Формирующий эксперимент как один из основных методов психолого-педагогических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирующий эксперимент как один из основных методов психолого-педагогических исследований



Формирующий эксперимент - применяемый в психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.
Формирующий эксперимент широко используется в отечественной психологии при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-ps-not.html; см. лабораторию психологических основ новых образовательных технологий).

· Синонимы формирующего эксперимента:

o преобразующий,

o созидательный,

o воспитывающий,

o обучающий,

o метод активного формирования психики.

Задание. Опишите идеи формирующего эксперимента в педагогической практике

 

 

Историческая справка (http://www.vygotsky.ru/russian/vygot/vygotsky.htm; сервер, посвященный Л.С. Выготскому) Экспериментально-генетический метод исследования психического развития разработан Л.С. Выготским и связан с его культурно-исторической теорией развития высших психических функций. Впервые был применен Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым при исследовании формирования высших опосредствованных форм внимания и памяти. Сущность метода заключается в разработке искусственных экспериментальных условий, способствующих созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. В основе такого экспериментального изучения генезиса психических явлений лежали два основных положения: первое - специфически человеческие психические процессы - это процессы опосредствованные, использующие разнообразные, выработанные в ходе исторического развития человеческой культуры орудия-средства - знаки, символы, язык, меры и т.п.; второе - всякий психический процесс возникает и функционирует в двух планах - социальном и психологическом, или, как писал Л.С. Выготский, сначала как категория интерпсихическая, а затем как интрапсихическая. После смерти Л.С. Выготского экспериментально-генетический метод исследования психического развития с успехом применялся его сотрудниками и последователями в многочисленных исследованиях (при формировании звуковысотного слуха А.Н. Леонтьевым, в исследовании произвольных движений А.В. Запорожцем, при изучении закономерностей развития восприятия Л.А. Венгером и др.). Существенный вклад внес П.Я. Гальперин, разработавший теорию и методику поэтапного формирования умственных действий, а затем целенаправленного формирования психических процессов с заранее заданными свойствами (внимание, симультанное восприятие и т.п.). Л.С. Выготский предостерегал от упрощенного понимания получаемых в таких искусственных условиях фактов и прямого переноса выводов на реальный процесс развития. В 60-х гг. кроме исследований, проводимых в лабораторных условиях, появились многочисленные исследования, ведущиеся в форме экспериментальной организации процесса обучения целых классов для анализа влияния обучения на психическое развитие (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.).

 

 

Основные понятия детской психологии.

 

Задание. «Постройте» своё понимание развития (или актуального для Вашего исследования понятия) путём описания феноменов, связанных с этим понятием и выделением признаков развития из них. Составьте собственное определение. Сравните его с определениями, взятыми из культуры (словари, учебники).

Феномены, связанные с понятием «развитие» Признаки образования, которые мы «улавливаем» из этих феноменов
     
Ваше определение понятия «развитие» Определения понятия «развитие» из культуры
   

 

Сравните определения, данные вами и взятые из культуры, проанализируйте и дополните при необходимости Ваше определение.

Дайте определение понятию «развитие»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Отрефлексируйте свою работу

 

(Изменилось ли Ваше понимание феномена «РАЗВИТИЕ» (того феномена, который Вы определяли)? Какие изменения в себе Вы обнаруживаете в связи с проделанной работой? Как это может быть связано с Вашим пониманием научных терминов? и др.)

 

Задание. Ознакомьтесь с эссе. Обсудите форму подачи и содержание материала.

Файзуллаева Е.Д.

ЭССЕ

Добродетельное воспитание:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.161.165 (0.017 с.)