Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фактура и музыкальная форма в целом
По поводу соотношения фактуры с музыкальной формой в целом трудно говорить о каких-либо твердых всеобщих нормах. Помимо отмеченной выше общей закономерности смены видов фактуры на границах формы можно указать лишь на простейшую тенденцию к активизации фактуры (увеличение числа голосов, усиление переменности функций, колебания функционального состава) на развивающих этапах музыкальной формы. Однако отступления и от этих весьма элементарных «правил» достаточно закономерны — фактура в целом не обладает большой самостоятельной формообразующей силой. Использование ее средств для построения формы обусловливается прежде всего спецификой стиля (отдельного композитора, школы, эпохи), свойствами жанра, индивидуальным замыслом, драматургией. Поэтому фактурное оформление целого и частей оказывается в разных стилях не только неодинаковым, но порой и прямо противоположным. Вернемся еще раз к вопросу о принципе фактурных смен на гранях формы. Вопреки общей тенденции в таких стилях, как стили Корелли, И. С. Баха, Генделя, нормативно отсутствие каких-либо функциональных смен на гранях формы (например, в танцевальных частях оркестровых сюит Баха, в частях концертов Корелли, Генделя). В противоположность мастерам эпохи барокко фактурные стили Малера, Веберна отличаются такой частой переменностью — и на гранях, и внутри построений, что границы формы оказываются нередко затушеванными, и общая закономерность проступает неявно. Если взять другую общую тенденцию — к активизации фактуры в развивающих участках формы, — то и от нее есть устоявшиеся отступления. Одно из них находим в органной практике, когда в середине органного произведения «отдыхает» бас и ткань делается более легкой (И. С. Бах, Пассакалия до минор, завершающая фуга). Достигают противоположности фактурные решения таких важных участков формы, как кульминации, заключительные разделы. Кульминация может отмечаться и наиболее плотной фактурой (симфонические tutti), и сравнительно разреженной (некоторые «тихие» кульминации в романсах Рахманинова) не только многоголосной тканью, но и одноголосием, унисоном (речитативные «провозглашения» симфоний Шостаковича, мощные унисоны «Богатырской симфонии» Бородина). В завершениях музыкальных форм одинаково логичны и имитационные «прощальные переклички» (выражение В. А. Цуккермана), и компактные моноритмичные аккорды. Фактура гибко реагирует на самые различные запросы индивидуального авторского замысла.
Фактура, достигшая наибольшей развитости и значимости в музыке XX в., по своим объективным свойствам — как реальная ткань музыкального произведения — и в других стилевых условиях, при меньшей развитости и меньшем «удельном весе» в общем комплексе музыкальных средств, всегда остается самым конкретным выразительным элементом, допускающим огромное индивидуальное разнообразие. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Бейшлаг А, Орнаментика в музыке. М., 1978. 2. Бершадская Т. Некоторые особенности русского народного многоголосия // Очерки по теоретическому музыкознанию. Л., 1959. 3. Зубарева Н. Б. О некоторых особенностях фактуры как категории художественного пространства в музыке XX в. (на материале фортепианных произведений С. Слонимского и Б. Тищенко) // Советская музыка 70-80-х гг.: эстетика, теория, практика. ЛГИТМиК им. Н. Черкасова. Л., 1989. 4. Игнатченко Г. И, О динамических процессах в музыкальной фактуре (на материале произведений украинских советских композиторов): Автореферат канд. дис. Киев, 1984. 5. Кудряшов Ю. Гокет в музыке средних веков // Проблемы музыкальной науки. Вып. 3. М., 1975. 6. Музыкальная фактура. РАМ им. Гнесиных. Вып. 146. М., 2001. 7. Мутли А. Мелодические функции голосов многоголосной музыки. // Проблемы организации музыкального произведения. МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1979. 8. Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке: художественные возможности, структура, функции. М., 1985. 9. Слонимский С. «Песнь о земле» Г. Малера и вопросы оркестровой полифонии // Вопросы современной музыки. Л., 1963. 10. Сниткова И. Специфика «полифонической» структуры многоголосия // Современное искусство музыкальной композиции. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 79. М., 1985. 11. Титова E. В. Фактура как элемент стилевой системы (на материале клавирных сочинений Моцарта): Автореферат канд. дис. ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова. Л., 1985.
12. Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Ч. 1. М., 1976; Ч. 2. М., 1977. 13. Фактура в системе музыкально-выразительных средств. Красноярск, 1991. 14. Франтова Т. О новых функциях полифонической фактуры в советской музыке 60-х годов // Проблемы музыкальной науки. Вып. 5. М., 1983. 15. Шнитке А. Заметки об оркестровой полифонии в Четвертой симфонии Д. Д. Шостаковича // Музыка и современность. Вып. 4. М., 1966. 16. Шнитке А. Особенности оркестрового голосоведения С. Прокофьева // Музыка и современность. Вып. 8. М., 1974. 17. Шнитке А. Особенности оркестрового голосоведения в ранних произведениях Стравинского // Музыка и современность. Вып. 5. М., 1967. 18. Шульгин Д. И. Современные черты композиции Виктора Екимовского. М., 2002 (в печати). ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ТЕМАТИЗМ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.007 с.) |