Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие взрослого и ребёнка
Место взрослого в жизни ребёнка Взрослый занимает очень важное место в жизни ребенка. Отечественный психолог М.И. Лисина, ее сотрудники и коллеги исследовали становление различных форм общения ребенка и взрослого в разные периоды его жизни. Ими было установлено, что еще в период новорожденности у ребенка складывается потребность в общении с взрослым под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. Так начинается развиваться ситуативно-личностное общение, которое оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца. В дальнейшем умеющий действовать с предметами ребенок становится в новую позицию по отношению к взрослому. Благодаря взрослому развивается его практическое сотрудничество с ребенком. Среди мотивов общения ребенка на первое место выдвигаются деловые мотивы. Ситуативно-деловое общение возникает во втором полугодии жизни ребенка и происходит на фоне совместных действий ребенка с предметами. В данной ситуации характерной является потребность ребенка в сотрудничестве с взрослым. Под влиянием общения с взрослым к концу младенчества у ребенка складываются любознательность и первоначальные представления об окружающем мире, которые составляют необходимую предпосылку для усвоения разных форм общественного опыта. В дальнейшем ситуативно-деловое общение развивается и в нем развивается совместная деятельность ребенка и взрослого. Несмотря на то, что ребенок в начале раннего возраста приобретает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, он остается в тесной взаимосвязи с ним. Потому что ребенку необходима практическая помощь взрослого, и он нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении. В совместной деятельности ребенка и взрослого происходит усвоение общественно-выработанных способов использования предметов, осваиваются функция предмета-орудия и смысл действия с ним. В сотрудничестве с взрослым в середине второго года жизни происходит формирование речи ребенка. Первые слова ребенка рождаются в предметном сотрудничестве с взрослым, пройдя три этапа: ориентация на предмет, на взрослого, на слово (Ф.А. Сохин). На третьем году жизни благодаря взаимодействию с взрослым появляется первая форма произвольного поведения – выполнение речевых инструкций взрослого. В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности ребенка. В этот период происходит формирование игровых замещений. Оно осуществляется в совместной игре ребенка с взрослым, в ходе которой происходит превращение разделенного со взрослым действия в индивидуальное действие ребенка. В результате чего ребенок открывает новый способ действия с предметом, изобретает свои собственные способы замещения.
Все это происходит на этапе становления предметного сознания (по периодизации В.Е. Клочко). В процессе формирования игровых замещений ребенок становится способным отделить действие (назначение) и название (слово) от конкретного предмета. Благодаря этому становится возможным перенос значения одного предмета на другой. Введение знака, переименование предмета преобразует для ребенка воспринимаемую ситуацию в смысловую. С этого момента начинается переходный момент к этапу становления смыслового сознания (по периодизации В.Е. Клочко). В этот период у ребенка все ярче проявляется потребность в общении со сверстником. Благодаря контактам с другими детьми ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. В процессе формирования общения со сверстниками важную роль играют взрослые. Взрослый, воздействуя на контакты детей, организует субъектное взаимодействие между ними. В дошкольный период происходит интенсивное развитие высших психических функций. Вовлеченность ребенка в совместную деятельность с взрослым расширяет его познавательную сферу. Организуемые взрослым формы взаимодействия способствуют становлению произвольности всех психических сфер. Отличительной особенностью познавательной позиции ребенка-дошкольника является эгоцентризм (Ж. Пиаже). В основе этой позиции лежит невыделенность самого себя и, вследствие этого, признание своей точки зрения как единственной и абсолютной. Преодоление центрации заключается в присвоении различных средств (мер, эталонов, ориентировочных действий и пр.), с помощью которых ребенок оказывается способным встать на объективно-общественную точку зрения. Переход с непосредственной субъективной позиции на новую, объективно-общественную, которая всегда имеет опосредствованный характер, составляет суть децентрации. Этот переход возможен только при взаимодействии ребенка с взрослым, когда происходит обучение ребенка пользованию мерами и пр., разрушающих глобальность восприятия. В результате происходит формирование условно-динамической позиции, что способствует развитию децентрации (умение встать на позицию другого) (Д.Б. Эльконин, В.А. Недоспасова). Кроме того, в этот период общение ребенка с взрослым усложняется, приобретая новые формы и новое содержание. Содержание общения становится внеситуативным, когда ребенок может общаться не только по поводу непосредственно воспринимаемого, но и по поводу только представляемых предметов, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. Проявляются две внеситуативные формы общения: познавательная и личностная. (М.И. Лисина). Обе эти формы общения проявляют ведущие мотивы общения, свойственные ребенку дошкольного возраста. В одном случае это мотив познавательный. Внеситуативно-познавательное общение позволяет детям значительно расширить рамки познаваемого мира. Взрослый в данном случае выступает перед ребенком как источник новых знаний. Происходит «теоретическое сотрудничество», обсуждение тем не связанных с окружающей обстановкой. Эта форма взаимодействия с взрослым характерна для детей 3-5 лет. А к концу дошкольного возраста складывается внеситуативно-личностная форма общения, содержанием которой является мир людей. Ведущими мотивами становятся личностные. Ребенка в данный период интересуют самые различные аспекты существования человека. Главной для внеситуативно-личностного общения является потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. В процессе такого общения со взрослым ребенок способен сознательно усвоить нормы и правила поведения. Благодаря личностному общению ребенок учится видеть себя со стороны, что способствует развитию самосознания и самоконтроля. В личностном общении ребенок начинает различать разные социальные роли взрослых и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними. Благодаря всем этим особенностям возрастной период от 3 до 7 лет является сензитивным для становления смыслового сознания (по периодизации В.Е. Клочко). В этот период происходит и перестройка взаимоотношений с другими детьми.
Психологи М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова установили, что в младшем дошкольном возрасте (2 - 4 г.) доминирует эмоционально-практическое общение, которое зависит от конкретной обстановки и от практических действий партнера. Примерно к 4 годам складывается ситуативно-деловая форма общения сверстников. Главным содержанием общения детей 4-6 лет становится деловое сотрудничество. На этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстников. К концу дошкольного возраста у многих детей складывается внеситуативная форма общения, когда становится возможным общение неопосредованное предметами и действиями с ними (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О.Смирнова, 1989). Наряду с конкурентным, соревновательным началом во взаимодействии детей появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования (желания, предпочтения, настроения). Взрослый на данном этапе, создавая определенные условия, способствует становлению ценностно-смысловой сферы ребенка.
Именно дошкольное детство является тем периодом, когда начинается фактическое складывание личности, периодом развития личностных механизмов поведения, которые связаны с оформлением мотивационной сферы ребенка. По выражению А.Н. Леонтьева, в этот период складывается соподчинение, или иерархия мотивов. У детей с 3-летнего возраста начинает формироваться более сложная внутренняя организация поведения. Деятельность ребенка все более побуждается и направляется уже не отдельными мотивами, которые сменяются или вступают в конфликт между собой, а определенным соподчинением мотивов отдельных действий. Теперь ребенок может стремиться к достижению цели, которая сама по себе не слишком привлекательна для него, ради чего-нибудь другого. В результате его отдельные действия могут приобретать для него более сложный, как бы отраженный смысл, который определяется тем, в какой мотив они включены. Например, незаслуженная конфета приобретает смысл собственной неудачи, а неинтересное собирание пирамидки может быть осмыслено через радость малышей от их будущей игры с ней. Е.О. Смирнова отмечает, что, говоря о личности человека, мы всегда подразумеваем определенную направленность, его ведущие жизненные мотивы, подчиняющие себе другие. Когда такой соподчиненности нет, когда отдельные побуждения рядоположены и вступают в простое взаимодействие, мы имеем картину распада личности, возвращение к чисто полевому поведению. Вот почему так важен тот период в развитии ребенка, когда происходит формирование первых соподчинений в его деятельности, когда вырабатываются сами «механизмы» этих соподчинений. Этот период и выпадает на дошкольное детство. Если около 3 лет появляются лишь первые его признаки, то к 6-7 годам они уже достигают своего полного развития. Иерархия мотивов является той психологической основой, на которой формируется воля и произвольность дошкольника. Процесс становления волевого и произвольного поведения имеет единую направленность, которая заключается в преодолении побудительной силы ситуативных воздействий и стереотипных реакций, в становлении способности самостоятельно определять свои действия и управлять ими. Формирование волевого, произвольного действия идет по пути преодоления импульсивных реакций и становления собственного, свободного, осознанного поведения. О настоящей, личностной произвольности можно говорить только в том случае, если эти требования стали собственными потребностями и мотивами ребенка, если их выполнение происходит по его собственной сознательной воле.
Как это возможно? Самый общий ответ на этот вопрос заключается в известном утверждении Л.С. Выготского о том, что «за сознанием лежит жизнь». Разные формы культурно-исторического опыта не могут быть переданы ребенку непосредственно. Для их усвоения он должен быть вовлечен в специально направленную практическую деятельность. В этой деятельности рождается и смысл, и средства (способы, образцы) деятельности. В раннем и дошкольном возрасте такое вовлечение происходит в совместной жизнедеятельности ребенка с взрослым. Взрослый является для ребенка не только носителем средств, образцов и способов действия (т.е. значений), но и живым олицетворением тех мотивационных (смысловых) уровней, которыми ребенок пока еще не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе с взрослым – через общение, совместную деятельность и общие переживания. Мотивация, как и всякая другая высшая функция, обнаруживает себя дважды: сначала как форма взаимодействия и сотрудничества между людьми, как категория интерпсихическая, затем как внутреннее, собственное отношение субъекта, как категория интрапсихическая. Однако здесь способ передачи смысловых уровней принципиально иной, чем при усвоении средств и образцов деятельности. Здесь необходима эмоциональная вовлеченность взрослого в общую с ребенком деятельность, благодаря которой может произойти передача смысла и мотива, т.е. своего рода эмоциональное заражение взаимодействия. Этот процесс взаимодействия, в котором взрослый является посредником между ребенком и каким-либо культурным содержанием, можно назвать процессом приобщения. Взрослый как бы приобщает ребенка к новому предмету его деятельности и сознания, причем в процессе такого приобщения он передает ребенку не только средства овладения своим поведением, но и мотивирует новую деятельность, делает ее аффективно значимой. Процесс приобщения происходит не одномоментно, а проходит ряд этапов. Первоначально новый предмет деятельности существует для ребенка в скрытой, латентной форме, как атрибут присутствия взрослого. Однако благодаря тому, что взрослый не просто демонстрирует нужный способ действия, а передает ему аффективный заряд, т.е. ярко выражает свой интерес и эмоциональное отношение, в определенный момент происходит «открытие» нового предмета. Ребенок начинает видеть новый предмет и новый способ действия. Эмоциональная притягательность предмета, мотивирующая направленную на него активность, его образ и способ действия с ним открываются перед ребенком в неразрывном единстве. Ребенок открывает в предмете собственный способ действия (например, понимает, что он может выполнять роль другого, и знает, как именно это нужно делать). Взрослый при этом как бы уходит в тень, уступая место в сознании ребенка новой для него реальности.
Но первоначально этот «открытый» предмет может побуждать активность ребенка только в присутствии взрослого. Для того чтобы возникла собственная деятельность ребенка, необходим этап поддержки, когда взрослый своим присутствием, оценками, образцами и поддерживает, и стимулирует его активность. И лишь тогда, когда данный предмет становится мотивом собственных действий ребенка, независимо от присутствия взрослого, можно говорить о сформированности новой деятельности и о новой форме волевого и произвольного поведения. (Источник: Файзуллаева, Е. Д. Развитие рефлексивности как условия гармонизации процессов становления смыслового сознания: дис. … канд. психол.наук: 19.00.01 / Е. Д. Файзуллаева. – Томск, 2010. – 279с.) Взаимоде́йствие — философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие — объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. Задание. Напишите, что для Вас означает эффективное взаимодействие взрослого и ребенка.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.015 с.) |