Тема 3. Движущие силы и условия психического развития человека на раннем этапе онтогенеза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Движущие силы и условия психического развития человека на раннем этапе онтогенеза.



Сознание как сущностная характеристика человека. Знаковое опосредствование высших психических функций человека. Основной закон развития высших психических функций. Проблема обучения и развития в психологии. Концепция генезиса общения ребёнка со взрослым.

Главной характеристикой человека является его способность к самодетерминации, т.е. способность самому определять свой жизненный путь, самого себя и свое поведение. Эта способность делает его свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Специфика человеческого поведения состоит в том, что оно не является ни функцией телесной организации человека, ни функцией среды. Оно свободно, и эту свободу даёт человеку сознание. Осознавая своё поведение, человек приобретает способность строить его произвольно, освобождаясь от власти натурального, природного состояния и от власти внешней среды.

Для осознания своего поведения у человека должен случиться выход за пределы непосредственного, натурального течения жизни, который и сделает возможным отношение к себе. Однако проблема заключается в том, что природных, врождённых способов для такого «выхода» у ребёнка нет. Имеющиеся у него органические способности позволяют лишь сливаться, совпадать с условиями своей жизнедеятельности. Для того чтобы встать в отношение к этим условиям и к самому себе, этих врождённых условий недостаточно.

Человеческий ребёнок, в отличие от детёнышей животных, при рождении попадает не в природную среду, а в определённое культурно-историческое пространство, в которм существуют не только внешние материальные предметы, но и идеальные формы, отражающие специфику данного общества (представления, идеи, ценности и пр.). В этом пространстве есть и особые предметы – знаки, обладающие двойной природой – материальной и идеальной. С одной стороны, они являются материальными предметами, имеющими свою внешнюю форму, а с другой – несут в себе значение, вбирающее в себя идеальное представление (образ) некоторого предмета, процесса или явления. Таким образом, знак является заместителем реальности и позволяет перевести эту реальность в идеальную форму.

Самым распространённым примером знаков является язык – слова человеческой речи. Например, слово «зима» имеет вполне определённую предметную форму (его можно услышать, увидеть, записать и пр.). Но суть этого слова в том, что оно вызывает в сознании человека совершенно определённый образ, который никак не связан с его звуковой или графической формой.

По Л.С. Выготскому, знаки являются не только заместителями других предметов, но и средствами, орудиями внутренней психической жизни человека. По аналогии с орудиями труда, знаки являются психологическими орудиями, которые позволяют осознать себя, свои действия и овладеть ими. Согласно концепции Л.С. Выготского человеческое поведение осуществляется посредством знаков, то есть оно опосредствовано знаками. Основная функция знаковых средств заключается в объективации собственного поведения, в превращении его в особый предмет, отдельный от человека. Это поведение перестает «совпадать» с субъектом активности, в результате чего становится возможным отношение к нему и его осознание.

Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральной линией развития сознания ребенка, по Выготскому, является развитие речевого опосредствования. Универсальное значение речи состоит в том, что она освобождает человека от давления наличной ситуации и делает его поведение осознанным. Сказав (вслух или про себя), что и для чего мы делаем, мы можем осознать своё поведение и отнестись к нему. Именно речь делает поведение человека осознанным и свободным.

Речь – не единственное средство осознания своего поведения. В качестве таких средств могут выступать различные образцы, правила или способы действия. Действия ребёнка становятся осознанными и произвольными, когда они опосредованы представлением о том, как «нужно действовать». Этот образ поведения может быть задан в форме обобщенного правила, или игровой роли, или поведения конкретного человека. Важно, чтобы этот образец выступал как регулятор поведения, чтобы он стал образцом, с которым ребёнок сравнивает своё поведение. Это сравнение с образцом и есть осознание своего поведения и отношения к нему. Таким образом, осознанность собственного поведения предполагает его опосредствованность, т.е. наличие некоторого средства, с помощью которого человек может выйти за пределы непосредственной ситуации и отнестись к себе и своему поведению как бы со стороны, с точки зрения этого средства (речевого знака, образца, правила, нормы и пр.). Это делает его свободным от непосредственной ситуации и позволяет овладеть собой и своим поведением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.82.3.33 (0.005 с.)