Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство и государственная службаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В демократическом обществе государство является основной формой консолидации общечеловеческих, национальных, социальных, профессиональных ценностей и интересов его граждан. Свои задачи государство решает через государственную службу, комплексный правовой и социальный институт, функционирующий посредством осуществления людьми профессиональной деятельности по реализации компетенции государственных органов и государственных должностей. В формировании социально-правового института государственной службы России большая роль отведена Закону о государственной гражданской службе РФ. В соответствии с этим Законом под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба в соответствии с принципом разделения полномочий и характером государственного устройства включает государственную службу, осуществляемую в аппарате органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его функции, которые отнесены актами законодательства Российской Федерации к государственной службе. Можно выявить особенности государственной службы в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Анализ Закона о государственной гражданской службе РФ показывает, что все принципы функционирования государственной службы базируются на трех основных: законности, демократизме, профессионализме, что характерно для систем государственной службы всех демократических государств. Организация и реальный процесс управления в современных государствах ‒ многогранные и сложные явления общественной жизни, которые требуют знаний, опыта и определенных навыков в данной сфере. В течение столетий «бюрократы[12]» играли важнейшую роль в процессе принятия политических решений, а «правители» решали проблему эффективного контроля деятельности государственных служащих. С увеличением влияния государства росли и возможности воздействия государственных служащих на политическую сферу. В настоящее время во всех развитых демократиях роль государственной службы в процессе управления чрезвычайно велика, однако наиболее экстремальные формы такого влияния можно было наблюдать в коммунистических странах, где она усиливалась централизованным Партийным контролем во всех сферах общественной и частной жизни. Государственная служба ‒ общественный институт, реализующий функции и обязанности государства по отношению к обществу и отдельным гражданам. Это своего рода двигатель государства. Функции и задачи бюрократии соответственно менялись в течение ее существования и зависимости от функций и задач, выполнявшихся государством. Однако трудно усомниться в том, что в сообществе такого масштаба, каковым является государство, где сосуществует и взаимодействует множество граждан, задачи, выходящие за рамки интересов одного конкретного гражданина, должны решаться соответствующими общественными (государственными) органами. Предметом дискуссии может быть лишь объем выполняемых государственными органами функций, а значит, и объем функций государственных служащих, занятых в этих органах, и также опасности и негативные явления, связанные с избыточным объемом данных функций. Рассматривая проблемы государственной службы в период становления рыночной экономики, необходимо внести ясность в понятийный аппарат. Понятие государственной должности может быть определено, но нескольким параметрам. «Государственно-служебная должность ‒ это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции государственных органов (организаций), предоставляемой лицу (государственному служащему) в целях ее практического осуществления»[13]. Это определение, заимствованное из советских времен[14], фактически включено и в Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы» (далее ‒ Закон об основах государственной службы): «...государственная должность ‒ должность в федеральных органах власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ». Однако к понятию «должность» можно подходить с различных точек зрения: правового статуса (закрепляется законодательством), абстрактно-функциональной (определяется реестром должностей данной категории), конкретно-функциональной (фиксируется в штатном расписании данного органа и должностной инструкции, в описании рабочего места вне системы государственной службы. В рамках сложившейся исторически правовой базы статус, например, немецкого чиновника определен[15] через: ■ необходимые условия для допуска на государственную службу (общие ‒ гражданство, состояние здоровья, возраст; особые ‒ наличие необходимой профессиональной подготовки и квалификации); ■ обязанности чиновника; ■ права чиновника, вытекающие из обязанности государства по попечению о чиновниках, сформулированной как принцип полного государственного обеспечения. С понятием «государственная должность» непосредственно связано и понятие «государственный служащий». Таковым по Закону об основах государственной службы является гражданин, замещающий государственную должность и исполняющий ее на профессиональной основе и за соответствующую плату[16]. Основные положения концепции развития государственной службы в Российской Федерации были разработаны Г.В. Атаманчуком в 1992 г.[17] В предложенном им варианте концепции обоснованные базовые понятия государственной службы таковы: ■ государственная служба ‒ профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов; ■ государственная должность ‒ должность в федеральных органах власти, органах власти субъектов РФ, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием за исполнение этих обязанностей; ■ государственный служащий ‒ гражданин Российской Федерации, занимающий государственную должность и исполняющий ее на профессиональной основе постоянно и за оплату. Исходя из этих базовых понятий, можно дать определения: ■ государство ‒ это система государственных органов федерального, регионального и местного уровней. Российская Федерация является демократическим, федеральным, правовым, социальным, светским, с республиканской формой правления государством (ст. 1.1, 7.1, 14.1 Конституции РФ); ■ государственный орган ‒ это система государственных должностей, замещаемых государственными служащими. Таким образом, государственная служба является связующим звеном, с одной стороны, между гражданином и обществом, а с другой ‒ между политикой и законодательством. Развитие теории государственного управления в Российской Федерации привело к серьезным изменениям сущности формулировок. Интересно сравнить эти же формулировки у Г.В. Атаманчука через 23 года[18]: ■ государственная служба ‒ практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по государственной должности, определенной в конкретном государственном органе; ■ государственная должность ‒ постоянное юридическое установление в государственном органе, характеризующее объем, содержание и ресурсы деятельности по реализации компетенции последнего; ■ государственный служащий ‒ гражданин, занимающий административную государственную должность на профессиональной основе (постоянно и за оплату); ■ государство ‒ публичная и легитимная (нормативно выраженная) властная сила общества; ■ государственный орган ‒ единичная структура власти, формально созданная государством для осуществления закрепленных за ней его целей и функций. Это яркий наглядный пример того, что российская наука не стоит на месте, постоянно совершенствуя и уточняя базовые понятия государственного управления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.176 (0.011 с.) |