Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпосылки психического развития
(НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПРИРОЖДЕННЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА)
ВЛИЯНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ
НАСЛЕДУЕТСЯ
О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства (возможность для дальнейшего развития), беспомощность новорожденного. Генотипические факторы типизируют развитие - обеспечивают реализацию видовой генотипической программы (прямохождение, речевая коммуникация, универсальность руки, определенное строение мозга). Вместе с тем они и индивидуализируют развитие. Генетиками установлен полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Так, количество потенциальных вариантов человеческого генотипа составляет 3Х10 (47), а количество живших на земле людей всего 7Х10(10). Каждый человек-это уникальный генетический эксперимент. Наследуются: внешние признаки, дыхательная пищеварительные системы, программа обмена веществ, свойства анализаторных систем, особенности строения нервной системы и мозга (тип ВНД). Наследственные факторы являются лишь предпосылками для развития, сами по себе они не образуют внешних психических функций. Среда – макросреда и микросреда.
ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Условие жизни
МАКРОСРЕДА (изменяющаяся - принцип историзма) МИКРОСРЕДА (изменяющаяся - полигрупповая)
РЕБЕНОК (его активная деятельность) К условиям макросреды, влияющим на развитие относят: социальные, экономические, экологические, культурные условия. Ребенок с макросредой связан через микросреду -отношение взрослых, сверстников, характер воспитания и обучения. Воспитание и обучение – специально организованные способы передачи общественно-исторического опыта. Общественно-исторический опыт представлен исторически обусловленными реальностями существования человека: реальностью предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства, природной реальностью (Мухина В.С.). Развитие человека происходит в окружающем его культурно-историческом пространстве. Реальность предметного мира – производство употребление вещей создало самого человека и среду его обитания. Человек психологически вошел в него: это не только среда обитания и условие его бытия, с ним связаны чувства и потребности, условия его умственного и личностного развития. Общественное самосознание должно быть ориентировано на духовное развитие. Вещный мир не должен превращаться в фетиш, управляющий сознанием людей. Реальность знаковых систем – включает в себя средства и способы воздействия на других и средства преобразования собственной психики. Это лексикон, символы, идеология, умонастроения, эмоции общества, карты, приметы, фото. Реальность знаковых систем - национальная ментальность народов. Выступает как условие бытия человека, его психического развития. Природная реальность – всегда была условием и источником жизни и деятельности человека. Природа представлена в сознании человека как нечто неизменно живое, как источник жизни. Человек рассчитывает на природу как на условие своего бытия и развития (мифологизирует). Человек вышел сам из природы и является ее частью. Благодаря наукам человек стал строить свои отношения с природой как субъект с объектом. Отчужденный от природы он отчуждается от самого себя. Сохранение способности относиться к природе, как к значимому другому, имеет принципиальное значение для развития человеческой духовности. Реальность социального пространства – это вся материальная и духовная сторона бытия, включая общение, человеческие деятельности, систему прав и обязанностей. Человек-социум-человек.
В различных подходах и теориях психического развития фактор среды рассматривался по-разному: как определяющий в развитии, и как условие.
Воспитание и обучение: 1. Ж. Пиаже, Инельдер и др. считают, что учитель должен приспосабливать методику к уровню спонтанного развития ребенка, которого он достиг. (В.В. Давыдов показал, что при специальном обучении умственные операции могут развиваться значительно раньше, чем в установленные Ж. Пиаже сроки развития.) 2. Торндайк, Уотсон и др. отождествляют обучение и развитие, т.е. каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии. 3. Дж. Брунер считает, что обучение не зависит от развития. Любому ребенку на любой стадии развития можно преподать любой предмет - все зависит от методики обучения. 4. Л.С. Выготский подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии. Обучение должно идти впереди развития. Он выделил два уровня развития детей: “уровень актуального развития”, “зону ближайшего развития”. 5. С.Л. Рубинштейн считал, что ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Активность – человеческая активность состоит в изменении обстоятельств и в самоизменении. В отечественной психологии: Л.С.Выготский – идеи активности заложены в следующих положениях: 1.Инициатива индивида при обращении к орудию и определение способа его использования свидетельствовали о ненормированной социумом активности – активная роль самого субъекта, обращающегося к орудию в процессе возрастного развития (активное вмешательство человека в ситуацию, активная роль). 2. Существование опосредствованного характера психических свойств человека и знаков, обеспечивающих функцию опосредствования. Таким образом, Выготский показал, как перестраивается психика, усиливая и расширяя систему психической активности. С 30-х годов принцип активности становится одним из методологических принципов психологии. Происходит разграничение общепсихологического, психологического и социального аспектов изучения активности. Основы биологической активности изучались Н.А.Бернштейном, П.К.Анохиным. В этих работах биологическая активность объясняется взаимодействием организма со средой. В концепции последнего способ организации биологической активности (нейродинамики) детерминируется не внутримозговыми (как у первого) отношениями, а взаимодействием организма со средой, поведением. Психологическая активность изучалась С.Л. Рубинштейном в контексте деятельностного подхода к личностному развитию: внешние причины действуют через посредство внутренних условий. Деятельность человека как ее активного субъекта обусловливает формирование его сознания, психических процессов и свойств (принцип единства сознания и деятельности - инвариант принципа активности). Признаки человеческой активности: осознанность, целенаправленность, предметность, орудийность, преобразующий характер и ценность (смысл) для человека и окружающих. На основе анализа концепций зарубежных и отечественных психологов Крупнов «сущность активности личности объясняется внутренним ее движением и самоопределением, исходя из внешних обстоятельств и внутренних возможностей, которыми она обладает».
К.А. Абульханова-Славская – социальная активность представляет собой личностный уровень, способ и качество удовлетворения высших ценностных потребностей личности, которая ищет, создает или преобразует условия их удовлетворения в соответствии с позицией личности, ее ценностями и предъявляемыми к ней требованиями. Б.Ф.Ломов – активность рассматривается как особое качество субъекта деятельности, состоящее в интеграции его психологических возможностей, способностей, знаний и их направленности на достижение цели. Признаки активности в детстве: реактивные действия ребенка на внешние стимулы, произвольность, торможение, выражение желаний и потребностей; как простые одноактные движения превращаются в сложную деятельность-игру, рисование, учение; по мере овладения мыслительной деятельностью; выражается в подражательных, исполнительских и самостоятельных действиях. Активность (внутренняя позиция):
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.012 с.) |