Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Развитие социальной организацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Признаки совместной деятельности, ее динамические особенности Основные признаки совместной деятельности, ее динамическими особенностями, возможные их эмпирические проявления исследованы А.Л. Журавлевым.[1] На основе проведенного теоретического анализа им выделены следующие основные признаки совместной деятельности: 1. Наличие единых целей для разных включенных в эту деятельность участников. Единая цель – исходный момент для формирования из отдельных участников некоторой их общности. 2. Побуждение работать вместе, т.е. кроме индивидуальных мотивов, должна формироваться общая мотивация, позволяющая достигать «надиндивидуальные» общественно значимые цели. Решать задачи в более полном объеме. 3. Необходимое разделение единого процесса деятельности на отдельные, функционально связанные действия, операции и их распределение между участниками. Распределение индивидуальных деятельностей в группе приводит к формированию ее функциональной структуры. 4. Объединение (или совмещение) индивидуальных деятельностей, понимаемое как образование некоторого единого субъекта совместной деятельности. Объединение участников приводи к возникновению взаимосвязи и взаимозависимости между ними, что порождает совместность (объединенность) как особое качество деятельности. 5. Строго согласованное, координированное выполнение распределенных и объединенных действий. Согласование предполагает четкую последовательность выполнения действий в ооответствии с заранее определенной программой. 6. Необходимость в управлении – функция, внутренне присущая совместной деятельности. Именно последняя порождает управленческую деятельность, наиболее характерной особенностью которой является направленность непосредственно на участников совместной деятельности, а через них – на предмет труда. 7. Наличие единого конечного результата, общего для трудового коллектива. Совместная деятельность и возникает именно для того, чтобы такой результат был достигнут (в случае невозможности его достижения одним человеком) или был достигнут в более короткие промежутки времени, более эффективно и качественно. 8. Единое пространственно-временное функционирование ее участников. Связи между указанными признаками совместной деятельности, ее динамическими особенностями (процессами), характеристиками группы как субъекта, а также возможными их эмпирическими проявлениям представлены в Таблице 1.
Таблица 1 Динамические особенности совместной деятельности И ее коллективного субъекта
Групповая динамика Слово «группа» происходит от итальянского «gruppa» - «связка». Нас интересуют социальные группы, в которых человек реализует себя при выполнении определенной трудовой деятельности. Под малой группой понимают небольшое, относительно устойчивое объединение людей от 3 до 35 человек, имеющих общую цель, находящихся в более или менее продолжительных непосредственных контактах между собой, вследствие чего возникают групповые нормы поведения и эмоциональные отношения (семья, спортивная команда, управленческая команда, неформальное молодежное объединение, люди, находящиеся в купе поезда дальнего следования и т.д.). В другом, наиболее распространенном в психологии определении Г.М. Андреевой «малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». В противоположность этому большая группа – это государства, нации, народности, партии, социальные классы, другие социальные общности, выделенные по каким-либо критериям (возрастным, экономическим, этническим, половым или иным) Наиболее общими признаками малой социальной группы с точки зрения управления можно считать следующие: - контактность группы – возможность каждого члена группы регулярно вступать в непосредственный контакт с другими ее представителями, общаться, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, оценками и действиями; - направленность группы (социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм); - организованность группы, как способность ее к самоуправлению; - интегративность, как мера слитости, единства, общности членов группы друг с другом; - микроклимат (иначе говоря, психологический климат группы), который определяет самочувствие каждой личности, ее удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней; - референтность, как степень принятия членами группы трудовых эталонов; - лидерство (как степень ведущего влияния выдающихся членов группы); - интеллектуальная активность и коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания членов группы; - эмоциональная коммуникативность, как межличностные связи эмоционального характера, удовлетворяющие потребность в общении; - волевая коммуникабельность – способность группы противостоять влиянию других людей и групп, стрессоустойчивость, надежнсть группы в экстремальных ситуациях, ее устремленность и настойчивость в конкурентных условиях. Под психологией малой группы понимается совокупность социально-психологических процессов и явлений, возникающих при формировании и функционировании группы на основе становления внутренних связей, форм и способов удовлетворения потребностей ее членов (социально-психологический климат, способы общения, общественное мнение, настроение, традиции, обычаи, лидерство, внутригрупповые конфликты и т.д.). Существуют следующие основные виды малых групп: естественные и лабораторные, реальные и условные, формальные и неформальные, референтные и нереферентные, высокоразвитые и слаборазвитые. Естественные группы возникают и существуют как следствие потребностей общества или входящих в состав этих групп людей, они складываются само по себе, независимо от желания экспериментаторов. В противоположность им лабораторные группы создаются экспериментатором для проведения научного исследования и существуют временно. В свою очередь, естественные группы делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Формальные группы создаются и существуют только в рамках официально признанных (зарегистрированных) организаций, их цели задаются извне, обычно на основе задач организации, в которую группа включена. Эти группы создаются обществом для удовлетворения общественных потребностей. Членство и взаимоотношения в них носят преимущественно формальный характер, т.е. определяются формальными или официальными предписаниями. К формальным группам относятся, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций – трудовые, учебные и т.д. Неформальные группы формируются на основе потребностей, присущих самим индивидам, - в общении, принадлежности, понимании, симпатии, любви и т.д. Они могут существовать и вне рамок зарегистрированных организаций, их цели возникают как совокупность личных интересов участников, они могут совпадать (соответствовать) или расходиться с целями официальных организаций. К таким группам относятся различного рода дружеские компании, пассажиры одного купе в поезде дальнего следования, незарегистрированные объединения людей, имеющих общее хобби (увлекающихся рыбной ловлей, туризмом, различными видами коллекционирования и др.). Вместе с тем, группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе своего существования могут все в большей степени приобретать признаки формальных. Другая классификация естественных групп предполагает выделение высокоразвитых и слаборазвитых групп. Высокоразвитые группы характеризуются высокой психологической общностью ее участников, наличием сложившейся структуры деловых и личных взаимодействия, признанных лидеров, четким распределением обязанностей и как следствие эффективной совместной работой. Особым видом, высшей формой высокоразвитой группы принято считать коллектив, признаками которого являются высокий уровень морали и человеческих отношений, а также креативность (способность к творчеству). В слаборазвитой группе указанные признаки отсутствуют или недостаточно выражены. Референтной считается любая реальная или условная группа, к которой человек себя добровольно причисляет или участником которой он хотел бы стать, ее ценности, нормы, формы поведения, характерные для нее мысли и чувства, мнения и суждения являются для него значимыми, в ней он находит для себя образцы для подражания. Нереферентной является малая группа, ценности которой не представляют интереса для человека. В качестве антиреферентной группы рассматривается та, ценности которой человек осуждает и отвергает. Устойчивость контактов в группе является основным фактором формирования ее психологических характеристик, поэтому весьма важным с психологической точки зрения является деление малых групп на временные и постоянные. Факторыразвития группы можно разделить на два вида – внешние и внутренние. Внешними (объективными) факторами являются: значимость производства, техническая оснащенность, фонд заработной платы и др. К числу внутренних факторов относятся: качества руководителя, система общественных отношений, взаимодействие с другими группами. Деловое общение в рабочем коллективе включает в себя системы служебных и профессиональных ролей, которые исполняются людьми вне зависимости от их желания. Во-первых, это система социальных ролей – начальники, коллеги, подчиненные, партнеры, клиенты, в которых выступают субъекты делового общения. Начальник (руководитель) – человек, обладающий правом распоряжения в заданном социально-профессиональном пространстве – времени в силу формальных обстоятельств (должности, прав собственности и т.п.) и наличия специальных свойств (знаний, опыта, лидерских качеств и т.п.). Роль начальника требует способности решать, организовывать, приказывать, контролировать, поощрять и наказывать. Коллега – человек, находящийся с другим в одном профессиональном сообществе и близком социальном и служебном статусе. Эта роль предполагает отношения равноправия, профессионального взаимодействия, профессиональной лояльности и этики. Подчиненный – эта роль требует способности исполнять, следовать правилам и повиноваться. Начальник и подчиненный должны соблюдать дистанцию между собой. Долговременная деятельность фирмы наиболее успешна в том случае, если между всеми участниками делового общения устанавливаются партнерские отношения.Партнерские отношения означают осознание: 1) взаимовыгодности сотрудничества; 2) общего поля деятельности в определенном пространстве – времени – «нам не жить друг без друга»; 3) необходимости выработки стратегии поведения, позволяющей сохранить отношения и «лицо» каждого партнера. Возможно (и до сих пор довольно часто встречается) и другое отношение к деловым партнерам – стремление побольше "урвать" для себя, использовать других в своих целях, прибегая к различным уловкам и прямой лжи. Такие действия могут привести к кратковременному успеху, но, в конце концов, оборачиваются против самого человека – ведут к потере деловой репутации, финансовому ущербу и наносят вред психическому и физическому здоровью. Психология группы складывается из нескольких психологических комплексов: 1. Сознание наличия объединяющего фактора: совместной деятельности любого рода. 2. Чувство «мы» или корпоративность. 3. Атрибутика, ритуалы; обеспечивающие сознание и чувство «мы». 4. Групповые нормы – образцы поведения, созданные, поддерживаемые и одобряемые группой. Главным психологическим признаком группы является чувство «мы». Оно является неотъемлемой частью делового общения в любой группе. Чувство «мы» необходимо постоянно культивировать с помощью атрибутики, ритуалов и традиций (помимо общих целей организации). Уровни обязательности групповых норм зависит от их характера и от положения личности в группе. Существуют нормы, которые в данной группе: – обязательны для всех – например, в научном сообществе принято ссылаться на коллег, а плагиат осуждается; – общеприняты – например, обращение на «вы», по имени и т.д.; – желательны – например, в группе принято отмечать дни рождения ее участников. Отвержение групповых норм ведет к групповым санкциям. Основные виды групповых санкций: информирование, стимулирование, изоляция. Общая структура группы включает в себя: статусно-ролевые отношения, профессиональные характеристики и поло-возрастную структуру. Собственно психологический климат в группе определяется соответствием статусно-ролевых отношений претензиям, ожиданиям и представлениям членов группы. В эффективно работающем коллективе объединение в группу не нивелирует, но выявляет человеческую индивидуальность. После ритуала знакомства и достижения понимания общих правил функционирования группы в социальной системе начинается распределение социально-психологических ролей внутри группы. Члены группы имеют и предъявляют ролевые ожидания в отношении себя и других. В лучшем случае в группе возникают конструктивные споры и дискуссии, желаемое «место» занимается в результате негласной победы, выраженной в форме общественного одобрения – все советуются с М., следовательно, его признали самым умным; или все исповедуются К., следовательно, она – эмоциональный центр группы. Иногда возможны формальные выборы: старосты, заведующего, президента компании. В худшем случае плетутся интриги, распускаются сплетни, формируются группы приверженцев, возникают обращения к начальству. В любом случае в результате группа формирует свою структуру и свои правила деятельности. Сплочение группы – процесс перехода структуры, задаваемой извне, в психологическую общность типа «мы». Для каждого члена группы общность с ней определяется: удовлетворенностью своим положением в группе, эмоциональной привлекательностью членов группы, сходством интересов, предпочитаемым внутри группы способом взаимодействия – конкуренция или кооперация. Понятие «сплоченность» охватывает такие социально-психологические характеристики малой группы, как уровень психологической общности, единство членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов. Групповая сплоченность является результатом влияния всех сил, действующих на членов группы таким образом, чтобы удерживать их в ней. Такого рода силами являются эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида, удовлетворенность индивидов своим членством в группе. Уровень сплоченности определяется во многом частотой и устойчивостью коммуникативных связей в группе. Отсюда следует, что влияние на степень групповой сплоченности можно оказывать, регулируя тем или иным образом коммуникативные взаимодействия между членами группы. Уровень групповой сплоченности связывается также с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы и определяется относительным числом (долей) взаимных положительных выборов или позитивных эмоциональных оценок индивидов в группе. Отсюда следует, что повышать уровень групповой сплоченности можно, приводя в соответствие «макроструктуры» отношений, т.е. пространственно-временных, коммуникативных и функциональных связей в группе с «микроструктурой», которая определяется результатами социометрических исследований. Другой фактор, оказывающий прямой влияние на уровень групповой сплоченности – групповое согласие. Под групповым согласием понимается сходство, совпадение взглядов, мнений, представлений и оценок членов группы по отношению к значимым для них явлениям, процессам, событиям, людям. Сближение социальных установок, мнений, представлений происходит в процессе непосредственного взаимодействия между индивидами в группе. В качестве основного показателя сплоченности в этом контексте рассматривается совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, ее целей и мотивов. Интеграция по этому показателю происходит, главным образом, в процессе совместной трудовой деятельности. В процессе своего развития малая группа проходит следующие основные стадии: - группа-конгломерат – только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых еще отсутствуют такие характеристики, как сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство и многие другие; - номинальная группа – имеется внешнее формальное объединение вокруг предписанных социальных задач; - группа-ассоциация – ее отличительным признаком является начальная межличностная интеграция; - группа- кооперация – ей свойственная интеграция не только в сфере межличностных, но и деловых отношений; - группа-автономия – для нее характерно наличие высокого внутреннего единства по всем основным параметрам групповой активности; - группа-корпорация – ключевым признаком для нее является концентрация на узкогрупповых целях и некоторая изоляция; - коллектив (высшая фаза развития группы) – отличается единством, организованностью, психологической коммуникативностью, интеграцией с другими группами на основе направленности на более общие социально значимые цели. Указанные стадии характеризуются различной степенью выраженности основных параметров группы, таких как направленность, организованность, эмоциональная, интеллектуальная, и волевая коммуникативность, сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство и др. Психологически работоспособность группы зависит от гармоничности ее внутренней социально-психологической структуры. [2] Группа представляет собой важнейший самостоятельный фактор риска при осуществлении стратегических изменений. Фактор группы проявляется там, где количество совместно действующих субъектов больше двух. Фактор группы может стать ключевым фактором риска провала мероприятий, направленных на осуществление изменений в организации. Особенности фактора группы: - подверженность группы управлению извне существенно ниже, чем отдельной личности; - затрудненность идентификации полного состава группы, поскольку непосредственный контакт с отдельными членами группы может быть затруднен или исключен в результате мер, принятых в целях анонимизации деятельности и управления; - в процессе оказания влияния на группу требуется повышенная точность действий; целенаправленное воздействие на группу требует значительных ресурсов; - затрудненность прогнозирования делового поведения партнера, входящего в группу, в силу действия социо-психологических факторов. Дело в том, что групповое решение может не совпадать с тем, на что была направлена предварительно проведенная индивидуальная работа с каждым из ее членов; - изменить состоявшееся решение группы особенно трудно: окружение заставляет человека жертвовать своими интересами в угоду групповым ценностям. Основные задачи при работе с группой: идентификация полного состава группы; определение основной функции группы; выявление распределения ролей в группе; исследование внутрифирменной политики партнера. Основные виды групп, имеющие значение для управления изменениями: 1. Формальная (официальная) группа управления фирмой. 2. Целевая хозяйственная группа - выполняет заданную хозяйственную функцию (руководство уровня цеха, отдела; группы непосредственных исполнителей - трудовой коллектив, рабочая бригада; группы, ориентированные на выполнение венчурных работ. и т.д.). 3. Группы, имеющие особое назначение - неформальные (теневые); управленческие коалиции; лоббистские объединения, включая сторонние, но имеющие реальные возможности для оказания воздействия на решение фирмы. Их выделение по внешним признакам обычно затруднено.
Группы и команды Принято считать, что командная работа необходима, когда имеется значительный объем взаимосвязанных работ или когда работа слишком сложна для понимания одного человека. Кроме того, существует четкая связь между уровнем неопределенности задачи и степенью необходимости командной работы. Чем больше неопределенность, тем выше необходимость в команде. Если важнейшим признаком группы для некоторого количества людей, взаимодействующих друг с другом, является психологическое осознавание и восприятие ими себя как группы, то для команды такими признаками являются: - взаимодействие для достижения определенных значимых целей; - взаимозависимость видов деятельности индивидуумов; - разделение ими ответственности за результаты деятельности организации. Важнейшие различия между группой и командой сведены в Таблицу 2.[3]
Таблица 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.71.21 (0.01 с.) |