Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Происхождение и эволюция понятия темы в музыкеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На протяжении истории своего существования тема как музыкально-теоретическое понятие не принадлежала только одной какой-то категории. При появлении этого термина в XVI в. тема относилась к категории письма. Дальнейший этап развития темы — с конца XVIII в. — закрепил ее как категорию музыкальной формы, и это значение стало для темы классическим. Новейший этап — вторая половина XX в. — добавил ее осмысление как категории драматургии. Сама же идея темы музыкального произведения, музыкальной темы восходит к античной риторике, к учениям об «инвенции» и «диспозиции». Понимание темы в плане учения об инвенции стало общим историческим источником и для музыки, и для других искусств, в частности для литературы. Понимание же ее в плане диспозиции закрепилось именно в музыке, но не в литературе. Учение об инвенции послужило общему пониманию темы как не случайного, а специально подобранного материала. По определению древнеримского ученого Квинтилиана, риторическая инвенция обозначает нахождение, изобретение темы, сюжета. Идею античной инвенции использовали И. Хайнихен в «Искусстве изобретения» («Finde-Kunst», 1728), где автор указывает, что половину усилий при сочинении музыки надо прикладывать для нахождения темы, и И. Маттезон в «Руководстве к инвенции» (1736). У X. Циглера (1739) встречается выражение «тема, или inventio». Как пишет P. Дамман, термин «инвенция» («нахождение») употребляется в связи с различными видами музыкальных произведений: фугами, шансон, преамбулами. Глареан в «Додекахордоне» (1547) писал о «thematis inventio» в основе многоголосной композиции, К. Жанекен выпустил первую книгу «Inventions musicales» (1555). У Ф. А. Бонпорти есть «Инвенции для скрипки соло и basso continuo» ор. 10 (1713), у И. С. Баха — двухголосные «Инвенции» для клавира (1723). Инвенция в эпоху барокко стала центральной областью учения о композиции181. 181 См. об этом: Dammann R. Der Musikbegriff im deutschen Barock. Köln, 1967. S. 115-116. «Инвенционное» понимание темы, однако, не давало точного представления о ее функциональном соотношении со всем прочим материалом в музыкальной композиции. Оно содержало самую общую мысль о применении инвенции к началу музыкальной речи и о необходимости на основе хорошей идеи развивать композиторскую фантазию. Понятие инвенции как «нахождения» распространялось и на область украшающих фигур, что предполагало в первую очередь искусство находить в вокальной музыке верное соответствие слову («ars inveniedi»). Инвенция, таким образом, касалась всего материала музыкального произведения и не требовала противопоставления темы и развития, темы и подчиненного материала. Функциональная определенность темы в музыкальной композиции пришла из учения о диспозиции. Одним из путей формирования темы стало использование плана ораторской речи, что видно во многих работах от И. Маттезона («Совершенный капельмейстер», 1739) до И. Форкеля («Всеобщая история музыки», 1788). Ораторскую диспозицию, рекомендованную музыкантам Маттезоном, Форкель развил, конкретно показав работу композитора над музыкальной темой и формой. В четвертой части «Всеобщей истории музыки», названной «Музыкальная риторика», в разделе «Эстетический порядок музыкальных мыслей» он разработал следующую логическую последовательность разделов музыкального сочинения, в которой после вступления заняла свое место «тема», произошедшая от риторического «propositio» (главная часть, определение главной мысли): а) вступление; б) тема (главная партия); в) побочная партия; г) противопартия; д) расчленения; е) подтверждения; ж) усиления; з) заключение182. Близкий к форкелевскому порядок разделов в экспозиции (имеется в виду сонатная форма) намечает Э. Вольф 182 Forkel J. N. Allgemeine Geschichte der Musik. Leipzig, 1788. S. 66. в «Музыкальном обучении» (тот же год — 1788)183, с функциональным помещением темы в первом разделе: а) тема; б) ее расчленение, увеличение и уменьшение; в) похожее повторение в различных побочных тональностях; г) побочные партии; д) похожие темы в различных побочных партиях; е) определенная конечная цель. Такое понимание темы, как в музыке, не установилось в других видах искусств. Обращает на себя внимание, что в литературе, где произведения также имеют процессуально-временной характер, оно отличается очень существенно. Темой там считается или предмет изображения, или жизненный материал, или проблема произведения. Понятие темы дополняется понятием идеи — главной мысли произведения184. Тема может быть выражена уже в самом заглавии произведения: «Недоросль», «Горе от ума», «Герой нашего времени», «Кто виноват», «Что делать?», «Преступление и наказание», «Как закалялась сталь»185. Как видим, тема в литературе толкуется неоднозначно. И если тематическое значение предмета изображения, жизненного материала можно как раз связать с риторической инвенцией, то композиционное понятие, выводимое из риторической диспозиции, теме здесь вообще несвойственно. Тема литературного сочинения — это комплекс, проходящий от начала до конца произведения и понимаемый только в границах всего целого. Термин «тема» с несколькими синонимами стал появляться в европейской музыке с XVI в. и применялся по отношению к полифоническим голосам186. Глареан 183 Wolf E. W. Musikalischer Unterricht. Dresden, 1788. S. 40. 184 См. об этом работы: Головенченко Ф. М. Введение в литературоведение. М., 1964. С. 93, 96: Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1976. С. 136-146; Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1979. С. 109-111. 185 См. об этом: Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. С. 109. 186 Слово «тема» в истории музыки первоначально фигурировало в совершенно ином смысле: оно было обозначением невмы типа © (эк-фонетическая нотация в болгарских памятниках, средняя и поздняя византийская нотация, предположительно кондакарное письмо). в «Додекахордоне» назвал темой тенор, снабженный указанием на построение из него многоголосного канона, Царлино в «Institutioni harmonische» (1558) обозначил как «тема» (или «passagio») мелодию, контрапунктирующую с cantus firmus («soggetto»). Музыкально самостоятельное soggetto появилось в подражание словесному языку. Царлино в укор музыкантам говорил о том, что речь имеет soggetto. Смысл полифонического голоса «тема» сохранила и в XVII-XVIII вв., когда она, отождествляемая с «soggetto» и «Subjekt», относилась прежде всего к теме фуги. Возникшее здесь контрапунктическое противопоставление «Subjekt» и «Contrasubjekt» осмысливалось как риторическая антитеза барокко187. В барокко модель темы концентрировалась также на остинантном басе ламенто. Лишь с торжеством гомофонного принципа в европейской музыке «тема» стала распространяться на гомофонные построения. Немецкие теоретики XVIII в. в качестве синонима «темы» использовали термин «главная партия» («Hauptsatz»), а к концу века понятие темы все больше закреплялось за построениями типа гомофонного периода188. Примечательно, что «тема», в отличие от «мотива», исторически формировалась в неотъемлемой связи с несколькими особенно важными формами-жанрами — фугой, сонатой и вариациями. Когда мы прослеживали путь от риторической диспозиции к музыкальной теме в ее окончательно сформировавшемся виде, этот путь не случайно привел нас к сонатной форме, сонатной экспозиции, к теме как структурно и функционально определенной главной мысли произведения (в «эстетическом порядке мыслей» Форкеля, композиционном плане Вольфа)189. 187 См. об этом: Dammann R. Der Musikbergriff im deutschen Barock. S. 115-116. 188 Данные о ранних этапах развития темы приведены в энциклопедиях: Riemann. Musik-Lexikon (Mainz, 1967. S. 591); Musik in der Geschichte und Gegenwart. XIII (Kassel-Basel, 1966. S. 282-311); а также в статье Вальковой «К вопросу о понятии „музыкальная тема"» (С. 170-173) и ее же статье «Тема» в Музыкальной энциклопедии (Т. 5. М., 1981. Столб. 487). 189 О «транспозиции» и переосмыслении риторической диспозиции в сонатной форме см.: Холопова В. Н. О прототипах функций музыкальной формы // Проблемы музыкальной науки. Вып. 4. М., 1979. Из истории становления тематизма мы узнаем, что «тема», как она мыслится в XX в., в частности, в отечественном музыкознании, не была единственным выразителем тематического начала в истории и теории европейской музыки. В немецких учениях о композиции XIX в., которые были весьма значимы для музыкального сознания Европы, первым и общим понятием была не «тема», а «мотив». Слово «motivo» в начале XVIII в. использовалось в «Музыкальном словаре» С. Броссара, причем приравнивалось к «инвенции» и «Dessein»190. Приближение к музыкальному учению о мотиве было сделано Маттезоном в работе «Зерно науки о мелодии...» («Kern melodischer Wissenschaft... Haupt und Grund-Lehren der musikalischen Setz-Kunst», 1737), где мелодия была разделена на «музыкальные стопы». В последующие десятилетия XVIII в. Й. Рипель в учении о тактовом порядке и Г. Кох в исследовании о членении мелодии исходили из мотива как строительного элемента композиции, не употребляя самого термина «мотив». В Италии XVIII в. сложилась традиция называть мотивом главную мысль арии. Если «тема» оформилась в связи с фугой, сонатой и вариациями и лишь затем достигла универсального значения для всех форм, «мотив» приобрел этот универсализм раньше. О приоритете мотива красноречиво говорит содержание такого фундаментального труда, каким является «Учение о музыкальной композиции» А. Б. Маркса (1837—1847). Слово «мотив» появляется там в первой книге первой части: «Изобретение мелодии. Мотив». Далее мотив становится опорной тематической единицей при построении периодов, «песенных форм» и других, более крупных форм. Слово «тема» появляется лишь в связи с фугой в четвертой книге второй части: «Всеобщие правила образования темы фуги». Аналогичное отношение к мотиву видно в целом ряде более поздних немецких работ — Ф. Гейера, И. Хаберта, X. Римана (у Римана есть отдельная работа о мотиве, но 190 Brossard S. de. Dictionnaire de musique. 3. Ausg. Amsterdam (um 1710). P. 70. не о теме), А. Рихтера, С. Креля, X. Шенкера, Э. Хофмана и других191. Даже в середине XX в. у музыковеда из Германии Й. Тильмана в «Учении о музыкальной форме в наше время» на первом месте стоит мотив, на втором — тема192. Близкой точки зрения придерживаются в теоретических трудах по музыкальной форме и композиции авторы из других стран в конце XIX и XX вв., например А. С. Аренский, Э. Праут, Г. Л. Катуар, Л. Бурлас, А. Фрончкевич и Ф. Сколышевский, E. И. Месснер193. В значительно меньшем числе немецких трудов на первое место выводится тема. Во-первых, это «Учение о композиции» И. X. Лобе (1844), хотя данный автор интенсивно разрабатывал и теорию мотива, в дальнейшем работы 3. Ядассона, X. Лейхтентритта194. Из позднейших авторов, советских и польских, — О. А. Евлахов, Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман, В. Кандульский195. Приблизительно к началу XX в. в той же классической традиции понимания тематизма мотив и тема урав- 191 Geyer F. Musikalische Compositionslehre. Theil. 1. Berlin, 1862; Habert J. E. Beiträge zur Lehre von der musikalischen Komposition. 3 Buch. Leipzig, 1899; Riemann Н. Grosse Kompositionslehre. Bd. 1. Berlin, Stuttgart, 1902; Idem. Was ist ein Motiv? In: Präludien und Studien I. Heilbronn, 1895; Idem. Die Elemente der musikalischen Aesthetik. Berlin; Stuttgart, 1900; Idem. Grundriss der Kompositionslehre. Theil. 1. Leipzig, 1910; Richiter A. Die Lehre von der Form in der Musik. Leipzig, 1904; Idem. Die Lehre von der thematischer Arbeit mit praktischen Übungen verbunden. Leipzig, 1909; Krehl S. Musikalische Formenlehre. Theil. 1. Leipzig, 1902; Schenker Н. Neue musikalische Theorien und Phantasien. Bd. 1. Stuttgart, Berlin, 1906; Hoffmann E. Das Wesen der Melodie. Theil. 1. Berlin, 1924. 192 Thilmann J. P. Musikalische Formenlehre in unserer Zeit. Dresden, 1950. 193 Аренский А. Руководство к изучению форм инструментальной музыки. М., 1914; Праут Э. Музыкальная форма. М., 1917; Катуар Г. Музыкальная форма. Ч. I. М., 1934; Burlas L. Formy a druhy hudobneho umenia. Bratislava, 1962; Fraczkiewicz A., Skolyszewski F. Formy muzyczne, I. Krakow, 1966; Месснер È. Основы композиции. М., 1968. 194 Lobe J. С. Compositions-Lehre oder umfassende Theorie von der thematischen Arbeit. Weimar, 1844; Jadassohn S. Die Formen in den Werken der Tonkunst. Bd. 4. Leipzig, 1910; Leichtentritt Н. Musikalische Formenlehre. Leipzig, 1927. 195 Евлахов О. Проблемы воспитания композитора. Л., 1963. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979; Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967; Kandulski W. О formach muzycznych. Warszawa, 1970. ниваются в своей значимости — у P. Штёра, С. И. Танеева, затем у И. В. Способина196 и других. Классическое учение о тематизме XIX и — как продолжение — XX в. — на основе мотива, а затем темы показало тематическую всеохватность произведения, иерархию тематических единиц, способы преобразования тематического материала в музыкальном сочинении. Мотив и тема при этом понимались исключительно одноголосно. Еще А. Б. Маркс в «Учении о музыкальной композиции» продемонстрировал метод построения мелодии на основе мотивов, имеющих мелодическую и ритмическую характеристики. По его словам, мелодия должна быть «мотивирована»197. Мотив же — это «росток» или «побег», из которого вырастают более крупные музыкальные последовательности. Маркс систематизирует и методы развития мотива, показывая весьма большое их количество. Чрезвычайно важно, что методы мотивного развития дифференцируются им в зависимости от функции части в форме (по современной терминологии) — принадлежит ли часть экспозиции, «ходу» и т. д. По отношению к экспонированию материала («нахождение мелодии») он указывает четыре способа преобразования: повторение, транспозицию, обращение, уменьшение или увеличение. В связи с сочинением «хода» — транспозицию, уменьшение, обращение, образование новых мотивов путем смены направления мелодии, использование и равномерного ритмического движения, и разных ритмических вариантов мотива (в том числе с ритмическим дроблением на мелкие длительности), вплоть до превращения одного мотива в другой. Одним из основополагающих трудов стало «Учение о композиции, или Всеобщая теория тематической работы и новых инструментальных форм, основанная на произведениях лучших мастеров и поясненная разнообразными 196 См.: Stöhr R. Formenlehre der Musik. Leipzig [s. а.]; Арзаманов Ф. С. И. Танеев — преподаватель курса музыкальных форм. М., 1963; Способин И. В. Музыкальная форма. М., 1980. 197 Позднее (1889) 3. Ядассон в книге «Формы в произведениях музыкального искусства» добавил, что мелодия может вырастать и из начального мотива, и не из начального, путем присоединения новых мотивов, и вообще не строиться на основе какого-либо мотива, что свойственно песням и песенным медленным частям. примерами» И. X. Лобе. В изложении принципов музыкально-тематической работы автор исходит из эстетической посылки о многообразии в единстве и единстве в многообразии (изменение одного и того же, когда одно кажется другим). Единство зиждется на неизменности такта и темпа, на единой тональности, единой музыкальной мысли. Многообразие идет от различных музыкальных фигур, модуляционно-гармонического развития, изменений при повторениях. Как раз в этой работе на первый план выводится тема, которая связывается с одноголосной мелодией в восемь тактов. Восьмитакт получает также название периода198. Еще в одном своем труде — «Музыкальный катехизис», переведенном П. И. Чайковским на русский язык в 1869 г., Лобе дал следующее определение темы: «Музыкальная мысль, служащая основанием всех мотивов, периодов и т. п. Тема находится обыкновенно в начале пьесы»199. Центральное место в труде Лобе уделено мотивной работе. Мотив рассматривается в связи с более крупными построениями и встраивается в иерархию членений периода: 8 тактов — период, 4 — предложение, 2 — der Abschnitt200, l — мотив. Типичная протяженность мотива, таким образом, — однотакт. Вслед за Марксом Лобе обобщает и виды мотивного развития: транспозиция, сужение и расширение интервалов, обращение, увеличение и уменьшение, внутренний повтор в мотиве, обновление части мотива, ритмическое варьирование, сложные звуковысотные и ритмические преобразования. Мотивная работа показана не только в главном голосе, но и в побочных, то есть не только в одноголосии, но и в многоголосии. Предложены способы мотивного построения не одних лишь квадратных периодов, но и периодов в 6, 10, 11, 12 тактов. Вся книга Лобе, богато проиллюстрированная нотными образцами от Гайдна, Моцарта, Бетховена до современных автору композиторов, привлекает своей музыкальностью. 198 Имеется в виду не только экспозиционный период-восьмитакт, но любой. При анализе финала симфонии N° 104 D-dur Гайдна Лобе насчитывает 18 периодов. 199 Чайковский П. Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка. Т. 3. Б. м., 1961. С. 450. 200 П. И. Чайковский переводит «der Abschnitt» как «отдел» (Там же. С. 449). X. Риман развил теорию тематизма в характерных для него направлениях. Сосредоточившись больше всего на мотиве, он в простейшем образовании 2/4 усматривал первоэлемент всей музыки. Здесь для него была и логика симметричного ответа «второго» на «первое», и ямбический порядок последования звуков, и первичная (по его представлению) метрическая двудольность, и органическая связь мелодики и ритмики мотива с динамикой и агогикой. Мотив, по Риману, есть реальная единица музыки, имеющая не только мелодический и ритмический рисунок, но также гармонию, динамику, агогику, тембр. В приведенной форме мотива (с движением от затакта к сильной доле) видно и ядро известной теоретической ошибки Римана — догмы о ямбизме музыкальной организации, приводившей автора к умозрительному прочтению нотного текста, никогда не разделявшемуся музыкантами. С другой стороны, построение на основе исходной ямбической ячейки путем возрастания масштабных порядков целостно организованного восьмитакта составило одно из важнейших открытий Римана, так как раскрывало функциональную логику исходной классической музыкальной формы — периода. В музыкально-теоретических учениях XIX в. выстраиваются в одну систему явления тематизма (мотив, тема) и музыкальной формы (период, предложение, der Abschnitt). Тема здесь утверждается как категория формы, а музыкальная форма опирается на тематизм как фундаментальную основу. На протяжении XIX в. все больше росло противоречие между теорией, трактовавшей тему (и мотив) одноголосно, и практикой сочинения гомофонной и гомофонно-полифонической музыки, в которой темы были фактически многоголосными. Противоречие это перешло отчасти и в XX в. В музыке XIX в. укреплялось стремление придавать аккомпанирующим, побочным голосам все большее тематическое содержание благодаря индивидуализации и полифонизации фактуры. Например, в стиле Брамса наметилась полная тематизация всей фактуры, включая фигурационные, пассажного типа голоса. Теория музыки XX в. привнесла целый ряд новых воззрений на тематизм, весьма значительно отойдя от теоретических представлений XVIII-XIX веков. По существу, в XX в. была создана новая концепция музыкального тематизма. Поводы к новому осмыслению тематизма дали принципиальная полифоничность музыкального мышления XX в., серийная и сериальная техника сочинения, тембро-фактурное преобразование материала и другие особенности мышления и музыкального языка XX столетия. К числу наиболее значительных зарубежных трудов, отражающих новые воззрения на музыкальный тематизм, могут быть отнесены книги P. Рети «Тематический процесс в музыке» и И. Руфера «Композиция посредством двенадцати тонов»201. Обе названные книги примечательны одной сближающей их идеей — всемерным подчеркиванием в тематизме названной нами второй эстетической функции интегрирования, объединения. В XX в., во всяком случае в первой его половине, потребность в связующих, сплачивающих силах музыкальной формы была исключительно велика. Книга Руфера «Композиция посредством двенадцати тонов» представляет собой обобщение и развитие учения А. Шёнберга о «методе сочинения музыки посредством двенадцати соотнесенных друг с другом тонов». Задача ее — показать композиционные возможности додекафонной серии по аналогии с функционированием темы в классическом сочинении. В теме, тематическом развитии подчеркиваются, как мы говорили, их объединяющие свойства. Для наиболее полной аналогии между темой и серией в сферу тематизма вводится новое понятие — «Grundgestalt», означающее начальное сцепление ведущих мотивов, из которого выводятся все последующие темы и весь тематический материал произведения. Хотя понятие «Grundgestalt» разработано ради перекидывания моста от классической формы к серийной композиции, оно чрезвычайно существенно само по себе, поскольку отражает реальное состояние тематической организации в разные музыкальные эпохи. Grundgestalt 201 Reti R. The thematic process in music. New York, 1951; Rufer J. Die Komposition mit zwölf Tönen. Berlin und Wunsiedel, 1952. есть в главных партиях сонатных форм венских классиков (что убедительно доказано Руфером на примере начального четырехтакта первой части Пятой фортепианной сонаты Бетховена). Ему соответствует так называемое тематическое ядро в периоде типа развертывания эпохи барокко. Он нередко обнаруживается в начальных темах произведений XIX и XX вв. (например, в сонатных главных темах симфоний Шостаковича). Позднее В. П. Бобровский предложил этот отдел темы называть «тематическое ядро», распространив на тематизм вообще один из терминов, применяемых к барочным формам202. Относительно новым моментом книги Руфера является мысль о тематизации побочных голосов (например, когда говорится о «мотиве сопровождения»). Но в представлении автора еще остается возможность и для пассажного, мотивно «несвязанного» материала. Работа, посвященная проблеме додекафонного сочинения, констатирует и достаточную исчерпанность тематического принципа в условиях этого метода сочинения: Руфер приводит слова Шёнберга, говорившего в связи с додекафонной композицией не о «теме», а о «тематическом характере» материала. То же ослабление тематического качества в серийной додекафонии отмечал Веберн: «...Я могу работать и без темы, то есть гораздо более свободно; связь мне гарантируется самим рядом»203. Действительную тематизирующую роль серий целесообразно определить через понятие «предкомпозиция», используемое Л. Смитом в одной из статей о Веберне204. Серия может быть названа «предкомпозиционной темой». Если особенностью подхода Руфера было обоснование формообразующей роли серии по аналогии с темой и Grundgestalt, то Рети трактует тему уже с учетом новых возможностей развития, приобретаемых темой и тематизмом во взаимодействии с серией и серийным методом. 202 Бобровский В. О переменности функций музыкальной формы. М., 1970. С. 37-42; Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М., 1978. С. 116-121. 203 Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М., 1975. С. 81. 204 Smith L. Composition and precomposition in the music of Webern // Anton Webern. Perspectives. Seattle; London, 1966. Наиболее новым моментом оказывается слияние объединяющих сил тематизма и гармонии. Гармонические образования рассматриваются в качестве тематических элементов, ставится вопрос даже о «тематическом соотношении тональностей». В результате вся музыкальная масса расценивается тематически. И в этом состоит один из важных пунктов нового понимания тематизма в XX в. Когда Рети устанавливает тематическую общность в анализируемых произведениях (Девятая симфония Бетховена, «Детские сцены» Шумана, «Затонувший собор» Дебюсси, Квартет ор. 135 Бетховена и многие другие), то учитывает не только горизонтальный поток мелодии, но и перекрестные связи различных голосов фактуры, впрочем, допуская время от времени натяжки, соседствующие с самыми тонкими и верными наблюдениями. Обобщением новой позиции по отношению к тематизму является и само название книги Рети — «Тематический процесс в музыке». Примечательно, что Рети, раскрывающий некоторые глубинные аспекты бытия тематизма, прямо пишет о его наступающем кризисе, называя предпоследнюю главу «Расцвет и закат тематического принципа». В иных новаторских направлениях развивается теория музыкального тематизма советскими музыковедами. Она составляет следующий, более поздний этап теоретической мысли и держит в поле зрения основной фонд музыки XX в. не только первой, но и второй половины столетия. Специальные труды по теории тематизма принадлежат В. П. Бобровскому, E. А. Ручьевской, М. Д. Тицу, В. Б. Вальковой, E. И. Чигаревой; отдельные ценные идеи встречаются у других авторов. Если выделить наиболее важные положения исследований отечественных ученых, то ими будут следующие: функциональное бытие темы и многообразие «материально-структурного» облика темы. Функциональное толкование темы было разработано Бобровским, который разграничил функциональную и структурную стороны темы, приблизив функциональность к образности. В книге «О переменности функций музыкальной формы» он писал: «Если же подойти к понятию темы функционально, то ее следует считать формой воплощения существенной стороны музыкального образа. В этом случае понятие темы в широком смысле слова может быть распространено и на произведения доклассической эпохи, где темы только структурно оформлены иначе, чем в последующие периоды» (с. 11). В книге «Функциональные основы музыкальной формы» автор уточнил: функция — «источник художественного смысла», структура — «носитель художественного смысла» (с. 14). Поскольку сама музыкальная форма понимается Бобровским как процесс «тематических сопоставлений и тематического развития», то и вся сделанная им разработка функциональной организации музыкальной формы проецируется на явления тематического порядка. Иной подход к функциональной стороне темы и тематизма в книге «Функции музыкальной темы» Ручьевской. Здесь показаны функции темы не только композиционные, внутритекстовые, но и внекомпозиционные, внетекстовые (им посвящены два крупных основных раздела книги). Внутритекстовые функции тематизма — это область, традиционно закрепленная за понятием тематизма. Внетекстовые функции в трактовке Ручьевской — та линия связи музыки с действительностью, которая выявляется в первую очередь в понятии интонации (по Асафьеву). В диссертации Вальковой «Новые виды тематизма в советской симфонической музыке. 60-е — 1-я половина 70-х годов» (1981) и в ее опубликованной статье «К вопросу о понятии „музыкальная тема"» поддерживается идея функционального подхода к тематизму и (вслед за В. Бобровским с его понятием «супертематизм») предлагается новое, чисто функциональное понятие макротематизма, или музыкально-концепционного тематизма. Этот высший масштабный уровень выявления тематического начала в произведении «непосредственнее других связан с центральной идеей сочинения, с определяющими ее сторонами, которые составляют исходный конфликт в произведении»205. Тема в таком смысле становится близкой теме в литературном произведении. Будучи явлением функциональным, она диалектически противопоставляется композиционно-структурной стороне. 205 Валькова В. Б. К вопросу о понятии «музыкальная тема». С. 186. E. И. Чигарева, также отталкиваясь от функционального подхода Бобровского, ввела понятие «тема высшего порядка» для всего произведения, подразумевая под этим такое сложное единство, как взаимодействие главной и побочной тем в сонатной форме, как центральный номер в опере, концентрирующий в себе основное интонационное содержание. Чигарева показала и максимально емкий тематический источник крупного сочинения, который она назвала темообразующим комплексом206. В качестве примеров тем «высшего порядка» она рассмотрела две антагонистические сферы в «Дон-Жуане» Моцарта — Дон-Жуана и мстителей207. О различном «материальном» выражении темы пишет, например, E. И. Месснер: «Тематический материал может быть представлен и одноголосной мелодией, и цепочкой гармоний, и фигурацией, и даже одним ритмом»208. Еще большие возможности для выявления тематического начала видит Ручьевская, опираясь на опыт музыкального творчества XX в:: «В орбиту тематизма на равных основаниях с мелодией вовлекаются и приобретают тематическую функцию тембр, ритм, сонорность (комплекс таких средств, как тембр, плотность, количество звучания)»209; она указывает на возможность тематического значения тона одной высоты, интервала, звукового пятна («магмы»). В музыке XX в. практически любой звуковой элемент может выполнять тематическую функцию. О многообразии структурных решений темы, о многоуровневости тематизма пишут также Валькова и Чигарева (см. указанные работы). Бобровский в книге «Функциональные основы музыкальной формы» вводит максимально динамичное в этом смысле понятие — «тема-процесс». Одним из следствий новой концепции тематизма в XX в. стало то, что «тема» начала утрачивать единство ее композиционного значения. Образовалось противоре- 206 Чигарева E. О связях музыкальной темы с гармонической и композиционной структурой музыкального произведения в целом // Проблемы музыкальной науки. Вып. 2. М., 1973. С. 58, 49. 207 Чигарева E. О тематической драматургии в опере Моцарта «Дон-Жуан» // Вопросы оперной драматургии. М., 1975. 208 Месснер E. Основы композиции. С. 11. 209 Ручьевская E. Функции музыкальной темы. С. 134. чие, обратное тематической ситуации на ранних исторических этапах, включая барокко. Если даже в баховские времена не вся музыка считалась тематической, но понятие темы было однозначным (тип темы фуги, темы бассо-остинатных вариаций), то в XX в. благодаря сложившимся эстетическим требованиям вся музыка, вся музыкальная ткань целиком непременно трактуется как тематическая, но при этом нет однозначности в понимании темы. Отсутствие такой однородности говорит об определенном разрыхлении самого понятия «тема», возникшем в XX в. на вершине требований тематичности в музыкальном произведении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.91 (0.011 с.) |