Структура и состав документации системы качества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и состав документации системы качества



При выборе варианта системы качества должна проводиться оценка и трактовка ее элемента. Все элементы системы качества в этом варианте можно разделить на 3 группы:

1 – элементы системы качества, которые определяются и устанавливаются руководством предприятия (политика в области качества, организационная структура предприятия, организация работ, способы оценки системы качества и обучение).

2 – элементы, охватывающие несколько подразделений или стадий, связанных с системой качества. Элементы, связанные с общефирменными проблемами и проблемами производства продукции и услуг. Такие элементы должны приниматься согласованно всеми заинтересованными службами. К общефирменным проблемам относятся:

- контроль документации;

- ведение всех записей по качеству;

- применение статистических методов;

- определение целей и этапов изготовления и идентификации продукции, работ, услуг;

- хранение, упаковка, транспортировка;

- контроль продукции и средств измерений;

- обращение с дефектной продукцией;

- испытание продукции.

Элементы системы качества специфичные для определенных этапов (проверка контрактов, обеспечение качества на всех этапах продукции).

В целом структура системы качества представляется пирамидой документации.

Документы, входящие в систему качества, охватывают в основном следующие сферы деятельности:

- организация работ;

- проектирование;

- вся документация;

- материально-техническое обеспечение;

- производственная сфера;

- испытания и приемка продукции;

- корректирующие и предупреждающие действия;

- связь с потребителем;

- надзор за системой качества.

В соответствии со сферой действия определяется и уровень утверждения и подписания документов (уровень А – только руководитель, Б – руководитель или зам., В – руководитель службы подразделения).

Каждый документ должен согласовываться со службой качества. Всю документацию в системе качества по назначению принято делить на 2 группы:

I - документы, служащие для построения и функционирования системы качества. Они обеспечивают понимание протекающих процессов,

II - документы, предназначенные для подтверждения соответствия установленным требованиям по качеству проверки эффективности самой системы.

Документы I группы регламентируют требования, устанавливаемые для обеспечения качества и считаются интеллектуальным продуктом. Основными видами документов являются руководство по качеству, все СТП, методики, программы качества.

- Руководство по качеству (РпК)

Это документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества предприятия.

Это основополагающий элемент СК и служит основой для поддержания ее в рабочем состоянии.

В настоящее время фирмы стараются «насыщать» традиционно руководство по качеству передовыми технологиями по качеству, стат.методами контроля, пакетами и т.п. (планирование эксперимента). Согласно МС ИСО РпК служит для выполнения сл.целей:

- развертывание и эффективное внедрение СК;

- изложение политики в области качества;

- эффективное управление процессами в СК;

- создании е нормативной базы для аудитов СК;

- обеспечение стабильности СК в условиях перемен;

- подготовка персонала СК;

- демонстрация соответствия СК стандартам ИСО особенно в контрактных ситуациях;

- возможность презентации СК.

В общих случаях различают:

- общее РпК, описывающие СМК;

- Рпо обеспечению К отдельных видов продукции;

- РпК для отдельных элементов СК;

- РпК для отдельных подразделений.

Построение РпК нестандартизировано, но РпК всегда содержит сл. Разделы:

- название и область применения;

- вводная часть об организации и о самом производстве;

- политика в области качества, цели и задачи организации в области качества;

- описание структуры организации, распределение прав и обязанностей организации;

- описание элементов СК и различные ссылки на оформленные в виде документов методики, инструкции по качеству и т.п.;

- положения по пересмотру и корректировке РпК;

- часть, содержащая определения, если есть необходимость;

- указания по применению РпК, если есть необходимость;

- список обозначений, если есть необходимость;

- приложения с доп.данными.

Обязательного формата РпК для не существует, но большая часть РпК составляется с целью демонстрации соответствия СК стандартам ИСО и, следовательно, имеет тенденцию к единообразию. РпК может быть сл.видов:

– быть прямой компиляцией, оформленной в виде документов, методик СК;

– состоять из сгруппированных или разбитых на части, оформленных в виде методик или документов СК;

– состоять из ряда оформленных в виде документов методик, предназначенных для конкретного применения;

– состоять из более чем одного документа различных уровней;

– может иметь общий стержень и разветвленную сеть приложений;

– может быть самостоятельным или зависимым документом;

– может иметь многочисленные дополнительные ответвления, появляющиеся при необходимости.

РпК должно быть доступным для всех сотрудников организации, следовательно, должно быть утверждено, зарегистрировано в виде идентифицированных копий, должно пересматриваться и контролироваться.

Структура РпК как правило, соответствует структуре стандартов ИСО, чем и обеспечивается подтверждение соответствия принятого стандарта ИСО.

Для уменьшения объема РпК целесообразно делать ссылки на утвержденные и используемые документы (СТП, процедуры, методики, инструкции), а не приводить их.

Форма комплектования РпК должна позволять вносить в него изменения (должно быть составлено из разделов и не брошюроваться).

Необходимость и объем поясняющих материалов в РпК определяет сам разработчик.

Подготовка РпК осуществляется компетентной группой, уполномоченной руководителем предприятия.

При подготовке РпК выполняются сл.мероприятия:

- определение базового стандарта ИСО на СК;

- составление перечня процедур, которые используются в СК;

- определяются структуры и формы РпК;

- классификация уже имеющихся документов СК в соответствии с принятой системой и формой руководства.

Экспертизу и редактирование созданного РпК осуществляет служба по качеству.

Типовая схема разработки РпК представлена на рисунке 4.2.

 

- Процедура качества

Это документ, устанавливающий порядок и последовательность осуществления деятельности в системе качества. По требованиям МС ИСО в процедуре дается подробное описание порядка действия с изложением цели деятельности и указанием методов их выполнения. В результате версии стандартов понятие процедуры заменяется понятием методики. Такая замена не считается адекватной, поскольку процедура охватывает логически разделимый элемент системы качества, а методика говорит об общих приемах деятельности. Количество процедур и степень их детализации определяется в зависимости от вида продукции, от вида и сложности производства. Все процедуры делятся на управленческие и рабочие.

Управленческие процедура устанавливают порядок управления работы в системе качества (отвечает на вопрос кто дает указания выполнения работ, кто их планирует и т.д.?). Пример: анализ контракта.

Рабочая процедура устанавливают порядок выполнения работы в системе качества (отвечает на вопрос что и где делать, кому и в какой последовательности?). Эта процедура устанавливает обязанности младшего персонала и рабочих. Пример: входной контроль покупных элементов и сдача несоответствующей продукции.

Процедуры являются самодинамичным элементом системы качества, они подвержены частым изменениям, достигают совершенства после 3-4-х пересмотров. Если процедура включена в руководство по качеству, то ее корректировка затруднительна, а если она оформляется в виде самостоятельного документа, то е изменение не влияет на руководство по качеству.

Процедура может оформляться в виде собственно процедуры в руководстве (части руководства по качеству), в виде СТП или в виде самостоятельного документа. На крупных предприятиях стремятся в руководство по качеству включать только перечень процедур. Всегда процедуры составляют основной массив документации ионии обладают правом собственности и не могут свободно передаваться внешним организациям. Чаще всего общеорганизационные процедуры оформляют в виде СТП – это когда деятельность нескольких отделов ност одинаковый характер.

 

- Методика качества

Это документ, устанавливающий один или несколько методов (способов, приемов) осуществления определенной деятельности в системе качества. В отличие от процедуры, определяющей последовательность работ по времени, методика определяет способы выполнения этой работы.

Пример: Методика оценивания качества проекта и др.

Методика качества дает четкое представление о качестве и обеспечивает уверенность в том, что все мероприятия по качеству осуществляются в соответствии с установленными методами работы. По сущности методика подробно описывает задачи и области деятельности, а так же дает идентификацию, когда и кем мероприятие должно выполняться. Методика служит для направления персонала для выполнения определенных мероприятий. В соответствии с МС ИСО оформляется методика, являющаяся объективным свидетельством следующего:

- процесс определен;

- изменения, вносимые в методику, контролируются.

Для того, чтобы описать мероприятия в документируемой форме, нужно четко понимать, каким образом оно осуществляется и каким образом каждый предыдущий этап мероприятия позволяет перейти к последнему. Методики разрабатываются несколькими специалистами. При их разработке и документировании выделяют несколько ключевых блоков. Методика пишется специалистами отдела, где предполагается выполнение работ при консультации службы качества. Ответственность за качество возлагается на тех, кто отвечает за определенные мероприятия и в первой инстанции определяется как осуществляется это мероприятие.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.159.48 (0.024 с.)