Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы жизненного цикла организацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В соответствии с наиболее распространенным определением, социальная организация – это устойчивая группа людей, действующая для достижения общей цели на основе единого устава (программы). Социальная организация – это одновременно: - средство, создаваемое и используемое для достижения определенных целей в сфере человеческой жизни и деятельности (экономика, политика, культура, наука и т.д.), В данном аспекте организацию характеризуют цели создания и функционирования, задачи, функциях, области деятельности организации, формы и методы, тактика деятельности; - административная (формальная) система (структура) обезличенных связей и норм, в которой объективируется управленческая деятельность. Для этого аспекта наиболее важны правовое положение организации - ее правовая связь с государством, организационная структура, административные и культурные факторы, определяющие эту структуру, принципы распределения ролей между членами организации, принципы и способы управления организацией, ее межорганизационные связи и отношения; - сложившаяся общность лиц, специфичная социальная микросреда, представляющая интерес с позиций управления. Здесь речь идет о моральных, нравственных, религиозных и других нормах, принятых в организации, о степени сплоченности членов организации, ее устойчивости, о социальном статусе работников, об отношениях лидерства, о характере межличностных отношений внутри организации, о личных целях участников и о наличии конфликтных ситуаций Характер организационного развития и особенности управления стратегическими изменениями сильно зависят от этапа жизненного цикла организации. Принято выделять следующие основные этапы жизненного цикла организации (См. Рис.4.): эксплерентный этап; патиентный этап; виолентный этап; коммутантный этап; леталентный этап. 1. Эксплерентный этап – является латентным, скрытым, на этом этапе происходит зарождение системы предприятия и формирование ее начальной структуры. Фирмы-эксплеренты (венчурные фирмы) поставляют на рынок первые экспериментальные образцы. Такого рода фирмы зондируют рынок на предмет спроса на новый товар. Это высокорисковые предприятия: вероятность неудачи для них максимальна. Инновационная политика в подобной фирме имеет определяющее значение для успеха ее деятельности. Фирма-эксплерент работает вблизи максимума цикла изобретательской активности. Надо иметь в виду, что у истоков практически всех крупнейших научно-технчиеские достижений в современной экономике стояли именно фирмы-экплеренты. Во главе такой фирмы - лидер, не терпящий возражений, критики. Это фанат своего дела, он заражает своим фанатизмом и преданностью делу других членов команды (работников). Особенности организации работы и направленности деятельности фирм-эксплерентов отражаются в типичных для них руководящих установках (лозунгах, поговорках), среди них: лучшая организация – отсутствие всякой организации; у нас полный разгул демократии – будете делать только то и так, что и как я скажу; один за всех и все – за одного; уже сегодня делать то, о чем другие будут думать только завтра; если мы едины, мы непобедимы. Важнейшими факторами организационного развития для фирмы-эксплерента являются следующие: преданность фирме, энтузиазм и увлеченность делом руководителя; сплоченность коллектива вокруг руководителя; минимальный управленческий аппарат; простые организационные связи; высокая мобильность кадров к освоению новых видов деятельности; возможности перехода фирмы к радикальным новациям; взаимозаменяемость специалистов фирмы; строгая специализация направленности деятельности фирмы; творческая атмосфера в коллективе; интеллектуальный продукт фирмы весьма значителен применительно к научной деятельности; сверхвысокая отдача на вложенный капитал. Основные слабые стороны фирмы-эксплерента: чрезмерный фанатизм руководителя фирмы; неумение руководителя идти на компромисс; появление в коллективе другого - неформального лидера или успешного интригана; ограниченность ресурсов – финансовых, материальных, трудовых; большая зависимость от рыночной конъюнктуры, в частности, от степени подготовленности рынка к новым продуктам; невысокие кредитные возможности; перегрузки персонала в процессе работы; условия труда и социальное обеспечение, в которых фирма уступает более крупным предприятиям; зарплата в единицу времени значительно ниже, чем на более крупных предприятиях; наличие проблемы превращения интеллектуального продукта в интеллектуальную собственность. 2. Патиентный этап – связан с ростом предприятия, перестрокой его структуры, увеличением эффективности деятельности и острой конкурентной борьбой. Фирмы-патиенты действуют на узком сегменте рынка. Эти фирмы ориентированы на удовлетворение специфичных потребностей спроса. Фирмы-патиенты агрессивно воздействуют на рынок и завоевывают его самыми различными методами. При захвате рынка патиенты вынуждены заниматься технологическим развитием производства, поэтому в отдельных случаях они организуют венчурные фирмы с целью создания новых технологий. Патиенты глубже знают рынок, психологию покупателя (клиента, заказчика) и собственных работников. Патиент в начале своей деятельности насчитывает 10 – 15 человек и вынужден довольно быстро разрастаться численно. Во главе патиента обычно сильный, волевой человек, умеющий гармонизировать интересы фирмы и покупателя. В случае успеха доход патиента обычно весьма значителен. Если же фирма не сможет закрепиться на рынке. Потери также будут значительными. Особенности организации работы и направленности деятельности фирм-патиентов отражаются в следующих типичных для них установках руководителя: выживает сильнейший; хорошо то, что плохо конкуренту; человек человеку – волк; работай локтями; нам палец в рот не клади. Сильные стороны для фирмы-патиента: наличие группы лидеров (энтузиастов), работающих в одном направлении и разделяющих все трудности; сплоченность коллектива вокруг группы энтузиастов; мобильность и гибкость перехода фирмы к новациям, особенно в начале патиентного этапа; неусложненные организационные связи, особенно в начале этапе; небольшой управленческий аппарат; значительная взаимозаменяемость специалистов; возможность изменения научной направленности в ходе деятельности фирмы; творческая атмосфера в коллективе; весомость интеллектуального продукта; умение формировать потребности рынка исходя из потребностей фирмы; высокая доходность инвестиций. Слабые стороны фирмы-патиента: появление значительных разногласий в коллективе; формирование в коллективе новой инициативной группы; ограниченность ресурсов, прежде всего, трудовых, способных перестраиваться в ходе деятельности фирмы; неумение формировать потребности рынка исходя из возможностей фирмы; перегрузки персонала в работе; неподготовленность производства и неадекватность условий труда; зарплата в единицу времени несколько ниже, чем на более крупных предприятиях; сложности превращения интеллектуального продукта в интеллектуальную собственность; недостаточная техническая оснащенность; недостаточные производственные мощности; недостаточные инвестиции как следствие их низкой доходности. 3. Виолентный этап – охватывает зрелое состояние фирмы. Большинство ее параметров развития достигло апогея, структура совершенна, борьба с прежними конкурентами завершилась победой, новые же конкуренты еще слабы и неопытны и не требуют особого внимания. Фирмы–виоленты используют нередко силовую стратегию, действуют в сфере крупного стандартного бизнеса, характеризуются высоким уровнем освоенной технологии, массовым выпуском продукции. Принято выделять три вида фирмы-виолента: национальный виолент («гордый лев»); интернациональный виолент («могучий слон»); деструктурирущий виолент («неповоротливый бегемот»). Особенности позиции на рынке национального виолента связаны с наличием серьезных преимуществ технического или организационного характера в конкретной области, а также динамизмом их деятельности. Виоленты обычно организует венчурные фирмы, деятельность которых направлена на разработку нового дизайна продукта, на создание новых организационных структур производства и продаж. При достижении определенного уровня развития (фирма утвердилась на рынке, обладает большими финансовыми и техническими возможностями) виолент принимает решение о дальнейшем развитии: развитии новых производств, освоении новых рынков сбыта. Некоторые виоленты не утрачивают способности к быстрому росту. Именно они дают примеры агрессивной конкуренции в верхнем эшелоне экономики. Стремление полностью использовать выгоды своего положения заставляет фирмы-виоленты выступать в качестве возмутителей спокойствия в деловой сфере, делает их наименее заинтересованными в переговорах с другими гигантами экономики. Особенности организации работы и направленности деятельности национального виолента отражаются в следующих типичных для них установках руководителя: цель – все, движение к ней – ничто; хорошо живет тот, кто умеет хорошо жить; путешествие в тысячу миль завершается одним единственным великим шагом; желание клиента – закон для фирмы; мы были, есть и будем. Сильными сторонами национального виолента являются: наличие коллектива, работающего над имиджем фирмы; высокое качество кадрового состава; финансовая устойчивость; низкие удельные затраты (в том числе накладные расходы); высокая техническая оснащенность; сформированная и стабильная номенклатура продукции; единство научных и производственных процессов; большие производственные мощности; возможность значительных прибылей; высокая конкурентоспособность продукции; высокая социальная обеспеченность кадров; рост балансовой стоимости ценных бумаг; высокая ликвидность ценных бумаг. Слабые стороны национального виолента: наличие значительных разногласий в коллективе; формирование в коллективе оппозиции формальному руководству; ограниченность ресурсов; организационная инертность структуры фирмы; консерватизм в принятии нововведений; усложненные коммуникационные связи; большая численность управленческого персонала; низкая приспособляемость к принципиально новой продукции; малодинамичность научных структур. Принято считать, что общее число национальных виолентов в промышленной сфере не должно превышать 20 %, в противном случае не будет идти подпитки новыми идеями и продукция начнет устаревать морально. Эволюция крупной фирмы продолжается состоянием «могучего слона». Основными признаками интернационального виолента являются: большие размеры, всестороння диверсификация деятельности, широкий охват рынка в ассортиментном и географическом отношении, наличие широкой международной сети филиалов; повышенная стабильность. Указанные особенности позволяют «могучему слову» стать менее зависимым от исхода конкурентной борьбы. Дело в том, что обычно ни одно новшество, внедряемое конкурентами, не затрагивает всех сегментов рынка, на которых действует интернациональный виолент. Таким образом, всегда остается время и ресурсы, чтобы догнать конкурента: гигантские возможности пускаются в ход только когда успех уже намечен, нередко при этом оттесняется вырвавшийся вперед конкурент-новатор. Важным преимуществом такой фирмы является нередко наличие государственной поддержки. Особенности организации работы и направленности деятельности интернационального виолента отражаются в следующих типичных для них установках руководителя: что хорошо для фирмы, хорошо для страны; сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня; наше процветание – Ваш комфорт; чем больше имеешь, тем больше хочется; от добра – добра не ищут. Сильные стороны интернационального виолента: наличие сплоченного работоспособного коллектива; богатый опыт работы на национальном рынке; высокая финансовая устойчивость; умение работать с клиентом независимо от его национальности; сформированная и стабильная номенклатура продукции; высокая техническая оснащенность; единство научных и производственных процессов; большие производственные мощности; возможность сверхприбылей; высокая конкурентоспособность продукции; уверенность инвестора в государственной поддержке. Свою очередь, к числу слабых сторон интернационального виолента относятся: незнание специфики работ за рубежом; наличие значительных разногласий в коллективе; наличие в коллективе оппозиции формальному руководству; организационная инертность структуры фирмы; высокие удельные затраты; зависимость от рыночной конъюнктуры; консерватизм в принятии нововведений; чрезвычайно сложные коммуникационные связи; большая численность управленческого персонала; низкая приспособляемость к принципиально новой продукции. Закат монополии связан с состояние «неповоротливого бегемота». Сохраняя гигантские обороты, фирма постепенно утрачивает добиваться соразмерной прибыли, а иногда становится убыточной. Причины этого лежат в особенностях деструктурирущего виолента, в их числе: распыление активности по слишком широкому кругу направлений деятельности, усложнение организационной структуры, омертвление значительной части капитала в производствах, утративших перспективы. Главная опасность для деструктурирующего виолента состоит в том, чтобы не утратить самостоятельность и не перейти на второстепенны роли в бизнесе. Выход, как правило, состоит в дезинвестициях: в безжалостном избавлении от убыточных производств, в снижении издержек на сохраняемых предприятиях. С уменьшение размеров фирма имеет шансы финансово оздоровиться. 4. Коммутантный этап представляет фирму в период старения, упадка. Наиболее значимые параметры жизнедеятельности ухудшаются, развитие потеряло смысл. Структура организации имеет тенденцию к упрощению, свертыванию. Выросшие окрепшие конкуренты активны, более эффективны и осуществляют экспансию на рынке. Фирмы–коммутанты могут представлять как мелкий и средний, так и крупный бизнес, ориентированный на удовлетворение местно-национальных потребностей при индивидуализированном подходе к клиенту на базе достижений фирмы-виолента. Коммутанты работают на этапе падения цикла выпуска продукции (частично устаревшей или имеющей спрос только на национальном рынке). Их научно-техническая политика требует принятия решений о степени технологической освоенности изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в продукции в соответствии с требованиями специфических потребителей, о своевременной постановке новой продукции на производство. Особенности организации работы и направленности деятельности коммутанта отражаются в следующих типичных для них установках руководителя: есть еще порох в пороховницах; если бы молодость знала, если бы старость могла; свежо предание, да верится с трудом; у нас все получится; мы сильны традициями. Сильные стороны коммутанта: наличие лидера, хорошо понямающего специфику национального рынка; умение удержать своего покупателя; конкурентоспособность продукции; нетребовательность кадров к уровню своей социальной обеспеченности; высокая техническая оснащенность. Слабые его стороны заключаются в следующем: сужение рынка; наличие значительных недогруженных мощностей; стабильная номенклатура продукции; наличие в коллективе оппозиции; высокие удельные затраты; высокая зависимость от рыночной конъюнктуры; усложнение маркетинговых исследований; большая численность управленческого персонала; невозможность внесения значительных изменений в продукцию; падение курса акций из-за снижения их доходности. 5. Леталентный этап – связан с деструктуризацией предприятия, прекращением его существования в прежнем виде. Для фирм–леталентов свойственны: диверсификация с полным изменением профиля деятельности; полная или частичная замена технологических процессов. Смена кадрового состава; тенденции распада в связи с неэффективностью функционирования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.55 (0.012 с.) |