Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные исторические системы организации ритма

Поиск

В европейском ритме, как межвидовом явлении, от античности до наших дней сложилось несколько систем организации, имеющих неодинаковое значение для исто­рии и теории ритма в музыке.

Прежде всего это три основные стиховые системы ритма: квантитативность (метричность в старом зна­чении термина); квалитативность (тоничность в лите­ратуроведческом смысле); силлабичность (точнее — изосиллабичность, слогочислительность).

Пограничной между музыкой и поэзией является сис­тема позднесредневековых модусов (модальная ритмика). Собственно музыкальными системами выступают мензу­ральная (XIII-XVI вв.), тактометрическая (классический метр и его позднейшие модификации, метричность в но­вом значении). Среди новейших форм организации ритма можно выделить прогрессии и серии, значимость которых пока трудно точно определить из-за краткости того исто­рического отрезка, когда они применялись и разрабаты­вались, — в основном 50-60-е гг. XX столетия.

Квантитативная система (количественная, метри­ческая) имела значение для музыки античности, в период синкретического единства музыки — слова — танца. Сис­тему характеризовали следующие особенности. Ритмика имела наименьшую измеряющую единицу — хронос протос (греч. χρόνοςπρώτος — первичное время), или мору (лат. mora — промежуток)89. Более крупные длительно­сти складывались из этой наименьшей. Всего в древнегре­ческой теории ритма насчитывалось пять длительностей:

хронос протос, брахея моносемос,
макра дисемос,
макра трисемос,
макра тетрасемос,
макра пентасемос.

Системообразующим свойством квантитативности было то, что ритмические различия в ней создавались соотно-

89 Аналогичная наименьшая единица была в других древних куль­турах: в индийской — матра, в среднеазиатских — никре, накра.

шением долгого и краткого, независимо от ударения90. Основным соотношением слогов по долготе было двой­ное. Сформированные из долгих и кратких слогов музы­кально-стиховые стопы были точны по временным соот­ношениям, как это свойственно танцевальным фигурам, и слабо подвержены агогическим отклонениям91.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ СТОПЫ

Двусложные

Ямб
Хорей (трохей)
Пиррихий
Спондей — —

Трехсложные

Дактиль
Амфибрахий
Анапест
Трибрахий
Молосс — — —
Бакхий
Антибакхий
Амфимакр

Четырехсложные

Хориямб
Ионик восходящий
Ионик нисходящий
Антиспаст

90 Следует отличать квантитативность (количественность) как авто­номную систему ритма в языке и художественном творчестве от сопут­ствующих количественных колебаний звуков в квалитативной (тони­ческой) системе языка и поэзии. Ритмические различия слогов по дол­готе и краткости есть и в современных языках, в том числе в русском. Но они непосредственно связаны с ударением: слоги под ударением продолжительнее слогов безударных (см. об этом, например, в работе: Златоустова Л. В. Фонетическая структура слова в потоке речи. Ка­зань, 1962). Квантитативная система означает самостоятельность обра­зования долгих и кратких длительностей, вне зависимости от характе­ра и расположения акцентов.

91 М. Г. Харлап, отметивший в своих работах это качество, называ­ет античную квантитативность «времяизмеряющей», в отличие от тактометричности, которая обладает значительной агогической свободой и поэтому не измеряет время точно (см.: Харлап М. Г. Ритмика Бетхо­вена // Бетховен. М., 1971).

  } 1-й
Эпитрит 2-й
  3-й
  4-й
  } 1-й
Пеон 2-й
    3-й
  4-й

Пятисложная

Дохмий


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.52.243 (0.007 с.)