методе проектов, ТРИЗе и других технологиях. Поисковое и исследовательское обучение опирается на особенности работы мышления человека, с учетом которых разработаны психологические принципы исследовательского обучения (Дж. Бруннер):

(1) В содержании предмета необходимо выделять ведущие понятия.
(2) В процессе обучения все факты и частные понятия необходимо связывать с выделенными стержневыми понятиями.
(3) Целесообразно применять «спиралевидное» изучение основных понятий.
(4) В процессе обучения необходимо не только передавать знания обучающимся, но и развивать у них основные способы познавательной деятельности.
(5) Необходимо ставить обучающихся в позицию исследователя, первооткрывателя.

 

Алгоритм самостоятельного поиска знания:

1. постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения   2. поиск фактов для лучшего понимания проблемы, ее уточнения, поиска путей и возможностей ее решения 3. максимально широкий поиск информации, практических примеров, выдвижение идей 4. поиск решения, при котором отбирается найденная информация, анализируются приобретенные знания, высказанные идеи подвергаются анализу и оценке; для воплощения выбираются лучшие из них 5. обобщение отобранной информации, формулировка способа решения проблемы, поиск признания найденного решения окружающими

 

Возможны различные уровни постановки проблемы.

Существуют требования к формулировке проблемы, которая должна: вызывать интерес у обучающихся, мотивировать их на более глубокое понимание темы; в своем решении опираться на имеющиеся знания; приводить к сотрудничеству членов группы; иметь более чем один путь решения; требовать освоения нового знания или выработки новых умений.

Оценка работы обучающихся: кроме отметки в баллах, рекомендуется давать содержательную оценку, которая способствовала бы развитию общеучебных компетентностей и умения детей работать в группе.

 

Критическая оценка Самообразование Групповое участие Гуманные отношения и умения
Достаточно ли развиты умения понимать суть, выявлять и анализировать проблемы. Способен ли ученик выдвигать и проверять гипотезы. Насколько предлагаемые решения соответствуют целям обучения. Насколько учащийся может использовать важные источники материала, применять предыдущие знания в решении текущих проблем, демонстрирует инициативу и серьезность, может подготовить, организовать и провести работу малой группы. Достаточно ли конструктивно участвует ребенок в работе группы, какой вклад вносит в групповой прогресс; насколько демонстрирует ответственность за групповой прогресс, способен обеспечить и принять конструктивную обратную связь, вносит вклад в слаженность действий группы. Достаточно ли понимает индивидуальные достоинства и ограничения участников группы, выслушивает противоречивые мнения, толерантно относится к другим.

Тема 27. «Технология Кейс-стади» [1]

Цель: формирование умений разработки учебных и воспитательных кейсов и использования их в своей педагогической деятельности.

Планируемые результаты:

Трудовые действия Элементы компетенций
1. Планирование и проведение учебных занятий 2. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности Знать: – основные виды кейсов; - этапы создания кейса. Уметь: - находить учебную или воспитательную ситуацию, которую можно было бы описать в виде кейса; - использовать уже существующие кейсы в своей педагогической деятельности. Владеть: – методами организации работы ученического коллектива в процессе его работы над кейсом; - способами стимулирования деятельности обучающихся в процессе работы над решением кейса; - способами создания проблемной ситуации в процессе работы над кейсом.

Основные понятия темы: кейс, виды кейсов, этапы разработки и решения кейса.

 

Метод основан на анализе конкретных случаев, реально произошедших ситуаций. Он предназначен для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией – ее осмысление, анализ и синтез; оценка альтернатив; принятие решений; умение работать в группе.

Кейс представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать четко поставленной цели создания
- иметь соответствующий уровень трудности
- иллюстрировать несколько аспектов изучаемой темы
- не устаревать слишком быстро
- иллюстрировать типичные ситуации
- развивать аналитическое мышление
- провоцировать дискуссию
- иметь несколько решений

 

А. Долгоруков выделяет основные этапы создания кейсов: формирование дидактических целей кейса; определение проблемной ситуации; построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте; выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института, проверка ее соответствия реальности; выбор жанра кейса; написание текста кейса; подготовка окончательного варианта кейса, методических рекомендаций к нему, его практическое использование.

Кейс включает три части:

Сюжетная часть Информационная часть Методическая часть
описание ситуации, информация, позволяющая понять окружение, в котором развивается ситуация этапы развития ситуации, краткое описание проблемы, различные точки зрения участников ситуации на проблему разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для учащихся и записку по преподаванию конкретной ситуации для учителя

 

Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:

Знакомство с ситуацией, ее особенностями Выделение основной проблемы (проблем), факторов и участников   Предложение концепций или тем для «мозгового штурма» Анализ последствий принятия того или иного решения Решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения

 

Тема 28. «Проектная деятельность школьников» [1]

Цель: овладение технологией проектной деятельности и формирование способности использовать ее в учебной и внеучебной деятельности.

Планируемые результаты:

Трудовое действие Элементы компетенций
Реализация современных, в том числе интерактивных форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности Знать: -цели, виды проектной деятельности, требования и условия ее применения; -средства организации проектной деятельности. Уметь: -смотивировать детей на выполнение проекта и организовать их деятельность; -использовать возможности проектной деятельности при организации различных видов деятельности детей и родителей; Владеть: -технологией организации проектной деятельности детей и родителей; -рядом средств организации проектной деятельности.

 

Основные понятия: проект, проектная деятельность, виды проектов, технология проектной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.032 с.)