Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастная задача – задача, отвечающая актуальным потребностям возраста.
Задание. Ознакомьтесь с материалами, представленными в таблице и проанализируйте – адекватно ли представлены возрастные задачи и соответствуют ли им варианты педагогической деятельности.
Основная литература: 1 Авдулова, Т. П. Психология игры: современный подход: учебное пособие для вузов / Т. П. Авдулова. – Москва: Академия, 2009. – 203, [2] с. 2 Веракса, Н. Е. История возрастной психологии: детская психология: учебное пособие для вузов / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Академия, 2008. – 302, [2] с. 3 Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. / Е. О. Смирнова. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 299 с.
Дополнительная литература: 1 Авдулова, Т. П. Психологические особенности нравственного развития ребенка / Т. П. Авдулова // Психология обучения. – 2007. – № 5. – С. 41– 47. 2 Аверин, В. А. Психология раннего детства / В. А. Аверин. – Санкт-Петербург: Изд–во Михайлова В. А., 2000. – 60 с. 3 Абраменкова, В. В. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / В. В. Абраменкова и [др.]; под ред. С. Ю. Циркина. – Санкт-Петербург: Питер, 1999. – 750 с. 4 Андреева, А. Д. О возрастных границах детского эгоцентризма / А. Д. Андреева // Психолог в детском саду. – 2007. – № 3. – С. 5–20. 5 Безруких, М. М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей / М. М. Безруких. Москва: Дрофа, 2000. – 256 с. 6 Берк, Л. Развитие ребенка / Л. Берк. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 985 с. 7 Братусь, Б. С. К проблеме человека в психологии / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. – 1997. – № 5. – С. 3–19. 8 Валлон, А. Психическое развитие ребенка: пер. с фр. / А. Валлон. – Санкт-Петербург и др.: Питер: Питер бук, 2001. – 208 с. 9 Вачков, И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Ось-89, 2007. – 144 с. 10 Венгер, А. Л. О значении изменения позиции ребенка для формирования у него новых типов организации действий / А. Л. Венгер // Новые исследования в психологии. – М., 1979. – № 1 – С. 65–69. 11 Венгер, А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / А. Л. Венгер // Вопросы психологии. – 2001. – N 3. – С. 17–26.12 Вересов, Н. Предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших дошкольников / Н. Вересов, П. Хаккарайнен // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 37–46. 13 Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. / В. К. Вилюнас. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 142 с. 14 Волков Б. С. Психология общения в детском возрасте: [практ. пособие для пед. вузов и колледжей и работников дошк. учреждений] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Москва: Пед. об-во России, 2003. – 239 с. 15 Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: Союз, 1999. – 220 с. 16 Выготский, Л. С. Психология развития человека: сб. статей / Л. С. Выготский. – Москва: Смысл: ЭКСМО, 2003. – 1136 с. 17 Гаспарова, Е. М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста / Е. М. Гаспарова // Вопросы психологии. – 1984. – № 6. – С. 38– 42. 18 Демакова, И. Д. Гуманизация протстранства детства: теория и практики / И. Д. Демакова. – Москва: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 256 с. 19 Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей: пер. с англ. / М. Доналдсон. – Москва: Педагогика, 1985. – 191 с.
20 Дорофеева, Н. В. Психологические условия рефлексивного развития на ранних этапах онтогенеза / Н. В. Дорофеева // Психология обучения. – 2007. – № 9. – С. 18–34. 21 Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / А. В. Запорожец // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – С. 243–268. 22 Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. / А. В. Запорожец; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 1: Психическое развитие ребенка. – 316,[2] с. 23 Ильина, М. Н. Развитие ребенка от первого дня жизни до шести лет / М. Н. Ильина. – Санкт-Петербург: Речь, 2001. – 317 с. 24 Ингерлейб, М. Б. Особенные дети / М. Б. Ингерлейб. – Москва: Эксмо, 2010. – 288 с. 25 Клочко, В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза / В. Е. Клочко // Сибирский психологический журнал. – Томск, 1998. – Вып. 8 – 9. – С. 7– 15. 26 Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / В. Е. Клочко; Федер. агентство по образованию, Том. гос. ун – т. – Томск: ТГУ, 2005. – 172 с. 27 Клочко, В. Е. Системная антропологическая психология и образовательная практика / В. Е. Клочко // Психология обучения. – 2008. – № 8. – С. 10–23. 28 Коломинский, П. Я. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Е. А.Панько, С. А.Игумнов. – Санкт-Петербург: Союз, 2004. – 432 с. 29 Кравцова, Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста / Е. Е. Кравцова // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 28–35. 30 Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. – Москва: Педагогика, 1991. – 150 с. 31 Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 884 с. 32 Миллер, С. Психология развития: методы исследования / С. Миллер. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с. 33 Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / под ред. Е. О. Смирновой. – Москва: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 240 с. 34 Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – Москва: Владос, 2000. – 345 с. 35 Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. пособие для вузов / В. С.Мухина. – 12-е изд., стер. – Москва: Академия, 2009. – 640 с. 36 Нартова-Бочавер, С. К. Введение в психологию развития: учеб. пособие / С. К. Нартова-Бочавер, А. В. Потапова. – Москва: Флинта: МПСИ, 2005, - 216 с. 37 Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. – Москва: Тривола, 1995. – 360 с. 38 Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пиаже Ж. – М.: Межд. пед. акад., 1994 – 680 с. 39 Пиаже, Жан психология ребёнка / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер. – 18-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 160 с. 40 Поливанова, К. Н. Шестилетки: диагностика готовности к школе / К. Н. Поливанова. – Москва: Эксмо, 2009. – 208 с. 41 Психология дошкольника: хрестоматия / ред.-сост. Г. А. Урунтаева. – Москва: Академия, 2002. – 408 с. 42 Развитие личности ребенка: пер. с анг. / Отв. ред. А. М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987 – 272 с. 43 Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. – Москва: «Когито-Центр», 2003. – 230 с. 44 Слободчиков И. М. К вопросу о развитии «образа Я» в предшкольный период детства / И. М. Слободчиков, О. И. Самуйлова // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 1. – С. 18–21. 45 Смирнова, Е. О. Психология ребенка / Е. О. Смирнова. – Москва: Школа - Пресс, 2008. – 383с. 46 Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Смирнова Е. О.; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Ин-т практ. психологии: МОДЭК, 1998. – 251 с. 47 Смирнова, Е. О. Структура родительского отношения и его динамика в онтогенезе ребенка / Е. О. Смирнова, М. В. Быкова // Родители и дети: Психология взаимоотношений / под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. – Москва: Когито-Центр, 2003. – 230 с. 48 Смирнова Е. О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте / Е. О. Смирнова, В. Г. Утробина // Вопросы психологии. – 1996. – № 3. – С. 5–14. 49 Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 160 с. 50 Смирнова, Е. О. Детская психология: учеб. для вузов / Е. О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – Сакт-Петербург: Питер, 2009. – 304 с. 51 Современный психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Санкт-Петербург: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2007. – 490 с. 52 Стерн, В. Психология раннего детства / В. Стерн. – Минск: Харвест, 2003. – 399 с. 53 Стеценко, А. П. Рождение сознания: становление значений на ранних этапах жизни / А. П. Стеценко. – Москва: ЧеРо, 2005. – 256 с. 54 Столин, В. В. Самосознание личности / В. В Столин. – Москва: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1983. – 284 с. 55 Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир: кн. для воспитателя дет. сада / Е. В. Субботский. – Москва: Просвещение, 1991. – 205 с. 56 Уайт, Б. Первые три года жизни / Б. Уайт. – Москва: Педагогика, 1982. – 237 с. 57 Чистович, Л. Разум, чувства и способности младенца / Л. Чистович, Е. Кожевникова. – Санкт-Петербург: «Петербург-XXI век», 1996. – 240 с. 58 Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – 3-е изд., стер. – Москва: Академия, 2006. – 384 с. 59 Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – Москва: ВЛАДОС, 1999. – 358 с. 60 Эльконин, Б. Д. Действие как единица развития / Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. – № 1. – 2004. – С. 35–49. 61 Эльконин, Б. Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Д. Эльконин. – 2-е изд., стер. – Москва: Академия, 2005. – 144 с. 62 Якобсон, С. Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности / С. Г. Якобсон // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. – Москва, 1976. – С. 41 – 59. Интернет-ресурсы: www.psychology.net.ru (Мир психологии); www.gumer.info/bibliotek_buks/.../_Index.php (Электронная библиотека психологии); www.psycheia.ru (Психология для студентов); www.psibook.com (Психология человека). Книгафонд: http://www.knigafund.ru.
Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы 1. Что изучает детская психология и каков её главный предмет? 2. Чем отличается детский возраст от других, более поздних возрастов? 3. Чем отличается развитие ребёнка от его роста? 4. Каково главное условие человеческого развития? 5. С какими науками связана детская психология? 6. Каковы основные варианты метода наблюдения используются в детской психологии? 7. Какова специфика психологического эксперимента в детской психологии? 8. В чём состоят срезовая и лонгитюдная стратегии психологического исследования? 9. Каковы дополнительные методы детской психологии? Кратко охарактеризуйте их. 10. Какие теории детского развития существуют в психологии? 11. Охарактеризуйте суть этологического подхода. 12. Чем определяется психическое развитие в психоаналитической концепции? 13. Охарактеризуйте теорию привязанности. 14. В чём состоит различие между стадиями детского развития в подходах З.Фрейда и Э.Эриксона? 15. Каковы основные понятия теории Ж.Пиаже и в чём их содержание? 16. Чем определяется развитие ребёнка в бихевиоризме? 17. В чём суть теории социального научения? 18. Охарактеризуйте теорию конвергенции двух факторов. 19. Дайте краткую характеристику культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. 20. В чём состоит закон развития высших психических функций? 21. В чём суть проблемы обучения и развития в психологии и каковы основные варианты её решения? 22. Что такое «зона ближайшего развития» и что даёт это понятие для диагностики психического развития? 23. Раскройте смысл понятия «ведущая деятельность». Приведите соответствующие примеры. 24. В чём заключается основная роль взрослого в психическом развитии ребёнка? 25. Раскройте основные характеристики форм общения ребёнка со взрослым. 26. Выделите критерии, на которых построена периодизация психического развития Д.Б. Эльконина. Раскройте основное содержание каждого этапа. 27. Выделите критерии, на которых построена периодизация психического развития В.И. Слободчикова. Раскройте основное содержание каждого этапа. 28. Выделите критерии, на которых построена периодизация психического развития В.Е. Клочко. Раскройте основное содержание каждого этапа. 29. Раскройте основные характеристики форм общения ребёнка со сверстниками. 30. Раскройте сущность понятия «психологический возраст». 31. Почему рождение является кризисным моментом в жизни ребёнка? 32. Какие безусловные рефлексы новорожденного вам известны? 33. В чём заключаются особенности сенсорных систем новорожденного? 34. Первая улыбка младенца: её специфика, психологический смысл, сроки и условия появления. 35. Что такое «комплекс оживления» и каковы его компоненты? 36. каковы функции комплекса оживления в психической жизни младенца? 37. Назовите основные характеристики ситуативно-личностного общения младенца со взрослым. 38. Как доказать влияние ситуативно-личностного общения на развитие познавательной активности детей? 39. Как меняется отношение ребёнка ко взрослому во втором полугодии жизни? 40. В чём заключаются предпосылки развития речи в младенческом возрасте? 41. При каких условиях слышимая речь взрослых становится источником собственных вокализаций ребёнка? 42. Назовите главные признаки кризиса одного года. 43. В чём состоят новообразования кризиса первого года? 44. Какова роль восприятия в раннем возрасте? 45. Какие игрушки и почему наиболее полезны для детей раннего возраста? 46. Какие формы мышления характерны для детей раннего возраста? 47. В чём заключается влияние предметной деятельности на развитие мышления ребёнка? 48. Охарактеризуйте феномен автономной детской речи. 49. В чём причины возможных отставаний в речевом развитии детей? 50. Назовите основные линии развития речи на третьем году жизни. 51. Каковы основные характеристики процессуальной игры детей второго года жизни? 52. В чём суть игровых замещений ребёнка? 53. Приведите основные отличия игр детей второго и третьего года жизни. 54. Назовите основные симптомы кризиса трёх лет. 55. Какие новообразования характерны для периода раннего детства? 56. Что нового появляется в предметной деятельности ребёнка после трёх лет? 57. Почему сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника? 58. Назовите основные виды продуктивной деятельности ребёнка. 59. каковы главные новообразования дошкольного возраста? 60. В чём заключаются суть и проявления эгоцентризма ребёнка? 61. Что такое эгоцентрическая речь и чем она отличается от коммуникативной речи? 62. Назовите формы мышления, характерные для ребёнка-дошкольника. 63. В чём заключается специфика воображения дошкольника? 64. Назовите основные функции воображения и этапы их развития в дошкольном детстве. 65. Как изменяется содержание и форма общения детей на протяжении дошкольного возраста? 66. В чём заключается качественное своеобразие в развитии воли и произвольности в онтогенезе? 67. Как происходит формирование этических инстанций в дошкольном возрасте? 68. Раскройте содержание этапов становления социальных и нравственных чувств в дошкольном возрасте. 69. Как связаны самосознание и отношение к другим людям на разных этапах дошкольного детства? 70. Охарактеризуйте симптоматику кризиса семи лет и его психологическую природу. 71. Каковы основные составляющие школьной готовности? Примерная тематика рефератов 1. Психологическое содержание феномена госпитализма и способы его преодоления. 2. Родительское отношение и развитие самооценки у ребёнка. 3. Генезис общения ребенка со взрослым. 4. Источники детской тревожности. 5. Проблемные формы межличностных отношений дошкольников. 6. Особенности взаимодействия ребёнка и взрослого на разных возрастных этапах. 7. Системный подход в детской психологии. 8. Общение и его роль в психическом развитии ребёнка. 9. Роль сенсорных и перцептивных процессов в психическом развитии ребёнка. 10. Роль памяти, мышления и речи в психическом развитии ребёнка. 11. Эмоциональное развитие на раннем этапе онтогенеза. 12. Развитие речи на раннем этапе онтогенеза. 13. Развитие воображения на раннем этапе онтогенеза. 14. Свойства личности и самосознания на ранних этапах онтогенеза.
Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз
1. Что означает принцип системности в детской психологии? 2. Приведите примеры сложных и простых систем. Приведите примеры закрытых систем и устойчивых систем в детской психологии. 3. Как вы понимаете «нежёсткий» детерминизм? Можно ли сказать, что в детстве жизнь человека более жёстко детерминирована, чем во взрослом состоянии? 4. Почему так важен вопрос о том, что в психическом развитии наследуется, а что зависит от среды? 5. Почему интроспекцию нельзя использовать при исследовании маленьких детей? 6. С какого возраста можно использовать метод анкетирования в работе с детьми? 7. Сравните понятия «рост» и «развитие». Раскройте суть понятий «формирование», «становление». Какое из обсуждаемых понятий вы используете в практике? 8. Каково содержание критического периода? Почему в кризисном периоде могут наблюдаться снижение темпов развития, негативные или регрессивные изменения? 9. В чём состоит специфика сензитивного периода? Приведите примеры. 10. В чём сущность гетерохронности развития? Какие жизненные трудности может принести ребёнку это явление? Приведите примеры. 11. Меняется ли норма как статистическое понятие в различные исторические периоды? 12. К каким последствиям для развития ребёнка могут привести завышенные ожидания взрослых? 13. Как вы понимаете фразу «Взрослый как носитель культуры»? 14. Сопоставьте на примерах активность, реактивность и деятельность. 15. Чем чреват дефицит общения с ребёнком для его социально-личностного развития? 16. Объясните правила воспитания детей в детских домах, ослабляющие эффект госпитализма. Всегда ли госпитализм связан с отлучением ребёнка от родителей? 17. Почему отсутствие обратной связи от ребёнка ко взрослому может привести к усилению дефектов психического развития? 18. Как вы понимаете «развитие субъектности»? 19. Возможно ли личностное общение у глухонемого ребёнка? Почему? 20. Какова роль слова в развитии ощущений? Изменится ли ощущение ребёнка, если с ним не будут взаимодействовать взрослые? Как? 21. Какова роль деятельности в развитии ощущений? Приведите примеры. 22. С какого возраста возникает слушание как деятельность? 23. В чём особенности восприятия ребёнком времени? 24. Можно ли утверждать, что наглядно-действенное мышление отмирает с развитием ребёнка? Какие процессы происходят? 25. Предположите, каким может быть развитие ребёнка, его мышления в ситуации отсутствия речевого общения? 26. Может ли ребёнок научиться говорить, если его «собеседником» будет только телевизор? 27. Есть ли собственная воля у младенца? Почему? 28. Приведите примеры осознанного и неосознанного поведения. 29. Чем можно объяснить рекомендации педагогов переключать внимание расторможенного ребёнка на позитивные действия, а не требовать прекращения негативных? 30. В чём разница между индивидным и индивидуальным? Существуют ли периоды в жизни человека, когда эти понятия совпадают?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.151 с.) |