Фактура и музыкальная форма в целом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фактура и музыкальная форма в целом



По поводу соотношения фактуры с музыкальной фор­мой в целом трудно говорить о каких-либо твердых все­общих нормах. Помимо отмеченной выше общей законо­мерности смены видов фактуры на границах формы мож­но указать лишь на простейшую тенденцию к активизации фактуры (увеличение числа голосов, усиление перемен­ности функций, колебания функционального состава) на развивающих этапах музыкальной формы. Однако от­ступления и от этих весьма элементарных «правил» до­статочно закономерны — фактура в целом не обладает большой самостоятельной формообразующей силой. Ис­пользование ее средств для построения формы обуслов­ливается прежде всего спецификой стиля (отдельного ком­позитора, школы, эпохи), свойствами жанра, индивиду­альным замыслом, драматургией. Поэтому фактурное оформление целого и частей оказывается в разных сти­лях не только неодинаковым, но порой и прямо противо­положным.

Вернемся еще раз к вопросу о принципе фактурных смен на гранях формы. Вопреки общей тенденции в таких стилях, как стили Корелли, И. С. Баха, Генделя, нормативно отсутствие каких-либо функциональных смен на гранях формы (например, в танцевальных час­тях оркестровых сюит Баха, в частях концертов Корел­ли, Генделя). В противоположность мастерам эпохи ба­рокко фактурные стили Малера, Веберна отличаются такой частой переменностью — и на гранях, и внутри построений, что границы формы оказываются нередко затушеванными, и общая закономерность проступает неявно.

Если взять другую общую тенденцию — к активи­зации фактуры в развивающих участках формы, — то и от нее есть устоявшиеся отступления. Одно из них находим в органной практике, когда в середине орган­ного произведения «отдыхает» бас и ткань делается более легкой (И. С. Бах, Пассакалия до минор, завер­шающая фуга).

Достигают противоположности фактурные решения та­ких важных участков формы, как кульминации, заклю­чительные разделы. Кульминация может отмечаться и наиболее плотной фактурой (симфонические tutti), и сравнительно разреженной (некоторые «тихие» кульми­нации в романсах Рахманинова) не только многоголосной тканью, но и одноголосием, унисоном (речитативные «про­возглашения» симфоний Шостаковича, мощные унисоны «Богатырской симфонии» Бородина). В завершениях му­зыкальных форм одинаково логичны и имитационные «про­щальные переклички» (выражение В. А. Цуккермана), и компактные моноритмичные аккорды. Фактура гибко реагирует на самые различные запросы индивидуального авторского замысла.

Фактура, достигшая наибольшей развитости и значи­мости в музыке XX в., по своим объективным свой­ствам — как реальная ткань музыкального произведе­ния — и в других стилевых условиях, при меньшей раз­витости и меньшем «удельном весе» в общем комплексе музыкальных средств, всегда остается самым конкрет­ным выразительным элементом, допускающим огромное индивидуальное разнообразие.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бейшлаг А, Орнаментика в музыке. М., 1978.

2. Бершадская Т. Некоторые особенности русского народного много­голосия // Очерки по теоретическому музыкознанию. Л., 1959.

3. Зубарева Н. Б. О некоторых особенностях фактуры как категории художественного пространства в музыке XX в. (на материале фор­тепианных произведений С. Слонимского и Б. Тищенко) // Совет­ская музыка 70-80-х гг.: эстетика, теория, практика. ЛГИТМиК им. Н. Черкасова. Л., 1989.

4. Игнатченко Г. И, О динамических процессах в музыкальной фак­туре (на материале произведений украинских советских компози­торов): Автореферат канд. дис. Киев, 1984.

5. Кудряшов Ю. Гокет в музыке средних веков // Проблемы музы­кальной науки. Вып. 3. М., 1975.

6. Музыкальная фактура. РАМ им. Гнесиных. Вып. 146. М., 2001.

7. Мутли А. Мелодические функции голосов многоголосной музы­ки. // Проблемы организации музыкального произведения. МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1979.

8. Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке: художественные воз­можности, структура, функции. М., 1985.

9. Слонимский С. «Песнь о земле» Г. Малера и вопросы оркестровой полифонии // Вопросы современной музыки. Л., 1963.

10. Сниткова И. Специфика «полифонической» структуры многоголо­сия // Современное искусство музыкальной композиции. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 79. М., 1985.

11. Титова E. В. Фактура как элемент стилевой системы (на материа­ле клавирных сочинений Моцарта): Автореферат канд. дис. ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова. Л., 1985.

12. Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигура­ции. Ч. 1. М., 1976; Ч. 2. М., 1977.

13. Фактура в системе музыкально-выразительных средств. Красно­ярск, 1991.

14. Франтова Т. О новых функциях полифонической фактуры в советс­кой музыке 60-х годов // Проблемы музыкальной науки. Вып. 5. М., 1983.

15. Шнитке А. Заметки об оркестровой полифонии в Четвертой симфо­нии Д. Д. Шостаковича // Музыка и современность. Вып. 4. М., 1966.

16. Шнитке А. Особенности оркестрового голосоведения С. Прокофье­ва // Музыка и современность. Вып. 8. М., 1974.

17. Шнитке А. Особенности оркестрового голосоведения в ранних произ­ведениях Стравинского // Музыка и современность. Вып. 5. М., 1967.

18. Шульгин Д. И. Современные черты композиции Виктора Екимовского. М., 2002 (в печати).

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ТЕМАТИЗМ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.007 с.)