Концепция генезиса общения ребёнка со взрослым 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция генезиса общения ребёнка со взрослым



М.И. Лисина считала, что общение является одним из важнейших факторов общего психического развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми культурный опыт человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода [М. И. Лисина. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни (Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. Под ред. В. В. Давыдова, М., 1978.)]

По М.И. Лисиной, общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса. Действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, а также задачей, которую оно решает. В состав действия, по мнению отечественного автора концепции общения, входят средства общения. Эти средства могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми операциями. Первые выражают, вторые изображают, а третьи — обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому и получить от него.

Развитие общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет проходит как смена нескольких целостных форм общения. Формой общения, по М. И. Лисиной, называется деятельность общения на определённом этапе её развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризующаяся по нескольким параметрам. Выделяются основные параметры: 1) время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства; 2) основное содержание потребности, удовлетворяемое детьми в ходе данной формы общения; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребёнка на определенном этапе развития к общению с окружающими взрослыми людьми; 5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребёнка со взрослыми.

В результате исследований были выделены четыре основные формы общения, сменяющие друг друга на протяжении первых семи лет жизни ребёнка [Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2011. – 299 с.; с.65]. Названия и основные параметры этих форм представлены в таблице.

Содержание параметров форм общения (по М. И. Лисиной)

Название формы общения Время появления Содержание потребности Мотивы общения Средства общения
Ситуативно-личностная 1 – 6 месяцев Внимание и доброжелательность взрослого Личностные Экспрессивно-мимические
Ситуативно-деловая 6 месяцев – 3 года Сотрудничество со взрослым Деловые Предметно-действенные
Внеситуативно-познавательная   3 года – 5 лет Уважение взрослого Познавательные Речевые
Внеситуативно-личностная 5 – 7 лет Сопереживание и взаимопонимание взрослого Личностные Речевые

 

М.И. Лисина сформулировала положение о том, что общение является «сквозным» механизмом смены деятельности ребёнка. Взрослые наряду с тем, что являются для ребёнка не только носителем средств и образцов действия, но и уникальными личностями, воплощающими в жизнь свои индивидуальные мотивы и смыслы. Приобщиться к этим уровням ребёнок способен только совместно со взрослым посредством общения, через совместную деятельность и общие переживания. Мотивация, как и все психические функции «присваивается» благодаря закону интериоризации. Сначала как форма взаимодействия и сотрудничества между взрослым и ребёнком (как категория интерпсихическая), а затем как собственное, внутреннее достояние субъекта совместной деятельности (как категория интрапсихическая). Как отмечает Е.О. Смирнова, способ передачи новой мотивации имеет свою специфику, предполагающую как «активность присвоения» со стороны ребёнка, так и «активность отдачи» со стороны взрослого, его субъективную включённость в общение с ребёнком. В этом случае невозможно передать мотивацию (смыслы, ценности) в качестве новой информации, или через усвоение через подражание, или через демонстрацию образцов действий. Обсуждая психологию перевода ребёнка на более высокие смысловые и ценностные уровни, Е.О. Смирнова утверждает, что сами знаки (окружающие предметы, стимулы, речь, жесты и пр.) в своей натуральной форме не содержат ничего такого, что могло бы влиять на поведение и психику. Значение знаков в качестве психологических орудий, организующих поведение ребёнка и влияющих на его сознание, придаётся благодаря присутствию взрослого и специфике его взаимодействия с ребёнком. В результате чего нейтральные стимулы превращаются в мотивы собственных действий ребёнка и в психологические орудия овладения собой. Знак всегда подразумевает действие конкретного человека и действие одного человека в отношении другого [Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2011. – 299 с.].

В таблице представлены выделенные нами варианты коммуникативных форм общения взрослого с ребёнком, определяющиеся сочетанием вербальных и невербальных компонентов, которые могут иметь характер побуждающих или ограничивающих взаимодействие.

Коммуникативные формы взаимодействия взрослого и ребёнка (составлены Е.Д. Файзуллаевой, К.В. Понгольской)

Характеристики общения Ограничивающие (запрещающие) действия/примеры коммуникативных форм Побуждающие действия/примеры коммуникативных форм
Вербальные характеристики - интонация громкая или раздраженная, эмоционально окрашенная; - негативная реакция; - резкая, озлобленная речь; - импульсивность в речи; - командный, угрожающий, повышенный тон; Примеры: Ты не видишь куда идешь!? Не трогай, только что всё убрали! Нельзя! Хватит плакать! Как лялька ведешь себе! - мягкая, доброжелательная интонация; - спокойный тон, приятный, нежный голос; - четко, понятно сформулированное сообщение ребёнку; - эмоциональна отзывчивость. Примеры: Помоги мне, пожалуйста. Давай поиграем вместе. Давай сделаем что-нибудь. Как ты думаешь? Давайте, посмотрим что у нас лежит на полу? Где они должны лежать? Давайте уберём на место. Что бы ты выбрал? Что у тебя в руках?
Невербальные характеристики - запрещающие действия (например, вытянутый указательный палец); - строгий, злой взгляд; - сердитое или индифферентное выражение лица; - губы плотно сжаты, скрежет зубами; - жесты идут сверху вниз, рубящие; - взгляд исподлобья, жёсткий, брови опущены вниз, глаза прищурены; - руки и плечи напряжены; - взгляд сверху вниз, взрослый стоит “над ребёнком”; - угрожающие позы: замахивания рук, резкие жесты, руки на поясе или скрещены на груди. - открытая поза: руки открыты ладонями вверх, взрослый наравне с ребёнком, присел, контакт “глаза в глаза”, - глаза спокойные; - уголки губ приподняты вверх, улыбка; - мягкое, радостное, приветливое выражение лица; - мягкая, спокойная, доброжелательная интонация; - взрослый наравне с ребёнком, присел, контакт “глаза в глаза”; - мягкие, спокойные, искренние жесты; - поглаживание по голове, спине, рукам.

Приведённые выше характеристики коммуникативных форм могут послужить основанием для анализа профессиональной педагогической деятельности, что позволит педагогам влиять на качество образовательной деятельности, своевременно корректируя свой стиль общения с воспитанниками.

Задание. Ознакомьтесь с некоторыми социально-коммуникативными умениями детей, выберете одно умение (или любое количество по желанию) и опишите психологически грамотную ситуацию обучения ребёнка определенного возраста по освоению этого умения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.005 с.)