Параметры развития и их понимание в разных научных концепциях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Параметры развития и их понимание в разных научных концепциях



Парадигма Психологи Ход развития Условия Источник Форма развития Специфика развития Движущие силы развития
Естест-венно-научная Ст.Холл К.Бюлер Э.Торндайк В.Штерн К.Коффка З.Фрейд Ж.Пиаже А.Бандура Э.Эриксон и др. От индивидуального к социальному (социализация) Наследственность и среда Внутри индивида (в его природе) Приспособление к среде (адапта-ция) Разные формы концепции рекапитуляции: 1) теория повторения 2) теория полезности; 3) теория соответствия Преформизм (созревание), факторы развития (наследственность и среда)
Культурно-истори-ческая Л.С.Выготский А.Н.Леонтьев А.В.Запорожец Д.Б.Эльконин М.И.Лисина П.Я.Гальперин В.В.Давыдов От социального к индивидуальному (индивиду-ализация). Закон развития ВПФ и его следствие – зона ближайшего развития Морфо-физи-ологические особенности мозга и общение Вне индивида (в его среде) Присвоение общественно-исторического опыта Развитие ребёнка не подчиняется действию биологических законов, а подчиняется действию общественно-исторических законов Обучение, деятельность

(Цит. по Обухова Л.Ф., 2006)

Примеры возрастных периодизаций

Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в г. Москве (1965).

Новорожденный 1-10 дней

Грудной возраст 10 дней – 1 год

Раннее детство 1- 2 года

Первый период детства 3 -7 лет

Второй период детства 8 – 12 лет для мальчиков

8 – 11 лет для девочек

Подростковый возраст 13 – 16 лет для мальчиков

12 – 15 лет для девочек

Юношеский возраст 17 – 21 для юношей

16 – 20 для девушек

Средний (зрелый) возраст

Первый период 22 – 35 для мужчин

21 – 35 для женщин

Второй период 36 – 60 для мужчин

36 – 55 для женщин

Пожилой возраст 61 – 74 для мужчин

56 – 74 для женщин

Старческий возраст 75 – 90 для мужчин

и женщин

Долгожители Старше 90 лет

 

Возрастная периодизация Д.Б. Бромлей (1966)

Первый цикл – утробный:

первая стадия – зигота (оплодотворенное яйцо);

вторая стадия – эмбрион (ранняя стадия биологического развития);

третья стадия – момент рождения (смена жизни во внутренней среде материнского организма на жизнь во внешней среде).

Второй цикл – детство: 0-11-13 лет

первая стадия – младенчество – от рождения до 18 месяцев жизни;

втора стадия – дошкольное детство – от 18 месяцев до 5 лет;

третья стадия – раннее школьное детство – от 5 до 11 – 13 лет.

Третий цикл – юность (взросление): 11 – 13 – 21 год

первая стадия – половое созревание – старшее школьное детство (ранняя юность) 11-13-15 лет;

вторая стадия – поздняя юность 15 – 21 год.

Четвертый цикл – взрослость: 21 – 65 лет

первая стадия – ранняя взрослость 21-25 лет;

вторая стадия – средняя взрослость 25 – 40 лет;

третья стадия – поздняя взрослость 40 – 55 лет;

четвертая стадия – предпенсионный возраст 55 – 65 лет.

Пятый цикл – старение от 65 – 70 лет:

первая стадия – «удаление от дел» 65 – 70 лет;

вторая стадия старость – 70 лет и более;

третья стадия – дряхлость, болезненная старость и смерть.

 

Стадии развития личности по Э.Эриксону

1 – раннее младенчество (от рождения до 1года)

2 – позднее младенчество (от 1 года до 3 лет);

3 – раннее детство (около 3 – 5 лет);

4 – среднее детство (от 5 до 11 лет);

5 – половая зрелость, подростковость и юность (от11 до 20 лет);

6 – ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет);

7 – средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет);

8 – поздняя взрослость (свыше 60 лет).

 

Периодизация развития И.Ю. Кулагиной и В.Н. Колюцкого:

Младенчество (до 1 года)

Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

Дошкольное детство (от 3 до 7 лет)

Подростковый возраст (11-15 лет)

Старший школьный возраст: ранняя юность (16,17 лет)

Юность (от 17 до 20-23 лет)

Молодость (от 20 до 30 лет)

Зрелость (от 30 до 60-70 лет)

Поздняя зрелость (после 60-70 лет)

 

Периодизация возрастного развития В.С.Мухиной

Младенчество (0-1)

Ранний возраст (1-3)

Дошкольный возраст (3-7)

Младший школьный возраст (6,7 до 9, 10)

Подростковый возраст (11,12 до 14,15)

Юность (от 15,16 до 21,25)

Взрослость 25 - 60

Поздний (пожилой и старческий) возраст от 60.

Задание.

 

1. Выберете интересующую Вас периодизацию и выполните предлагаемые ниже задания.

 

1.2. В соответствии с периодизацией Э.Эриксона опишите интересующий Вас возрастной период по схеме: 1) Где реализуются основные взаимоотношения человека (в семье, в школе и пр.); 2) деструктивные компоненты взаимоотношений и их результаты; 3) конструктивные компоненты взаимоотношений и их результаты.

Результаты занесите в таблицу

 

Возрастной период Пространство реализации основных взаимоотношений человека с социумом Деструктивные компоненты взаимоотношений и их результаты Конструктивные компоненты взаимоотношений и их результаты
  Пример: Младенчество (ло 1 года)     Микросоциум – семья (приют) Ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие - боязливость и подозритель­ность по отношению к миру вообще, к людям в частно­сти, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.     Проявление заботы, эмоционально теплое общение с ребёнком, удовлетворение всех его витальных и эмоциональных потребностей.   Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе. Базовое доверие к миру.

 

2.2. В соответствии с периодизацией Ж.Пиаже опишите феномены, наблюдаемые Вами в вашей практике

 

2.3. В соответствии с периодизацией В.И. Слободчикова опишите признаки субъективности человека одного из выбранных Вами возрастного периода

 

2.4. В соответствии с периодизацией В.Е. Клочко опишите актуальные возрастные задачи в таблице

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.012 с.)