Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция генезиса общения ребёнка со взрослым
М.И. Лисина считала, что общение является одним из важнейших факторов общего психического развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми культурный опыт человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода [М. И. Лисина. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни (Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. Под ред. В. В. Давыдова, М., 1978.)] По М.И. Лисиной, общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса. Действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, а также задачей, которую оно решает. В состав действия, по мнению отечественного автора концепции общения, входят средства общения. Эти средства могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми операциями. Первые выражают, вторые изображают, а третьи — обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому и получить от него. Развитие общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет проходит как смена нескольких целостных форм общения. Формой общения, по М. И. Лисиной, называется деятельность общения на определённом этапе её развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризующаяся по нескольким параметрам. Выделяются основные параметры: 1) время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства; 2) основное содержание потребности, удовлетворяемое детьми в ходе данной формы общения; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребёнка на определенном этапе развития к общению с окружающими взрослыми людьми; 5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребёнка со взрослыми. В результате исследований были выделены четыре основные формы общения, сменяющие друг друга на протяжении первых семи лет жизни ребёнка [Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2011. – 299 с.; с.65]. Названия и основные параметры этих форм представлены в таблице. Содержание параметров форм общения (по М. И. Лисиной)
М.И. Лисина сформулировала положение о том, что общение является «сквозным» механизмом смены деятельности ребёнка. Взрослые наряду с тем, что являются для ребёнка не только носителем средств и образцов действия, но и уникальными личностями, воплощающими в жизнь свои индивидуальные мотивы и смыслы. Приобщиться к этим уровням ребёнок способен только совместно со взрослым посредством общения, через совместную деятельность и общие переживания. Мотивация, как и все психические функции «присваивается» благодаря закону интериоризации. Сначала как форма взаимодействия и сотрудничества между взрослым и ребёнком (как категория интерпсихическая), а затем как собственное, внутреннее достояние субъекта совместной деятельности (как категория интрапсихическая). Как отмечает Е.О. Смирнова, способ передачи новой мотивации имеет свою специфику, предполагающую как «активность присвоения» со стороны ребёнка, так и «активность отдачи» со стороны взрослого, его субъективную включённость в общение с ребёнком. В этом случае невозможно передать мотивацию (смыслы, ценности) в качестве новой информации, или через усвоение через подражание, или через демонстрацию образцов действий. Обсуждая психологию перевода ребёнка на более высокие смысловые и ценностные уровни, Е.О. Смирнова утверждает, что сами знаки (окружающие предметы, стимулы, речь, жесты и пр.) в своей натуральной форме не содержат ничего такого, что могло бы влиять на поведение и психику. Значение знаков в качестве психологических орудий, организующих поведение ребёнка и влияющих на его сознание, придаётся благодаря присутствию взрослого и специфике его взаимодействия с ребёнком. В результате чего нейтральные стимулы превращаются в мотивы собственных действий ребёнка и в психологические орудия овладения собой. Знак всегда подразумевает действие конкретного человека и действие одного человека в отношении другого [Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2011. – 299 с.].
В таблице представлены выделенные нами варианты коммуникативных форм общения взрослого с ребёнком, определяющиеся сочетанием вербальных и невербальных компонентов, которые могут иметь характер побуждающих или ограничивающих взаимодействие. Коммуникативные формы взаимодействия взрослого и ребёнка (составлены Е.Д. Файзуллаевой, К.В. Понгольской)
Приведённые выше характеристики коммуникативных форм могут послужить основанием для анализа профессиональной педагогической деятельности, что позволит педагогам влиять на качество образовательной деятельности, своевременно корректируя свой стиль общения с воспитанниками. Задание. Ознакомьтесь с некоторыми социально-коммуникативными умениями детей, выберете одно умение (или любое количество по желанию) и опишите психологически грамотную ситуацию обучения ребёнка определенного возраста по освоению этого умения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.005 с.) |