Психолого – педагогический портрет ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого – педагогический портрет ребенка



Фамилия, имя, отчество ребенка: София

Дата рождения: 7 июля 2009г.

Национальность: русская

Родители (ФИО, место работы, должность, рабочий телефон, возраст при рождении ребёнка): мама: Н.А.– преподаватель в университете; папа – С.В.– служащий, занимает руководящую должность среднего звена.

Детский сад посещает с 5 сентября 2011 года

Поступила в возрасте 2-х лет

Поступила из семьи.

Оценка адаптации в группе: хорошая

Семья, в которой живет София, по составу – полная. Состоит из 5 человек: мать, отец, старший брат, Соня, младший брат. Воспитанием занимается больше мама, а остальные члены семьи ее безумно любят. В детский сад Соню приводят всегда родители, забирают ее тоже они, иногда старший брат, которого Соня любит. Положительными аспектами семейного воспитания девочки являются: сильная эмоциональная связь между ребенком и его матерью, что проявляется во взаимной помощи, уважении и т.п. Мать везде и всегда отстаивает права своего дочери. Отрицательные моменты: не наблюдалось.

В беседе с воспитателем выяснилось, что психологическая обстановка в семье способствует развитию ребёнка. Дружеские взаимоотношения между членами семьи играют основополагающую роль в полноценном развитии девочки. Родители уделяют достаточное внимание воспитанию ребенка, при необходимости помогают в подготовке любых заданий.

Для Сони созданы все условия для нормального развития. У нее имеется место для уединения — своя комната, где он может спокойно заниматься, чем хочет.

Из беседы с девочкой выяснилось, что у нее также имеются и обязанности по дому: приводить в порядок свою комнату, мыть посуду, особенно нравится Соне ухаживать за домашними растениями.

Это свидетельствует о том, что родители прививают своей дочке трудолюбие, аккуратность, любовь к порядку.

По словам воспитателя, родители Софии регулярно посещают родительские собрания, участвуют во всех мероприятиях, предлагаемых детским садом. Они также интересуются успехами дочери, консультируются у воспитателя по вопросам воспитания, развития тех или иных задатков Сони.

Речевая среда благоприятная. Речевых отклонения среди членов семьи нет. Отношение к ребенку в семье демократичное.

Соматическое здоровье: болеет редко, хронические заболевания отсутствуют.

Общее развитие ребенка соответствует возрасту. Девочка знает свое имя и всегда отзывается на него. Также знает свою фамилию и называет ее. Понимает, что такое родственные связи. Круг представлений об окружающем достаточно развит.

Коммуникативные отношения. Контакт речевой и мимический. В общение со взрослыми и детьми вступает легко и быстро, проявляет в нем заинтересованность, может сама проявить инициативу в общении. По отношению ко взрослым всегда употребляет слова вежливости. Ко всем незнакомым людям обращается на «Вы».

Моторная сфера. Общая моторика (сила, точность, темп, координация движений, переключение от одного движения к другому, точность воспроизведения пространственно-временных параметров, удерживание в памяти элементов действий, наличие самоконтроля при выполнении действий) развита и соответствует возрасту, нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата нет, хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, при этом координация хорошая, девочка подвижна.

Мелкая моторика (сила, точность, темп движений, синхронность движений правой и левой руки, переключаемость от одного движения к другому) тоже развита (соответствует возрасту), все движения выполняет правильно, уверенно владеет карандашом, ножницами.

Ведущая рука у девочки правая.

Навыки самообслуживания хорошо развиты. Соня владеет как мелкими, так и крупными деталями; опрятна в еде и одежде. К тому же она самостоятельно умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, шарф, надевать и снимать колготки, носки, шапку, ботинки, мыть руки, пользоваться полотенцем, чистить зубы, причесываться, правильно есть и пользоваться салфеткой.

Хозяйственно – бытовой труд: принимает активное участие, трудится всегда с желанием и большим удовольствием; самостоятельно умеет накрыть на стол, убрать постель, убрать игрушки.

Особенности развития личности и эмоционально – волевой сферы. Настроение у Софии устойчивое, преобладает хорошее, всегда присутствует улыбка на лице. Волевыми особенностями являются целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, активность, избалованность. Работоспособность высокая, темп деятельности быстрый.

Характер деятельности устойчивый, работает с интересом. Реакция на требование и замечание адекватная, она быстро исправляет поведение в соответствии с требование, замечанием. Реакция на одобрение адекватная (радуется, ждет). Страхи не наблюдались

Изменение эмоционального состояния связано с приходом/уходом родителей, но это бывает редко. Управлять своим поведением умеет.

Характерологические особенности. Характер Софии бывает оживлённый, уверенный, расслабленный, независимый, деятельный, активный, решительный, самостоятельный, впечатлительный, а также добрый, ласковый, аккуратный, бережливый. По словам воспитателя, она звезда в группе и ей хочется, чтобы все внимание было дня нее.

Состояние психофизических процессов. Внимание устойчивое, длительность сосредоточения внимания удовлетворительна, хорошая концентрация. Направленностьразвита хорошо.Концентрация высокая (может длительно сохранять внимание на одном и том же объекте).Устойчивостьдостаточная.Распределяемостьтожедостаточная,

Переключаемость очень быстрая. И объём достаточный.

Восприятие соответствует возрасту, никаких нарушений нет.

Зрительное восприятие. Зрительно-предметное восприятие не нарушено. Восприятие цвета, восприятие величины и восприятие формы тоже не нарушены.

Слуховое восприятие развито. Правильно опознаёт и дифференцирует шумы. Без ошибок воспринимает и воспроизводит ритм.

Восприятие пространственных отношений. В сторонах собственного тела ориентируется.

Пространственные представления не нарушены. Зеркальное отражение понимает. Целостный образ предмета сформирован, разрезные картинки собирает самостоятельно, легко, закономерность понимает, наглядно-образное мышление соотносится с наглядно – действенным. Временные представления (времена года, месяцы, дни недели, части суток, понимание и использование логико-грамматических конструкций) не нарушены, ориентация хорошая.

Тактильное восприятие (стереогноз) развито, быстро выделяет материалы, с которыми часто встречался раньше, вспоминает название тех предметов и материалов, с которыми встречался редко, объёмные предметы определяет хорошо, угадывает предметы по контуру (с 4 лет), угадывает предметы по контуру и по дифференциальным признакам (с 5 лет).

Память. Преобладают виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Произвольное запоминание развито хорошо. Непроизвольное запоминание тоже развито хорошо.

Словесно – логическое мышление развито и соответствует возрасту, процессы анализа и синтеза сформированы, самостоятельно выделяет существенные признаки и словесно объясняет, наглядно-действенное мышление соотносится с наглядно - образным.

Операции обобщения, сериации, сравнения сформированы.

Речевое развитие. Звуковой строй: звукопроизношение соответствует норме.

Фонетико – фонематическое развитие: Фонематический слух соответствует норме (сохранный); дифференциация звуков, слогов, слов не нарушена.Звуковой и слоговой анализ сформированы на достаточном уровне.

Словарный запас: Запас слов соответствует возрастной норме (достаточный).

Строение слов не нарушено.

Грамматический строй соответствует норме (сформирован), грамматическая форма хорошо усвоена, т.к. употребляется в разных по назначению словах, отвечает без аграмматизмов, имеются случаи словообразования по аналоги.

Связная речь: владеет развёрнутой фразовой речью, умеет строить служебные конструкции с правильным усвоением флексий и предлогов, у произношения слов есть другие формы этого слова, имеются случаи словообразования по аналогии.

Особенности развития игровой и перцептивной деятельности. Игровая деятельность соответствуют возрасту. Интерес к игрушкам стойкий избирательный, девочка играет с теми игрушками, которые ей интересны.

Характер действий и способы выполнения заданий с предметами и игрушками адекватный, использует предмет в соответствии с их функциональным назначение, осуществляет специфические манипуляции.

Обучаемость высокая, проявляет интерес к получению знаний, задания выполняет самостоятельно, осуществляет перенос показанного способа действия на аналогичные задания, переходит от более простого способа выполнения заданий к более сложному; сделанные ошибки замечает и устраняет без посторонней помощи;

К занятиям (деятельности) относится с интересом, но не всегда точно понимает общую цель и содержание задания, охотно принимается за выполнение заданий, не дослушав объяснения. Программный материал усвоен на высоком уровне.

Методика изучения самооценки показала, что Соня обладает несколько завышенной самооценкой. Зачастую ей не хватает выдержки. Например, она очень быстро отвечает на вопросы взрослых людей, хотя ее ответы не всегда могут быть точны. Но для нее характерна самокритичность: девочка вполне адекватно оценивает свои возможности, уверена в себе.

Несмотря на активную позицию Софии во всех видах деятельности, ей присущи скромность, доброта, аккуратность, искренность, отзывчивость. Она переживает, если совершает ошибки, и старается их исправить.

Соня занимается гимнастикой с трех лет. Она посещает занятие в спортивном комплексе «Юпитер». Ей очень нравится этот вид деятельности. Выступала 4 раза. В будущем она хочет продолжает заниматься этим и выступать. «Но когда я вырасту, я хочу стать ветеринаром, потому что очень люблю животных. У меня есть собака, она еще маленькая. У бабули и дедули есть тоже собака и еще кошка. Я люблю животных» - говорит Соня.

Девочка очень общительна, в группе ни с кем не конфликтует, имеет много друзей. Хочется отметить также высокую культуру общения Софии: она всегда, тактична, уважительно относится к своим родителям, воспитателям, старшим и сверстникам.

Положение девочки в коллективе благоприятное. Она не чувствует дискомфорта, связанного со своим положением в группе.

У девочки ярко выражено стремление быть независимым и самостоятельным, это цениться ее друзьями. Общение со страшим ребятами вне детского сада, имеет как позитивные, так и негативные моменты. К первым можно отнести развитие самостоятельности ребенка. Ко вторым – иногда слепое подражание в общении в поведении.

Не смотря на это, ребенок поддается и положительному влиянию. Поэтому очень важно организовать деятельность Сони так, чтобы могли проявиться ее лучшие черты.

 

Диагностические методики, используемые при работе с Соней: «Лесенка», «Тест тревожности», «Тест кактус», «Рисунок семьи», «Дом – дерево – человек».

Методика «Лесенка». Самооценка – это один из важнейших компонентов самосознания человека. Самооценка – это то, как человек оценивает себя, свои способности, личные качества и внешний вид. Как и характер, самооценка не является врождённым качеством личности, она формируется в процессе жизнедеятельности, в процессе воспитания. Самооценка по степени адекватности разделяется на два вида: адекватная и неадекватная. Адекватная – говорит о правильном и соответствующем действительности представлении о себе. Соответственно неадекватная – наоборот. После тестирования я провела беседу с ребёнком. Попросила рассказать, почему она поставила себя на ту или иную ступень. Соня поставила себя на первую ступень, что означает «завышенная самооценка». Для дошкольников это является нормой. Дошкольники часто ещё не способны адекватно оценивать себя и свои поступки. Свой выбор она сделала, потому что чувствует себя «звездой», любит выступать и все делает хорошо.

Методика «Тест тревожности». Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию. Проанализировав результаты, подчитав индекс тревожности по формуле (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%, выявила, что у девочки средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%), он соответствует возрастным особенностям.

Методика «Тест кактус». Целью этой методики является исследование эмоционально-личностной сферы ребенка. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: пространственное положение, размер рисунка, характеристики линий, сила нажима на карандаш. Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.), характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество). По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка: эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа; оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами; стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Методика «Рисунок семьи». Цель данной методики: выявление особенностей отношений ребёнка в семье. Методики «рисунка семьи» - группа проективных методик для оценки внутрисемейных отношений. Основана на анализе и интерпретации рисунков. Как правило, применяется при обследовании детей. После того, как Соня нарисовала свою семью, мы провели беседу. Исходя из этого, можно сказать, что папу Соня считает главным человеком в семье, мама получилась самая красивая. А себя же девочка нарисовала между двумя братьями: старшим и младшим, сказав, что она их очень любит. Рисунок получился очень красочный.

Методика «Дом – дерево – человек». Из этой методики мы получили: дом вблизи - открытость, доступность, чувство теплоты и гостеприимности; двери открыты - верный признак откровенности, достижимости, если дом жилой - сильная потребность к теплу извне или стремление продемонстрировать доступность, откровенность; голова большая - неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека;

туловище слишком крупное - наличие неудовлетворенных, неосознаваемых субъектом потребностей; большой размах рук - интенсивное стремление к действию; ноги широко расставлены - откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность); круглая крона - экзальтированность, эмоциональность; линии ствола прямые - ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.

На основе представленных данных и их анализе можно сделать вывод о разностороннем развитии личности Софии. Она очень способная, целеустремлённая, любознательная. Проанализировав результаты проведённого исследования, можно сказать, что как личность Соня развивается правильно, как физически, так и психически. Для дальнейшего успешного всестороннего развития личности ей нужно «понизить свою самооценку». Очень хорошо, что в девочке родители воспитывают самостоятельность, решительность и другие волевые качества, но плохо, что они ограждают его от жизненных проблем. С такими детьми как она нужно проводить индивидуальные беседы о нашей повседневной жизни и людях, которые нас окружают.

Соня очень общительна, не конфликтна, умеет принимать критику. У нее большой потенциал способностей к изучению, где необходимо применение логического мышления, но также имеется и интерес к творчеству. Девочке следует продолжать развитие во всех направлениях.

Психолого-педагогические показатели ребёнка соответствуют возрасту. Никаких отклонений у Софии нет, все развито в соответствии с возрастными особенностями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 3400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.018 с.)