Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Композиционно-драматургическая функцияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Композиционно-драматургическая функция тематизма состоит во внутренней семантико-морфологической организации музыкального произведения. Семантический аспект возникает благодаря тому, что через тематизм как совокупность тематического материала и его развития осуществляется развертывание концепции музыкального произведения, его образного строя, типов выразительности, эмоционально-динамического состояния. Морфология тематизма отражает внутреннюю организацию темы, в частности роль в ней мотивов, фраз, субмотивов, и дальнейшее развитие темы с помощью тех или иных композиционных методов, охватывая в итоге целостную картину процессуального движения и кристаллической архитектоники тематизма. В тематической семантике и морфологии находят свое отражение также закономерности мелодии, гармонии, ритма, фактуры и любых других элементов музыкального языка179. Все названные основные функции музыкального тематизма историчны и не действуют одинаково во все времена. До возникновения теоретического понятия темы отдельные ее функции выполнялись другими композиционными элементами. В XX в. в додекафонно-серийном методе часть функций темы передана серии. В совершенно иной плоскости ставит вопрос о тематических функциях E. А. Ручьевская в книге «Функции музыкальной темы» (Л., 1977). Она противопоставляет внетекстовые и внутритекстовые функции тематизма. Внетекстовые функции говорят о взаимосвязи тематизма с жизненными прообразами музыки, с интонационным миром, с жанровым и стилевым содержанием, внутритекстовые характеризуют соотношения темы и «общих форм звучания» (ОФЗ), рельефа и фона внутри произведения. Не все функции музыкального тематизма соответствовали мировоззренческим представлениям в разные исторические эпохи. Так, наша первая эстетическая функция индивидуализации — для каждого музыкального произведения — не могла отвечать средневековым художественным канонам. В византийской, грегорианской монодии, в русском знаменном распеве, в творчестве мейстерзингеров не требовалось, чтобы каждый напев был индивидуально неповторим. В той или иной мере индивидуальным был жанр, глас, «тон» («Weise»), модус. Отдельное же произведение составлялось по определенным канонизированным мелодическим, ладовым или ритмическим формулам. 179 Сопоставим нашу систематику функций тематизма с имеющимися в литературе. В. Б. Валькова в своей классификации тематических функций ставит на первый план три функции — индивидуализации, концентрации и воплощения музыкального образа, из которых выводит еще две: тема как импульс, источник развития и тема как фактор членимости целого, образования цезур, граней формы (см. об этом: Валькова В. Б. К вопросу о понятии «музыкальная тема» // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. М., 1978. С. 178-179). Интегрирующая, объединяющая функция, также эстетическая, наиболее универсальна исторически, поскольку составляет необходимое условие художественной целостности. Однако характер целостности, степень связности целого также неодинаковы в разные времена и в разных жанрах. Наиболее целостны и интегрированны музыкальные произведения так называемого концертного класса жанров (по определению А. Сохора180), то есть симфонии, сонаты, концерты, романсы и другие виды произведений, предназначенные для внимательного прослушивания от начала до конца. Подобная целостность не является обязательной для музыкальных жанров народно-обрядовых, собственно культовых, для прикладной музыки (например, для озвучивания выставок, праздничных собраний и т. п.). В музыкальном творчестве до тех времен, когда стало складываться понятие музыкальной темы, важнейшую функцию интеграции выполняли разного рода композиционные элементы, становившиеся носителями формообразования. В античном искусстве это были ритмоформулы стоп и их сочленений, ладовые звукоряды, а также мелодические номы как образования более высокого структурного порядка. В музыке средневековья и Ренессанса та же функция придавалась модусам, ордо, талеа, колор, а также «тонам» («Weise»), как образованиям более высокого структурного порядка. Тому же служили и «церковные лады» с их системой опорных звуков. В музыке Новейшего времени додекафонная серия взяла на себя прежде всего эту интегрирующую функцию тематизма, став в этом смысле «темой» на предкомпозиционном уровне. Одновременно она освободила обычный, композиционный тематизм от части его «обязанностей». То же можно сказать о сериях, прогрессиях и других «рядах» ритма. В ходе общественного развития меняется конкретная тематика музыкальных произведений вместе с появлением и исчезновением каких-либо жанров, стилей, художественных направлений, целых исторических эпох. Музыка, как одна из форм общественного сознания, отражала и отражает в себе существенные повороты в человеческом мировоззрении и жизнеощущении. 180 Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Ч. 2. Л., 1981.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.104 (0.006 с.) |