Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальные и региональные модели премий по качеству как модели совершенства организации

Поиск

 

Общепризнано, что приоритетное отношение к качеству имеет важнейшее значение для достижения успехов в будущем. Для стимуляции работ по совершенствованию качества на национальных уровнях учреждены специальные премии и награды (национальная премия по качеству в США им.М.Болдриджа 1987г., европейская премия по качеству 1998г.). национальные премии по качеству используются также в Англии, Швеции, Франции, Дании, Норвегии и т.д. целями подобных премий являются:

- распространение менеджмента качества в качестве долговременной конкурентоспособности;

- признание наилучших достижений в области качества;

- создаются модели превосходства (эталоны для других фирм);

- способствует развитию самооценки для постоянного улучшения своей деятельности.

Модели совершенства основаны на общих принципах:

1) дают возможность выявить свои сильные и слабые стороны;

2) они содержат положения по оцениванию с общепринятыми моделями;

3) являются основой для постоянного улучшения системы.

4) Система ИСО содержит требования и рекомендации по улучшению деятельности путем оценивания систем.

Критерии для оценивания не содержатся в моделях различных премий.

 

Концепции СМК. Требования к продукции и системам менеджмента качества

 

Семейство стандартов ИСО 9000 проводит различия между требованиями к продукции и требованиями к СМК. Собственно требования к системам установлены в ИСО 9001 и они являются общими независимо от вида продукции, сектора экономики и т.д.

Стандарты ИСО 9001 не устанавливают конкретных требований к выпускаемой продукции и услугам. Требования могут быть установлены либо потребителями, либо самой организацией исходя из запросов потребителей или требований регламентов. В виде случаев требования к продукции могут содержаться в различных технических условиях и контрактных соглашениях. В соответствии с ИСО 9001 термин «продукция» одновременно означает и услуги.

Стандарты ИСО 9001 и 9004 ставят своей целью соответствие предприятия к требованиям менеджмента качества (обеспечение и контроль качества, планирование и совершенствование качества). Согласно МС ИСО для создания СМК необходимо выполнять следующие действия:

· Идентифицировать все ключевые процессы организации.

· Установить последовать последовательность и взаимосвязь этих процессов.

· Установить критерии и менеджменты контроля этих процессов.

· Наличие информации для реализации и мониторинга процессов.

· Проведение измерения, отслеживания, анализирования процессов для достижения устойчивых результатов и их совершенствования.

Стандарты ИСО 9001 и 9004 направлены на создание СМК, но могут применяться независимо. Содержание этих элементов разделено на 4 основные главы:

I - Ответственность руководства.

II - Управление ресурсами.

III - Производство продукции (процессы жизненного цикла продукции).

IV – Измерение, анализ, совершенствование.

Эти стандарты излагают следующие вопросы:

- роль высшего руководства;

- требования законодательства регламентов;

- управление ресурсами;

- обучение и компетентность персонала;

- вопросы адекватности самой системы, процессов и продукции;

- вопросы мониторинга информации в отношении удовлетворенности потребителей;

- вопросы непрерывного совершенствования систем.

Считается, что основой СМК является процессорный подход к деятельности:

· внутри организации должно рассматриваться с точки зрения клиента;

· осуществляется подход от «верхов» к «низам»;

· обеспечение оптимальной стыковки между функциями подразделений с точки зрения клиента;

· преобразование входных данных в результаты выполняемых операций при использовании ограниченных ресурсов.

В стандартах указываются следующая иерархия процессов:

1) стратегические процессы;

2) ключевые процессы;

3) подпроцессы;

4) задания.

Такие процессы должны отвечать следующим требованиям:

– идентификация процессов (описание процессов, связь между ними, устанавливается ответственность за процессы);

– идентификация, передача требований заказчика;

– установлены цели процесса;

– планирование процессов;

– определение обязательств (ответственности);

– адекватность процессов и условий труда;

– адекватность документации процессов;

– мониторинг характеристик процессов;

– работа с несоответствиями;

– приведение корректирующих и предупреждающих мероприятий;

– непрерывное совершенствование таких процессов;

– наличие регистрации качества процессов.

Стандарты ИСО 2000 в отличие о других версий позволяют организации следующее:

1 иметь большую гибкость при документировании СМК;

2 разработать документы в объеме, который действительно необходим для планирования, разработки и контроля процессов и непрерывного совершенствования СМК.

ИСО 9001 требует минимально в обязательных документах процедур для следующих процессов:

1 Управление документацией и записями СМК.

2 Регистрация качества.

3 Внутренний аудит.

4 Управление несоответствующей продукцией.

5 Корректирующие действия.

6 Предупреждающие действия.

Прочие документы, которые не требуются в обязательном порядке, могут быть необходимы организации для ее оперативной работы. По концепции ИСО 9001, 9004кроме обязательных процедур необходима корректировка документированных процедур, которые регламентируют ключевые процессы.

Согласно МС ИСО к ключевым процесса относятся:

1.Производство инжиниринговых услуг (продукции):

- предпроектные услуги (предварительное обследование, технико-экономическое обоснование, подготовка контрактных материалов);

- проектные услуги (создание проектов, рабочей документации и т.д.);

- послепроектные услуги (инспекция строительных работ, сопровождение продукции (услуг), производство строительно-монтажных работ и др.);

- консультативные и экспертные услуги;

2.Производство программной продукции;

3.Оценивание и регистрация качества продукции и ключевых процессов;

4.Управление контрольно-измерительной аппаратурой и испытательным оборудованием;

5.Заключение и анализ контрактов;

6.Управление документацией и записями СМК;

7.Управление ресурсами;

8.Управление закупками;

9.Управление персоналом.

При идентификации процессов стандарты ИСО выдвигают следующие требованиям:

- продемонстрировать способность непрерывно поставлять продукцию, которая соответствунт требованиям клиентов и НД;

- повышение степени удовлетворения клиентов через эффективное использование СМК, включающей процессы непрерывного совершенствования самой системы.

При оценивании систем процессы должны отвечать следующим требованиям:

1. Процессы должны быть точно определены и идентифицированы.

2.Процессы должны быть эффективными для достижения необходимых результатов.

3.Процессы должны быть адекватно описаны или представлены в процедуре.

4.Процессы должны использоваться и постоянно совершенствоваться.

Требования к стандартам ИСО носят всеобщий характер и применимы к любым организациям независимо от их типа и вида продукции. Организации могут исключать ряд требований к системам или не использовать их, но только те, которые не окажут отрицательного влияния на потенциал самой организации и ее ответственность по предоставлению качественной продукции. Исключения из общих правил могут быть связаны с природой продукции, требованиями клиента, видом организации и т.д. (Например: могут исключаться такие процедуры как проектирование, закупка, идентификация и прослеживаемость и др. Процедуры, которые документируются в СМК должны отвечать на следующие вопросы:

- цель процедуры;

- какие операции выполняются и в какой последовательности;

- руководство процедуры;

- перечень входных и выходных данных;

- ответственность за конкретные операции.

 

Принципы построения СМК

 

Основные принципы построения СМК заключаются в том, что все объекты и процессы должны быть наблюдаемыми и управляемыми. В целом СМК имеют следующие области применения:

1) весь жизненный цикл продукции, предусмотренный контрактом;

2) на все ключевые процессы предприятия по МС ИСО рекомендуется 9 принципов построения и функционирования СМК:

-наблюдаемость и управляемость всех процессов, объектов и ресурсов (основные принципы);

-безоговорочная ориентация СМК и его потребителям;

-постоянное руководство (управление) СМК;

-вовлечение и мотивация персонала для улучшения качества продукции и процессов;

-применение процессорного подхода к созданию продукции:

а) четкое разграничение операций во времени и в пространстве;

б) фиксация и регистрация входных и выходных данных процесса;

в) назначение руководства процессами и процедурами;

г) организация управления процессами и переходами между операциями процесса;

д) нацеленность на конечный результат.

-Системный подход к управлению процессами, продукцией и ресурсами;

-Непрерывное совершенствование системы;

-Управление решения должно базироваться только на достоверных фактических данных;

-установление взаимовыгодных отношений с поставщиками.

Объектами управления в СМК является следующее:

- продукция, инжиринговые услуги и программная продукция;

- ключевые процессы;

- отношения (с потребителями и с субподрядчиками).

В СМК характеристики качества проектной продукции оцениваются по 4 группам:

I – Характеристики проекта, связанные с политикой, стратегией и целями в области качества;

II - Соответствие инженерно-технических характеристик проекта техническому заданию или контракту;

III – Финансовые характеристики;

IV – Рыночные характеристики и конкурентоспособность.

Для их оценивания используются экспертный анализ или расчетные методы (Например: расчет надежности).

Характеристики качества инжиринговые услуг оценивается такими же характеристиками, и используется экспертный метод оценивания.

Характеристики качества программных продуктов оценивается в соответствии с СТП на них.

Характеристики ключевых процессов оцениваются по 3 категориям: общая характеристика процесса; характеристика обеспеченности процесса ресурсами; временные характеристики процесса (стабильность, устойчивость).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.12 (0.009 с.)