Композиционно-драматургическая функция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Композиционно-драматургическая функция



Композиционно-драматургическая функция тематиз­ма состоит во внутренней семантико-морфологической организации музыкального произведения. Семантичес­кий аспект возникает благодаря тому, что через тема­тизм как совокупность тематического материала и его развития осуществляется развертывание концепции му­зыкального произведения, его образного строя, типов выразительности, эмоционально-динамического состоя­ния. Морфология тематизма отражает внутреннюю орга­низацию темы, в частности роль в ней мотивов, фраз,

субмотивов, и дальнейшее развитие темы с помощью тех или иных композиционных методов, охватывая в итоге целостную картину процессуального движения и крис­таллической архитектоники тематизма. В тематической семантике и морфологии находят свое отражение также закономерности мелодии, гармонии, ритма, фактуры и любых других элементов музыкального языка179.

Все названные основные функции музыкального те­матизма историчны и не действуют одинаково во все времена. До возникновения теоретического понятия темы отдельные ее функции выполнялись другими компози­ционными элементами. В XX в. в додекафонно-серий­ном методе часть функций темы передана серии.

В совершенно иной плоскости ставит вопрос о темати­ческих функциях E. А. Ручьевская в книге «Функции музыкальной темы» (Л., 1977). Она противопоставляет внетекстовые и внутритекстовые функции тематизма. Внетекстовые функции говорят о взаимосвязи тематизма с жизненными прообразами музыки, с интонационным миром, с жанровым и стилевым содержанием, внутритек­стовые характеризуют соотношения темы и «общих форм звучания» (ОФЗ), рельефа и фона внутри произведения.

Не все функции музыкального тематизма соответство­вали мировоззренческим представлениям в разные истори­ческие эпохи. Так, наша первая эстетическая функция индивидуализации — для каждого музыкального произве­дения — не могла отвечать средневековым художественным канонам. В византийской, грегорианской монодии, в рус­ском знаменном распеве, в творчестве мейстерзингеров не требовалось, чтобы каждый напев был индивидуально не­повторим. В той или иной мере индивидуальным был жанр, глас, «тон» («Weise»), модус. Отдельное же произведение составлялось по определенным канонизированным мело­дическим, ладовым или ритмическим формулам.

179 Сопоставим нашу систематику функций тематизма с имеющими­ся в литературе. В. Б. Валькова в своей классификации тематических функций ставит на первый план три функции — индивидуализации, концентрации и воплощения музыкального образа, из которых выво­дит еще две: тема как импульс, источник развития и тема как фактор членимости целого, образования цезур, граней формы (см. об этом: Валькова В. Б. К вопросу о понятии «музыкальная тема» // Музыкаль­ное искусство и наука. Вып. 3. М., 1978. С. 178-179).

Интегрирующая, объединяющая функция, также эсте­тическая, наиболее универсальна исторически, поскольку составляет необходимое условие художественной целост­ности. Однако характер целостности, степень связности целого также неодинаковы в разные времена и в разных жанрах. Наиболее целостны и интегрированны музыкаль­ные произведения так называемого концертного класса жанров (по определению А. Сохора180), то есть симфонии, сонаты, концерты, романсы и другие виды произведений, предназначенные для внимательного прослушивания от начала до конца. Подобная целостность не является обяза­тельной для музыкальных жанров народно-обрядовых, соб­ственно культовых, для прикладной музыки (например, для озвучивания выставок, праздничных собраний и т. п.). В музыкальном творчестве до тех времен, когда стало складываться понятие музыкальной темы, важнейшую функцию интеграции выполняли разного рода компози­ционные элементы, становившиеся носителями формооб­разования. В античном искусстве это были ритмоформу­лы стоп и их сочленений, ладовые звукоряды, а также мелодические номы как образования более высокого струк­турного порядка. В музыке средневековья и Ренессанса та же функция придавалась модусам, ордо, талеа, колор, а также «тонам» («Weise»), как образованиям более высо­кого структурного порядка. Тому же служили и «церков­ные лады» с их системой опорных звуков. В музыке Но­вейшего времени додекафонная серия взяла на себя преж­де всего эту интегрирующую функцию тематизма, став в этом смысле «темой» на предкомпозиционном уровне. Одновременно она освободила обычный, композиционный тематизм от части его «обязанностей». То же можно ска­зать о сериях, прогрессиях и других «рядах» ритма.

В ходе общественного развития меняется конкретная тематика музыкальных произведений вместе с появле­нием и исчезновением каких-либо жанров, стилей, худо­жественных направлений, целых исторических эпох. Музыка, как одна из форм общественного сознания, от­ражала и отражает в себе существенные повороты в чело­веческом мировоззрении и жизнеощущении.

180 Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Ч. 2. Л., 1981.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.004 с.)