Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные особенности детей первого года жизни
Общая характеристика физического и психического развития детей. Ребенок рождается с массой тела от 2,5 до 4 кг (приведены средние показатели). Длина тела при рождении обычно варьируется в пределах 48-58 см. В первые дни новорожденные теряют в весе от 200 до 300 г, но примерно через неделю эта потеря компенсируется. В дальнейшем вес ребенка быстро нарастает. В первом полугодии ребенок ежемесячно прибавляет в весе от 600-700 г до 1 кг; во втором – 400-500 г. К концу года вес малыша составляет 10-10,5 кг. Длина тела увеличивается каждый месяц в среднем на 3 см и к концу года в норме составляет 84-94 см. Для ребенка первого года жизни характерен быстрый темп развития. Буквально каждый месяц происходят изменения в физическом и психическом развитии. Быстро развивается нервная система, однако она еще очень слаба, поэтому малыш быстро утомляется. За счет регулировки главных функций организма ребенок приспосабливается к окружающей среде – научается ползать, сидеть, ходить, брать в руки предметы. Идет процесс интенсивного сенсорно-моторного развития. Ребенок слушает, смотрит, видит, действует. К концу года на основе возросших физических возможностей у него появляется стремление к самостоятельным разнообразным познавательно-исследовательским действиям. Малыш становится более умелым: он не только разнообразно манипулирует предметами, обследуя их, но и способен к некоторым более сложным действиям: собирает пирамидку, открывает и закрывает коробки и т.п., что требует элементарных соотносящих действий. С помощью взрослых пытается выполнять некоторые орудийные действия (например, есть ложкой). Формируется потребность в общении ребенка с взрослым. Позитивная динамика в физическом, познавательном, речевом, социально-коммуникативном развитии малыша возможна только при условии организации развивающего непосредственно-эмоционального общения взрослого и ребенка. В процессе общения развиваются манипулятивные, результативные, соотносящие действия, происходит освоение орудийных действий. К концу первого года жизни малыш все лучше понимает речь взрослых и начинает произносить первые слова. С развитием речи формируются предпосылки развития знаковой функции сознания. Ведущий психический процесс в младенческом и раннем возрасте – восприятие, которое определяет своеобразие других психических функций и поведение ребенка в целом (память проявляется в форме узнавания, мышление – наглядно-действенное). Поведение ребенка ситуативно и определяется наглядной ситуацией, отчетливо проявляется потребность в новых впечатлениях. Эмоции ребенка направлены на человека и окружающие его предметы, на собственные действия (радость, огорчение, обида, тревога). У ребенка появляются: эмоциональный отклик на разнообразную по характеру музыку, элементарная певческая, двигательная активность (плясовые движения, хлопки, полуприседания и т.п.), эмоциональная реакция на яркие, красочные предметы, игрушки.
У малыша зарождается начальная форма самосознания (по Е.О. Смирновой). Во-первых, на основе манипулятивных и зарождающихся орудийных действий у ребенка складывается представление о себе самом как источнике собственных действий (предпосылки появления субъектной позиции); во-вторых, ребенок выделяет себя как субъект общения и обращений к нему взрослого, чувствует отношение к себе, что является основой зарождающейся самооценки (ощущение своей нужности или ненужности, доверия к миру или комплекса неполноценности). Особенности социальной ситуации развития ребенка. Все потребности ребенка удовлетворяются через взрослого, поэтому социальную ситуацию развития называют ситуацией «пра-мы» (М.И. Лисина). Отношения взрослого и ребенка реализуются и формируются в ведущем виде деятельности – непосредственно-эмоциональном общении. В общении удовлетворяются физиологические и эмоциональные потребности малыша, решаются задачи всестороннего развития ребенка. Эта деятельность интегративна, многофункциональна, поэтому важно обеспечить сначала ситуативно-личностное (до 6 месяцев), а затем ситуативно-деловое общение. На протяжении всего первого года жизни важно положительно окрашенное эмоциональное общение взрослого с ребенком – это является основой их умственного развития и стремления к познанию окружающего мира. В условиях образовательной организации это особенно важно, так как ребенок слишком мал и полностью зависим от взрослых. Педагоги берут на себя функции матери, а это крайне ответственно. Младенец рано начинает выяснять и чувствовать подлинное отношение к нему со стороны взрослых. Чувство защищенности и базового доверия к окружающему миру формируется только в эмоционально позитивном общении.
Содержание общения: обмен положительными эмоциями между ребенком и взрослым, взаимодействие по поводу игрушек и различных материалов. Способы общения: физический контакт (поглаживание, прикосновение), жесты, мимика (улыбка, доброжелательный взгляд), вокализации, разговор с ребенком, совместные действия. Результат: полноценное физическое, психическое развитие ребенка, появление у него предпосылок позитивного образа «Я». Внешне это проявляется в оптимальной активности ребенка на фоне комфортного эмоционального состояния. Он осваивает доступные способы общения: эмоции, движения, жесты, подражает действиям взрослых, эмоционально значимых для ребенка. Проявляется первичная дифференциация взрослых; появляются предпочтения в зависимости от степени и характера активного взаимодействия взрослого с ребенком. К концу года начинается постепенное «отделение» ребенка от взрослого, что проявляется в отстаивании ребенком своих желаний, настойчивости в их удовлетворении, стремлении к независимости от взрослого. «Приобретения» первого года жизни (ходьба и речь) изменяют социальную ситуацию развития ребенка: прежняя ситуация «мы» как единство взрослого и малыша распадается и создается основа для новой возрастной ступени. По определению психологов, стремление к независимости и объективная зависимость от взрослого – главное противоречие первого года жизни ребенка. Кризис первого года жизни требует перестройки отношений взрослого и ребенка. Возможность самостоятельного передвижения, наличие обогащенной предметной среды, содержательное, эмоционально насыщенное, комфортное для ребенка общение с взрослым активизируют исследовательское поведение малыша. В результате у него формируется познавательная активность по отношению к предметному миру, стремление к самостоятельным и разнообразным сенсорно-моторным действиям.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.005 с.) |