Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели девиантного поведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По мнению исследователей, разные проявления девиантности имеют один фундаментальный источник — расхождение между целями и средствами (способами) их достижения. В качестве таких средств могут выступать не только материальные, технические, финансовые и другие ресурсы, но и регулятивные механизмы управления (структурирование задач, сплочение групп, мотивация и др.). По Р. Мертону разные виды отклоняющегося поведения являются ответной (приспособительной) реакцией персонала на сложившийся дисбаланс целей и средств. С этой точки зрения различают следующие модели девиантного поведения: а) покорность — принятие одновременно и «предлагаемых целей, и предлагаемых средств»; б) ретритизм — «бегство от обстоятельств», означающее уход одновременно и от целей, и от средств (пассивность, самоустранение, пораженчество, диссидентство); в) инновация — согласие с предлагаемыми целями, но отказ от использования находящихся в распоряжении или предлагаемых средств; г) ритуализм — приверженность средствам в сочетании с неприятием поставленных целей; д) мятеж — отвержение целей и средств с одновременным предложением соответствующей замены. А. Томпсон разработал четыре обобщающих культурных прототипа девиантного поведения в зависимости от вовлеченности в группу и силы правил (структурирования обязанностей). Эти прототипы представлены в виде матрицы на рис. 2.16.
Рис. 2.16. Матрица прототипов девиантного поведения
Представленные прототипы поведения характеризуются следующим: 1) «ястребы» — конкурирующие индивидуалисты, хотят создавать свои правила в организации или менять их в свою пользу. Стремятся к усилению своей независимости, не отличаются преданностью и склонностью к стратегическому планированию; 2) в работе «ослов» главенствуют правила, недостаток автономии, часто низкий статус и относительная изолированность. Для них характерно стремление повысить независимость и обеспечить и интересы за счет саботажа, подмены, фальсификации, использования родственных отношений, обмана; 3) «волчьи стаи» практикуют девиации, осуществляемые в хорошо организованных и стратифицированных группах, для которых характерны иерархия, порядок, внутренний контроль и дисциплина, разделение и кооперация труда. Предполагается обучение технике и практике отклонений, используется внутреннее оказание и вознаграждение, проявляется сильная преданность группе (стае), склонность к долгосрочной стратегии; 4) «стервятники» основываются на группировках, которые минимально дифференцированы по рангам и функциям. Они зависят от информации и нуждаются в поддержке со стороны группы, но в же время ориентированы на собственные интересы. Характеризуются нестабильностью состава, форм поведения и стратегии действий в зависимости от изменяющихся возможностей. В целом деятельность в рамках каждого прототипа обладает общими структурными характеристиками, а также отчетливо связана с определенными видами девиантного поведения (кражи, обман, воровство, мошенничество и др.), что предполагает и разную управленческую реакцию на них со стороны менеджмента. Многие попытки зафиксировать девиации представляются неоднозначными, поскольку отклонение от правил происходит в соответствии с неявными и скрытыми интересами, в том числе с интересами менеджмента. Изменяющиеся рынки, новые формы организации, развивающиеся технологии способствуют возникновению новых вариантов и возможностей, приводящих к появлению новых видов и форм девиаций. Нормы и правила, выступающие критериальной основой поведения личности, представляют собой живое и динамичное явление, имеют конкретно-исторический характер, во многом носят отпечаток субъективизма и избирательности. В связи с этим критерии поведения в организации бывают размытыми, нормы поведения в разных группах не совпадают или даже противоречат одна другой. В таких условиях человек пребывает в состоянии нравственного выбора, решает морально-этические проблемы. Важнейшая задача менеджмента заключается в обеспечении и совершенствовании действенности нравственных норм организации, формировании высокой корпоративной культуры и морали. Оппортунизм персонала Оппортунистическое поведение выражает стремление индивида (группы) удовлетворить собственные эгоистические интересы, что сопровождается проявлениями коварства и обмана. Оппортунизм — способ действия субъекта в соответствии с собственными интересами, не ограниченного соображениями морали и противоречащего интересам других лиц. Оппортунизм следует определить как преднамеренное скрытое воздействие, базирующееся на использовании информационного превосходства и направленное на достижение личного интереса в ущерб интересам других участников отношений. Оппортунистическое поведение характеризуется: • несовпадением интересов субъектов взаимодействия; • наличием асимметричной информации; • скрытым характером недобросовестного поведения на основе манипулирования асимметричной информацией; • нанесением ущерба интересам одной из сторон; • преднамеренностью действий. Факторы, от которых зависит степень оппортунистического поведения, условно можно разделить на две группы: внутренние (личностно-психологические) и внешние (социально-институциональные и технологические) (рис. 2. 17). ( Внутренние факторы имеют индивидуально-психологическую природу, и их идентификация представляется достаточно сложной. Внешние факторы в определенной степени поддаются формализации, что облегчает процесс управления ими для снижения уровня проявления оппортунизма. С учетом деления оппортунистического поведения на предконтрактный и послеконтрактный (по О. Уильямсону) основные формы внутрифирменного оппортунизма можно представить в виде матрицы (табл. 2.11).
Таблица 2.11.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.195 (0.009 с.) |