Ребенка, подростка, взрослого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ребенка, подростка, взрослого



(полигрупповая, изменяющаяся микросреда)

 

В процессе взросления человек включается в различные системы ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ НЕГО отношений, которые определяют процесс формирования его личности – СПЕЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ.

 
 


ДЛЯ РЕБЕНКА - ЕГО ОБЩЕНИЕ

 

СО ВЗРОСЛЫМИ СО СВЕРСТНИКАМИ
1.Семья, её психологическая атмосфера 2.Детский сад, школа, психологический климат и условия для деятельности (отношение воспитателя и учителя) 1.Роль, статус, характер общения и взаимодействия, эмоциональное благополучие в группе детского сада, классе.

(Личностные качества формируются в процессе взаимодействия ребенка со средой, при активной деятельности в ней)

Психические новообразования -это те психические и социальные изменения, которые возникают на данной ступени развития и, которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени. Они, по мнению Л.С.Выготского, являются основными критериями психического развития. Новообразования – это обобщенный результат всего психического развития ребенка в соответствующий период времени, оно становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Новообразования могут охватывать широкий спектр психических явлений от психических процессов до отдельных свойств личности.

Кризис развития – «сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью кризиса является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности.

Противоречия, составляющие суть кризиса, протекают в острой форме, порождают сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей и в их взаимоотношениях со взрослыми. Существует две стороны кризиса: разрушительная (включает в себя процессы свертывания и отмирания старого) и позитивная конструктивная.

Л.С. Выготский выделял “стабильные” и “кризисные” периоды развития. В кризисные периоды происходит качественная перестройка функций и отношений, отмечаются изменения в развитии личности (новообразования).

 

КРИЗИСЫ На переломных этапах онтогенетического развития ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД Основной смысл в позитивных изменениях личности КРИЗИСЫ Знаменуют завершение одного периода и начало другого

Центральное новообразование (обобщенный результат психического развития)

несет в себе побудительную силу и становится базой для формирования личности в следующем возрасте

 

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ КРИЗИСА

 
 

 


Непослушание Капризы Раздражительность Труднообучаемость Конфликт с окружающими взрослыми Отрицательное отношение к прежним требованиям

УСЛОВИЯ

Неудовлетворение новых потребностей ребенка Терпение, тактичность, знание возрастных особенностей
- Не дает положительных результатов - Кризис обостряется и затягивается - расширение возможностей ребенка - овладение средствами для удовлетво- рения новых потребностей - освоение новых сфер жизни

 

Стабильные периоды – характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка.

Л.С. Выготский рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Внутренняя связь одной стадии с другой осуществляется через самодвижение, саморазвитие, как рост в настоящем базируется на предыдущем росте». Таким образом, стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь свей внутренней логике. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а потому имеет непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность.

Критерием психического развития, по А.Н.Леонтьеву, является ведущая деятельность. Признаком перехода от одной стадии к другой является смена ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность – это деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Признаки ведущей деятельности:

- это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности;

- деятельность, в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы;

- деятельность, от которой зависят психологические изменения личности ребенка.

Ведущая деятельность не появляется сразу, она проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации развития. Появление в каждый период новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую, но обусловливает основные изменения в психическом развитии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.48.62 (0.005 с.)