Тематизм как понятие. Основные функции тематизма в музыкальном произведении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематизм как понятие. Основные функции тематизма в музыкальном произведении



Тематизм — одна из категорий теоретического музыко­знания, одно из ведущих понятий в теории музыкальной композиции. На тематизм делается принципиальная ус­тановка в советской композиторской школе, в практике воспитания молодых композиторов. «Тематизм — осно­ва музыкального творчества»178, — формулирует эту по­зицию отечественная музыкальная педагогика.

Первостепенная значимость тематизма в музыкальном сочинении определяется комплексом функций, которые выполняет этот композиционный элемент. Выделим сле­дующие наиболее важные функции музыкального тема­тизма — общеэстетического, конкретно-содержательного и композиционно-драматургического порядка.

Общеэстетические функции тематизма возникают бла­годаря принадлежности каждого отдельного музыкально­го произведения музыке в целом и шире — искусству в целом. Поэтому в единичном произведении отражается специфика наиболее общего художественного содержания и художественной формы. В произведении искусства отпе­чатываются и те особенности художественных представле­ний, которые присущи различным историческим эпохам.

В качестве основных эстетических функций музы­кального тематизма назовем две взаимосвязанные про­тивоположности: 1) функция индивидуализации, смыс­ловой дифференциации и 2) функция интеграции, при­ведения к целостному единству.

178 Евлахов О. Проблемы воспитания композитора. Л., 1963. С. 51.

Первая, индивидуализирующая функция соответству­ет известному эстетическому правилу: каждое произведе­ние искусства индивидуально и неповторимо. В полной мере это правило отвечает запросам искусства Нового и Новейшего времени. Для этих периодов и характерна ста­билизация тематизма как музыкального явления и теоре­тического понятия, а начало представлений о тематизме относится еще к музыке эпохи Ренессанса. Индивидуали­зирующая функция приводит также и к воплощению в тематизме конкретного художественного образа.

Вторая, объединяющая функция тематизма осуществ­ляется по принципу многообразия в единстве, известного эстетического закона художественной формы (особой фор­мы отражения и осмысления действительности в искусст­ве), так как тематические элементы в процессе развития произведения постоянно обновляются, видоизменяются, сохраняя устойчивую связь со своей первоосновой.

Представления о художественной форме во всех видах искусства неотделимы от таких понятий, как симметрия, соразмерность, уравновешенность и т. п. Эти последние в полной мере действенны и по отношению к музыке.

Одну из закономерностей тематической организации музыкального произведения можно было бы назвать ми­нимальным симметричным отражением (тематический симметричный минимум). Заключается эта закономерность в необходимости повтора на расстоянии какого-либо зна­чимого тематического материала и минимальной доста­точности даже однократного повтора для эстетического равновесия произведения. Типично, например, что в слож­ной трехчастной форме тема трио отражается в коде, в сонатной форме тема эпизода в разработке проходит затем также в коде, новая тема из разработки первой части по­том возникает в финале, вообще какой-либо «избыточ­ный» тематизм одной части (появление новой темы на необычном участке формы) подхватывается в дальнейших частях произведения. Даже однократное отражение тако­го рода имеет и логический, и эстетически упорядочиваю­щий смысл. Логически повтор подтверждает неслучайность, закономерность тематической мысли. Эстетически упоря­дочивающий смысл заключается в создании взаимной урав­новешенности, гармоничного соответствия тематических

проведений. Заметим, что «симметричный минимум» в тематической организации произведения не диктуется ни его индивидуальным замыслом, ни какими-то конкретны­ми содержательными задачами. Смысл его гораздо более общий, общеэстетический: способствовать созданию в му­зыкальном произведении эстетической гармонии как спе­цифического художественного элемента содержания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.005 с.)