Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Параметры и элементы фактурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Фактура как реальная, осязаемая ткань музыки имеет определенные параметры, координаты своего строения и измерения. Она обладает также иерархической системой организующих и организуемых элементов, совокупностью различных качественных сторон. В музыкальной фактуре можно насчитать следующие три параметра: высотно-регистровый, временной и глубинный. В высотно-регистровом измерении пласты фактуры и голоса предстают как верхние, средние и нижние. Временной параметр показывает координацию фактурных элементов во времени и определяет их соотношения как вертикаль, горизонталь, диагональ. Глубинный параметр 151 См.: Salmenhaara E. Das musikalische Material und seine Behandlung in den Werken Apparitions, Atmospheres, Aventures und Requiem von György Ligeti. Regensburg, 1969. S. 135-137. См. также «Микрополифонический пласт» в части четвертой «Тематизм» данной книги. выявляет пространственные качества музыкальной ткани и имеет также многообразные градации, но не такие устойчивые и определенные, как в двух других параметрах. Диапазон глубинного измерения охватывает соотношения фактурных элементов от ассоциативных пространственных представлений до реальных стереоэффектов, создаваемых особым расположением источников звука. Верхние, средние и нижние голоса музыкальной ткани легко дифференцируются в сознании на высотные регистры благодаря звуковысотному слуху, который присущ человеческому восприятию. История развития фактуры показывает, что ни одному из высотных регистров не отдается устойчивого предпочтения с точки зрения функционально-тематического главенства какого-либо голоса: главный, тематически ведущий голос закономерно может располагаться и в верхнем, и в среднем, и в нижнем пласте в связи с условиями того или иного исторически сложившегося фактурного типа. Например, в простейшей гомофонии мелодический голос занимает место, как правило, в верхнем регистре, в форме вариаций на basso ostinato основным регистром темы является нижний; в полифонических произведениях на cantus firmus одно из характернейших положений ведущего голоса — середина музыкальной ткани; в фуге тема проводится последовательно во всех высотных регистрах, а в некоторых эпизодах музыки XIX-XX вв. встречаются многооктавные дублировки одноголосия, которые звучат во всех регистрах одновременно. Понятия вертикали и горизонтали — давние и устоявшиеся в теории музыки. Лишь сравнительно недавно они дополнились понятием диагонали, и в музыкально-теоретический обиход вошли выражения «диагональная фактура», «диагональная гармония», «диагональный тематизм». Появление понятия фактурной диагонали было вызвано некоторыми новациями письма европейской музыки XX в., особенно начиная с 50-х гг. Диагональная фактура была связана с целым комплексом выразительных средств одной из стилевых областей музыки XX в. Составные такого комплекса — это тотальная хроматика со сплошным заполнением полутоновых «полей», додекафонная серия, созвучия-класте- ры, crescendo-diminuendo фактуры как способ оформления музыкальной ткани, придания ей упорядоченности и целостности. Стилевым периодом, когда развился этот комплекс средств, было творчество европейских композиторов 50-60-х гг., в частности авторов из СССР. Яркие примеры в советской музыке находим в Концерте-буфф С. Слонимского (начало и конец I части), в «Поэтории» P. Щедрина, в симфониях и «Коллаже на тему BACH» А. Пярта и др. Произведением, целиком построенным на приеме crescendo—diminuendo фактуры, с непрерывным развитием в диагональном ракурсе, является «Музыка для клавесина и ударных из коллекции М. Пекарского» С. Губайдулиной. Из находок более раннего этапа творчества XX в. можно указать в качестве далекой предтечи фактуры диагонального ракурса в современной музыке фрагмент из Пяти оркестровых песен А. Берга на тексты П. Альтенберга. В репризе песни № 3 «Над границами всего» в оркестре из одной звуковой точки постепенно вырастает двенадцатизвучный гармонический комплекс, с последовательным включением звуков по диагонали, с образованием «диагональной темы», диагонального гармонического оборота, волны фактурного crescendo, символически передающих основную мысль словесного текста — о предельности границ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.240.101 (0.006 с.) |