Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема 4. Возрастные периоды эпохи детства.
Содержание книги
- Тема 1. Детская психология как отрасль
- Детская психология – это наука, изучающая особенности психической жизни ребёнка и закономерности психического развития в детском возрасте.
- Основные методы детской психологии
- Формирующий эксперимент как один из основных методов психолого-педагогических исследований
- Нравственные ориентиры для родителей
- Тема 2. Основные теории детского развития и подходы к периодизации.
- Периодизация психического развития по З.Фрейду
- Периодизация психического развития по Э.Эриксону
- Идентификация личности и путаница ролей.
- Периодизация интеллектуального развития по Ж.Пиаже
- Культурно-историческая парадигма в психологии развития
- Ребенка, подростка, взрослого
- Переход к последующей деятельности
- Развитие культурно-исторической теории в отечественной психологии развития
- Параметры развития и их понимание в разных научных концепциях
- Тема 3. Движущие силы и условия психического развития человека на раннем этапе онтогенеза.
- Основной закон развития высших психических функций
- Предпосылки психического развития
- Взаимодействие взрослого и ребёнка
- Концепция генезиса общения ребёнка со взрослым
- Навыки общения со сверстниками
- Умение предлагать помощь сверстнику
- Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты.
- Ситуация (автор Лебедева М.М.).
- Тема 4. Возрастные периоды эпохи детства.
- Возрастные особенности детей первого года жизни
- Возрастные особенности детей второго года жизни
- Возрастные особенности детей третьего года жизни
- Возрастные особенности детей четвертого года жизни
- Возрастные особенности детей пятого года жизни
- Возрастные особенности детей шестого года жизни
- Психолого – педагогический портрет ребенка
- Возрастная задача – задача, отвечающая актуальным потребностям возраста.
- Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену)
- Обладаю информацией, анализирую, советуюсь,
Период новорожденности. Особенности развития ребёнка младенческого возраста. Период раннего детства. Особенности развития ребёнка раннего детства. Психология дошкольного возраста.
Возрастной период
|
Границы
| Психическое содержание
|
Сензитивный период
|
Новообразования
| Соц.ситуация развития
| ВВД
| Развитие психических функция
|
Новорожден-
ность
|
От рожд. до 2 нед. (1 мес.)
|
Ребенок полностью зави-сим от взрослого (удовлетворяет все его витальные потребности).
Этап адаптации ребенка к новым условиям жизни.
|
Тесная связь ребенка с матерью
Полная зависи-мость от взросло-го
|
1. Наличие безусловных врожденных рефлексов.
2. Активное становление восприятия. Появляется реакция сосредоточения.
Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Зрительное сосредоточения появляется на 3-5 неделе, внешне появляется также: ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете.
В конце 1-го – начале 2-го месяца жизни ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки.
3. Развитие эмоциональной сферы.
|
С 7 по 21 день – благоприятный период для развития зритель-ного сосредоточе-ния, которое важ-но для последую-щего развития внимания.
0-24 мес. благоприятный период для эмоционального развития, двига- тельной актив-ности, развития зрения и муз.спо-собностей.
0-6 лет – сензит. период для разви-тия речи.
0-5,5 лет – для сенсорного разви-тия
| Возникновение ответной реакции ребенка – улыбки на обращение матери или взрослого.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскиды-
вает руки, быстро двигает ногами, издает громкие зву-
ки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция называется «комплексом оживления» (2-4 мес.)
|
Младенчест-во
|
От 1 мес. до 1 года
|
Тесная связь ре-бенка со взрослым
(ребенок зависим от родителей)
|
Эмоциональная привязанность к близкому челове-ку (к матери)
|
Восприятие: к 4 мес.не прос-то видит, но уже смотрит, активно реагирует на уви-денное, двигается. Воспри-нимает форму предметов, выделяет контур, реагирует на цвет. Развивается прост-ранственное восприятие, восприятие глубины.
Память: первым появляется узнавание. 4-ех месячный ре-бенок отличает знакомое ли-цо от незнакомого. После 8 мес.появляется воспроизве-дение – восстановление в па-мяти образа.
Эмоциональное развитие:
Первые 3-4 мес.появляются разнообразные эмоц.состоя-ния: удивление, тревож-ность при физич.диском-форте, расслабление при удовлетворении потребнос-ти. 7-11 мес. – страх рас-ставания»
Речь: в первом полугодии формируется реч.слух. Гуление. Во втором полугодии – лепет. К концу 1-го года понимает 10-20 слов, произносимых взрос-лыми.
|
Сензитивный пе-риод для развития речи. С огромной скоростью ребе-нок увеличивает свой слов.запас – это самое интен-сивное увеличе-ние словаря в жиз-ни человека. Ребенок в этот пе-риод наиболее чувствителен к языковым нормам.
Поэтому взрос-лым нужно гово-рить четко и ясно.
Сензит.период для сенсорного разви-тия. Развиваются
Умения видеть, слышать, ощу-щать запах, вкус. Сенсорных впе-чатлений у ребен-ка должно быть как можно боль-ше.
От 1,5 – 5,5 лет сензит.период для восприятия маленьких пред-метов.
От 1-4 лет сензит.
период движений и действий.
|
К концу младенчества посте-пенно начинает ходить (прямохождение)
Появляется потребность в общении со взрослым (речь ситуативна, автономна)
К концу 1 го-да начинают узнавать себя в зеркале
|
Кризис 1 года
|
Переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций, когда родители не понимают его желания)
Признаками кризиса ребенка первого года жизни:
- «Трудновоспитуемость» — упрямство, настырность, непослушание, требование
повышенного внимания;
- Резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и
решительный отказ от выполнения необходимых процедур;
- Повышенная чувствительность к замечаниям — в ответ следуют обида, недовольство,
агрессия;
- Повышенная капризность;
- Противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от
нее.
Расширяется пространство ребенка, он отделяет себя от взрослого. Появляется первое слово (речь). До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт с взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.
Характер указательных действий. Это является критерием распада социальной ситуации. Где было единство, стало двое: ребенок и взрослый. Между ними новое содержание - предметная деятельность.
К девяти месяцам ребенок становится на ножки, начинает ходить. Ребенок в раннем детстве - уже ходящий: плохо, с трудом, но все, же ребенок, для которого ходьба стала основной формой передвижения в пространстве. Самое становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса.
Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. По форме она является общением. По содержанию - эмоционально-непосредственной связью с взрослыми и ситуацией. Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.
Основное новообразование связано с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи.
|
Раннее детство
| 2 периода:
1 – 2 года
2 -3 года
|
Отношения взрос-лого и ребенка опосредованы предметом. Появ-ляется потреб-ность в общении со взрослым (взрослый – важный носитель инф.)
|
Простейшие манипулятивные действия с пред-метом
Предметно-мани-пулятивная игра. Появляются пред-меты – заместите-ли. Имитация действий, прос-тейший сюжет. Ребенок в боль-шинстве случаев играет один.
|
Речь: быстро растет актив-ный и пассивный словарь. (1000-1500 слов). Речь для него средство регуляции и коммуникации.
Восприятие: развиваются все психич.функции: внима-ние, память, мышление, но доминирует восприятие. До 2 лет ребенок не может действовать без опоры на восприятие.
Память: узнавание, нет опоры на прошлый опыт.
Мышление: наглядно-действенное, которое осно-вывается на восприятии и действиях. В 2 года появля-ется внутренний план дейст-вий.
Эмоцион.развитие: ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно восприни-мает. Желания ребенка не устойчивы, и быстро перехо-дящие, он не может их конт-ролировать и сдерживать, ограничивают их только на-казания и поощрения взрос-лых.
Самосознание: появляется гордость за свои достижения
Стремится к самостоятель-ности, в игре способен про-явить инициативу, показать свою самость
|
От 1,5 – 5,5 лет сензит.период для восприятия маленьких пред-метов.
От 1-4 лет сензит.
период движений и действий.
От 1,5 – 5,5 лет сензит.период для восприятия маленьких пред-метов.
От 1-4 лет сензит.
период движений и действий.
2-3 года сензит.
период для разви-тия речи.
|
К концу периода возникают первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Развивается активная речь.
Развитие сенсорных анализаторов.
Познавательная активность.
Вырабатываются различные сигналы, жесты.
Тактильная исследователь-ская деятельность (сенсор-ные эталоны).
|
Кризис 3 лет
(2,5 – 3,5 лет)
|
Кризис 3 лет– возрастной кризис, который возникает при переходе из раннего возраста к дошкольному. Характеризуется резким кардинальным изменениям в характере и поведении ребенка, У ребенка возрастают желания, потребности быть самостоятельным, а они входят в противоречие с его ограниченными психо-физиологическими возможностями. Возникает психологическое противоречие: «Я хочу, но не могу». Появляется местоимение «Я».
К 3,5 – 4 годам ребенок не только понимает внешние границы своего тела (свое физическое Я), но и начинает осознавать свое внутреннее Я, которое скрыто от всех окружающих (внутренняя Я-концепция).
Это естественное возрастное новообразование, которое обязательно должно проявиться соответствующими симптомами:
Негативизм - первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса. При негативизме все поведение ребенка
идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. При этом ребенок не хочет чего-нибудь сделать только
потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само
предложение взрослых.
Упрямство- второй симптом кризиса трех лет. Упрямство проявляется в том, что ребенок настаивает на чем-либо не
потому, что это ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является
принятое ребенком самостоятельное решение - он так сказал, он этого хочет.
Строптивость - третий симптом кризиса. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка,
против существующего образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве,
противоречии просьбам и требованиям взрослых, проявляется в стремлении настоять на собственном
желании.
Своеволие, своенравие- четвертый симптом кризиса трех лет. Он заключается в тенденции ребенка к самостоятельности:
ребенок все хочет делать сам. Он проявляет нетерпимое отношение к опеке взрослого,
отказывается от его помощи.
Протест-бунт - пятый симптом; все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий
характер. Поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто он находится в состоянии войны с
окружающими, в постоянном конфликте с ними.
Обесценивание - шестой симптом кризиса; ребенок старается обесценить игрушку, другие предметы, взрослых и
сверстников. В его лексиконе появляются ругательные слова.
Седьмой симптом кризиса трех лет двойствен; в семье с единственным ребенком встречается стремление кдеспотизму- взрослые должны делать то, что хочет ребенок. В семье с несколькими детьми чаще встречается симптом ревности к младшим или старшим братьям и сестрам.
Последние 3 признака – невротические признаки.
|
Младший дошкольный возраст
|
3 - 4 года
|
К концу периода возникает потреб-ность к общению со сверстником
|
Ведущий вид де-ятельности – игро-вая деятельность. Специфика игры – игры с предмета-ми остаются, но усложняются. Появляется роль и сюжет игры (при-митивные сюже-ты) Появляется контакт со сверст-ником. В боль-шинстве случаев дети играют вдвоем. Переход от манипулятив-ной игры к роле-вой.
|
Восприятие:
носит предметный характер (свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета). Он видит их слитно с предметом.
Внимание:
Внимание непроизв. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут.
Память:
Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Хорошо запоми- нает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Хорошо развита двиг.память Мышление:
Сравнивают, анализируют в наглядно-действенном плане. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое). На 4 году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разго-
воре родовыми понятиями (игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда).
Воображение:
На 4 году жизни воображе-
ние развито еще слабо, но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображ.
ситуации, лишь начинают формироваться и проявлять-
ся.
Речь:
продолжает оставаться ситу-ативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Слов.запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов.
Часто сопровождают свои действия приборматыванием С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели.
|
В возрасте 3 – 4 лет наступает период развития осознанной речи. Именно в это время формирует-
ся осознание ре-
бенка себя как лич
ности и понима-
ние собственной мысли.
От 0 – 5,5 лет период сенсорного развития
От 1 – 4 лет – период развития движений и действий.
|
Развитие активной речи ребенка.
Становится возможным выполнение простых рече- вых инструкций взрослого.
Это открывает дальнейшие возможности овладения своим поведением. Поэтому выполнение речевых ин-струкций можно рассмат-ривать как первую форму произвольного поведения ребенка.
Появление игровых замещений. Становление игровых замещений дает начало новой форме деятельности — сюжетно-ролевой игре.
Формирование потребности в общении со сверстником;
Развитие самосознания и самостоятельности ребенка.
У детей появляется отчет-
ливое стремление к дос-
тижению результата, про-
дукта своей деятельности
|
Средний дошкольный возраст
|
4 – 5 лет
|
Главным элемен-том остается сверстник (пот-ребность в обще-
нии)
|
ВВД – игровая деятельность. Специфика игры:
Сюжет и роли стан-ся разно-образнее с расши-рением соц.опыта. Чувствительность к правилу и чув-ствительность к другим. В игре по-является услов-ность.
К концу периода в играх начинают появляться игро-вые правила, кото-рые и определяют его поведение.
|
Высокий темп психического, личностного и физического развития.
Память:
начинает формироваться произвольна память. Созна-
тельное, целенаправленное запоминание и припоми-
нание появляются только эпизодически.
Период расцвета страхов. Ребёнок боится сказочных персонажей, темноты, неприятных снов, собак, глубины..
Появляются стереотипы полового пове дения, мужско
го или женского, что больше всего отражается в игре. И если девочки предпочитают тихие, «семейные» игры, то мальчикам необходим азарт, соревнование, технические средства.
Речь:
словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия (счастье, добро, любовь…) В играх развив. умения дого-вориться, уступить и т.д.
Мышление:
Наглядно-образное ( могут держать в голове вообража-емую ситуацию).
Воображение:
Сильный скачок в развитии
Восприятие:
становится более расчленён-
ным. Дети овладевают умением обследовать пред-
меты, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соот-
ношение между ними.
|
Четыре-пять лет – это возраст повышенного интереса к музыке, и, как ни странно, к математике.
Ребенок интересуется письмом, активно экспериментирует с формой, цветом, размером различных предметов.
Сензитивный период для разви-тия и воспитания личностных качеств
|
Овладение на 5 году жизни
связной речью, могут пере-
сказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
Начинает формироваться произвольна память.
Становление наглядно – образного мышления, активного воображения
Становятся заметными во-левые проявления ( внутрен-ние мотивы)
|
Старший дошкольный возраст
|
5 – 6 лет
6 – 7 лет
|
Образуются груп-пы детей. Важны-ми элементами являются и взрос-лый и сверстник. Взрослый – авто-ритет, носитель информации.
Добавляются эле-
менты обществ
взрослый и близ-кий взрослый. Но наиб.акцент на обществ.взрослом (воспит-ль, тре-нер). Это связано с познав.активнос-тью ребенка. Также остается значимым и обще-ние со сверстника-ми.
|
Игровая деятельность. Специфика игры:
Усложняется сюжет, играют в больших компа-ниях, требуется больше времени и пространства, разнообразие ро-лей, сюжеты свя-заны со сказками, мультфильмами и т.д. Сохраняется условность и из-бирательность. Возникают под-вижные игры.
Во время игр по-являются специи-фические значки, символы, слова.
Игровая деят-ть.
Специфика игры:
Сохраняется сю-жетно-ролев.игра, но больше услож-няются роли и сю-жеты. Возникают коллективные игры, игры с пра-вилами. Ребенок должен подчинять
ся правилу, что способствует ста-новлению иерар-хии мотивов (лич-ностные мотивы подчиняются об-щественным)
|
Мышление:
Наглядно – образное мыш-ление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщен-
ных знаний. Логическое мышление, абстрактное мышление в дошкольном возрасте только начинает формироваться. Могут ре-шать различные задачи в уме.
Воображение:
когда появляется произволь-
ное запоминание, воображе-
ние из репродуктивного, механически воспроизводя-
щего действительность прев
ращается в творческое вооб- ражение. Главным видом деятельности, где проявляет-
ся творческое воображение детей, становятся сюжетно-ролевые игры.
Мотивы:
мотивом межличностного об
щения становится стремле-
ние к признанию и одобре-
нию со стороны окружаю-
щих людей. Из данного ка-
чества вырастают потреб-
ность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие.
Самосознание:
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребе-
нок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в буду-
щем: «когда я был малень-
ким», «когда я вырасту большим».
Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои дости-
жения. К 6 годам сохраня-
ется завышенная самооцен-
ка. К 7 годам у большинства самооценка умений стано-
вится более адекватной.
Память, внимание и Восприятие:
К концу периода внимание и память приобретают черты произвольности. Сознатель-
ное, целенаправленное запо-
минание и припоминание.
Совершенств-ся осн.св-ва внимания (переключение, распределение, объем и т.д.)
Речь:
Продолжает развиваться, об- щение со взрослыми, кото-
рых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, увели-
чивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструк-
ции. Усложняются, становят
ся содержательными диало-
ги, ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные те-
мы, попутно рассуждать – думать вслух.
|
В возрасте пяти-шести лет ребенок уже интересуется возможностью самостоятельного
чтения.
Он начинает пони-
мать, что все люди – очень разные, у него появляются
навыки соц.пове-
дения.
Сензитивный период для развития физичес-ких качеств ребенка
|
Продолжает становление наглядно-образное мышле-ние
Речь более развитая и ус-ложненная (монолог и диа-лог)
Произвольность психических процессов (восприятия, внимания, памяти) – саморе-гуляция
Способность к децентрации (умение вставать на пози-цию другого)
Появление собственной социальной позиции ( лидер, руководитель, подчиненный, автор игры и др.)
Появление интереса к подвижным играм
Становление иерархии мотивов (личностные мотивы подчиняются об-щественным)
К концу периода формиру-ется внутренняя позиция школьника (осознают опред.
статус, «Я умелый в чем-то..», отличают себя от ма-
леньких)
К концу дошкольного воз-раста складывается логичес-кое мышление
Основой для формирования мотивов учебной деятель-
ности является любознатель
ность и познавательный интерес
познавательный интерес воз-
никает и развивается не сам собой, а лишь при условии общения с близкими взрос-
лыми, которые являются при
мером к подражанию
|
Кризис 7 лет
|
К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6—7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.
Начав учиться в школе, ребенок ощущает себя взрослее и самостоятельнее, у него появляется новая ответственность.
Также кризис 7 лет обусловлен тем, что ребенок начинает играть новые социальные роли. Раньше он был просто мальчиком (девочкой), сыном и внуком (дочерью и внучкой), а теперь он еще и ученик школы, одноклассник. Завязывается первая настоящая дружба, и ребенку приходится учиться быть другом. Теперь ребенок — не сам по себе, он часть общества. Ему важно мнение окружающих, он учится общаться с ними. В зависимости от окружения ребенка и его места в нем формируется внутренняя позиция ребенка, которая определяет его дальнейшее поведение в течение жизни.
Во время кризиса трех лет ребенок осознает себя как отдельное «Я». Кризис семи лет — это осознание своего «Я» как части общества. Если раньше ребенок свои переживания выражал непосредственно, сейчас у него появилась внутренняя жизнь. Она влияет на внешнюю жизнь, хоть и косвенно. Скрываемые переживания обуславливают основные симптомы кризиса 7 лет у детей:
1.Потеря непосредственности. Раньше ребенок выражал свои желания и недовольства прямо, по принципу «Хочу!»
Сейчас он думает: а какое значение будет для меня иметь то, что я сделаю/скажу? Вот эта мысль (пусть и неосознанная
для самого ребенка) выражает потерю непосредственности между желаниями и действиями ребенка.
2. Ребенок может начать скрывать что-то, хитрить, лукавить, манерничать. Таким образом, манерничание — еще один
признак кризиса семи лет.
3. Последний основной симптом кризиса 7 лет — это симптом «горькой конфеты». Стремясь оберегать свой
внутренний мир, ребенок будет стараться скрыть от вас, что ему плохо. Попытки выпытать, что случилось, могут
привести к тому, что ребенок замкнется в себе и станет неуправляемым.
Еще кризис семи лет можно определить по таким признакам:
-низкая самооценка;
-кривлянья, пререкания;
-заторможенность;
-упрямство;
-вспышки гнева или агрессии (а может, напротив — чрезмерная застенчивость);
-повышенная утомляемость;
-раздражительность, замкнутость;
- проблемы с успеваемостью.
|
|