Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и виды поведенческих девиацийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Весьма актуальной в настоящее время, но недостаточно изученной областью организационного поведения являются поведенческие девиации. В общем смысле под девиантностью подразумевается любое отклонение от общепринятых норм и правил. В организационном поведении девиация — это действия, которые не вписываются в установленные в организации предписания (ожидания), включая любое недозволенное поведение работника на рабочем месте. Причем такое поведение может быть связано с нарушениями как формальных, так и неформальных правил и норм. Формы проявления девиантного поведения в организации могут быть разными, например, неисполнение (или ненадлежащее исполнение) приказов; нарушение условий договоров, графиков; мошенничество, обман, воровство; уклонение от уплаты налогов; саботаж; подделка документов, фальсификация продукции; злоупотребление властью; использование ресурсов не по назначению, предоставление ложной информации. Рамки девиантности достаточно широки: это могут быть собственники, менеджмент организации, рядовые сотрудники, индивидуальные или корпоративные клиенты и др. Причинами девиантного поведения выступают: • субъективные факторы — несоответствие личных целей и целей организации, а также личностные и психологические особенности, девиантные наклонности работников; • объективные факторы — обстоятельства, возникающие по вине руководства (противоречивые распоряжения, несовместимые требования, правила, допускающие разное толкование). Более продуктивными представляются ситуационные объяснениия, когда условия производственной деятельности исследуются в асоциальном контексте, причем возможно способствование девиациям и даже их создание. В зависимости от степени отклонений девиации в организационном поведении могут вызывать неодинаковые по тяжести последствия: от конфликтов и сбоев локального характера до полной; дезорганизации всей системы управления. В свою очередь, это может привести к падению эффективности работы, подрыву имиджа организации, утрате рыночных позиций, потере ключевых клиентов и другим серьезным последствиям. Формы поведения, связанные с нарушением норм, предписаний, дисциплинарных рамок, определяются как девиантное поведение. Различают несколько его разновидностей: а) противоправное поведение — несоблюдение норм права, преследуемое по закону; б) административно-управленческое деструктивное поведение — нарушения в отношении организации и ее целей (превышение служебных полномочий и злоупотребление ими, невыполнение или недобросовестное выполнение функциональных обязанностей); в) дисфункциональное поведение — проявление профессиональной некомпетентности, приводящее к функциональным нарушениям; г) индивидуально-целевое деструктивное поведение — эгоистическое поведение индивида; д) групповое деструктивное поведение — проявление группового эгоизма; е) консервативное поведение — отказ, игнорирование инноваций; ж) имитационное поведение — завуалированное деструктивное поведение; з) манипулятивное поведение — воздействие скрытого характера; и) асоциальное поведение — проявление привычек и склонностей, осуждаемых обществом. Наиболее тяжелой формой является деструктивное девиантное поведение, которое не соответствует официально установленным или фактически сложившимся в данной среде нормам и ожиданиям и приводит нарушителя (девианта) к наказанию, изоляции, лечению или исправлению. Основными видами поведения такого рода являются преступность, алкоголизм, наркомания. Деликт — проступок, правонарушение. «Делинквент» — термин, используемый для обозначения лиц с социально отклоняющимся поведением (правонарушителей). В отличие от девиантного, т.е. социально неодобряемого, но не противоречащего правовым нормам поведения, делинквентное поведение связано с нарушением законодательно установленных требований. В организационном поведении основное внимание уделяется изучению девиантного (некриминального) поведения. Слабые и случайные формы девиантного поведения, связанные с нарушением порядка взаимодействия между людьми (рассогласование позиций, например, оплошности, грубости, ошибки, ложь, умолчание, бездействие, халатность, обман), фиксируются общественным вниманием, корректируются непосредственно и по ситуации участниками взаимодействия (правилами вежливости, сохранения достоинства личности, контролем психологической агрессивности, юмором и др.). Как правило, слабые формы отклонений имеют открытый, непроизвольный характер и приписываются не столько субъектам поведения, сколько ситуации, обусловившей дезорганизацию поведения. Устойчивые формы девиантного поведения в зависимости от их социальных последствий вызывают определенное осуждение, наказание и мобилизацию позитивных сил организации для восстановления порядка и устранения предпосылок дезорганизации в будущем. Особое место в поведенческих девиациях в организации занимают управленческие манипуляции руководителя. Манипулятивное поведение — это скрытое влияние на работника или группу лиц для достижения определенных целей — личных или управленческих (например, принятие непопулярного решения). Для манипулятивных приемов управления характерно отсутствие возможности у подчиненных сделать осознанный выбор, применение менеджером негласных форм воздействия с пренебрежительным отношением к управляемым. Необходимое поведение достигается без осознания истинных целей воздействия, которые скрываются, маскируются или подменяются другими, а сам работник воспримается не как целостная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Манипулирование может быть как осознанным (целенаправленным), так и неосознанным (следование планам). Для обеспечения доверия персонала манипулятор-руководитель использует следующие приемы: • фрагментарное (селективное) изложение информации; • смешение лжи и правды; • расстановка акцентов на успехах; • перекладывание вины на обстоятельства или других людей; • апелляция к «высоким материям»; • «горный штурм»; • использование слухов; • семантическое манипулирование; • использование парадокса повтора; • представление «выгодных ассоциаций»; • «заигрывание» с персоналом и др. • Манипулирование властью обозначается понятием «макиавеллизм» (от трудов Н. Макиавелли). Использование субъектом манипулирования хитрости и обмана, согласно В. Парето, определяется как «власть лис». Манипулятивные формы воздействия на персонал позволяют; руководителю, не нарушая правовых норм, добиваться намеченных целей, однако при этом страдает морально-этическая составляющая организационных отношений. Как правило, манипулятивное поведение приводит к разрушению доверия и взаимного уважения, подрыву авторитета руководителя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.140 (0.008 с.) |