Основные принципы и функции государственной службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы и функции государственной службы



 

Как государственно-правовой институт, состоящий из множества элементов, государственная служба создается и может успешно функционировать лишь при соблюдении определенных принципиальных оснований:

1) системности, требующей интегрированности, упорядоченности, согласованности и последовательности действий всей совокупности элементов государственной службы, построения системы государственной службы, включающей как отдельного человека, ее исполняющего, так и все государственные органы;

2) комплексности, охватывающей все многообразие факторов (структурных, правовых, нравственных и половозрастных), реально влияющих на организм государственной службы при обеспечении выполнения функций федерального государства и создании возможностей для формирования соответствующего кадрового потенциала;

3) функциональности, обеспечивающей такую организацию государственного аппарата, которая, с одной стороны, на должном уровне выполняла бы задачи, объективно стоящие перед государством, а с другой ‒ активно способствовала интеллектуальному и нравственному развитию его служащих, побуждала бы желание учиться, накапливать и передавать опыт высококачественной культуры государственной деятельности;

4) правовой типичности ‒ нормативно-правового описания должностей, определения функций и правомочий в сочетании с предоставлением свободы при их практическом исполнении.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что изучение законодательства о государственной службе Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в нем детализируются три основных принципа государственной службы: законность, демократизм, профессионализм.

Анализ всего массива правовых актов, образующих институт государственной службы, дает основания утверждать, что четвертым основным принципом государственной службы является принцип социально-правовой защищенности [21].

Принцип законности означает признание:

■ верховенства Конституции РФ, федеральных законов над иными правовыми актами;

■ обязательности законных решений вышестоящих органов и должностных лиц;

■ приоритета прав и свобод человека и гражданина; государственный служащий обязан строго соблюдать нормативные акты, права граждан, делать все необходимое для их реализации и защиты.

Среди важнейших проявлений принципа демократизма:

■ полное и постоянное соответствие деятельности служащих интересам граждан, общества, государства. При возникновении конфликта личных и публичных интересов служащий обязан руководствоваться публичными интересами;

■ общедоступность государственной службы (ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе»).

Из этого правила есть ряд исключений, которые не искажают, а, наоборот, подтверждают его ценность. Общие ограничения связаны с возрастом поступления на службу, совместной службой родственников, совместительством, применением такого уголовного наказания, как лишение права занимать должности. Специальные ограничения обусловлены характером отдельных должностей. Сюда можно отнести установление более высокого возраста для занятия должности, предельного срока пребывания на ней, требование определенного стажа, образования, здоровья;)

■ гласность в осуществлении государственной службы.

Она связана с реализацией ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу массовой информации, закрепляющей право каждого свободно искать, получать информацию любым законным способом; ст. 42, провозглашающей право гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, с предусмотренными конституционными запретами вводить цензуру, скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей. Гласность должна быть и в отношениях с различными организациями, и в рамках самого государственного аппарата. В законодательстве закреплено право служащих получать информацию, необходимую для работы, знакомиться с личными делами и т.д.;

■ разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ‒ важнейшее проявление демократизма всей государственной деятельности, всего государственного механизма.

Разделение властей создает условия для повышения эффективности работы государственных служащих и усиления защиты их прав.

Уже было сказано, что управленческая деятельность требует профессионализма. Во-первых, это компетентность, которая тем выше, чем больше знания и опыт работника. Профессионализм стимулирует приобретение знаний, их углубление, накапливание опыта работы. Во-вторых, осуществление исполнительной власти требует организаторских способностей. Обществу выгодно, чтобы лица, обладающие такими качествами, использовали их для решения общих дел, развивали их. В-третьих, оперативный, повседневный, созидательный характер управленческой деятельности предполагает, что ею должны заниматься непрерывно, уделяя ей значительное время, а значит, за плату, профессионально. В-четвертых, функционирование исполнительной власти требует четкости, дисциплинированности, своевременного выполнения приказов вышестоящих органов.

Применение указанных принципов дает возможность формировать качественный организационно-управленческий механизм государственной службы, создать комплексную, многовариантную организационную систему осуществления функций управления обществом в интересах населения страны.

Принципами государственной гражданской службы, согласно действующему законодательству, являются:

■ приоритет прав и свобод человека и гражданина;

■ единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

■ равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

■ профессионализм и компетентность гражданских служащих;

■ стабильность гражданской службы;

■ доступность информации о гражданской службе;

■ взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

■ защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Органы государственного управления выполняют важнейшие функции, необходимые для обеспечения существования государства, как в настоящем, так и в обозримом будущем. Поэтому государственные служащие в аппаратах органов представительной и исполнительной власти выполняют одну из главных функций в обществе: именно они обеспечивают эффективность функционирования государственного аппарата и конституционные гарантии гражданам своей страны, ежедневно участвуя в процессе принятия управленческих решений.

Опыт зарубежных стран показывает, что в любом демократическом обществе происходят столкновения интересов различных социальных групп, партий, движений и других общественных образований. Следовательно, необходима независимая государственная служба, которая отражала бы интересы общества, государства и в то же время стремилась бы к справедливому и взвешенному учету интересов различных социальных групп и партий.

Выполнение такой задачи под силу только высокопрофессиональному государственному аппарату. Каждый гражданин должен иметь уверенность в том, что государственная служба никогда не поставит групповые или чьи-то собственные интересы выше общественных.

От государственного служащего требуется неукоснительное выполнение долга службы и верность Отечеству. Государство должно, с одной стороны, в полной мере гарантировать успешное функционирование государственной службы, а с другой ‒ доверять осуществление государственного управления профессиональным государственным служащим.

Государственная служба призвана выполнять специфические функции, характерные для конкретных ее видов и направлений. К этим направлениям относятся:

■ рациональная организация и развитие структуры государственного аппарата, проектирование распределения деятельности по компетенции между должностями;

■ управление персоналом государственных органов, обеспечение его профессиональной оценки, развития, должностного продвижения и социальной защиты;

■ статистический учет персонала государственного аппарата по категориям и уровням должностей, количественный и качественный анализ персонала государственного аппарата;

■ разработка квалификационных требований к должностям, порядка их замещения и исполнения, форм и механизмов контроля; практический контроль за выполнением данных положений;

■ проведение конкурсного отбора и аттестации работников государственного аппарата, планирование карьеры и профессионального развития служащих;

■ обоснование финансовых и иных материальных затрат на содержание государственного аппарата и их эффективности: разработка и введение нормативов численности, определение материальных и трудовых затрат для органов и учреждений государственной службы;

■ обоснование стимулов и форм ответственности за выполнение должностных функций, а также демократических процедур их применения; формирование критериев рациональности и социальной эффективности работы в государственном аппарате;

■ организация и координация научных исследований в области государственного управления и государственной службы: формирование современной информационно-аналитической сети, привлечение для работ по рационализации системы государственной службы экспертно-консультационных групп и фирм;

■ организация системы подготовки и повышения квалификации кадров государственного аппарата, анализ программ обучения и оценка качества выпускников учебных центров; контроль за их использованием, обеспечение взаимосвязей между учебными заведениями и государственными органами;

■ подготовка законопроектов и программ реформ в области государственной службы и государственного управления.

Государственная служба призвана обеспечить решение основных задач государства, каковыми являются:

■ внешняя и внутренняя безопасность государства, решение вопросов коммуникаций (связи, транспорта), развития науки, образования, здравоохранения;

■ в социальной сфере ‒ проблемы занятости, стабилизация экономики, финансов, бюджета и жизненного уровня населения в условиях перехода к рыночным отношениям;

■ защита информации, природы и окружающей среды, безопасность ядерных реакторов, крупных военно-химических производств и т.д.

Итак, государственная служба в ее новом виде должна стать социально-экономическим и государственно-правовым институтом и одновременно инструментом в руках Президента, Федерального Собрания, Правительства и судебных структур Российской Федерации. Посредством именно этого инструмента надежно воспроизводилась бы демократическая сущность государства, обеспечивались права граждан, поддерживалась свободная жизнедеятельность общества, притом аппарат государственной власти был бы интеллектуальным, организующим и нравственным лидером осуществления перемен в развитии общества на пути к прогрессу.

В современном обществе развиваются одновременно две тенденции: экономика стремится к свободному, регулируемому только рыночными механизмами развитию, однако растут и ожидания по отношению к государству и его аппарату, который призван, используя определенные регулирующие механизмы, поддерживать состояние равновесия в сложнейшем общественном организме, заботиться о стабильности системы денежного обращения, обеспечивать условия для роста экономики, а также участвовать в перспективном развитии, направленном в будущее.

Более того, потребность в защите и обеспечении безопасности в современном обществе даже возросла и приобрела при этом подчас совершенно новые измерения: защита от терроризма, защита данных и информации, авторских прав, окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и т.п. Все эти функции выполняются именно государственными служащими. Они же предоставляют необходимую управленческую инфраструктуру для экономического развития, а также обеспечивают удовлетворение многих потребностей граждан.

Государственная служба обязана проводить в жизнь принятые демократическим путем политические решения. Именно через государственную службу осуществляется для граждан деятельность государства. Специфический статус профессионального чиновника призван обеспечивать постоянную готовность и дееспособность системы государственного управления по отношению к гражданам. В профессиональном чиновничестве граждане видят институт, основанный на знаниях, эффективной деятельности, лояльном исполнении служебного долга, что должно обеспечивать стабильность системы государственного управления. При этом оно должно играть роль стабилизирующего фактора, сохраняющего баланс в жизни государства, в ходе борьбы различных политических сил и групп интересов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.02 с.)