Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные исторические системы организации ритмаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В европейском ритме, как межвидовом явлении, от античности до наших дней сложилось несколько систем организации, имеющих неодинаковое значение для истории и теории ритма в музыке. Прежде всего это три основные стиховые системы ритма: квантитативность (метричность в старом значении термина); квалитативность (тоничность в литературоведческом смысле); силлабичность (точнее — изосиллабичность, слогочислительность). Пограничной между музыкой и поэзией является система позднесредневековых модусов (модальная ритмика). Собственно музыкальными системами выступают мензуральная (XIII-XVI вв.), тактометрическая (классический метр и его позднейшие модификации, метричность в новом значении). Среди новейших форм организации ритма можно выделить прогрессии и серии, значимость которых пока трудно точно определить из-за краткости того исторического отрезка, когда они применялись и разрабатывались, — в основном 50-60-е гг. XX столетия. Квантитативная система (количественная, метрическая) имела значение для музыки античности, в период синкретического единства музыки — слова — танца. Систему характеризовали следующие особенности. Ритмика имела наименьшую измеряющую единицу — хронос протос (греч. χρόνοςπρώτος — первичное время), или мору (лат. mora — промежуток)89. Более крупные длительности складывались из этой наименьшей. Всего в древнегреческой теории ритма насчитывалось пять длительностей:
Системообразующим свойством квантитативности было то, что ритмические различия в ней создавались соотно- 89 Аналогичная наименьшая единица была в других древних культурах: в индийской — матра, в среднеазиатских — никре, накра. шением долгого и краткого, независимо от ударения90. Основным соотношением слогов по долготе было двойное. Сформированные из долгих и кратких слогов музыкально-стиховые стопы были точны по временным соотношениям, как это свойственно танцевальным фигурам, и слабо подвержены агогическим отклонениям91. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ СТОПЫ Двусложные
Трехсложные
Четырехсложные
90 Следует отличать квантитативность (количественность) как автономную систему ритма в языке и художественном творчестве от сопутствующих количественных колебаний звуков в квалитативной (тонической) системе языка и поэзии. Ритмические различия слогов по долготе и краткости есть и в современных языках, в том числе в русском. Но они непосредственно связаны с ударением: слоги под ударением продолжительнее слогов безударных (см. об этом, например, в работе: Златоустова Л. В. Фонетическая структура слова в потоке речи. Казань, 1962). Квантитативная система означает самостоятельность образования долгих и кратких длительностей, вне зависимости от характера и расположения акцентов. 91 М. Г. Харлап, отметивший в своих работах это качество, называет античную квантитативность «времяизмеряющей», в отличие от тактометричности, которая обладает значительной агогической свободой и поэтому не измеряет время точно (см.: Харлап М. Г. Ритмика Бетховена // Бетховен. М., 1971).
Пятисложная
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.52.243 (0.007 с.) |