Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Параметры и элементы фактуры

Поиск

Фактура как реальная, осязаемая ткань музыки имеет определенные параметры, координаты своего строения и измерения. Она обладает также иерархической системой организующих и организуемых элементов, совокупно­стью различных качественных сторон.

В музыкальной фактуре можно насчитать следую­щие три параметра: высотно-регистровый, временной и глубинный.

В высотно-регистровом измерении пласты фактуры и голоса предстают как верхние, средние и нижние. Вре­менной параметр показывает координацию фактурных элементов во времени и определяет их соотношения как вертикаль, горизонталь, диагональ. Глубинный параметр

151 См.: Salmenhaara E. Das musikalische Material und seine Behandlung in den Werken Apparitions, Atmospheres, Aventures und Requiem von György Ligeti. Regensburg, 1969. S. 135-137. См. также «Микрополи­фонический пласт» в части четвертой «Тематизм» данной книги.

выявляет пространственные качества музыкальной тка­ни и имеет также многообразные градации, но не такие устойчивые и определенные, как в двух других парамет­рах. Диапазон глубинного измерения охватывает соотно­шения фактурных элементов от ассоциативных простран­ственных представлений до реальных стереоэффектов, создаваемых особым расположением источников звука. Верхние, средние и нижние голоса музыкальной тка­ни легко дифференцируются в сознании на высотные регистры благодаря звуковысотному слуху, который при­сущ человеческому восприятию. История развития фак­туры показывает, что ни одному из высотных регистров не отдается устойчивого предпочтения с точки зрения функционально-тематического главенства какого-либо голоса: главный, тематически ведущий голос закономер­но может располагаться и в верхнем, и в среднем, и в нижнем пласте в связи с условиями того или иного исто­рически сложившегося фактурного типа. Например, в простейшей гомофонии мелодический голос занимает место, как правило, в верхнем регистре, в форме вариа­ций на basso ostinato основным регистром темы является нижний; в полифонических произведениях на cantus firmus одно из характернейших положений ведущего голоса — середина музыкальной ткани; в фуге тема про­водится последовательно во всех высотных регистрах, а в некоторых эпизодах музыки XIX-XX вв. встречаются многооктавные дублировки одноголосия, которые звучат во всех регистрах одновременно.

Понятия вертикали и горизонтали — давние и усто­явшиеся в теории музыки. Лишь сравнительно недавно они дополнились понятием диагонали, и в музыкально-теоретический обиход вошли выражения «диагональная фактура», «диагональная гармония», «диагональный те­матизм». Появление понятия фактурной диагонали было вызвано некоторыми новациями письма европейской музыки XX в., особенно начиная с 50-х гг.

Диагональная фактура была связана с целым комплексом выразительных средств одной из стилевых облас­тей музыки XX в. Составные такого комплекса — это тотальная хроматика со сплошным заполнением полуто­новых «полей», додекафонная серия, созвучия-класте-

ры, crescendo-diminuendo фактуры как способ оформле­ния музыкальной ткани, придания ей упорядоченности и целостности.

Стилевым периодом, когда развился этот комплекс средств, было творчество европейских композиторов 50-60-х гг., в частности авторов из СССР. Яркие примеры в советской музыке находим в Концерте-буфф С. Слоним­ского (начало и конец I части), в «Поэтории» P. Щедри­на, в симфониях и «Коллаже на тему BACH» А. Пярта и др. Произведением, целиком построенным на приеме crescendo—diminuendo фактуры, с непрерывным развити­ем в диагональном ракурсе, является «Музыка для кла­весина и ударных из коллекции М. Пекарского» С. Гу­байдулиной.

Из находок более раннего этапа творчества XX в. мож­но указать в качестве далекой предтечи фактуры диаго­нального ракурса в современной музыке фрагмент из Пяти оркестровых песен А. Берга на тексты П. Альтенберга. В репризе песни № 3 «Над границами всего» в оркестре из одной звуковой точки постепенно вырастает двенадцатизвучный гармонический комплекс, с последо­вательным включением звуков по диагонали, с образова­нием «диагональной темы», диагонального гармониче­ского оборота, волны фактурного crescendo, символиче­ски передающих основную мысль словесного текста — о предельности границ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.240.101 (0.006 с.)