Детская психология – это наука, изучающая особенности психической жизни ребёнка и закономерности психического развития в детском возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детская психология – это наука, изучающая особенности психической жизни ребёнка и закономерности психического развития в детском возрасте.



 

Детская психология, являясь самостоятельной фундаментальной наукой, имеет тесные связи с другими дисциплинами. С одной стороны, она опирается на философию, культурологию, психологию развития, общую психологию и даёт эмпирический материал для них. С другой – она является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогики и практической психологии.

 

Детство – период наиболее интенсивного и эффективного развития человека.

Ребёнок, в отличие от животного, рождается без видовой программы – инстинктов. Он появляется на свет с врождённой беспомощностью, неспособностью к каким-либо определённым формам поведения. Одна из главных его особенностей – чрезвычайная пластичность человеческого мозга, обеспечивающая психическое развитие. У животных большая часть мозгового вещества уже «занята» к моменту рождения – в нём закреплены врождённые формы поведения – инстинкты. Мозг ребёнка открыт для нового опыта и готов принять то, что даёт ему жизнь и воспитание. У человека процесс формирования мозга продолжается 7 – 8 лет после рождения и зависит от условий жизни и воспитания ребёнка.

В животном мире определённые формы поведения передаются по наследству, так же как и строение организма, или же приобретаются в процессе индивидуального опыта отдельной особи. У человека же свойственные ему формы деятельности и психические качества передаются путём присвоения культурно-исторического опыта.

 

Д.Б. Эльконин выдвинул предположение об исторической обусловленности детства. Детство возникает тогда, когда ребёнка нельзя непосредственно включать в систему общественного воспроизводства, поскольку он не может овладеть орудиями труда. Если эти орудия труда просты и примитивны, если основным способом добывания пищи являются собирательство и охота, то ребёнок может очень рано приобщиться к труду взрослых, практически усваивая способы действия взрослых. В таких условиях ребёнок непосредственно включается в процессы жизнедеятельности взрослых. В этом случае нет необходимости для специальной подготовки к будущей трудовой жизни. Развитие цивилизации привело к тому, что включение детей оказалось невозможным и было отодвинуто во времени. С развитием человечества период детства всё более удлинялся. Такое удлинение детства происходило не путём надстраивания новых периодов, а путём своеобразного «вклинивания» нового периода развития, что приводит к «сдвигу во времени вверх» периода включения во взрослую жизнь. Характер такого вклинивания нового периода Д.Б. Эльконин раскрыл на примере возникновения сюжетно-ролевой игры, а вместе с ней и нового этапа развития, который в современной психологии назван дошкольным периодом.

Предметом детской психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определённой историко-культурной ситуации, на определённом этапе филогенеза.

 

Это развитие осуществляется как качественные преобразования в психике ребёнка, как смена различных, качественно своеобразных возрастных этапов психической жизни, каждый из которых имеет свои специфические особенности.

Методы детской психологии

В детской психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперимент и др., но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения к ним. Вносимые в эти методы изменения, когда они используются в детской психологии, касаются возможности оценки с их помощью наличного уровня воспитанности и обученности ребенка или тех изменений, которые происходят в его психике и поведении под влиянием обучения и воспитания. Для определения специфики применения общенаучных методов исследования в детской психологии необходимо рассмотреть некоторые особенности взаимосвязи методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований, а также уровни методологических знаний.

(http://www.pirao.ru/; см. сайт Психологического института РАО).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.032 с.)