Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты.



Активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания, отбираются нужные способы, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя. Педагогическая деятельность при такого рода взаимодействии носит диалогический характер. М. Бахтин считает, что ребенок лишь в диалоге, входя во взаимодействие с другим субъектом, познает себя, через сравнение с другим, через сопоставление его выбора и выбора своего.

Характер взаимодействия педагога и ребенка обусловливает стиль педагогической деятельности. В отечественной науке исследованию этой проблемы посвящены работы И. В. Страхова, Н. Д. Левитова, Е. А. Климова, В. Э. Чудновского, В. И. Моросанова и др.

А.К. Маркова дифференцируют демократический, авторитарный и либеральный стили педагогической деятельности и описывает их следующим образом.

При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. Для педагогов демократического стиля взаимодействия характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

При авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Вследствие этого дети теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли воспитателя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение. Для педагога характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.

При либеральный стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

Каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения, следования – к партнерству и до отсутствия направленного воздействия. Существенно, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической форм общения.

Источник: http://psylist.net/pedagogika/vsvpr.htm

 

Как стать для детей другом:
об отношениях воспитателя с детьми в группе

Педагог-психолог Аурика Савка

 

Ребенок ходит в детский сад, он проводит каждый день в группе 15-25 сверстников в течение целого дня, а это большая нагрузка на нервную систему и детей и педагога. Именно от воспитателя зависит какой будет обстановка в группе, эмоциональное благополучие каждого ребенка и межличностные отношения детей. Одним из факторов, влияющих на профессиональное и личностное самоощущение педагога, является позиция, которую он занимает по отношению к детям. Представим несколько типов такой позиции. Проиллюстрировать их нам помогут хорошо знакомые образы.

 

"Карабас-Барабас"
Такой педагог нуждается лишь в четком и правильном исполнении детьми его требований. Такое общение похоже на дрессировку. Основой отношений является страх и подчинение взрослому. Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя, направляется на выплеск накопившейся энергии, они не обращают внимание на воздействие взрослого пока не устанут. Дети быстро привыкают к стимулам (окрик и замечание) и перестают реагировать на спокойный голос и совет.
В случае необходимости (например, открытое занятие) дети могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями. Но стоит заменить условия выполнения заданий (заменить вопросы или материал для заданий), как впечатление сразу изменится. Самое печальное последствие такого воспитания - это выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Ведь уже в дошкольном возрасте ребенок способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть добиться одобрения.

 

"Мальвина"
Такой воспитатель четко знает, что правильно, что нет, что нужно, а что бесполезно. Это умный педагог, но действующий только по четко заданному самому себе стереотипу. В выработке автоматических навыков такой воспитатель добивается успехов, но в регулировании повседневного общения с возникающими в процессе него конфликтами подход "Мальвины" оказывается бездейственным. Все, что непонятно в поведении детей таким воспитателем оценивается, как неправильное.
В группе у такого воспитателя достаточно низкий уровень детской активности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.

 

"Спящая красавица"
Она безразлична к детям, они предоставлены сами себе. Общение между детьми и педагогом носит чисто формальный характер, а отношения между детьми и их деятельность никак не регулируются. Дети не могут себя занять, постепенно они становятся либо расторможенными, либо безразличными.

 

"Снежная королева"
Она красавица, но лишена чувства любви и привязанности к детям. Она добивается подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением. При такой воспитательской позиции у детей часто формируются бесчувственность, безынициативность, холодность по отношению друг к другу.

 

"Наседка"
Идеальный вариант воспитателя для ясельной группы. Она заботлива, внимательна, ни на минуту не оставляет детей без неусыпного контроля. Но такая опека и тщательное сопровождение всей детской жизнедеятельности в других возрастных группах приводит к развитию у детей лени, низкой самооценке, инертности.

 

"Мери Попинс"
Она разносторонне развита, тактична, естественна и эмоциональна. А главное - она любит детей, умеет сделать их жизнь радостной и насыщенной. Мечта любого ребенка и любого родителя - это Мери Попинс. Но так ли часто в реальной жизни мы встречаем таких педагогов, и так ли много в нас самих от этой удивительной воспитательницы.

 

Попробуйте принять к сведению и применять в общении с детьми несколько простых правил, и наверняка детская любовь и привязанность станут наградой за этот труд. Правило № 1 Помогайте детям только тогда, когда они Вас просят, даже, если считаете, что ребенок может и должен сделать это сам. Правило № 2 Создавайте в повседневном общении радость от познания нового, от песни и игры, разделяйте с детьми эти минуты радости и полноты жизни. Правило № 3 Доверяйте способностям детей, не требуйте единообразия, вселяйте в ребенка уверенность в своих силах, поддерживайте любые попытки сделать что-либо полезное. Правило № 4 Найдите с каждым ребенком индивидуальный контакт и стиль общения, но у всех детей следите за порядком и справедливостью в отношениях, за равным соблюдением общих норм и правил жизни группы.

 

Хочется посоветовать для создания благоприятной атмосферы в группе придерживаться некоторых традиций. Например, отмечать дни рождения с единым сценарием для каждого именинника. Он может включать особые элементы костюма - плащ или корону именинника, красивый столовый прибор, которым пользуется именинник в течение дня. Хорошей традицией в жизни группы может стать круг воспоминаний. Когда все дети мысленно обращаются к прошедшему за день и можно отметить все хорошее, чем отличился каждый ребенок. И, наконец, игры за общим столом, когда каждому ребенку предлагается делать то, что он хочет и как хочет, но при этом дети находятся рядом, могут помогать и советовать друг другу.  

 

Задание. Опишите в виде кейса сценарии взаимодействия с детьми разных возрастных групп из приведённых выше стилей взаимодействия педагога и детей.

Задание. Ознакомьтесь с материалами и проанализируйте их относительно представленного выше материала.

Ситуация (автор Кошечкина Е.В.)

Временно работая в первой младшей группе, я столкнулась с ситуацией:

Девочке Алине было не полных 3 года, она уже около двух месяцев ходила в детский сад. Родители поначалу приходили за ней до сна, потом стали оставлять на сон. Воспитатели столкнулись с такой ситуацией, что по прошествии долгого времени Алина никак не могла заснуть, всё время просила позвонить маме, чтоб та за ней пришла, тем самым мешая остальным детям спать. Девочка не хотела раздеваться, снимала с себя только сандалики и садилась на кровать. Лежать она тоже не хотела. Воспитатели, после неудачных попыток уложить Алину спать, выводили её в группу, что запрещал делать старший воспитатель, и там уже вместе с воспитателем или нянечкой ждали, когда закончится сон час и за ней придут родители. Первое что спрашивали родители когда приходили - это спала Алина или нет. Они объясняли, что каждый день разговаривают с дочкой, и каждый день она им обещает что в сон час будет спать. Когда они у неё спрашивали, почему же она опять не спала, она отвечала, что на следующий день она обязательно будет спать. В общем, ни родители, ни воспитатели не знали, как выходить из сложившейся ситуации. И в этой группе это стало проблемой номер один.

Наступил сон час, я укладываю детей на сон, вижу, что Алина не ложиться. Ну, думаю, сейчас я её по головке поглажу, сказку расскажу и она у меня ляжет и заснёт. Не тут-то было. Гладить по голове, держать её за руку или садить её к себе на коленки Алина не давала, поэтому мы сидели с ней и тихонечко разговаривали. Речь у ребёнка в этом возрасте была очень хорошо развита и умненькой девочка была не по годам. Она мне рассказывала разные ситуации из жизни и периодически просила, чтоб я позвонила её маме. Когда я вставала и уходила, девочка начинала плакать и просила, чтоб я от неё не уходила. Я ей объяснила, что всё время я с ней сидеть не могу и мне нужно выйти в туалет. Она меня отпустила, но попросила потом опять сесть с ней. Я поняла, что если я опять сяду к ней, она всё равно не ляжет, но сесть к ней я обещала. Зайдя в спальню, я не пошла к Алине, а села за рабочий стол и стала наблюдать. Алина, увидев что я к ней не иду, начала хныкать и просить чтоб я пришла и села рядом с ней. Я ей объяснила, что пока что я не могу подойти к ней, мне нужно заполнить журнал. Но если она ляжет в кроватку, накроется одеялком и тихонечко полежит, то я постараюсь быстрее закончить и подойти к ней, но с условием что она будет лежать. Алина сразу же согласилась и сделала то, что я ей предложила. Через некоторое время я села к ней на кроватку, тихонечко спела песенку и девочка заснула. Пусть в одежде, пусть спала она всего 20 минут, но результат был на лицо. Воспитатели и родители были и этому рады! На следующий день мне удалось с Алиной договориться, что я сделаю все свои дела и обязательно сяду к ней, если она опять ляжет в кроватку и тихонечко полежит. На этот раз девочка спала подольше, чем в первый раз. На следующий день мы проделали с ней всё то же самое. На четвёртый день Алина, видя что все детки раздеваются перед сном, тоже стала раздеваться и ложиться в кровать, я ещё сидела с ней до того как она уснёт. Ещё через несколько дней с девочкой уже не нужно было сидеть, она сама спокойно ложилась в кровать, сразу засыпала и спала весь сон час. Родители и воспитатели были очень рады, что проблема с засыпанием так быстро решилась.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.29 (0.008 с.)