Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Детская психология – это наука, изучающая особенности психической жизни ребёнка и закономерности психического развития в детском возрасте.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Детская психология, являясь самостоятельной фундаментальной наукой, имеет тесные связи с другими дисциплинами. С одной стороны, она опирается на философию, культурологию, психологию развития, общую психологию и даёт эмпирический материал для них. С другой – она является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогики и практической психологии.
Детство – период наиболее интенсивного и эффективного развития человека. Ребёнок, в отличие от животного, рождается без видовой программы – инстинктов. Он появляется на свет с врождённой беспомощностью, неспособностью к каким-либо определённым формам поведения. Одна из главных его особенностей – чрезвычайная пластичность человеческого мозга, обеспечивающая психическое развитие. У животных большая часть мозгового вещества уже «занята» к моменту рождения – в нём закреплены врождённые формы поведения – инстинкты. Мозг ребёнка открыт для нового опыта и готов принять то, что даёт ему жизнь и воспитание. У человека процесс формирования мозга продолжается 7 – 8 лет после рождения и зависит от условий жизни и воспитания ребёнка. В животном мире определённые формы поведения передаются по наследству, так же как и строение организма, или же приобретаются в процессе индивидуального опыта отдельной особи. У человека же свойственные ему формы деятельности и психические качества передаются путём присвоения культурно-исторического опыта.
Д.Б. Эльконин выдвинул предположение об исторической обусловленности детства. Детство возникает тогда, когда ребёнка нельзя непосредственно включать в систему общественного воспроизводства, поскольку он не может овладеть орудиями труда. Если эти орудия труда просты и примитивны, если основным способом добывания пищи являются собирательство и охота, то ребёнок может очень рано приобщиться к труду взрослых, практически усваивая способы действия взрослых. В таких условиях ребёнок непосредственно включается в процессы жизнедеятельности взрослых. В этом случае нет необходимости для специальной подготовки к будущей трудовой жизни. Развитие цивилизации привело к тому, что включение детей оказалось невозможным и было отодвинуто во времени. С развитием человечества период детства всё более удлинялся. Такое удлинение детства происходило не путём надстраивания новых периодов, а путём своеобразного «вклинивания» нового периода развития, что приводит к «сдвигу во времени вверх» периода включения во взрослую жизнь. Характер такого вклинивания нового периода Д.Б. Эльконин раскрыл на примере возникновения сюжетно-ролевой игры, а вместе с ней и нового этапа развития, который в современной психологии назван дошкольным периодом.
Предметом детской психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определённой историко-культурной ситуации, на определённом этапе филогенеза.
Это развитие осуществляется как качественные преобразования в психике ребёнка, как смена различных, качественно своеобразных возрастных этапов психической жизни, каждый из которых имеет свои специфические особенности. Методы детской психологии В детской психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперимент и др., но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения к ним. Вносимые в эти методы изменения, когда они используются в детской психологии, касаются возможности оценки с их помощью наличного уровня воспитанности и обученности ребенка или тех изменений, которые происходят в его психике и поведении под влиянием обучения и воспитания. Для определения специфики применения общенаучных методов исследования в детской психологии необходимо рассмотреть некоторые особенности взаимосвязи методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований, а также уровни методологических знаний. (http://www.pirao.ru/; см. сайт Психологического института РАО).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.158.29 (0.008 с.) |