Во имя Аллаха Милостивого Милосердного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного



Однако они верят, что Аллах, славен Он: нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий. Они не отрицают от Него то, чем Он описал Свою сущность. И не изменяют слова, переставляя их со своих мест.

Объяснение:

После того, как автор, да смилуется над ним Аллах, упомянул, что обязанностью является вера в качества Аллаха, установленные Кораном и сунной, без изменений, лишений, образности и уподоблений. Он объяснил положение и взгляд приверженцев сунны и согласия в этом вопросе. Оно состоит в том, что они верят во все Его качества, установленные этим прямым путем. Они устанавливают Ему качества, подразумевая под ними их истинное значение. Отрицая от них уподобление. Они не лишают Аллаха тех, или иных качеств, не уподобляют Его качества качествам Его созданий. В соответствии с тем, как говорится в словах Аллаха: "Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий Видящий". ("Совет": 11). И слова Всевышнего: "Нет ничего подобного Ему"- отвержение уподобляющим Его качества. А слова Всевышнего: "И Он Слышащий Видящий"- отвержение лишающим Его качеств. Потому, что в этих словах есть установление качеств слуха и зрения. Благородный аят является ясным правилом и примером в главе имен и качеств Всевышнего Аллаха. Потому что он объединяет между установлением качеств Аллаху и отрицанием уподобления Ему. И мы будем еще говорить подробнее о значение этого аята, если будет угодно Аллаху.

Слова автора: "Они не отрицают от Него то, чем Он описал Свою сущность". То есть признание и вера приверженцев сунны и согласия в то, что Аллах: нет ничего подобного Ему; не приводит их к отрицанию того, чем Он описал Свою сущность. Как это делают те, которые преувеличили в очищении Аллаха до такой степени, что лишили Его качеств, руководствуясь доводом удаления от уподобления качеств созданий. Приверженцы сунны говорят, что у Всевышнего Аллаха есть качества, которые присущи Ему и у созданий есть качества, присущие им. И нет никого сходства и уподобления между качествами Творца и качествами творений. И не обязательно следовать тому предупреждению, о котором вы говорите, о лишающие Аллаха Его качеств.

И его слова: "И не изменяют слова, переставляя их со своих мест". Следовало ранее объяснение значения изменения. То есть они не изменяют слова Аллаха, не переставляют Его слова, и не искажают значения Его слов. Не дают свой комментарий к словам Аллаха, как это делают лишающие качеств Аллаха. Которые говорят относительно вознесения: "захват и овладение". А относительно слов Аллаха: "И пришел твой Господь", "и пришло повеление Господа". Так же под желанием Аллаха они подразумевают Его благоденствие, и дают другие, подобные этим комментария.

 

Потому что славен Он, нет соименного Ему, и нет равного Ему, и нет подобного Ему. И ни сравним Он со Своими творениями. Потому что Господь более знающий о Своей сущности и о Своих творениях. И Он самый правдивый в Своих речах, и самый лучший из изрекающих речь из Своих творений.

Объяснение:

"Потому что славен Он, нет соименного Ему". Это связь с тем, что говорилось раннее, из его слов о приверженцах сунны: "Не впадают в образность и не уподобляют Его качества качествам Его созданий". И "Славен Он" - славен отглагольное существительное от славы. То есть восхваление, славословие и очищение. "Нет равного Ему". То есть, нет подобного Ему и достойного Его имени. Как в словах Всевышнего: "Разве ты знаешь Ему соименного?" ("Маръям": 65). И вопрос обозначает отрицание. То есть, нет никого, кого называли бы Его именами, или же кто был бы подобен Ему. "И нет равного Ему". И равенство обозначает равноправие, подобие. То есть, нет ничего подобного Ему. Как в словах Всевышнего: "И ни один не был Ему равным". ("Искренность": 4). "И нет подобного Ему". Подобие есть уподобление и схожесть. Аллах Всевышний сказал: "Не придавайте же подобие Аллаху". ("Корова": 22).

"И ни сравним Он со Своими творениями". Сравнение дословно означает уподобление. То есть Он не сравним и не подобен Своим творениям. Аллах Всевышний сказал: "Не приводите же Аллаху примеров". ("Пчелы": 74). То есть: не сравнивайте Господа с Его творениями. Ни, в сущности, ни в именах, ни в качествах, ни в делах. И как же можно сравнить совершенного Создателя с неполноценным созданием. Превыше Аллах от всего этого. "Потому что Господь более знающий о Своей сущности и о Своих творениях". И это связь с предыдущими словами. Поскольку мы говорили об обязательности установления тех качеств, которые Он установил Самому Себе. И о запрете сравнивания Его с творениями. И поскольку Он более знающий о Своей сущности и о Своих творениях, необходимо устанавливать по отношению к Нему только лишь те качества, которые Он установил Себе Сам, и которые установил Ему Его пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

И творения не могут охватить Его знаниями. А Он описаем качествами совершенства, которые не доступны разуму творений. Мы должны быть довольными тем, чем Он довольствовался для Своей сущности. Ведь Он более знающий о том, что присуще Ему. А нам это неизвестно. "И Он самый правдивый в Своих речах, и самый лучший из изрекающих речь из Своих творений". То есть обо всем, что Он известил нас, это является истиной и правдой. Мы обязаны в это верить и не противоречить Ему. Его речь является наилучшей речью. Наиболее красноречивой и понятной. И Он объяснил, что присуще Ему из имен и качеств самым совершенным объяснением. Мы обязаны принять это и подчиниться Ему.

 

И Он, славен Он, собрал в том, чем описал и назвал Свою сущность между отрицанием и установлением. И нет отступления для приверженцев сунны и согласия от того, с чем явились посланники. Поистине, это есть прямой путь.

Объяснение:

"И Он, славен Он, собрал в том…". Это объяснение пути, который предписал Аллах в Своей книге для установления Его имен и качеств. И это есть путь, которым необходимо идти верующему в этой важной главе. Поистине, Он, Слава Ему: "Собрал в том, чем описал и назвал Свою сущность". То есть во всех Своих именах и качествах. "Между отрицанием и установлением". И это есть отрицание того, что противоречит совершенству из числа пороков, изъянов и недостатков. Как отрицание похожести, соучастия, дремоты, сна, смерти.

А относительно установления, то это есть установление совершенных качеств и величественных описаний Аллаху. Как сказал Всевышний: "Он - Аллах, нет божества, кроме Него. Царь, Святой, Мирный, Верный, Охранитель, Великий, Могучий, Превознесенный. Хвала Аллаху! Превыше Он того, что они придают Ему в соучастники! Он - Аллах, Творец, Создатель, Образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит его то, что в небесах и на земле. Он - Великий, Мудрый!" ("Собрание": 23-24). И другие аяты, которые упомянет в описании Аллаха автор, и которые последуют позже.

Его слова: "И нет отступления для приверженцев сунны и согласия от того, с чем явились посланники". То есть, нет для них отхода и удаления от этого. Однако они следуют их следам, озаренные их светом. Из примеров этому: установление совершенных качеств Аллаху, и очищение Его от того, что не присуще Его сущности. Поистине, посланники подтвердили эту великую основу. А что касается врагов посланников, то они удалились от этого.

Его слова: "Поистине, это есть прямой путь". Есть связь со словами: "И нет отступления для приверженцев сунны и согласия". То есть потому, что то, с чем явились посланники - это есть прямая стезя. А прямой путь есть истинная дорога, которая не разделяется и не разъединяется. И это есть та самая дорога, которая упоминается в словах Всевышнего: "Веди нас по дороге прямой". ("Открывающая Книгу": 5). И в других его словах: "И это - Моя дорога прямая. И следуйте же по ней и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили вас от Его дороги". ("Скот": 153). И это есть та самая дорога, ведения по которой мы молим Аллаха в каждом цикле наших молитв.

 

Место сунны

Его слова: "И сунна объясняет Коран". То есть: растолковывает его значения и цели. Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объяснял людям то, что ему было ниспослано. Аллах Всевышний сказал: "И послали Мы тебе упоминание, чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано". ("Пчелы": 44). И сунна так же "Истолковывает Коран", то есть: дает подробное разъяснение его законоположений. Таких, как, например: молитва, пост, паломничество, закят. И большинство законоположений, которые вкратце упомянуты в Коране, объясняет пророческая сунна.

И сунна так же: "указывает на него, давая его толкования и трактовки". То есть: указывает на то, что скрывают за собой аяты Корана. Толкуя и трактуя их мудрость и знания. И она соответствует Корану. И законоположение бывает таковым, как на него указывают Коран и сунна, как, например имена Всевышнего Аллаха и Его качества.

 

Примерно в таких же хадисах, в которых извещает посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о своем Господе то, что Он открыл ему. Поистине, спасенная группа, коей являются приверженцы сунны и согласия, верят во все эти передачи. Так же, как они верят в то, о чем известил Аллах в Своей книге, без изменений и лишений. Без образа и уподоблений.

Объяснение:

Это объяснение положения приверженцев сунны и согласия по отношению к хадисам, устанавливающим божественные качества, которые устанавливаются посланником, да благословит его Аллах и приветствует. И что это положение соответствует положению аятов, устанавливающих качества, встречаемых в Коране. Нет никаких различий в этом плане между качествами, установленными в хадисах, и качествами, установленными в аятах. И это есть вера в эти качества, убежденность в том, на что они указывают, в их истинном значение. Они не изменяют их явный вид различными видами ложного изменения. И не отрицают то, на что они указывают, лишая их этого. Не уподобляют качества, упомянутые в обоих источниках, качествам созданий. Потому, что Аллах: "Нет ничего подобного Ему".

И тем самым они противоречат группам нововведения из числа джахмитов, мугтазилитов и ашгаритов, которые относились к этим основам с отрицанием их. Или же с изменением того, на что они указывают. И в противоположность уподобляющим, которые преувеличили в установление качеств до такой степени, что уподобили Аллаха Его творениям. Превыше Аллах от того, что они говорят высокой и огромной высью.

 

Однако они находятся посередине, между группами общины. Так же, как и сама община находится посередине, между другими общинами. И они середины по отношению к качествам Всевышнего Аллаха, между приверженцами лишения, из числа джахмитов, и приверженцами уподобления и подобия. Они средины в отношении действий Аллаха. Занимая положение между джабаритами и кадаритами, и другими. И по отношению к увещаниям Аллаха. Занимая положение между марджитами и вагидитами, из числа кадаритов и других. И по отношению к именам веры и религии. Занимая положение между хуруритами и мугтазилитами, и марджитами и джахмитами. И по отношению к сподвижникам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Занимая положение между рафидитами и хавариджами.

Объяснение:

После того, как автор, да смилуется над ним Аллах, объяснил положение приверженцев сунны и согласия по отношению к источникам, встречаемых в Коране и в сунне из качеств Всевышнего Аллаха, он пожелал объяснить их положение между другими группами общины. Дабы стало бы известным их ценность, достоинство и степень, сравнивая и ставя их в близи с другими группами. Ведь поистине, противоположность выявляет прекрасные черты противоположности. И благодаря противоположности выявляются многие вещи. Автор, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Однако они находятся посередине, между группами общины". В словаре "Мисбаху мунир" говорится: "середина есть справедливость". И здесь имеется в виду справедливость и предпочтительность, благость. Аллах Всевышний сказал: "И сделали Мы вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей". ("Корова": 143). И приверженцы сунны находятся посередине, в значение, что они справедливы и благочестивы. И в значение, что они посередине между двумя группами: умаляющими и преувеличивающими. И они посередине между группами, причисляющими себя к Исламу, как и сама исламская община, находится посередине, между другими общинами. И это община, находится посередине между другими общинами, которые стремятся к преувеличению и излишеству; и стремятся к умалению и облегчению. И приверженцы сунны и согласия находятся посередине общины между группами нововведения, которые удалились от прямого пути. Одни из них преувеличили и проявили неумеренность в делах религии. А другие облегчили и изменили ее. Затем, автор, да смилуется над ним Аллах, подробно объяснил все это, и сказал: "И они", то есть: приверженцы сунны и согласия. Во-первых: "середины по отношению к качествам Всевышнего Аллаха, между приверженцами лишения, из числа джахмитов, и приверженцами уподобления и подобия". И джахмиты, (группа, которая берет свое начало от Джахма Ибн Суфвана Ат-Тирмизи), преувеличили и излишествовали в очищении Аллаха от уподобления до такой степени, что отрицали имена Аллаха и Его качества, предостерегаясь от уподобления, как они это измыслили. И по этому их еще называют лишающими. Поскольку они лишают Аллаха Его имен и качеств. "И приверженцами уподобления и подобия". Они названы так, поскольку преувеличили и излишествовали в установлении качеств до такой степени, что уподобили Аллаха Его творениям и уподобили Его качества их качествам. Превыше Аллах от их слов. Приверженцы сунны середины между двумя группами. И устанавливают качества Аллаху путем, присущим Его Божественной сущности. Без уподобления и без преувеличения в очищение. И не излишествуют в установлениях. Однако они очищают Аллаха от лишения и устанавливают Ему имена и качества без уподобления. Во вторых: приверженцы сунны и согласия: "средины в отношении действий Аллаха. Занимая положение между джабаритами и кадаритами". Джабариты, (приобрели свое название от обязательности и принуждения. Поскольку они говорили, что раб обязан и принужден к выполнению своего деяния), излишествовали в установлении действий Аллаха. До такой степени, что они отрицали деяния рабов. И измышляли, что рабы ничего не делают по своей воле. И что действие выполняет Аллах, а раб принужден к этому действию. И все его движения и дела выполняются вынужденно. Как, например, движения дрожащего человека. А соотношение того, или иного дела к рабу говорится и соотносится лишь в переносном смысле. "И кадаритами" - это группа, соотносимая с предопределением ("кадр"). Они преувеличили в установлении деяний рабам и говорят, что раб сам является творцом своих деяний. Без воли и желания Аллаха. И что деяния рабов не входят под волю и желание Аллаха. И что Аллах не в состоянии их предопределить. И не может их изменить. И что люди сами, независимы в своих деяниях. А приверженцы сунны и согласия занимают серединную позицию. Они говорят, что выбор и желание и действия принадлежат рабу. Исходят от него самого. Но, однако, он не делает ничего без воли Аллаха, Его желания и предопределения. Всевышний сказал: "Аллах сотворил вас и то, что вы делаете". ("Стоящие в ряд": 96). И установление рабам деяний происходит по творению Всевышнего Аллаха и Его предопределению. Всевышний сказал: "Но вы не пожелаете этого, если того не пожелает Аллах, Господь миров". ("Скручивание": 29). И установление воли рабу происходит после установления воли Всевышнему Аллаху. И мы еще будем говорить об этом подробнее, если пожелает того Аллах, когда будем исследовать вопрос предопределения. Третье: приверженцы сунны и согласия средины "по отношению к увещаниям Аллаха". Увещания: устрашения и предупреждения. И здесь имеются в виду источники, в которых грешникам обещаются наказания и возмездия. И его слова: "между марджитами и вагидитами, из числа кадаритов и других". Марджия - группа, которую соотносят с отсрочкой (ирджау), что означает откладывание. Они названы так, поскольку откладывали деяния от определения веры. Поскольку измышляли, что совершивший большой грех не является нечестивцем. И говорили, что наличию веры не вредит грех. Так же, как и неверию не помогает совершение благих дел. И согласно их убеждениям, человек, совершивший большой грех, но при этом обладающий совершенной верой, не будет представлен увещанию Аллаха и Его наказанию. И они облегчили законоположение для грешников и излишествовали в облегчение до такой степени, что измыслили, что у грешника не уменьшается вера. И нельзя судить о нечестии совершившему большой грех.

А что касается вагидитов: то они говорят об осуществление увещания по отношению к грешникам. И чрезмерны в этом. До такой степени, что они говорят, что совершивший большой грех, если умер без покаяния, то будет вечно гореть в аду. И говорят, что совершивший большой грех выходит за рамки веры в этом мире.

А приверженцы сунны и согласия средины между этими двумя группами, и говорят, что совершивший большой грех является грешником, и будет представлен увещанию. У него уменьшается вера, и он попадает в законоположение нечестивца. (Не так, как говорят марджиты, что он обладает полной верой, а потому не будет представлен увещанию). Но, однако, он не выходит за рамки веры, и не будет вечно в огне, даже если и войдет в него. И он под волей и желанием Аллаха: если Он пожелает, то простит его, а если пожелает, то накажет его по мере его греха. А затем выведет его из огня и введет его в рай. (Не так, как говорят вагидиты, что он выходит за рамки веры и будет вечен в огне). Марджиты взяли источники обещаний рая. А вагидиты источники увещеваний о наказаниях. А приверженцы сунны и согласия объединили между ними обоими.

Четвертое: приверженцы сунны и согласия средины "по отношению к именам веры и религии". То есть: в законоположении человеку и суждение о его вере, неверие, нечестие, по отношению к грешникам в мире этом и в следующем. "Занимая положение между хуруритами и мугтазилитами, и марджитами и джахмитами". Хуруриты - это хавариджы. Они названы так, поскольку берут свое название от местечка Хурура, которое находиться в Ираке. Они собрались там, когда выступили против Али, да будет доволен им Аллах. И мугтазилиты являются последователями Васла ибн Гитаи, который удалился, (по-арабски: игтазаля), от собрания Хасана Басри, и вокруг него собрались единомышленники. По причине противоречия, которое произошло между ними в законоположении совершающего большой грех из числа мусульман. Хасан, да смилуется над ним Аллах, сказал относительно Васла: "Поистине, он удалился, (игтазаля), от нас". И его последователей стали называть мугтазилитами, (удалившимися).

Хавариджи и мугтазилиты в законоположении совершившего большой грех из числа мусульман, чрезмерно строги. Поскольку они судят о его выходе за рамки веры. Мугтазилиты говорят, что такой человек не является ни мусульманином, ни неверным. Однако, он в положении между верой и неверием. Хавариджи говорят, что он неверный. И они едины во мнение о том, что если он умрет в этом положение, то будет вечен в огне. Им противоречат марджиты и джахмиты. Они облегчили законоположение совершившего большой грех. И были чрезмерны в облегчении. Они говорят, что вместе с наличием веры не приносит вред прегрешение. Потому, что вера у них это только лишь уверенность сердцем. Или же вместе с подтверждением языком. Это противоречие внутри данной группы. И они не вводят в определении веры деяния. Она не увеличивается у них с подчинением и не уменьшается с ослушанием. И грехи, по их мнению, не уменьшают веру. А поэтому грешник не заслуживает наказания огнем, если только он не считает запрещенное разрешенным.

А приверженцы сунны и согласия средины между двумя этими группами и говорят, что грешник не выходит за рамки веры, только лишь по причине совершения им греха. И он находиться под волей и милостью Аллаха. Если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает, то накажет огнем. Однако он не будет вечен в нем, как говорят об этом хавариджи и мугтазилиты. Грехи уменьшают веру и человек, совершивший греховное заслуживает вхождения в огонь. Кроме тех, кого простит Аллах. И совершение больших грехов несет в себе нечестие и уменьшает веру. Не так, как говорят марджиты, что полноте веры не вредят большие грехи. А Аллах Всевышний знает лучше. Пятое: приверженцы сунны и согласия средины в отношение "к сподвижникам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Занимая положение между рафидитами и хавариджами". Сподвижник: это тот, кто встретил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, будучи уверовавшим, в него, и умер на этой вере. Рафидиты берут свое начало от слова: "рафада", (отвержение). И это есть оставление. Они названы так, потому, что сказали Зайду ибн Али ибн Хусейну: "Откажись от двух людей: Абу Бакра и Умара". И он отказался это сделать и сказал: "Да упаси меня Аллах от подобных слов". Они же оставили этих предводителей мусульман и стали называться рафидитами.

Их убеждения относительно сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заключаются в том, что они превозносят Али, да будет доволен им Аллах, и семью пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И предпочитают их над другими сподвижниками. А по отношению к другим сподвижникам они относятся враждебно. В особенности эта враждебность проявляется в отношение к трем халифам: Абу Бакру, Умару и Усману, да будет доволен ими Аллах. Они ругают и проклинают их. А иногда обвиняют их даже в неверие. Или же это обвинение касается некоторых из них. Противоположное им положение занимают хавариджы. Они обвиняют в неверии Али, да будет доволен им Аллах. А вместе с ним, обвиняют в неверии множество сподвижников. Они сражались с ними, разрешали пролитие их крови и захват их имущества.

Приверженцы сунны и согласия противоречат всем этим группам и признают всех сподвижников. Они не преувеличивают ни одного из них, а признают предпочтение всех сподвижников. Что они являются самыми лучшими и достойными представителями этой общины после ее пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И мы еще будем подробнее говорить об этом.

Из веры в Аллаха и Его писания - вера в то, что Коран является ниспосланными словами Аллаха, и они не сотворены. От Него они берут свое начало, и к Нему их возвращение. И что Аллах поистине, говорил этими словами. И что этот Коран, который ниспослан Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, это истинные слова Аллаха, а не слова кого-либо, помимо Него. И невозможно произнести предположение, что это рассказ, (повествование), от слов Аллаха, или же их объяснение. Однако если их прочтут люди, или же запишут в книги, то и в этом случае они не перестанут быть истинными словами Всевышнего Аллаха. Поистине, слова приобщаемы в своей истинности к тому, кто их произносит изначально, а не к тому, кто говорит их, передавая. И это слова Аллаха и буквами и значениями. Не слова Аллаха буквами, без значений. И не значения, без букв.

Объяснения:

Из основ веры: вера в Аллаха и вера в Его писания. Как мы уже говорили об этом. В эти две основы входит вера в то, что Коран является словами Аллаха. Вера в Аллаха включает в себя веру в Его качества. А Его слова являются частью Его качеств. Поистине, Всевышний Аллах описываем, что Он разговаривает, с кем пожелает, если пожелает. И он не перестает быть разговаривающим. И Его слова неисчерпаемы. По своему роду они изначальны и предвечны. И Его слова не перестают сбываться постепенно, согласно Его мудрости.

Из Его слов - священный Коран, который является самой величественной из Его писаний. И он входит в веру в Писания наипервейшим вхождением. Он ниспослан от Всевышнего Аллаха. И это есть Его слова, которые Он сказал, и ниспослал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует: "ниспосланными словами Аллаха, и они не сотворены". Поскольку являются частью Его качеств, которые он приобщил к Своей сущности, приобщением качества к описываемому объекту. А Его качества не сотворены, поэтому Его слова так же не сотворены. И этому противоречат некоторые группы. Шейх, да смилуется над ним Аллах, упомянул здесь мнения некоторых из них, сказав:

1 - мнение джахмитов, поскольку они говорят, что Аллах не разговаривает, и что Он создал слова для других и возможно лишь передать от Него смысл. И прибавление слов у них к Аллаху носит смысловое, а не истинное значение. Потому, что Он создал речь. И Он разговаривает в значении, что Творит речь в других созданиях. И это мнение ошибочно, противоречит религиозным и разумным доказательствам. И противоречит словам праведных предшественников и ученых мусульман. Эти слова не приемлет разум. Ведь не возможно назвать кого-либо говорящим, кроме тех, кто на самом деле разговаривает. И как же сказать: "Сказал Аллах", а говорящим является другой? И как же сказать: "Слова Аллаха", когда это слова другого?

Слова автора: "От Него они берут свое начало, и к Нему их возвращение. И что Аллах поистине, говорил этими словами. И что этот Коран, который ниспослан Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, это истинные слова Аллаха, а не слова кого-либо, помимо Него". Этим он хотел отвергнуть мнение джахмитов, которые говорят, что Коран берет свое начало от другого. И что Аллах не разговаривал на самом деле этими словами. Однако, они в переносном смысле Его слова. А на самом деле являются словами другого, которые соотносятся с Аллахом, поскольку Он является Творцом этих слов. И значение слов: "От Него они берут свое начало". То есть: Коран начался и вышел от Всевышнего Аллаха. Он является Его словами, которыми Он разговаривал. "И к Нему их возвращение". То есть: Коран вернется к Всевышнему Аллаху, потому что он будет вознесен в последние времена. И ничего не останется от него ни в книгах, ни в груди знавших его наизусть. И это один из признаков Судного дня. Или же в значении, что он вернется к Нему.

2 - Затем шейх, да смилуется над ним Аллах, упоминает здесь мнение кулябитов, (последователи Абдуллы ибн Саида ибн Куляба) в отношении Корана. Они говорят, что он повествование, рассказ от слов Аллаха. Потому что слова Аллаха у них есть значение, состоящее внутри, и обязательное Его сущности, так же, как обязательность жизни и знания. И не связано с Его волей и желанием. И это значение есть стоящим в Его сущности, и не сотворенное. А эти слова, состоящие из букв и звуков, сотворены. А потому они являются повествованием и рассказом от слов Аллаха. И не являются самими словами Аллаха.

3 - и упомянул мнения ашгаритов, (последователей Абу Хасана Аль-Ашари), что Коран является объяснением от слов Аллаха. Потому что слова Аллаха у них в значении стоящим, в сущности, и оно не создано. Однако эти читаемые слова являются лишь объяснением этого значения, стоящего внутри. И они созданы. И потому нельзя сказать, что это слова от Него.

И некоторые ученые говорят, что противоречие между калябитами и ашаритами носят словесный характер, не несущий в себе пользу. Ашариты и кулябиты делят Коран на два вида: словесный и смысловой. И словесная часть сотворена, это есть слова, которые мы обнаруживаем в Коране. А смысловая часть является древней, как незапамятна Его сущность, поскольку она составляет с ней одно целое. Она не разделима с Ним и не имеет много делений. И, во всяком случае, даже если их мнения и не совпадают, то они стоят очень близко.

Шейх, да смилуется над ним Аллах, указал на лживость этих двух суждений, сказав: "И невозможно произнести предположение, что это рассказ, (повествование), от слов Аллаха", то есть, как говорят это калябиты. "Или же их объяснение". Как говорят ашариты. "Однако если их прочтут люди, или же запишут в книги, то и в этом случае они не перестанут быть истинными словами Всевышнего Аллаха". То есть: поистине, священный Коран является словами Аллаха: как словами, так и значениями, где бы он ни был обнаружен. Все равно, был ли он выучен наизусть, или же читается языком, или пишется на книге. Все это не выходит за рамки истинных слов Аллаха. Они не перестают быть ими в любом своем состояние.

Затем шейх, да смилуется над ним Аллах, приводит доказательство этому, сказав: "Поистине, слова приобщаемы в своей истинности к тому, кто их произносит изначально, а не к тому, кто говорит их, передавая". Поистине, передающий сообщение называется посредником. А Аллах Всевышний сказал: "А если кто-нибудь из многобожников просил у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит слова Аллаха". ("Покаяние": 6). И слушатель, упомянутый в этом аяте, посредством передающего посредника слышит слова Аллаха. И это указывает, что слова приписываемы к тому, кто произнес их первый раз.

4 - затем шейх, да смилуется над ним Аллах, упоминает мнение мугтазилитов. Поскольку они говорят, что слова Аллаха, лишь буквы, без каких-либо значений. И говорят, что слово и слова, при произношении становятся лишь произношением. И значение не является частью этих произношений, однако, они сами по себе и не несут никакого смысла.

Затем шейх, да смилуется над ним Аллах, приводит мнение, противоположное этому, сказав: "И не значения, без букв". Это мнение кулябитов и ашаритов, как уже предшествовало их мнение, относительно Корана. А путем истины является то, что Коран является словами Аллаха, и буквами и значениями. Как об этом говорят приверженцы сунны и согласия. И на это указывают доказательства из Корана и сунны, и хвала Аллаху, Господу миров!

 

Так же в веру в Него, Его писания, Его ангелов и Его посланников, как мы уже упоминали, входит вера в то, что верующие увидят Его в Судный день своими глазами и взорами. Так же, как они видят солнце, когда оно ясное и без облаков. И как они видят луну в ночь полнолуния. И они не будут тесниться в своем видении Его. Они увидят Всевышнего, когда будут находиться в площадях предстояния. Затем они увидят Его после вхождения в рай, как пожелает Аллах.

Объяснение:

Вера в видение Аллаха относится к вере в Аллаха, Его писания, Его посланников, потому, что Аллах известил об этом в Своей книге, и об этом известил нас Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. И кто не верит в это, тот возводит ложь на Аллаха, на Его книгу и на Его посланника. Так как тот, кто верит в Аллаха, Его писания и Его посланников, тот верит во все то, что написано в них. Его слова: "своими глазами". То есть: истинное видение. Нет в нем никаких таинств, и его невозможно исказить как смысловое видение, как говорят об этом изменяющие. "Так же, как они видят солнце, когда оно ясное и без облаков. И как они видят луну в ночь полнолуния. И они не будут тесниться в своем видении Его". То есть, истинное видение, для достижения которого нет никаких сложностей. Как на этот указывают аяты и хадисы, повествование которых предшествовало раннее.

Его слова: "Они увидят Всевышнего, когда будут находиться в площадях предстояния. Затем они увидят Его, после вхождения рай". Это объяснение мест, в которых достигается видение. И это будет происходить в двух местах: первое место: площади предстояния. И площади это множественное число от слова площадь. И это есть широкое место, на котором нет строений. И площади предстояния: это места расчета. И обособлены ли верующие Его видением в этом месте или нет? По этому поводу есть три мнения. Первое: что Его увидят в площадях предстояния верующие, лицемеры и неверные. Второе: что Его увидят только лишь верующие и лицемеры, без неверных. Третье: что Его увидят только верующие. А Аллах об этом знает лучше.

Второе место: Его увидят верующие после их вхождения в рай. Как это установлено в доказательствах Корана и сунны. И уже предшествовало упоминание и объяснение некоторых из этих доказательств. И следовали сомнения отрицающих видение, вместе с отвержением их сомнений. И рай дословно означает сад. И здесь имеется в виду мир, который приготовил Аллах Своим приближенным. И это мир совершенного наслаждения и блаженства. И слова шейха: "Как пожелает Аллах", то есть без охватывания. И без установления образа видения.

 

Пока не настанет великое воскрешение, тогда вернуться души к телам. И настанет час Судный, о котором известил нас Аллах в Своей книге и устами Своего посланника. На этом единодушны мусульмане. И восстанут люди из своих могил перед Господом миров босыми голыми и необрезанными.

Объяснение:

Шейх, да смилуется над ним Аллах, указал в этой и в последующих главах, что будет происходить в мире следующем. И он начнется с великого воскрешения. Поистине, всего есть три мира: мир ближний. Мир барзаха, (в могиле). И мир дальний. И в каждом из этих трех миров есть особенные для этого мира законоположения. И события, происходящие в них. И шейх уже повествовал о том, что будет происходить в мире барзаха.

А здесь он начал повествовать о том, что произойдет в мире дальнем, сказав: "Пока не настанет великое воскрешение". Предстояние бывает двух видов: малое предстояние - и это есть смерть. И это предстояние произойдет с каждым человеком в особенности. Когда его покинет душа, и прекратятся все движения. И большое предстояние, когда предстанут все люди, как один, без исключения. И она называется предстоянием, поскольку люди поднимутся в ней из своих могил перед Господом миров. И поэтому он говорит: "Тогда вернуться души к телам". И это после того, как ангел Исрафил вострубит в трубу. Всевышний сказал: "И возгласили в трубу, и вот - они из могил к своему Господу устремляются. Они говорят: "Горе нам! Кто послал нас из места упокоения?" ("Ясин": 51-52). И сказал Всевышний: "Потом протрубят вторично, и вот - они стоя смотрят". ("Толпы": 68). И души есть множественное число от слова: душа. И она есть то, посредством чего живет человек и другие, обладающие душами. И никто не знает ее истинного положения, кроме самого Аллаха. Всевышний сказал: "Они спрашивают тебя о душе. Скажи: "Душа от повеления Господа моего". ("Перенес ночью": 85).

Его слова: "И настанет час Судный, о котором известил нас Аллах в Своей книге и устами Своего посланника. На этом единодушны мусульмане", основываясь на доказательства воскрешения. И что оно, (воскрешение), установлено в Коране, в сунне, в единодушном мнении мусульман и здравым рассудком. Аллах известил об этом в Своей книге, и привел достаточно доказательств этому. И опроверг отрицающих воскресение во множестве сур Корана. И поскольку наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был печатью пророков, он объяснил разделы и события Последнего дня таким объяснением, которое не обнаружится во многих пророческих книгах.

Воздаяние за дела установлено здравым умом. И узаконено в шариате. Поистине, Аллах предупредил об этом умы во многих местах священного Корана. Поскольку Он упомянул, что недостойно Его мудрости и Его славы оставить людей напрасно. Или же сотворить их ради забавы. Без приказаний, запретов, вознаграждений и наказаний. И чтобы благодеяющий был подобен грешнику. Или чтобы мусульмане были подобны нечестивцам. Поистине, некоторые праведники умирают до того, как получат заслуженное им добро. И некоторые грешники умирают до того, как им воздается по заслугам. И необходимо, чтобы был мир, в котором каждый получил бы по заслугам. И отрицают воскрешение неверные. Как сказал об этом Всевышний: "Утверждают те, которые не уверовали, что они никогда не будут воскрешены". ("Взаимное обманывание": 7).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.039 с.)