Возрастная задача – задача, отвечающая актуальным потребностям возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастная задача – задача, отвечающая актуальным потребностям возраста.



Возраст Соц.ситуация развития ВВД Возрастные задачи Примеры педагогической деятельности
  0 – 1мес   1мес – 1год Ребенок полностью зависим от взрослого. Этап адаптации ребенка к новым условиям жизни.     В-Р   Тесная связь ребенка со взрослым.     В –Р Тесная связь ребенка с матерью. Полная зависимость ребенка от взрослого   Эмоциональная привязанность к близкому человеку. 1.Встреча с миром и адаптация. 2.Обеспечить положительные эмоции в процессе общения.     3.Выработка условных рефлексов при организации жизнедеятельности (режим питания, сна).   4.Начало исследования мира или исследовательская деятельность через манипуляцию с предметом (Сенсорно-перцептивная деятельность является ведущей).   5.Создание положительного эмоционального фона, выработать доверие к миру. Пение колыбельных, реальное покачивание, небольшие упражнения, массаж, зрительное стимулирование яркими игрушками, картинками.     Чередование питания каждые 2-3 час. Регулирование процессов сна, испражнения в зависимости от физиологических проявлений.   Установление системы сигналов, которые будет использовать взрослый для вызова нужной ему реакции (пись-пись, ням-ням, Андрюша!И т.п.).
    1 – 3 года Отношения взрослого и ребенка опосредованы предметом.     В – П – Р От 1 – 2 лет простейшие манипулятивные действия с предметом. С 2 – 3 лет предметно-манипулятивная игра. Появляются предметы заместители. Имитация действий, простейший сюжет. Ребенок в большинстве случаев играет один. 1. Стимулирование речевого развития.   2. Присвоение значения слов, освоение названия предмета.   3. Ввести в опыт ребенка предмет через действия с ним. «задачи на значения».   4.Деловое сотрудничество со взрослым.   Деловое предметно-манипулятивное сотрудничество (воздействие) взрослого и ребенка.   Деловое сотрудничество взрослого и двух, трех детей по поводу предмета.   5. Познание и исследование Мира.   6. Познание себя самого, деление «Я» и «не Я». Посещение детских групп, площадок. Разговаривать с ребенком. Петь потешки, песенки, стишки.   Показывать картинки с изображением предмета, или сам предмет, и четко и правильно его называть.   Ввести в опыт ребенка предметы через действия с ним: - «Принеси мне мяч». - «Положи книгу на стол». - «Убери кубик в коробку». И т.д.   Ребенок открывает значение предмета, его свойства и функции (это кубики, они красного цвета, гладкие, из них строят домик, пирамидку, забор).   Взрослый обучает ребенка пользоваться игровыми средствами, такими как пирамидка, кубики – строительный материал, мозаика(у детей развивается моторика, внимание, перцепция, готовим к логическому мышлению, социальные умения).   Вырабатывается положительное отношение к занимательной деятельности.   Развиваем и воспитываем функцию внимания Взрослый обучает детей как играть одним предметом (катать мяч друг другу).   Воспитывать элементы: восприятия, внимания, бережливое отношение к предмету. Используя игровые действия дети познают себя и своих сверстников.
  3 – 4 года Возникает потребность общения со сверстником.     В! – Р П Р ВВД – игровая деятельность. Специфика игры: игры с предметами остаются, но усложняются. Появляются роль и сюжет игры (примитивные сюжеты). Появляется контакт со сверстником. В большинстве случаев дети играют вдвоем. Переход от манипулятивной игры к ролевой. 1. Ребенок и мир (расширение границ мира, усложнение социального опыта).   2. Появление самосознания (впервые обращенность к себе, к внутреннему миру, начинает выделять себя из окружающего мира, знает свое имя и говорит о себе в 3-м лице, отличает себя от других).   3. Работа с предметом, обращенность к другому, как к субъекту, и много, много социальных проб. Расширение коммуникативной связи и деловое сотрудничество с субъектами (В и Р) при посредничестве взрослого. Формирование обращенности к другим.   Обращение по имени к каждому ребенку.   Детям нужно вводить разнообразие, но в то же время, сохранять однообразие (с одним предметом делать разные вещи. Например: из кубиков строить домик, забор, башенку и т. п.)     Выработать бережное отношение к другому, обращенность к другому.
  4 – 5 лет Главным элементом остается сверстник (потребность в общении).     В– Р – П Р ВВД – игровая деятельность. Специфика игры: Сюжет и роль становятся разнообразнее с расширением социального опыта. Чувствительность к правилу и чувствительность к другим. В игре появляется условность. К концу периода в играх начинают появляться игровые правила, которые и определяют его поведение. 1. Расширение социальных границ и социального опыта, посещение социальных мест; Например: театр; появление новых социальных ролей. Например: зритель.   2. Появление познавательного интереса к миру, возникновение вопросов к взрослым (обращенность к взрослому с вопросами). Почемучки.   3. Освоение социальных норм, появление правил. 1.Приобщение детей к различным формам социальных норм и создание социальных проб. Например: выучить стихотворение и рассказать его на утреннике. 2.Взрослый открыт к детским вопросам. (Еще мал, подрастешь узнаешь, не знаю –так на вопросы детей отвечать нельзя). Надо поддерживать диалог, организовать доступные исследовательские действия, привлекать других субъектов. В – Р – актуализация связи, деловое сотрудничество по поводу явлений, действий, ситуаций. 3.Демонстрация на собственных примерах, образцах (сказки, фильмы) показываем нормы и правила, как они существуют в идеале. Показываем как нужно, объясняем, разъясняем. Включать ребенка в совместные рассуждения посредством вопросов, высказыванием своего мнения. У ребенка наглядно-образное мышление, поэтому надо использовать схемы, плакаты, о нормах и правилах поведения. (например: как правильно мыть руки, как вести себя на прогулке и т. д.). Работа с предъявлением культурных образцов по норме поведения и норме взаимодействия.
    5 – 6 лет Образуются группы детей. Важными элементами являются и взрослый и сверстник. Взрослый – носитель информации.     В! – Р П Р Р! ВВД – игровая деятельность. Специфика игры: Усложняется сюжет, играют в больших компаниях, требуется больше времени и пространства, разнообразие ролей, сюжеты связаны со сказками, мультфильмами и т. д. Сохраняется условность и избирательность. Возникают подвижные игры. Во время игр появляются специфические значки, символы, слова. 1. Более расширяющиеся связи, расширение социальных границ, расширение круга общения, появление избирательности, предпочтения.   2. Работа с интересом и мотивацией. Расширяем познавательную деятельность, поддерживаем познавательный интерес, который держится на любознательность и мотивации. Мотивация – это естественная потребность, направленный интерес.   3.Поддержка сюжетно-ролевой игры. (во время игры происходит активное развитие психических функций, социальных умений, произвольности, и таких качеств как самостоятельность, способность к сотрудничеству, активность, самоорганизация, самоконтроль, самооценка, самоопределение).   4. Работа с нормой; Освоение нормы; Усвоение нормы. (в этот момент ребенок при помощи взрослого открывает смысл предметов, явлений, ситуаций, т.е. правило осваивается сознательно с пониманием смысла.) 1.Посещение разных социальных мест и мероприятий, появление новых форматов (экскурсии, поездки на общественном транспорте – соц.туризм).     2.Работа с познавательной мотивацией, мы ее формируем, поддерживаем, направляем с одним и тем-же ребенком в разных случаях. Либо в одном случае с разными детьми по-разному. Создание опосредованных форм мотивирования.     3.Стимулирование игры, впечатлять ребенка (ходить в гости, сводить на работу и др.). Подключение активных детей для вовлечения в игру менее активных.     4.Проиграть эту норму. Моделирование проблемных ситуаций и совместное их решение.
  6 – 7 лет Добавляются элементы общественный взрослый и близкий взрослый. Но наибольший акцент на общественном взрослом (воспитатель). Это связано с познавательной активностью ребенка. Также остается значимым и общение со сверстником.     В!общ.– Р – Р Вб.Р! ВВД – игровая деятельность. Специфика игры: Сохраняется сюжетно-ролевая игра, но больше усложняются роли и сюжеты. Возникают коллективные игры, игры с правилами. Ребенок должен подчиняться правилу, что способствует становлению иерархии мотивов (личностные мотивы подчиняются общественным). 1. Расширение социального мира, пробы. Подготовка ребенка к переходу к новой позиции «Школьника».     2. Поддержка и развитие познавательного интереса.     3.Работа по усвоению норм и правил. Появление новых назначений в игре.     4.Взаимодействие со сверстниками, появление игровых сообществ, игра с правилами. Освоение способов конструктивного взаимодействия.   5. Развитие самостоятельности во всех видах деятельности. 1.Организация различных социальных проб, работа направленная на «выращивание» новой позиции будущего школьника.     2.Поддержка учебного интереса (библиотека, музей). Посещение социальных мест и пользование ими (спортивные секции, бассейн и др.). Целевые экскурсии (например, в школу).     3.Работать с позицией ребенка (например: позиция игрока и ведущего, позиция дежурного, ведущего зарядки и др.)   4.Введение в опыт детей разных игр: спортивные, подвижные, народные. Разные коллективные дела в различных видах деятельности (театральная постановка).     5.Педагогическая деятельность, позволяющая ребенку самому себя организовать, проконтролировать, оценить.

 

Задание. Ознакомьтесь с материалами, представленными в таблице и проанализируйте – адекватно ли представлены возрастные задачи и соответствуют ли им варианты педагогической деятельности.

Основная литература:

1 Авдулова, Т. П. Психология игры: современный подход: учебное пособие для вузов / Т. П. Авдулова. – Москва: Академия, 2009. – 203, [2] с.

2 Веракса, Н. Е. История возрастной психологии: детская психология: учебное пособие для вузов / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Академия, 2008. – 302, [2] с.

3 Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. / Е. О. Смирнова. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 299 с.

 

Дополнительная литература:

1 Авдулова, Т. П. Психологические особенности нравственного развития ребенка / Т. П. Авдулова // Психология обучения. – 2007. – № 5. – С. 41– 47.

2 Аверин, В. А. Психология раннего детства / В. А. Аверин. – Санкт-Петербург: Изд–во

Михайлова В. А., 2000. – 60 с.

3 Абраменкова, В. В. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового

возраста / В. В. Абраменкова и [др.]; под ред. С. Ю. Циркина. – Санкт-Петербург: Питер, 1999. – 750 с.

4 Андреева, А. Д. О возрастных границах детского эгоцентризма / А. Д. Андреева // Психолог в детском саду. – 2007. – № 3. – С. 5–20.

5 Безруких, М. М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей / М. М. Безруких.

Москва: Дрофа, 2000. – 256 с.

6 Берк, Л. Развитие ребенка / Л. Берк. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 985 с.

7 Братусь, Б. С. К проблеме человека в психологии / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. –

1997. – № 5. – С. 3–19.

8 Валлон, А. Психическое развитие ребенка: пер. с фр. / А. Валлон. – Санкт-Петербург и др.:

Питер: Питер бук, 2001. – 208 с.

9 Вачков, И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Ось-89, 2007. – 144 с.

10 Венгер, А. Л. О значении изменения позиции ребенка для формирования у него новых типов организации действий / А. Л. Венгер // Новые исследования в психологии. – М., 1979. – № 1 – С. 65–69.

11 Венгер, А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / А. Л. Венгер // Вопросы психологии. – 2001. – N 3. – С. 17–26.

12 Вересов, Н. Предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших дошкольников / Н. Вересов, П. Хаккарайнен // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 37–46.

13 Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. / В. К. Вилюнас. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 142 с.

14 Волков Б. С. Психология общения в детском возрасте: [практ. пособие для пед. вузов и колледжей и работников дошк. учреждений] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Москва: Пед. об-во России, 2003. – 239 с.

15 Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: Союз, 1999. – 220 с.

16 Выготский, Л. С. Психология развития человека: сб. статей / Л. С. Выготский. – Москва: Смысл: ЭКСМО, 2003. – 1136 с.

17 Гаспарова, Е. М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста / Е. М. Гаспарова // Вопросы психологии. – 1984. – № 6. – С. 38– 42.

18 Демакова, И. Д. Гуманизация протстранства детства: теория и практики / И. Д. Демакова. – Москва: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 256 с.

19 Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей: пер. с англ. / М. Доналдсон. – Москва: Педагогика, 1985. – 191 с.

20 Дорофеева, Н. В. Психологические условия рефлексивного развития на ранних этапах онтогенеза / Н. В. Дорофеева // Психология обучения. – 2007. – № 9. – С. 18–34.

21 Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / А. В. Запорожец // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – С. 243–268.

22 Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. / А. В. Запорожец; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 1: Психическое развитие ребенка. – 316,[2] с.

23 Ильина, М. Н. Развитие ребенка от первого дня жизни до шести лет / М. Н. Ильина. – Санкт-Петербург: Речь, 2001. – 317 с.

24 Ингерлейб, М. Б. Особенные дети / М. Б. Ингерлейб. – Москва: Эксмо, 2010. – 288 с.

25 Клочко, В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза / В. Е. Клочко // Сибирский психологический журнал. – Томск, 1998. – Вып. 8 – 9. – С. 7– 15.

26 Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / В. Е. Клочко; Федер. агентство по образованию, Том. гос. ун – т. – Томск: ТГУ, 2005. – 172 с.

27 Клочко, В. Е. Системная антропологическая психология и образовательная практика / В. Е. Клочко // Психология обучения. – 2008. – № 8. – С. 10–23.

28 Коломинский, П. Я. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Е. А.Панько, С. А.Игумнов. – Санкт-Петербург: Союз, 2004. – 432 с.

29 Кравцова, Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста / Е. Е. Кравцова // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 28–35.

30 Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. – Москва: Педагогика, 1991. – 150 с.

31 Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 884 с.

32 Миллер, С. Психология развития: методы исследования / С. Миллер. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

33 Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / под ред. Е. О. Смирновой. – Москва: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 240 с.

34 Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – Москва: Владос, 2000. – 345 с.

35 Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. пособие для вузов / В. С.Мухина. – 12-е изд., стер. – Москва: Академия, 2009. – 640 с.

36 Нартова-Бочавер, С. К. Введение в психологию развития: учеб. пособие / С. К. Нартова-Бочавер, А. В. Потапова. – Москва: Флинта: МПСИ, 2005, - 216 с.

37 Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. – Москва: Тривола, 1995. – 360 с.

38 Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пиаже Ж. – М.: Межд. пед. акад., 1994 – 680 с.

39 Пиаже, Жан психология ребёнка / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер. – 18-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 160 с.

40 Поливанова, К. Н. Шестилетки: диагностика готовности к школе / К. Н. Поливанова. – Москва: Эксмо, 2009. – 208 с.

41 Психология дошкольника: хрестоматия / ред.-сост. Г. А. Урунтаева. – Москва: Академия, 2002. – 408 с.

42 Развитие личности ребенка: пер. с анг. / Отв. ред. А. М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987 – 272 с.

43 Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. – Москва: «Когито-Центр», 2003. – 230 с.

44 Слободчиков И. М. К вопросу о развитии «образа Я» в предшкольный период детства / И. М. Слободчиков, О. И. Самуйлова // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 1. – С. 18–21.

45 Смирнова, Е. О. Психология ребенка / Е. О. Смирнова. – Москва: Школа - Пресс, 2008. – 383с.

46 Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Смирнова Е. О.; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Ин-т практ. психологии: МОДЭК, 1998. – 251 с.

47 Смирнова, Е. О. Структура родительского отношения и его динамика в онтогенезе ребенка / Е. О. Смирнова, М. В. Быкова // Родители и дети: Психология взаимоотношений / под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. – Москва: Когито-Центр, 2003. – 230 с.

48 Смирнова Е. О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте / Е. О. Смирнова, В. Г. Утробина // Вопросы психологии. – 1996. – № 3. – С. 5–14.

49 Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.

50 Смирнова, Е. О. Детская психология: учеб. для вузов / Е. О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – Сакт-Петербург: Питер, 2009. – 304 с.

51 Современный психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Санкт-Петербург: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2007. – 490 с.

52 Стерн, В. Психология раннего детства / В. Стерн. – Минск: Харвест, 2003. – 399 с.

53 Стеценко, А. П. Рождение сознания: становление значений на ранних этапах жизни / А. П. Стеценко. – Москва: ЧеРо, 2005. – 256 с.

54 Столин, В. В. Самосознание личности / В. В Столин. – Москва: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1983. – 284 с.

55 Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир: кн. для воспитателя дет. сада / Е. В. Субботский. – Москва: Просвещение, 1991. – 205 с.

56 Уайт, Б. Первые три года жизни / Б. Уайт. – Москва: Педагогика, 1982. – 237 с.

57 Чистович, Л. Разум, чувства и способности младенца / Л. Чистович, Е. Кожевникова. – Санкт-Петербург: «Петербург-XXI век», 1996. – 240 с.

58 Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – 3-е изд., стер. – Москва: Академия, 2006. – 384 с.

59 Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – Москва: ВЛАДОС, 1999. – 358 с.

60 Эльконин, Б. Д. Действие как единица развития / Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. – № 1. – 2004. – С. 35–49.

61 Эльконин, Б. Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Д. Эльконин. – 2-е изд., стер. – Москва: Академия, 2005. – 144 с.

62 Якобсон, С. Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности / С. Г. Якобсон // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. – Москва, 1976. – С. 41 – 59.

Интернет-ресурсы: www.psychology.net.ru (Мир психологии); www.gumer.info/bibliotek_buks/.../_Index.php (Электронная библиотека психологии); www.psycheia.ru (Психология для студентов); www.psibook.com (Психология человека). Книгафонд: http://www.knigafund.ru.

 

 

Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы

1. Что изучает детская психология и каков её главный предмет?

2. Чем отличается детский возраст от других, более поздних возрастов?

3. Чем отличается развитие ребёнка от его роста?

4. Каково главное условие человеческого развития?

5. С какими науками связана детская психология?

6. Каковы основные варианты метода наблюдения используются в детской психологии?

7. Какова специфика психологического эксперимента в детской психологии?

8. В чём состоят срезовая и лонгитюдная стратегии психологического исследования?

9. Каковы дополнительные методы детской психологии? Кратко охарактеризуйте их.

10. Какие теории детского развития существуют в психологии?

11. Охарактеризуйте суть этологического подхода.

12. Чем определяется психическое развитие в психоаналитической концепции?

13. Охарактеризуйте теорию привязанности.

14. В чём состоит различие между стадиями детского развития в подходах З.Фрейда и Э.Эриксона?

15. Каковы основные понятия теории Ж.Пиаже и в чём их содержание?

16. Чем определяется развитие ребёнка в бихевиоризме?

17. В чём суть теории социального научения?

18. Охарактеризуйте теорию конвергенции двух факторов.

19. Дайте краткую характеристику культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

20. В чём состоит закон развития высших психических функций?

21. В чём суть проблемы обучения и развития в психологии и каковы основные варианты её решения?

22. Что такое «зона ближайшего развития» и что даёт это понятие для диагностики психического развития?

23. Раскройте смысл понятия «ведущая деятельность». Приведите соответствующие примеры.

24. В чём заключается основная роль взрослого в психическом развитии ребёнка?

25. Раскройте основные характеристики форм общения ребёнка со взрослым.

26. Выделите критерии, на которых построена периодизация психического развития Д.Б. Эльконина. Раскройте основное содержание каждого этапа.

27. Выделите критерии, на которых построена периодизация психического развития В.И. Слободчикова. Раскройте основное содержание каждого этапа.

28. Выделите критерии, на которых построена периодизация психического развития В.Е. Клочко. Раскройте основное содержание каждого этапа.

29. Раскройте основные характеристики форм общения ребёнка со сверстниками.

30. Раскройте сущность понятия «психологический возраст».

31. Почему рождение является кризисным моментом в жизни ребёнка?

32. Какие безусловные рефлексы новорожденного вам известны?

33. В чём заключаются особенности сенсорных систем новорожденного?

34. Первая улыбка младенца: её специфика, психологический смысл, сроки и условия появления.

35. Что такое «комплекс оживления» и каковы его компоненты?

36. каковы функции комплекса оживления в психической жизни младенца?

37. Назовите основные характеристики ситуативно-личностного общения младенца со взрослым.

38. Как доказать влияние ситуативно-личностного общения на развитие познавательной активности детей?

39. Как меняется отношение ребёнка ко взрослому во втором полугодии жизни?

40. В чём заключаются предпосылки развития речи в младенческом возрасте?

41. При каких условиях слышимая речь взрослых становится источником собственных вокализаций ребёнка?

42. Назовите главные признаки кризиса одного года.

43. В чём состоят новообразования кризиса первого года?

44. Какова роль восприятия в раннем возрасте?

45. Какие игрушки и почему наиболее полезны для детей раннего возраста?

46. Какие формы мышления характерны для детей раннего возраста?

47. В чём заключается влияние предметной деятельности на развитие мышления ребёнка?

48. Охарактеризуйте феномен автономной детской речи.

49. В чём причины возможных отставаний в речевом развитии детей?

50. Назовите основные линии развития речи на третьем году жизни.

51. Каковы основные характеристики процессуальной игры детей второго года жизни?

52. В чём суть игровых замещений ребёнка?

53. Приведите основные отличия игр детей второго и третьего года жизни.

54. Назовите основные симптомы кризиса трёх лет.

55. Какие новообразования характерны для периода раннего детства?

56. Что нового появляется в предметной деятельности ребёнка после трёх лет?

57. Почему сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника?

58. Назовите основные виды продуктивной деятельности ребёнка.

59. каковы главные новообразования дошкольного возраста?

60. В чём заключаются суть и проявления эгоцентризма ребёнка?

61. Что такое эгоцентрическая речь и чем она отличается от коммуникативной речи?

62. Назовите формы мышления, характерные для ребёнка-дошкольника.

63. В чём заключается специфика воображения дошкольника?

64. Назовите основные функции воображения и этапы их развития в дошкольном детстве.

65. Как изменяется содержание и форма общения детей на протяжении дошкольного возраста?

66. В чём заключается качественное своеобразие в развитии воли и произвольности в онтогенезе?

67. Как происходит формирование этических инстанций в дошкольном возрасте?

68. Раскройте содержание этапов становления социальных и нравственных чувств в дошкольном возрасте.

69. Как связаны самосознание и отношение к другим людям на разных этапах дошкольного детства?

70. Охарактеризуйте симптоматику кризиса семи лет и его психологическую природу.

71. Каковы основные составляющие школьной готовности?

Примерная тематика рефератов

1. Психологическое содержание феномена госпитализма и способы его преодоления.

2. Родительское отношение и развитие самооценки у ребёнка.

3. Генезис общения ребенка со взрослым.

4. Источники детской тревожности.

5. Проблемные формы межличностных отношений дошкольников.

6. Особенности взаимодействия ребёнка и взрослого на разных возрастных этапах.

7. Системный подход в детской психологии.

8. Общение и его роль в психическом развитии ребёнка.

9. Роль сенсорных и перцептивных процессов в психическом развитии ребёнка.

10. Роль памяти, мышления и речи в психическом развитии ребёнка.

11. Эмоциональное развитие на раннем этапе онтогенеза.

12. Развитие речи на раннем этапе онтогенеза.

13. Развитие воображения на раннем этапе онтогенеза.

14. Свойства личности и самосознания на ранних этапах онтогенеза.

 

 

Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз

 

1. Что означает принцип системности в детской психологии?

2. Приведите примеры сложных и простых систем. Приведите примеры закрытых систем и устойчивых систем в детской психологии.

3. Как вы понимаете «нежёсткий» детерминизм? Можно ли сказать, что в детстве жизнь человека более жёстко детерминирована, чем во взрослом состоянии?

4. Почему так важен вопрос о том, что в психическом развитии наследуется, а что зависит от среды?

5. Почему интроспекцию нельзя использовать при исследовании маленьких детей?

6. С какого возраста можно использовать метод анкетирования в работе с детьми?

7. Сравните понятия «рост» и «развитие». Раскройте суть понятий «формирование», «становление». Какое из обсуждаемых понятий вы используете в практике?

8. Каково содержание критического периода? Почему в кризисном периоде могут наблюдаться снижение темпов развития, негативные или регрессивные изменения?

9. В чём состоит специфика сензитивного периода? Приведите примеры.

10. В чём сущность гетерохронности развития? Какие жизненные трудности может принести ребёнку это явление? Приведите примеры.

11. Меняется ли норма как статистическое понятие в различные исторические периоды?

12. К каким последствиям для развития ребёнка могут привести завышенные ожидания взрослых?

13. Как вы понимаете фразу «Взрослый как носитель культуры»?

14. Сопоставьте на примерах активность, реактивность и деятельность.

15. Чем чреват дефицит общения с ребёнком для его социально-личностного развития?

16. Объясните правила воспитания детей в детских домах, ослабляющие эффект госпитализма. Всегда ли госпитализм связан с отлучением ребёнка от родителей?

17. Почему отсутствие обратной связи от ребёнка ко взрослому может привести к усилению дефектов психического развития?

18. Как вы понимаете «развитие субъектности»?

19. Возможно ли личностное общение у глухонемого ребёнка? Почему?

20. Какова роль слова в развитии ощущений? Изменится ли ощущение ребёнка, если с ним не будут взаимодействовать взрослые? Как?

21. Какова роль деятельности в развитии ощущений? Приведите примеры.

22. С какого возраста возникает слушание как деятельность?

23. В чём особенности восприятия ребёнком времени?

24. Можно ли утверждать, что наглядно-действенное мышление отмирает с развитием ребёнка? Какие процессы происходят?

25. Предположите, каким может быть развитие ребёнка, его мышления в ситуации отсутствия речевого общения?

26. Может ли ребёнок научиться говорить, если его «собеседником» будет только телевизор?

27. Есть ли собственная воля у младенца? Почему?

28. Приведите примеры осознанного и неосознанного поведения.

29. Чем можно объяснить рекомендации педагогов переключать внимание расторможенного ребёнка на позитивные действия, а не требовать прекращения негативных?

30. В чём разница между индивидным и индивидуальным? Существуют ли периоды в жизни человека, когда эти понятия совпадают?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.151 с.)