Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тематизм как понятие. Основные функции тематизма в музыкальном произведении
Тематизм — одна из категорий теоретического музыкознания, одно из ведущих понятий в теории музыкальной композиции. На тематизм делается принципиальная установка в советской композиторской школе, в практике воспитания молодых композиторов. «Тематизм — основа музыкального творчества»178, — формулирует эту позицию отечественная музыкальная педагогика. Первостепенная значимость тематизма в музыкальном сочинении определяется комплексом функций, которые выполняет этот композиционный элемент. Выделим следующие наиболее важные функции музыкального тематизма — общеэстетического, конкретно-содержательного и композиционно-драматургического порядка. Общеэстетические функции тематизма возникают благодаря принадлежности каждого отдельного музыкального произведения музыке в целом и шире — искусству в целом. Поэтому в единичном произведении отражается специфика наиболее общего художественного содержания и художественной формы. В произведении искусства отпечатываются и те особенности художественных представлений, которые присущи различным историческим эпохам. В качестве основных эстетических функций музыкального тематизма назовем две взаимосвязанные противоположности: 1) функция индивидуализации, смысловой дифференциации и 2) функция интеграции, приведения к целостному единству. 178 Евлахов О. Проблемы воспитания композитора. Л., 1963. С. 51. Первая, индивидуализирующая функция соответствует известному эстетическому правилу: каждое произведение искусства индивидуально и неповторимо. В полной мере это правило отвечает запросам искусства Нового и Новейшего времени. Для этих периодов и характерна стабилизация тематизма как музыкального явления и теоретического понятия, а начало представлений о тематизме относится еще к музыке эпохи Ренессанса. Индивидуализирующая функция приводит также и к воплощению в тематизме конкретного художественного образа. Вторая, объединяющая функция тематизма осуществляется по принципу многообразия в единстве, известного эстетического закона художественной формы (особой формы отражения и осмысления действительности в искусстве), так как тематические элементы в процессе развития произведения постоянно обновляются, видоизменяются, сохраняя устойчивую связь со своей первоосновой.
Представления о художественной форме во всех видах искусства неотделимы от таких понятий, как симметрия, соразмерность, уравновешенность и т. п. Эти последние в полной мере действенны и по отношению к музыке. Одну из закономерностей тематической организации музыкального произведения можно было бы назвать минимальным симметричным отражением (тематический симметричный минимум). Заключается эта закономерность в необходимости повтора на расстоянии какого-либо значимого тематического материала и минимальной достаточности даже однократного повтора для эстетического равновесия произведения. Типично, например, что в сложной трехчастной форме тема трио отражается в коде, в сонатной форме тема эпизода в разработке проходит затем также в коде, новая тема из разработки первой части потом возникает в финале, вообще какой-либо «избыточный» тематизм одной части (появление новой темы на необычном участке формы) подхватывается в дальнейших частях произведения. Даже однократное отражение такого рода имеет и логический, и эстетически упорядочивающий смысл. Логически повтор подтверждает неслучайность, закономерность тематической мысли. Эстетически упорядочивающий смысл заключается в создании взаимной уравновешенности, гармоничного соответствия тематических проведений. Заметим, что «симметричный минимум» в тематической организации произведения не диктуется ни его индивидуальным замыслом, ни какими-то конкретными содержательными задачами. Смысл его гораздо более общий, общеэстетический: способствовать созданию в музыкальном произведении эстетической гармонии как специфического художественного элемента содержания.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.005 с.) |