Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Движущие силы и условия психического развития человека на раннем этапе онтогенеза.
Сознание как сущностная характеристика человека. Знаковое опосредствование высших психических функций человека. Основной закон развития высших психических функций. Проблема обучения и развития в психологии. Концепция генезиса общения ребёнка со взрослым. Главной характеристикой человека является его способность к самодетерминации, т.е. способность самому определять свой жизненный путь, самого себя и свое поведение. Эта способность делает его свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Специфика человеческого поведения состоит в том, что оно не является ни функцией телесной организации человека, ни функцией среды. Оно свободно, и эту свободу даёт человеку сознание. Осознавая своё поведение, человек приобретает способность строить его произвольно, освобождаясь от власти натурального, природного состояния и от власти внешней среды. Для осознания своего поведения у человека должен случиться выход за пределы непосредственного, натурального течения жизни, который и сделает возможным отношение к себе. Однако проблема заключается в том, что природных, врождённых способов для такого «выхода» у ребёнка нет. Имеющиеся у него органические способности позволяют лишь сливаться, совпадать с условиями своей жизнедеятельности. Для того чтобы встать в отношение к этим условиям и к самому себе, этих врождённых условий недостаточно. Человеческий ребёнок, в отличие от детёнышей животных, при рождении попадает не в природную среду, а в определённое культурно-историческое пространство, в которм существуют не только внешние материальные предметы, но и идеальные формы, отражающие специфику данного общества (представления, идеи, ценности и пр.). В этом пространстве есть и особые предметы – знаки, обладающие двойной природой – материальной и идеальной. С одной стороны, они являются материальными предметами, имеющими свою внешнюю форму, а с другой – несут в себе значение, вбирающее в себя идеальное представление (образ) некоторого предмета, процесса или явления. Таким образом, знак является заместителем реальности и позволяет перевести эту реальность в идеальную форму. Самым распространённым примером знаков является язык – слова человеческой речи. Например, слово «зима» имеет вполне определённую предметную форму (его можно услышать, увидеть, записать и пр.). Но суть этого слова в том, что оно вызывает в сознании человека совершенно определённый образ, который никак не связан с его звуковой или графической формой.
По Л.С. Выготскому, знаки являются не только заместителями других предметов, но и средствами, орудиями внутренней психической жизни человека. По аналогии с орудиями труда, знаки являются психологическими орудиями, которые позволяют осознать себя, свои действия и овладеть ими. Согласно концепции Л.С. Выготского человеческое поведение осуществляется посредством знаков, то есть оно опосредствовано знаками. Основная функция знаковых средств заключается в объективации собственного поведения, в превращении его в особый предмет, отдельный от человека. Это поведение перестает «совпадать» с субъектом активности, в результате чего становится возможным отношение к нему и его осознание. Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральной линией развития сознания ребенка, по Выготскому, является развитие речевого опосредствования. Универсальное значение речи состоит в том, что она освобождает человека от давления наличной ситуации и делает его поведение осознанным. Сказав (вслух или про себя), что и для чего мы делаем, мы можем осознать своё поведение и отнестись к нему. Именно речь делает поведение человека осознанным и свободным. Речь – не единственное средство осознания своего поведения. В качестве таких средств могут выступать различные образцы, правила или способы действия. Действия ребёнка становятся осознанными и произвольными, когда они опосредованы представлением о том, как «нужно действовать». Этот образ поведения может быть задан в форме обобщенного правила, или игровой роли, или поведения конкретного человека. Важно, чтобы этот образец выступал как регулятор поведения, чтобы он стал образцом, с которым ребёнок сравнивает своё поведение. Это сравнение с образцом и есть осознание своего поведения и отношения к нему. Таким образом, осознанность собственного поведения предполагает его опосредствованность, т.е. наличие некоторого средства, с помощью которого человек может выйти за пределы непосредственной ситуации и отнестись к себе и своему поведению как бы со стороны, с точки зрения этого средства (речевого знака, образца, правила, нормы и пр.). Это делает его свободным от непосредственной ситуации и позволяет овладеть собой и своим поведением.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.82.3.33 (0.005 с.) |