Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ролевое поведение в организацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В процессе организационного взаимодействия от человека ожидают выполнение определенных ролей, определяющих характер, содержание, результаты деятельности и требования к их исполнителям. Роли — предписанные обществом, организационным окружением представления относительно поведения человека в определенных обстоятельствах. Определяя поведение человека, роль выполняет две основные функции: 1) показывает человеку, как в этой роли следует вести себя в самом общем смысле и по отношению к окружающим; 2) подсказывает лицу, вступающему в контакт с исполнителем определенной роли, чего от него ждать и как выстроить собственное поведение в соответствии с ожиданиями. Социальная роль — модель поведения, которую ожидают от человека в соответствии с его положением в социальной системе. Роль представляет собой нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, которому должен следовать человек и который выражает его социальную позицию. Роль личности в организации представляет собой набор поведенческих стереотипов, ожидаемых от индивида в процессе реализации им трудовой функции. Роли работников в организации отражают выполнение обособленной совокупности задач, функций и работ, которые закреплены за ними в соответствии с занимаемым положением в организации. Каждый работник играет в организации множество ролей: коллега, руководитель, подчиненный, партнер, товарищ, член клуба и др. Социальные роли различаются: 1) по половой принадлежности — мужчины и женщины; 2) по степени формализации — формальные и неформальные; 3) по форме выражения — активные и пассивные; 4) по способу проявления — явные и латентные; 5) по содержанию — конвенциальные и межличностные; 6) по степени стандартности — стандартизованные и свободно интерпретируемые; 7) по значимости — доминирующие и второстепенные. Ролевая структура личности формируется множеством выполняемых ею асоциальных ролей, их сравнительной значимостью и взаимосвязанностью. Основными характеристиками ролей являются соответствующие права и обязанности. Права — совокупность ожиданий, обращенных к другим участникам совместной деятельности и побуждающих их что-то делать. Обязанности — определенные ожидания со стороны других людей, то, что человек должен делать исходя из роли, которую он выполняет. Роль представляет собой динамический аспект статуса: выполнение роли предполагает наличие какого-либо статуса в организационном окружении. Статус — социальный ранг, определяющий место человека в системе социальных отношений. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей. Существует много критериев оценки статуса: род занятий, размер доходов, происхождение, этническая принадлежность, уровень интеллектуальных достижений и др. Важными характеристиками социального статуса являются репутация и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида. Репутация — результат соотнесения социально значимых характеристик индивида со шкалой ценностей, сложившейся в данной социальной среде. Авторитет — общепризнанное значение (влияние), которое имеет в силу определенных качеств или заслуг то или иное лицо. Различают авторитет законной власти и законно избранного руководителя, авторитет занимаемой должности, авторитет квалификации и экспертных знаний, авторитет харизматической личности. Также необходимо различать авторитет формальный и реальный (неформальный). Социальный статус, будучи однажды установленным, остается относительно постоянным. Он может повышаться, но медленно, и понижаться в связи с поступками, не одобряемыми социальном окружением (расцениваемыми как деградация личности). Ролевой аспект взаимодействия личности и организации проявляется в выполнении ролей членами организации, удовлетворенности характером, содержанием и результатами деятельности, а также своим окружением. При этом необходимы правильное построение, ясность, принятие роли и ожиданий, обращенных к индивиду, играющему определенную роль. Решения данной задачи обусловливает необходимость использования методологии ролевого подхода к конструированию отношений личности и организации. Согласно этому подходу вся совокупность действий организации в процессе ее функционирования разбивается на отдельные виды работ, определяющие характер, содержание социальных ролей и требования к их исполнителям. Основой ролевого подхода служит формирование соответствующего ролевого поведения — поведения индивида в организации, детерминированного его статусом и социальной ролью в соответствии с его представлениями относительно требований этой роли и в зависимости от них. Моделирование ролевого поведения основано на формировании ролевого представления — индивидуального понимания работником своей роли, а также ожиданий в отношении исполнения другими работниками своих ролей. Вследствие неэффективности ролевого поведения человека в организации возможно возникновение ряда проблем, основными из которых являются: 1) ролевое напряжение — ощущение психологического дискомфорта, возникающее в тех случаях, когда другие лица имеют иные представления или ожидания по поводу роли индивида, и затрудняющее осуществление одного выбора ожиданий без отказа от другого и влекущее за собой появление трудностей при выполнении социальной роли в условиях несоответствия внутренних установок личности требованиям роли; 2) неясность роли — неизвестность и непонятность для лица, исполняющего роль, связи его деятельности с целями и задачами организации, места в совместной деятельности коллектива; 3) ролевая неопределенность — недостаточная четкость построения роли, выражающаяся в неопределенности конкретного содержания работы и способов ее осуществления, отсутствие (полное или частное).ясного представления о ролевых предписаниях; 4) ролевая перегрузка — предъявление повышенных требований к работнику, существенно выходящих за рамки ожиданий, соответствующих его роли; 5) ролевая недогрузка — предъявление заниженных требований, ожидание от человека слишком незначительной работы; 6) ролевой конфликт — предписания в отношении выполнения индивидом несовместимых ролей. Может быть двух видов: а) интерролевой конфликт — конфликт между ролями, содержащими несовместимые обязанности; б) интраролевой конфликт — конфликт, который вытекает из несоответствия между внутренними установками личности и требованиями социальной роли. Для снижения ролевого напряжения и преодоления ролевых конфликтов в ОП менеджеру рекомендуется использовать: • способы, направленные на изменение содержания и метода осуществления роли (рационализация, разделение, регулирование рол ей и др.); • способы, оказывающие воздействие на работников (внушение, развитие, перестановка работников и др.). Рациональное конструирование отношений личности и организации должно быть направлено на правильное построение и принятие ролей, развитие продуктивных ролевых представлений, устранение ролевых конфликтов и противоречий в целях установления эффективного организационного взаимодействия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.80 (0.009 с.) |