Тема 2. Основные теории детского развития и подходы к периодизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Основные теории детского развития и подходы к периодизации.



Теории биогенетического направления:

· теория рекапитуляции Э. Геккеля, Ст. Холла; периодизация психического развития ребенка по Гетчинсону

· нормативный подход к исследованию детского развития

· этологическая концепция К. Лоренца,

· теория привязанности Дж. Боулби

· социобиологическая теория Э. Вильсона

· теория конвергенции двух факторов детского развития В. Штерна

· теория соответствия (Клапаред, Коффка),

· ортогенетическая концепция Х. Вернера

· теория трех ступеней К.Бюлера

 

Социогенетические теории развития:

  • Теория социального научения: классическое обусловливание (Дж. Уотсон), оперантное обусловливание (Б. Скиннер, Э. Торндайк), обучение посредством наблюдения (А. Бандура), научение и мотивация (Н. Миллер, К. Халл); теории социального научения Дж. Долларда, Р.Сирса

 

  • Психоаналитическая теория З. Фрейда.
  • Эпигенетическая теория личности Э. Эриксона.
  • Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже.
  • Развитие морального сознания по Л. Колбергу.
  • Эмоциональное развитие по Дюпону.
  • Проблема активности субъекта в концепции Дж. Вулвилла
  • Гуманистический подход в психологии развития.

 

Несмотря на многообразие существующих концепций, и периодизаций психического развития, на сегодняшний день возможность создания единой теории остается открытым вопросом. Существуют также и трудности с классификацией и систематизацией этих теорий, т.к. опираются они на разные основания: одни рассматривают только лишь концепцию развития, другие ограничиваются периодизацией, в иных рассматривается развитие отдельной функции.

Исторически первыми получили свое признание в науке теории биогенетического направления (теория рекапитуляции Э.Геккеля, Ст.Холла, периодизация Гетчинсона). Их идеи были развиты А.Гезеллом в теории созревания, Л.Терменом и Д.Гилфордом, которые положили начало нормативным исследованиям. Эти исследователи констатировали, как ребенок себя ведет, но не объясняли почему. К биогенетическим теориям относятся концепция импритинга К.Лоренца, теория привязанности Дж.Боулби, социобиологическая теория Э.Вильсона, теория соответствия (Клапаред, Коффка), ортогенетическая концепция Х. Вернера.

В.Штерн утверждал, что психическое развитие ребенка определяется конвергенцией факторов среды и наследственности, при доминирующей роли последнего. На рубеже ХХ века он сформулировал наиболее общие положения структурно-динамического подхода к личности и ее развитию. Им впервые был сделан акцент на многообразии многомерности, многозначности личностной реальности. Теория трех ступеней К.Бюлера: психическое развитие (инстинкт, дрессура, интеллект) связано с созреванием мозга, отношением со средой и аффективным развитием. В ходе эволюции переживание удовольствия связано с действием: на уровне инстинкта – удовлетворение после выполнения действия, на уровне дрессуры – удовольствие на самом процессе, на уровне интеллекта – предвосхищающее удовольствие. Переход удовольствия «с конца на начало» - движущая сила развития поведения – сущность онтогенеза.

Таким образом, в биогенетическом направлении развитие представлено как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития, где стадии строго последовательно и автоматически воспроизводятся.

Бихевиористское направление в американской психологии отождествляет понятие “развитие” с понятием “научения”. Человек то, что из него делает его окружение, среда. Типы научения: классическое обусловливание (Дж.Уотсон), оперантное обусловливание (Б.Скиннер, Э. Торндайк) и обучение посредством наблюдения (А.Бандура). Концепции Н.Миллера и К.Халла раскрыли проблему зависимости научения от состояний испытуемого. Концепции социального научения в работах Дж. Долларда, Р.Сирса, центральной проблемой которых стала проблема социализации..

Проблема активности самого субъекта в развитии впервые началась рассматриваться Дж.Вулвиллом. Концепции З.Фрейда, Э.Эриксона, К.Левина, А.Валлона, Х.Вернера рассматривали психическое развитие уже как качественный процесс, подчиняющийся внутренним законам. Они пытались ответить на вопрос, как, за счет каких механизмов происходит психическое развитие. В частных теориях психического развития Ж.Пиаже, Л.Кольберга, Р.Селмана, Г.Дюпона изучается развитие отдельных сфер: интеллектуальной, моральной, социальной и эмоциональной.

Идеи развития человека не только в детстве, но и в течение всей его жизни затрагивались такими психологами как Ш.Бюллер, Э.Эриксон, С. Холл, К.Г Юнг. Однако эмпирически всевозрастное развитие стали изучать в последние два десятилетия.

Гуманистический подход представлен работами Г.Олпорта. А.Маслоу, К.Рождерсом. Г.Олпорт выдвинул положение о том, что личность представляет собой открытую саморазвивающуюся систему. Человек – это социальное существо. Общение личности с обществом представляет собой стремление не к уравновешиванию со средой, а к взаимообщению взаимодействию. Он подчеркивал уникальность личности, которая является носителем своеобразного сочетания качеств – «черт». Они разделяются на основные и инструментальные. Общество стимулирует развитие одних и тормозит развитие других. Со временем развивается автономность этих черт у взрослого. Автономность будет определять развитие. В теории самоактуализации А.Маслоу раскрыты механизмы становления личности: идентификация и отчуждение. Оптимальным для личностного становления является идентификация во внешнем плане и отчуждение во внутреннем плане. Цель личностного развития – стремление к росту, самоактуализации. Это связано с умением понять себя, свою внутреннюю природу, научиться сонастраиваться с этой природой, строить свое поведение. Психологическая защита – препятствие для личностного роста. К. Роджерс показал, что личностный опыт, который возникает в процессе жизни (феноменальное поле) – уникален и индивидуален. Степень тождественности этого поля реальной действительности есть конгруэнтность. Нарушение конгруэнтности ведет к напряженности, уходу от индивидуальности. В основе конгруэнтности/неконгруэнтности лежит самооценка. В ней выражается самость. Она руководит поведением. Когда ребенок отчуждается от своей самооценки (в силу родительских отношений) возникают проблемы в поведении и здоровье, отчуждение своего опыта от сознания. Строится ригидная схема мира и себя, которая не соответствует реальности. В его теории и методе показаны пути формирования личности и самосовершенствования детей и взрослых.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.101.170 (0.002 с.)